Провокация со стороны сотрудников правоохранительных органов - помощь адвоката
Провокация со стороны правоохранительных органов - это незаконное совершение действий со стороны правоохранителей по отношению к физическим и юридическим лицам, на совершение преступного деяния, которое может наказываться по уголовным статьям.
Сегодня мы поговорим о том, что такое провокация со стороны сотрудников полиции. Согласитесь, явление это уже давно приобрело массовый характер, несмотря на то, что в основном современное общество пытается замолчать проблему. Это вполне естественная реакция, ведь с точки зрения законодательства - правоохранительные органы являются своеобразным регулятором преступности и других действий, расценивающихся с точки зрения законов, как преступление. Однако, как бы изощренно не пытались средства массовой информации убедить общественность в благонадежности правоохранительной системы - ее существенные недостатки никуда не делись. И одной из таких проблем является "палочная" система, которая уходит корнями в глубь веков. О последствиях такого устройства мы сегодня и поговорим.
Реформирование МВД
Реформа о переименовании милиции в полицию должна была нести системные изменения в структуре силовых ведомств и органов. И несмотря на тенденцию высмеивать подобные действия власти, функциональные изменения все же были подготовлены. Но как и всегда, законопроект, который должен был оптимизировать работу сотрудников полиции и усовершенствовать всю систему, сработал не так как надо. Далеко за примерами ходить не придется - приказ No735, вступивший в силу в 2012 году ввел ряд конструктивных изменений и обновлений. А именно:
- Формальная система "зачетов";
- Использование социологических исследований;
- Расширение функциональных обязанностей сотрудников;
- Инструменты для подавления коррупционных схем.
Реальность же сильно расходится с тем, как видят проблемы в правоохранительных органах законодатели.
Текущие проблемы правоохранительных органов
Причин, по которым вопрос правоохранительной системы остается открытым, довольно много. А именно:
- Отсутствие доверия у населения;
- "Самодеятельность" сотрудников полиции низшего состава;
- Разрастание структуры силовых ведомств;
- Ухудшение контроля;
- Официальная система оценки эффективности работы.
Несмотря на то, что в общих чертах недоверие к полиции у населения снижается, статистическим показателям очень далеко до идеала. Что до молодого населения, то присутствие тюремной контркультуры сводит на нет все попытки сделать "прививку" от необоснованной агрессии в сторону правоохранительных органов. Резкий скачок технологий и фундаментальный передел привычной всем медиа сферы стал одной из ключевых причин этой проблемы. Модернизированная тюремная романтика сильно увлекает молодое население страны, так как других примеров и авторитетов практически нет.
А вот самодеятельность сотрудников и является причиной, по которой среди населения явно проступает враждебность к органам правопорядка. Как бы не поднималась заработная плата действующим оперативникам и личному составу низшего ранга, проблема провокативных действий не решается. Некоторые объясняют это тем, что в структуре органов очень низкая заработная плата. Но ее повышение, на деле не дает видимого эффекта. Все дело в том, что системе очень трудно перестроиться за несколько лет. Начиная реформы, не стоит забывать о таком понятии, как взаимоисключающие положения. Вот как раз таки система оценки эффективности купировала и подавила все попытки законодателей решить проблему провокаций со стороны полицейских. Если раньше подобный прецедент объяснялся недостатком финансирования, то теперь эта проблема лишь видоизменилась.
Исследования показывают, что делегирование части полномочий и задач отдельным службам и структурам, привело не к тому, что работа стала выполняться эффективнее, а к усложнению регулирования аппарата и отдельных ведомств. Расходы министерства выросли в несколько раз, а объем бумажной работы занимает слишком много времени и человеческих ресурсов. Многоступенчатая отчетность, целые аналитические отделы и сложность системы обмена рабочей документацией не решает ключевых проблем, присущих всей правоохранительной системе. По факту, все это очень сильно усложняет работу простых сотрудников с людьми, что негативно сказывается на эффективности в целом. По сообщениям действующих сотрудников - на бумажную волокиту уходит до 50% рабочего времени. Добрую половину этой работы можно было бы автоматизировать, упростив саму схему, но едва ли министерство придет к этому в ближайшие несколько лет.
Проблема ухудшения контроля вытекает из предыдущей. Так как большинство сотрудников правоохранительной системы занимаются заполнением многочисленных рапортов, актов и справок, а к этому добавляется еще и тот факт, что контроль за таким сложным и многоступенчатым каскадом должностей требует разрастания соответствующих служб. Все это приводит к тому, что постановления и приказы могут трактоваться неверно, и их практическая реализация вызывает противоположный результат (отличный от первоначальной цели).
Система оценки должна быть многогранной и одной из ее основных задач, является разносторонний подход, учитывающий огромное количество нюансов и аспектов работы обычного полицейского. На практике же, пресловутая "палочная" система, вынуждающая всех сотрудников (от нарядов ППС до руководства и руководящего командного состава) буквально "натягивать" показатели преступности на отдельно взятой территории ответственности. Эта проблема напрямую проистекает из человеческой психологии. Руководство требует выполнения всех постановлений, приказов и т.д. а также "трясет" рядовых сотрудников, руководствуясь показателями. Простой сотрудник же идет по пути наименьшего сопротивления, создавая преступление из ничего. Об этом и пойдет речь дальше.
