Основания и порядок увольнения из прокуратуры сотрудника + за что могут увольнять
Прекращение работы сотрудников и работников прокуратуры на территории РФ – это те процессы, которые предусмотрены в рамках трудового законодательства. Однако увольнение сотрудника из органа прокуратуры – это более сложный и более запутанный процесс, нежели увольнение какого-либо другого работника из других организаций. За что могут уволить из прокуратуры и в чем особенность этого процесса?

Основные обязанности сотрудников прокуратуры
К числу ключевых и самых важных обязанностей сотрудников, занимающих должности в органах прокуратуры, можно отнести следующие их обязанности:
- Соблюдение действующего законодательства и Конституции России.
- Добросовестное исполнение обязанностей, связанных с занимаемой сотрудником должностью.
- Соблюдение всех действующих правил трудового внутреннего порядка.
- Сохранение как государственной тайны, так и любой иной тайны, так или иначе охраняемой со стороны норм действующего законодательства.
- Исполнение приказов, а также указаний и распоряжений любого сотрудника, если он относится к вышестоящему руководству и лишь в тех случаях, когда приказ отдается в рамках должностных полномочий. Исключением в данном случае являются лишь противозаконные приказы.
При всем при этом необходимо отметить также и то, что на всех работников, относящихся к службе прокуратуры, так или иначе распространяются ограничения, регламентируемые статьями ФЗ 119 от 31 июля 1997 года «Об основах государственной службы РФ».
Ключевые основания и причины увольнения работника из прокуратуры
В качестве основных проступков, которые в итоге могут повлечь за собой увольнение человека из рядов органов прокуратуры, можно отметить, в первую очередь, злоупотребление занимаемой человеком должностью и его служебным положением в угоду своим собственным, личным интересам.
Помимо этого, в качестве причины для увольнения можно выделить и совершение таких действий, которые прямо противоречат стандартам и интересам службы в прокуратуре и служебным обязанностям работника соответствующего структурного подразделения, но лишь в том случае, если подобные действия не стали причиной более тяжелого преступления, наказание за которое регламентируется наступлением уголовной ответственности по отношению к работнику.
Также можно выделить такую причину увольнения, как совершение работником прокуратуры таких действий, которые могут быть приравнены к преступлениям вне зависимости от степени тяжести и к проступкам, порочащим прокуратуру и любое из его подразделений.
В данном случае к порочащим поступкам может быть отнесено появление работника прокуратуры в общественном месте в состоянии алкогольного или иного опьянения, демонстрация силы своего положения или грубые нарушения работающих сотрудниках его служебных обязанностей. К порочащим относятся и те поступки, которые нарушают правила и требования трудовой дисциплины или иные любые другие отклонения от норм права, нравственности и морали без признаков совершения преступного деяния.
Еще одна причина, которая может послужить основанием для увольнения работника прокуратуры из соответствующих органов – это несоблюдение работником всех тех ограничений, которые так или иначе связаны со службой в соответствующей структуре. Однако и это еще далеко не все причины увольнения.
Другое основание для увольнения – это несоблюдение работником органов прокуратуры всех тех ограничений, которые так или иначе имеют отношение к службе, а также появление в работе сотрудника тех обстоятельств, которые предусматриваются в рамках статьи 21 и статьи 11 (пункт 3) ФЗ «Об основах госслужбы РФ».
Также, согласно данным статьям, в качестве значимой причины для увольнения человека из рядов прокурорских органов можно выделить разглашение сведений, являющихся полностью или же частично государственную или же любую иную тайну, охраняемую в рамках действующего законодательства. Правда, по этой причине работника может уволить лишь руководитель или его собственная инициатива.
Прокурорский надзор
Очень важный момент, налагающий достаточно высокий уровень ответственности на работающих сотрудников службы и учреждений прокуратуры, заключается в том, что следователи и прокуроры имеют полное законодательное право на то, чтобы в течение любого времени, постоянно, хранить и носить стрелковое боевое оружие. При этом они имеют право на то, чтобы пользоваться личным боевым оружием для того, чтобы обеспечивать себе личную защиту.
Помимо этого, работники и сотрудники прокуратуры имеют право на то, чтобы использовать специализированные защитные средства, а также иные предметы, а после этого использовать их в порядке, установленном в рамках действующего законодательства.
