Снижение руководителем расходов предприятия (компании)

Юристы портала с радостью ответят на ваши вопросы и произведут подробную консультацию по имеющемся вопросам, а так же подготовят индивидуальное коммерческое предложение.
Задать вопрос
Для того, чтобы иметь возможность снизить расходы на предприятия или в коммерческой компании, руководителю необходимо обладать определенными знаниями и навыками. В нашей стране финансовый рынок еще не является достаточно развитым с точки зрения правового регулирования и информационной инфраструктуры, а особенно - касательно институциональной базы. При этом следует заметить, что, по мнению ведущих аналитиков, стратегии импорта (трансплантации) тех институтов, которые эффективно функционируют на финансовых рынках промышленно-развитых стран, скорее всего, не дадут удовлетворительных результатов.

Основной задачей государства в контексте формирования и развития финансовой системы является обеспечение макроэкономической стабильности. При возникновении бюджетного дефицита в условиях макроэкономической нестабильности исчезают стимулы к выполнению долгосрочных контрактов на финансовом рынке (из-за инфляции). А для финансирования бюджетного дефицита государство часто вынуждено идти на заимствования на финансовом рынке. Это приводит к возникновению так называемого эффекта "вытеснения частных инвестиций". Что, в свою очередь, не способствует повышению эффективности функционирования финансового рынка и увеличению его эксклюзивности.


Особую актуальность сегодня приобретает решение проблемы нормативно-правовой обеспечения упорядоченной деятельности субъектов финансового рынка.

Целесообразно определить основные направления реформирования государственной политики поддержки финансового развития в контексте повышения эффективности формирования и использования инвестиционного потенциала банковской системы.

Во-первых, государству нужно минимизировать риск экспроприации активов. Поскольку, по мнению ведущих специалистов, именно "грабящая рука" государства является главным препятствием финансовому развитию. Высокая вероятность потерять активы в ситуации неопределенности, заставляет экономических агентов выводить их из финансового оборота. Не случайно еще А. Смит отмечал, что в странах, где уровень риска применения противоправных и насильственных действий со стороны власти является значительным, предприятия скрывают большую часть своего капитала, чтобы иметь возможность осуществлять управляющее воздействие на него и не зависеть от посредников.

Примером негативного влияния изменения "правил игры" и политического курса является торможение развития рынка Ирана. Так, в этой стране в 1962-1980 гг. значительно возросли показатели финансовой глубины (отношение совокупных финансовых активов к ВВП, доли ликвидных обязательств к ВВП и кредитов банков к ВВП). Однако после смены политического курса, когда к власти пришла ортодоксальная элита и утвердился исламский режим, эти индикаторы сталировали (были в застое).

Другим примером может служить Венесуэла, где в середине 1980-х годов к власти пришел нетеократический авторитарный режим. Вследствие чего начались процессы национализации и денационализации на фоне общей политической нестабильности. Это привело к снижению общих показателей развития финансового рынка Венесуэлы.

Необходимо отметить, что риск экспроприации является имманентным и характерным не только для стран с хронически нестабильной политической системой (например, государств Латинской Америки). Но и для социалистических стран, где доля сторонников приватизации является значительной. Так, поданным последних социологических исследований, за национализацию приватизированных компаний в Болгарии выступают около 29% населения, в Венгрии - 24,6%, в России - около 37%, а в Украине - 43%.

Во-вторых, действующая государственная политика по поддержке финансового развития имеет не только экономическое, ной политико-экономическое значение. Поэтому она должна разрабатываться с учетом различных позиций по приоритетному развитию того или иного сегмента рынка, просмотра демократических прав и свобод, распределения прав собственности и т.п.

Так, например, в Италии в начале 1990-х гг. рынок банковских услуг был достаточно закрытым и олигополистическим. Что было обусловлено развитием неформальных связей между владельцами крупнейших банков, промышленных компаний и государством. Такая неэффективная политика в отношении поддержки финансового развития не способствовала повышению конкурентоспособности итальянских банковских институтов на мировом рынке. Ситуация коренным образом изменилась с созданием единого рынка ЕС. Когда банк UniCreditGroup, который в течение значительного периода занимал не лучшие позиции на рынке, доказал свою эффективность, став самым динамичным банком в ЕС (в 1997-2000 гг. его активы удвоились, а чистая прибыль выросла в четыре раза). Что позволило сегодня ему войти в двадцатку крупнейших банков мира по рыночной капитализации.

В Японии в 1980-х гг. политика по поддержке финансового развития была неэффективной. Поскольку действовала Комиссия по выпуску облигаций, которая контролировалась крупнейшими банками и ограничивала возможности малых и средних компаний получить внешнее финансирование путем размещения облигаций, заставляя их прибегать к банковским кредитам.

В результате рынок корпоративных облигаций в Японии практически перестал функционировать. В-третьих, государство должно развивать правовую базу и информационную инфраструктуру финансового рынка. Анализ отдельных макроэкономических индикаторов стран мира свидетельствует о том, что промышленно-развитые страны, в которых правовое обеспечение защиты прав кредиторов организовано на высоком уровне, имеют самую высокую долю кредитов в ВВП, причем эти две характеристики имеют четко выраженную взаимосвязь.