Провокация сотрудников. Предпосылки
Несмотря на всю сложность и многогранность этой проблемы, чаще всего провокация преступления происходит по следующим причинам:
- Личная неприязнь (конфликт личного характера);
- Способ продвижения по службе;
- Выполнение непосредственного указания руководства;
- Коррупционная составляющая (это автоматически усложняет ситуацию).
Что до личной неприязни, то подобные случаи хоть и не редкость - их стараются не придавать огласке. Все-таки личный конфликт не является предметом законодательного регулирования. С юридической точки зрения, вопросы вызывает лишь способ устранения соперника или оппонента.
Как способ продвижения по службе, провокация - не самое эффективное решение. Поэтому подобные случаи чаще всего можно наблюдать среди младшего состава (на уровне ППС или следственных подразделений). Впрочем, поставить подобное дело на поток довольно трудно, так как контроль постоянно ужесточается. И даже риск уголовного срока и потери высокооплачиваемой работы часто не останавливает сотрудника от провокационных действий. Этому способствует и внутренняя атмосфера и сложившаяся традиция ведения работы. Впрочем, провокативные действия, приводящие жертву на скамью подсудимого происходят достаточно редко. Еще реже, удается всерьез привлечь к ответственности полицейских, которые всячески содействуют и покрывают таких "оборотней".
Что до коррупционной составляющей, то сейчас эта практика встречается все реже и реже. Частые проверки, делегирование части задач по борьбе с коррупцией, более серьезной силовой структуре - ФСБ (вернее ее отдельной службе) заставляют нечистых на руку полицейских прибегать к подобным соглашениям все реже и реже. Уж очень сильно начали "чистить" ряды в последнее время. Избежать уголовного преследования и просто лишиться работы как раньше уже не получается. Поэтому, оставим некоторую долю оптимизма, касательно отношения реформ в полиции. О том, как можно оспорить провокационные действия со стороны сотрудников силовых структур расскажем чуть позже, а пока углубимся в определения и рассмотрим список вероятных последствий, которые уже можно наблюдать.
Что именно будет считаться провокацией?
Если взять техническое определение, описываемое законом "Об оперативно-розыскной деятельности", то под провокацией понимаются любые действия, прямо или косвенно подталкивающие, или открыто подстрекающие человека совершить то или иное преступление. Верховный суд, в одном из постановлений дал более ясное определение. Провокацией являются действия, поставившие человека в такие условия, в которых он не мог бы отказаться от совершения преступления. Если подобные условия отсутствовали бы, обвиняемый не стал бы совершать деяния, повлекшие уголовное преследование. О материалах и позиции Верховного Суда по этому вопросу расскажем дальше. А пока разберемся с практическим определением.
На простом примере
Сотрудники полиции делают огромные показатели раскрываемости преступлений по всем пунктам статьи 228 УК РФ. Порой, даже не имея никаких оснований и подозрений, сотрудникам правоохранительных органов удается совершать контрольные закупки, вылавливая при этом случайных людей.
К слову сказать, для подобных оперативно-розыскных мероприятий должны присутствовать веские улики и разработка конкретного человека. С точки зрения закона, нужны основания и доказательства того, что подозреваемый действительно занимается сбытом, реализацией или хранением наркотических веществ.
С практической точки зрения, получается совершенно иная картина. Случайный гражданин "натыкается" на предложение заработать денег, перевезя груз из одной точки в другую. За это обещается щедрое вознаграждения, порой настолько щедрое, что человек даже не задумывается о том, что он везет и для чего. Денег бы заплатили - и то хорошо. И вот, честно приехав на встречу, он радостно хватает непонятный сверток или даже ящик и везет его туда, куда указал "работодатель". Конечный пункт назначения приобретает совсем зловещий смысл не только для свертка с его содержимым, но и для перевозчика. В пункте приема его встречают сотрудники правоохранительных органов, которые обнаруживают сверток с "неясным" содержимым и не менее радостно "упаковывают" человека. А дальше все по накатанной: проводится экспертиза, обнаруживается требуемый (крупный или особо крупный) размер наркотических веществ, суд и реальный срок.
И не нужно производить никаких лишних "манипуляций" вроде оперативной разработки оптовых и розничных поставщиков наркотиков, не нужно пресекать наркотрафик. Зачем? Показатели растут, а простых и доверчивых граждан, не подкованных законом очень много. Да и ситуация в судебной системе сопутствует налаживанию такого "конвейера" уголовных дел.
Зачастую, полицейские и оперативники даже не удосуживаются придать делу конечную форму и структуру. Они просто передают его в суд. Позиция суда тоже очень односторонняя - несмотря на то, что по делам такой практики никаких доказательств вины, кроме факта проведения контрольной закупки нет, приговор в 95% случаев выносится обвинительный. И простой человек, решивший "подзаработать" получает ощутимый уголовный срок.