Прокуроры в рамках осуществления всех возложенных на них обязанностей и функций, направленных на контроль за тем, чтобы права и свободы человека осуществлялись, имеют право на то, чтобы:
- Без каких-либо препятствий заходить на территорию и в любые помещения органов прокуратуры и тех органов, которые связаны с этим.
- Иметь безграничный доступ как к материалам, так и к специализированным документам.
- Вызывать граждан и лиц в случае получения от них объяснений по поводу нарушения норм действующего законодательства.
- Освобождать граждан, но лишь в том случае, если эти самые граждане были на противозаконных основаниях задержаны.
- Возбуждать уголовное делопроизводство или же заниматься инициацией правонарушений административного характера.
- Осуществлять любые другие полномочия, если они предусмотрены в рамках законодательства о прокуратуре.
И из-за этих особенностей очень важным моментом является понимание того, что работников прокуратуры могут уволить.
Какой предусмотрен порядок увольнения прокурорских работников
Прокуроры районов или городских населенных пунктов, приравненных к ним, имеют право на то, чтобы назначать на должность или же, наоборот, освобождать от занимаемой должности работников, если они не занимают рабочую должность следователей или же прокуроров.
Как и для любой иной категории людей, являющихся госслужащими, для людей, занимающих должности в структурах прокуратуры для определения достаточного уровня компетенции и соответствия занимаемой ими должности, проводятся аттестации, проверки и иные действия, способные в случае необходимости не только повысить работника, но и уволить его согласно установленному законодательному порядку.
При этом порядок проведения аттестационных действий, равно как порядок увольнения установлены в рамках положения аттестации сотрудников учреждений и органов прокуратуры РФ. Данное положение было утверждено соответствующим приказом Генпрокурора России от 30.10.1998 года под номером 74. Помимо этого, в данном положении говорится о том, что аттестация работников органов прокуратуры должны проводится и проводится каждые 5 лет, вне зависимости от занимаемой должности работника.
Увольнение прокурора по правилам и практике
Увольнение прокурора и иных людей, занимающих определенные прокурорские рабочие должности в компаниях, организациях и органах прокуратуры, отмечено в статье 43 ФЗ 79 «О государственной гражданской службе РФ». Также в ФЗ о гражданской госслужбе предусматривается не только увольнение этих же работников, но также и другие действия с ними:
- Расторжение действующего на данный момент служебного контракта, причем на основании инициативы нанимающей работника стороны (данный момент регламентирован статьей 37 ФЗ под номером 79 от 27 июля 2004-го года).
- Перевод работника службы прокуратуры по его личной просьбе или же с его собственного добровольного согласия в иные государственные исполнительные органы, а также перевод его на тех же основаниях, но на иную по виду государственную службу.
- Отказ гражданского работника от предложенной ему же иной должности для замещения, а также отказ от переподготовки и профессионального обучения или же от повышения квалификации из-за сокращения занимаемой им должности по службе.
- Отказ работника органов прокуратуры от замещения той должности, на которой он был прежде в случае неудовлетворительного результата одного испытания или в случае отрицательного результата целой серии прошедших испытаний.
- Достижение работников органов прокуратуры указанного максимального допустимого возраста для того, чтобы занимать соответствующую должность.
При этом следует учесть, в каком порядке и по каким именно правилам происходит увольнение работника из органов прокуратуры.
Порядок оформления и снятия с должности работников прокуратуры. Как увольняют помощника прокурора и низший состав?
Согласно нормам и правилам действующего на территории России законодательства, должность как прокуроров, атак и их помощников, и иных сотрудников, имеют право и могут занимать лишь те граждане России, у которых есть соответствующее юридическое высшее образование.
При этом эти граждане, если они хотят заниматься должности прокурора или его помощника, должны отличаться наличием у них специализированных качеств, необходимых для того, чтобы исполнять обязанности согласно компетенции, полномочиям и знаниям своей профессии.
Помимо всего прочего, согласно статье 40.1 ФЗ под номером 2202-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре РФ», в органах российской прокуратуры имеются две должности – это должности для помощника российского прокурора и должности для старшего помощника прокурора.
При этом все помощники прокуроров объединяются в специализированные группы, и за работой и правильным функционированием каждой из этих групп тщательно следит специальный сотрудник – именно заместитель прокурора.
