Графический дизайнер: работа графическим дизайнером + доход, навыки, умение
Графический дизайнер это кто такой? Это специалист, основным рабочим инструментом которого является графика. Графическому дизайнеру предстоит заниматься оформление окружающей среды или обособленных проектов. Естественно, для того чтобы работать графическим дизайнером, нужно уметь рисовать. Некоторые считают, что можно обойтись и без этого навыка. И действительно, сегодня на рынке труда огромное количество дизайнеров, которые могут делать логотипы и различные шапки для оформления социальных сетей. И действительно, хорошо рисовать они не умеют. Однако, если вы хотите стать профессиональным графическим дизайнером, уметь рисовать все-таки придётся. Это не такая уж техническая профессия, как принято считать. Потому что дизайн в первую очередь про искусство и творческое мышление. И уже во вторую очередь про технологии. Ведь графический дизайн не всегда был областью компьютерных технологий. Он существовал задолго до появления компьютеров. Давайте разбираться.

Фактическое определение
Итак, мы уже определились с тем, кто такой графический дизайнер. Он работает в одноименной области. Но что такое графический дизайн? Грубо говоря, графическим дизайном можно назвать деятельность:
- Проектного характера.
- Художественного характера.
Целью всегда является создание целой среды, которая коммуникативно и визуально подходит для большинства людей. Графический дизайн в этом смысле может нести в себе инновации. Но не сами по себе инновации, а скорее нестандартный взгляд. По мнению некоторых экспертов, этот инновационный взгляд может влиять на несколько сфер жизни:
- Культурную.
- Экономическую.
- Социальную.
Общая теория сводится к тому, что графический дизайн позволяет сформировать ландшафт современности (в визуальном контексте).
Кроме того, у графического дизайна есть огромное количество разновидностей:
- Веб-разработка.
- Игры.
- Типографика.
- Промышленное оформление и т.п.
Фактически, современный графический дизайн всегда несет в себе коммуникационную составляющую.
Дизайнер работающий в этой отрасли должен уметь создавать изображения, использовать символику и генерировать что-то новое. Используются практически любые доступные инструменты, начиная от живописи, заканчивая типографикой, версткой (компьютерной) и т.д. и т.п. Всё это применяется для формирования полноценной визуальной композиции.
Кстати, у графического дизайна есть достаточно прагматичная философия. Поэтому, грубо говоря весь графический дизайн можно разделить на:
- Издательско-редакционное направление.
- Рекламно-корпоративное направление.
В первом случае мы подразумеваем работу над оформлением различно печатной продукции. Это флаеры, различные буклеты, книги, журналы и газеты.
Во втором случае мы подразумеваем наружные рекламные конструкции, упаковочный материал, логотипы и т.п. На этом пока и остановимся. И перейдем к истории появления графического дизайна. История достаточно занятная, хоть и некоторые "популяризаторы" пытаются перемешивать дизайн с искусством, заявляя о том, что первые "дизайнерские проявления" находили чуть ли не в пещерах.
Об истории дизайна
Итак, графический дизайн, как определение, появился всего 100 лет назад. Его придумал. У. А. Двиггинс в начале 20-х годов прошлого столетия. Естественно, некоторые предпосылки к возникновению дизайна существовали и задолго до введения этого термина. В какой-то степени, предпосылки к появлению дизайна существовали всегда. Например, уже во времена существования Вавилона существовали разного рода:
- Таблички.
- Кирпичи.
Этот материал использовался потом для строительства. Однако, сами кирпичи и таблички могли содержать в себе информацию, которую закладывали на уровне клинописи.
Естественно, говоря о предпосылках, нельзя забывать и египтян. Которые в этом сильно преуспели, создавая различные графические символы, надписи и иероглифику.
Естественно, к графическому дизайну можно отнести и иллюстрации к книгам. Издавна печатные книги украшали различными иллюстрациями и орнаментом.
Развитие печати сыграло огромную роль. Ведь уже известно о том, что еще в первом тысячелетии нашей эры уже существовал механизм печати на текстильном материале. Так удалось воспроизводить тексты для буддистов (это времена правления династии Тан). Кстати, одно из самых известных книг, которая была уже полноценно напечатана, является как раз сборник буддистских текстов.
Более того, уже начиная с 7-8 века начали использовать наборный шрифт, что значительно ускорило развитие книжного дела.
Естественно, поучаствовал в этой "неестественной эволюции" и Гутенберг, когда начал использовать для своего печатного станка наборный шрифт. Графика стала куда более доступной, ведь ранее любая реклама в основном передавалась посредством устной речи.
И уже массовое развитие типографии как раз повлияет на развитие дизайна.
История развития графического дизайна в США
В Соединённых Штатах сфера графического дизайна начала развиваться как раз благодаря Франклину. Он догадался использовать одну из газет для:
- Влияния на массы.
- Рекламы собственных книг.