Позиция Верховного Суда РФ по вопросу провокаций сотрудников правоохранительных органов
Для начала, кратко о ситуации из реальной практики высшей инстанции. Стоит сразу заметить, что это не самый показательный и рядовой пример, так как тут все-таки речь идет о намерениях и понятийности нарушения закона.
Дочь обвиняемого очень долго хотела ноутбук, и отец само собой, не мог отказать ребенку. Нашел подходящее предложение и попытался договориться с продавцом о цене. И вот тут, владелец устройства повел себя мягко говоря "нестандартно". Он заявил о том, что продаст компьютер, но вместо денег ему нужна какая-то определенная партия наркотиков (лучше всего героина). Что еще более странно, любящего отца и главу семейства такой необычный "способ" не сильно обескуражил и он недолго думая отправился за тем, что попросил продавец (наркотиками). Раздобыв наркотические средства, он спокойно отнес их продавцу и получил заветный ноутбук.
Из этого случая понятно, что получил он не только ноутбук, но еще и реальный шанс получить большой уголовный срок. Адвокату кое-как удалось отбить клиента, доказывая, что владелец ноутбука продававший его в обмен на наркотики - имел прямое отношение к правоохранительным органом и совершил таким образом контрольную закупку. В данном конкретном случае, Верховный суд расценил действия полиции, как провокацию. Это и спасло отца семейства. В противном случае, он рисковал получить до 15 лет срока. Конкретное решение описано в постановлении пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 за номером 14.
Обзоров и рекомендаций, по вопросу провокационных действий со стороны сотрудников правоохранительных органов очень много, и приводить их все точно не будем. Позиция инстанции по этой проблеме предельно прозрачна и ясна: в случае, если при проведении ОРМ полицейские как-либо склонили человека совершить преступление, судить гражданина просто нельзя.
С точки зрения законодательства, прослушка и любые другие способы слежки за человеком, разрешаются только постановлением суда. Соответственно, любые "игры" и "схемы" сотрудников, без соответствующего постановления нужно признавать необоснованными и несанкционированными. А материалы, добытые подобным образом - относить к категории бездоказательных вещественных доказательств. Вот только в реальности, суды не особо прислушиваются к рекомендациям высшей инстанции. А любые попытки адвоката оспорить провокационные ОРМ, громогласно прерываются аргументом судьи о несоответствии контексту текущего разбирательства.
Как может помочь адвокат если была провокация?
В первую очередь, не стоит отчаиваться. Лучше потратить время на поиск подходящего юриста, так как доказать факт провокации будет очень сложно, а еще сложнее получить оправдательный приговор или значительное снижение срока и изменения формы отбытия наказания. Начинайте искать адвоката сразу же, как только вас задержали и ни в коем случае не вступайте в длительную беседу с сотрудником полиции. Просто молча подчиняйтесь и требуйте законного права совершить звонок. В случае, если полицейские не дают возможности связаться с близкими или родными, и не предоставляют бесплатного адвоката, положенного законом - упирайтесь и не идите ни на какой контакт. Есть большая вероятность того, что с вам могут "вытянуть" показания и доказать провокацию будет очень сложно.
Адвокат будет заниматься юридическим сопровождением от начала и до конца разбирательства. Он будет представлять ваши интересы в суде и подавать ходатайства, оспаривать обвинительный приговор в высших инстанциях и делать все что потребуется, для отстаивания законных интересов клиента.
В каких случаях можно ссылаться, что была провокация?
Список подобных ситуаций довольно обширный, поэтому разъясним кратко:
- Вы не имеете прямого или косвенного отношения к сбыту или хранению наркотических веществ;
- У вас отсутствуют судимости по 228 УК РФ (в противном случае, доказать что-либо будет практически невозможно);
- При задержании, у вас в кармане непонятным образом "материализовался" сверток или небольшой пакетик с наркотиками;
- Вы подняли что-то по требованию или просьбе сотрудника полиции, и вас начали "раскручивать" говоря об отпечатках;
- Вас попросили перевезти подарок, груз, небольшой пакет (что угодно) за небольшую плату.
- Вы искали вакансию курьера, и не были осведомлены о содержимом груза.
Так или иначе, но без качественного юридического сопровождения шанса доказать свою невиновность практически нет.
Куда можно пожаловаться на совершенную провокацию?
Если окончательного решения еще не вынесено, то можно подать ряд ходатайств. А именно:
- Запросить предоставление данных учета и информацию оперативной проверки;
- Потребовать сверки протоколов с собранными аудио или видеозаписями оперативных мероприятий;
- Потребовать установления порядка телефонных звонков через провайдера;
- Истребовать у следствия предоставления всех материалов по делу, включая всю техническую информацию.
Кроме того, можно ссылаться на позицию ЕСПЧ по этому вопросу. Кроме того, стоит использовать Постановления Президиума Верховного суда РФ №93П18.
Что до конкретных инстанций, то с помощью адвоката и правильно выверенной стратегии, можно довести дело до Верховного Суда РФ, которому часто приходится рассматривать дела по статьям, связанным с провокационными действиями сотрудников правоохранительной системы.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.