В государствах с уровнем дохода ниже среднего показатель объем кредитов банков по отношению к ВВП взаимосвязан с наличием бюро кредитных историй (частными или государственными). Такие результаты исследований показывают, что в странах с низким уровнем развития финансового рынка, усовершенствование его информационной инфраструктуры может частично компенсировать недостатки правовой базы. При этом заметим, что бездействие государства по проведению политики, направленной на создание правовой базы и информационной инфраструктуры финансового рынка, заметно замедляет темпы развития финансовой системы страны. В странах с высоким уровнем коррупции и низким уровнем защиты прав кредиторов банки вынуждены дополнительно учитывать соответствующие риски путем сокращения сроков кредитования и повышение требовании к качеству залогового обеспечения. Все это значительно снижает объемы инвестиционных поступлений в экономику и существенно уменьшает возможности эффективного формирования и использования инвестиционного потенциала банковской системы.

Кроме того, следует заметить, что попытки частично компенсировать слабость институтов финансового рынка "адаптивным" образом, то есть путем повышения требований к залогу, не дадут желаемого результата. Поскольку набор активов, которые могут использоваться в качестве залога, является весьма ограниченным. Решением данной проблемы должно стать рациональное использование ресурсов финансового рынка.

В-четвертых, создание государством избыточного количества институтов, занятых регулированием финансового рынка, а также норм и правил работы на нем способно тормозить его развитие.

Например, одна из норм обновленных Базельских сделок (Базель II) повышает коэффициент риска кредитования транснациональными банками развивающихся стран, что ограничивает поступление финансовых ресурсов, необходимых для роста экономик этих стран.

Также спорный характер имеют и некоторые нормы регулирования трансграничных денежных переводов, связанные с борьбой с отмыванием денег и финансированием терроризма, которые продвигает FATF. Эти ограничения заметно сужают доступ к финансовым услугам наименее обеспеченных слоев населения. Поскольку эта социальная группа выглядит наиболее "опасной" для банков с точки зрения кредитного риска.

Таким образом, государственная политика по поддержке финансового развития должна базироваться на принципе балансирования между слабой институциональной базой и чрезмерно жестким регулированием финансовой деятельности. Для создания рынка, который характеризуется и политическую ситуацию, религиозно-этические особенности страны, а также их восприятие широкими слоями населения.

Учитывая современные тенденции смещения акцентов в понимании сущности бизнеса и его оценочных характеристик, особую актуальность приобретает анализ сущности и составляющих интеллектуального капитала (далее -ИК), исследование его места в общей системе оценки стоимости бизнеса. Термин "интеллектуальный капитал" экономисты ввели в связи с ростом значения интеллекта, информации в современном мире, с потребностью управлять знаниями, включив в это понятие не только научный персонал, интеллектуальную собственность (авторские права и патенты), но и сумму знаний всех работников фирмы, обеспечивающих ее конкурентоспособность. В отечественной науке и практике исследования проблем управления ИК на уровне предприятия находится в зачаточном состоянии. Для бизнес-структура, в том числе и для банковских учреждений, необъятность интеллектуальных факторов означает, по сути, их неизменяемость и неуправляемость. Кроме того, на процесс управления ИК отечественных бизнес-структура накладывают свой отпечаток нестабильный характер отечественной экономики и слабо развитость рыночных отношений. Что исключает возможность непосредственного внедрения западных моделей, которые могут быть адекватны только в условиях стабильной экономики.

Несмотря на значительный интерес как зарубежных, таки отечественных исследователей к интеллектуальному капиталу, однозначного подхода к определению его сущности, создания и использования не выработано, что и обусловливает актуальность его исследования.

Капитал представляет собой, в сущности, отношения между собственниками по поводу рационального использования нематериальных и материальных факторов производства или бизнеса, рабочей силы, финансового капитала, интеллектуального потенциала сотрудников в целях создания конкретных ценностей (товаров, интеллектуального продукта, услуг), необходимого дохода на основе экономического интереса.

Согласно теории, в рыночных условиях человеческий капитал - это индивид и его способности к труду. Поскольку способности к труду склонны к накоплению, социальные его составляющие (демографические, характеристики физического и психического здоровья, образование и воспитание, культура) также имеют капитальную природу, поскольку они характеризуют степень необходимости индивида на рынке труда. Способность к труду становится капиталом, когда происходит качественное, принципиальное видоизменение свойств, которые составляют качество рабочей силы. Что делает ее владельца способным создавать избыточный, устойчивый, дополнительный продукт, необходимый обществу и, соответственно, чрезмерную добавленную стоимость - устойчивый источник дохода.  
В процессе информатизации общества происходят изменения в характере труда. Использование в трудовой деятельности научных знаний, ее интеллектуализация, увеличение свободы работника от участия в технологической части процесса создают условия для проявления творческих способностей (интеллекта) личности и придают труду интеллектуальный характер.

Труд превращается в разновидность интеллектуальной деятельности, в механизм самореализации личности. Производство благ заменяется "производством" человека. Базовой формой деятельности становится развитие интеллектуальных способностей. Поскольку знания, используемые на практике, непосредственно связанны с человеком и хранятся на различных носителях, без опосредования человеком они становятся просто бесполезными. Соответственно, преобразование интеллекта как способности к познанию, мышлению, умственной и творческой деятельности, накопление знаний в интеллектуальный капитал как способность получать доход с помощью коммерческого использования интеллекта, может определять последний как производительный и социальный ресурс, который обеспечивает эффективность не только интеллектуальной, но и всей деятельности субъектов и общества в целом.
Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Вернуться к списку