Более того, именно Франклин опробовал новую на тот момент концепцию, которая предполагала прямую рекламу продукции. Кстати, товар, который Б. Франклин рекламировал, продается и по сей день. Это авторское изобретение, называемое печью Франклина.
Поначалу вся реклама в США напоминала конструкцию журналов и газет. Более того, в те времена, любое рекламное объявление подавалось в зашифрованной форме. Читать объявления было сложно, кстати именно так и появился 14-й номер шрифта. Впоследствии Франклин добавит еще несколько новшеств. Более того, этот человек даже начал использовать систему логотипов, на которой держится сегодня целая отрасль дизайнерского мастерства. Более того, это еще и закладывало принципы и фундамент для такой отрасли, как маркетинг.
Дизайн, как индустрия будет активно развиваться в Европе в 18-19 веке. В частности, именно в тот момент начнется отделение такой дисциплины, как графический дизайн, от классического искусства (изобразительного). Уже в 1850 году важность дизайна будет подчеркнута Г. Коулом, который и станет одним из известных людей в образовательной системе Великобритании. Параллельно с этим начнут организовывать разного рода выставки и другие события.
Более того, к этому "движению" присоединится и отдельное издательство KP, которое начнет публиковать продукты графического дизайна, ставшие самыми известными и значительными. Кроме того, именно У. Моррис (руководитель этого издательства) и создаст полноценный рынок для дизайна (графического). С этого момента начнется развитие семимильными шагами.
Краткий экскурс в дизайн 20 века
Мы уже разобрались с тем, что именно в 20 веке появится определение графического дизайна. Кстати, уже в то время будет даже выпущены книга, посвящённая графическому дизайну. А первые вывески в метро Лондона можно как раз считать одним из первых образцовых продуктов графического дизайна. Потому что именно эти вывески фактически и стали первым реальным применением дизайна в современной городской среде. Опять-таки, примерно в то же время начнет появляться интеллектуальное производством. Это было возможно благодаря советскому конструктивизму.
Дело в том, что именно интеллектуальное производство приведет к тому, что начнет меняться сам подход к индивидуалистическому искусству. В частности, это движение стало бороться с любыми проявлениями такого искусства. Ведь уже на тот момент считалось, что объекты нужно создавать с утилитарной целью. Именно это движение и займется дизайном в СССР. Ведь работали они буквально над всем, одежда, меню, мебель, логотипы и здания.
Базовый набор принципов типографии был очень прост и понятен. Однако, для его кодификации была издана первая книга в 1928 году. Кстати, впоследствии, это приведет к существенным "перестановкам". Особенно, если мы говорим о графическом дизайне. Уже с начала 30-х графический дизайн станет применяться практически повсеместно. А развитие экономики США после Второй Мировой приведет к тому, что спрос на графический дизайн начнет увеличиваться в геометрической прогрессии. И естественно, в первую очередь приоритет будут отдавать:
- Упаковке.
- Рекламе.
А уже во вторую, если не в третью очередь всему остальному. Впрочем, к дизайну товаров тоже можно было применять наработанные знания и инструменты.
Естественно, у графического дизайна в современном его понимании есть еще и несколько школ. Вопрос только в том, что эти школы оказывали влияние очень на разные эпохи. Например, если мы говорим о 30-х годах прошлого столетия, то немецкая школа графического дизайна просто привела к тому, что был выработан подход европейского минимализма. Вот только у американцев был куда более интересный подход к этому минимализму. Более того, именно этот подход и стал впоследствии прорывным. Концепция корпоративной идентичности будет выработана как раз на этом фундаменте. И надо сказать, что корпоративная идентичность окажет влияние на огромное количество рынков. А не только на графический дизайн.
Сегодня же ситуация достаточно странная. С одной стороны, современный графический дизайн продолжает совершенствоваться технологически. С другой стороны, смысловая концепция сильно поменялась.
Речь о том, что последний манифест сообщества графического дизайна, изданный в 1999 году призывал к отказу от маркетинга к исследованиям. А еще в этом манифесте была заложена новая, принципиально иная задача. Это производство нового вида смыслов. И вот тут уже становится не по себе. Особенно в современности, когда все чаще мы слышим не о продаже товаров и услуг, традиционными методами. И не о рекламе какого-то конкретного товара. Вовсе нет, сегодня одной из потенциально близких концепций является продажа образа жизни, как целого товара. Всё это может быть развернуто в контексте экосистем и т.п.
И в этом плане, графический дизайн будет становиться всё более унифицированным. Разумеется, если мы говорим о среднесрочной перспективе и прогнозировании. Впрочем, оставим прогнозы аналитикам и разного рода эзотерикам и перейдем к вопросам настоящего времени.
Где применяется графический дизайн?
Дизайнерство и графика необходимы практически для всего, что вы видите:
- Пособия.
- Документы.
- Меморандумы.
- Технические схемы.
- Дорожные знаки.
- Реклама и т.п.
На графический дизайн опирается маркетинг. Более того, графические дизайнеры всё чаще обретают функции маркетолога. По той причине, что дизайну ставят цель содействия реализации продукта. Иными словами, работодатель сегодня от вас будет требовать не просто картинок и идей. Он хочет, чтобы ваш дизайн помогал продавать товар или услугу. Согласитесь, это уже совершенно абстрактный критерий качества сделанной работы.
Применяется графический дизайн для разработки стиля, упаковки, рекламных материалов и т.п. Логотипы тоже создаются посредством графического дизайна.
Ну и не стоит забывать о том, что графический дизайн активно применяют для брендинга. В индустрии развлечений графический дизайн используется в большей мере. Ведь нужно визуализировать книги, создавать декорации. Во времена развития аналоговой электроники, для обложек дисков и альбомов активно привлекались графические дизайнеры. Правда, и сегодня для создания цифровых обложек нужна помощь профессионального дизайнера.
Естественно, в современности графические дизайнеры активно привлекаются для работы над интерфейсами, программами, различными ресурсами и много чем еще. И разумеется, большая часть визуального контента в интернете, так или иначе создается графическими дизайнерами. Речь разумеется о рекламном контенте.
Как работать графическим дизайнером?
Для начала вам нужно пройти курсы на графического дизайнера. Если мы говорим о программном обеспечении, которое вам предстоит осваивать, то обычно это:
- Photoshop.
- Illustrator.
- In Design.
- Quark.
- Scribus.
- Krita и т.п.
Нередко используются и простые графические редакторы, вроде Gimp. В общем и целом, назвать какой-то универсальный набор необходимых программ будет сложно. Слишком уж разносторонняя эта специализация, и далеко не всегда и везде применяются одни и те же программные продукты. Но начинать стоит как раз с тех, что мы перечислили. Опять-таки, в графическом дизайне есть свои, достаточно узкие направления для развития. Однако, базовый уровень должен быть практически у любого современного специалиста. Речь тут о том, что нужно работать с макетами, уметь обращаться с растровой и векторной графикой и т.п.
Что должен знать графический дизайнер по умолчанию?
Итак, фокус внимания потенциального работодателя в первую очередь будет заострён на профессиональных навыках соискателя. Разумеется, как и в других сферах, немалую роль играет так называемый "блат" и другие иррациональные факторы. Даже внешность, как вы уже догадываетесь, может сыграть ключевую роль при приеме на работу. Однако, всего этого недостаточно, если вы ничего не умеете. А уметь графическому дизайнеру надо очень много. Разумеется, умение работать с профессиональным пакетом программ будет обязательным. Это такие программы, как:
- In Design.
- Photoshop.
- After Effects.
- Illustrator.
А еще может потребоваться навык работы с видеомонтажом, моделированием (3D) и разумеется редактированием видеоматериала. Более того, знания английского в подавляющем большинстве случаев будут очень востребованными. Ведь фактически, весь современный дизайн строится на переосмыслении. А получить доступ к исходным проектам и потенциальным новым идеям в русскоязычной зоне интернета будет трудно. Потому что основной прогресс как раз в странах Западной Европы, Юго-Восточной Азии и США. А для изучения их площадок знание английского будет обязательным.
Кроме того, большая часть профессиональной литературы остается недоступна для русскоязычной аудитории. Знание английского пригодится и в этом. Общаться с зарубежными клиентами очень важно, ведь они несут куда больше прибыли, чем отечественные.
Для некоторых сфер может потребоваться понимание всего технологического процесса. Надо сказать, что дизайнера сегодня заставляют и буквально вынуждают мыслить категориями владельца компании. Поэтому споры на этом поприще ведутся очень ожесточенные. Даже в простой работе над проектом вы рискуете столкнуться с абсолютным непониманием.
Если мы говорим о фрилансе, то дизайнеров обычно нанимают посредством конкурсов. Это не самая честная практика, но уже устоявшаяся. Это к вопросу о том, куда устроиться на работу графическим дизайнером. Если вас не устраивает фриланс, придётся искать подходящее рабочее место:
- Студия разработки игр.
- Рекламное агентство.
- Издательство (попасть туда новичку практически нереально) и т.п.
Опять-таки, если вы собираетесь заниматься UI/UX, то тут одной графикой дело не обойдется. Потому что придётся изучать верстку, учиться программировать интерфейс для пользователя и т.п. Иными словами, дизайнер сегодня очень составная и объемная профессия. Так что придётся выбирать направление и изучать очень много нового.
Заключение
Ну и напоследок о том, какая может быть зарплата у графических дизайнеров. По данным портала "Труд" средняя заработная плата в Москве для специалистов этой категории составляет 50-60 тысяч рублей в месяц. Если же специалист известный и опытный, то там заработная плата уже измеряется другими категориями и сотнями тысяч рублей.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.