Обязанности и права прокурора при этом прописываются максимально подробно и четко, однако обязанности и права помощника российского прокурора нигде не прописываются с хорошими показателями четкости и структурированности. Все, что вместо этого есть – это несколько пунктов к статье 40.1 законодательства «О прокуратуре РФ».
Тем не менее, в отношении работающего сотрудника органов прокуратуры действуют свои порядки увольнения.
Особенности и некоторые обязательные моменты, так или иначе связанные с увольнением человека из органов прокуратуры России:
- Ознакомление работника службы прокуратуры со всеми относящимися к делу об увольнении материалами, находящимися в деле этого сотрудника.
- Приобщение к делу работника службы прокуратуры его личных объяснений, заявлений и иных бумаг, оформленных только в письменном виде.
- Получение бесплатного обмундирования и обеспечение некоторых иных прав.
Также важно отметить тех людей, которые не имеет прав на то, чтобы устраиваться на работу в качестве прокурора, в качестве помощника прокурора или же в качестве любого другого сотрудника в прокурорской службе. К ним относится такой человек, который:
- Был признан недееспособным или же дееспособным, но с ограничениями, причем это решение является официальным результатом судебного делопроизводства.
- Был на основании судебного делопроизводства прав на то, чтобы занимать определенные должности в рамках государственных службы в течение некоторого, определенного судебным решением, срока.
- Имеет или же даже имел любую судимость.
- Имеет одно или несколько заболеваний, которые, согласно установленному заключению медицинских работников, так или иначе являются препятствием для того, чтобы человек мог исполнять обязанности по работе.
- Находится в очень близком родстве с тем человеком, который уже является работником учреждения или же службы прокуратуры. Правда, в данном случае запрет занимать должность и устраиваться на работу есть только у тех граждан, которые в случае устройства на работу будут находиться под контролем родственника или близкого человека, или же контролировать в виду занимаемой должности этого родственника или близкого человека.
- По каким-либо причинам отказывается от того, чтобы пройти процесс оформления личного, персонального допуска к тем информационным данным, которые в той или иной степени являются государственной тайной. При этом человека не допустят до работы в том случае, если человек не только отказывается от прохождения соответствующей процедуры, но и в том, если эти данные человеку приходится использовать в рамках занимаемой им должности.
При всем при этом данные требования также относятся к прокурорам и к следователям.
Продление сроков работы сотрудника службы прокуратуры
В случае, если таковым будет решение со стороны соответствующих органов или же со стороны соответствующих организаций прокуратуры, допускается одно продление сроков работы и нахождения прокурора на службе, но относится это лишь к тем прокурорам, которые достигли предельно возможного (близкого к пенсионному) возраста, а также к тем прокурорам, которые занимают рабочие должности, отмеченные в статьях 14-16 соответствующего федерального законодательства.
При всем при этом однократное проблем сроков работы в организациях или органах прокуратуры возможно лишь не большее одного раза в год. Одновременно с этим важно отметить и то, что продление сроков работы и нахождения на работе прокурора иного представителя службы прокуратуры невозможно в том случае, если работнику исполнилось 70 лет, а также в том случае, если у него появились или начали появляться заболевания, так или иначе оказывающие препятствия для исполнения обязанностей работника прокуратурских органов. При этом достижение предельного возраста или сокращение штата – это как раз и есть те самые ситуации и возможности, при которых в отношении работника не будет применяться продление сроков его работы.
Следует отметить еще несколько моментов, касающихся продления сроков работы для работников прокуратуры. Дело в том, что законодательно установлен максимально возможный возраст нахождения работающих сотрудников прокуратуры (исключением являются педагогические и научные работающие сотрудники) на службе в прокуратуре. И этот возраст равен 60 годам.
При этом в каждом отдельно взятом случае, если принимать в учет состояние здоровья работающего человека, а также принимать в учет его качества, а также иные моменты, возможно допустить продление временных сроков нахождения на официальной службе в отношении работников службы прокуратуры.
Права прокуроров на то, чтобы выйти в отставку
Права работников на то, чтобы увольняться из-за выхода в отставку есть лишь у прокуроров. Однако при этом в обязательном порядке должны быть выполнены некоторые важные условия отставки работника прокуратуры. К этим самым условиям относятся следующие моменты:
- Выход человека на пенсию в том случае, если его выслуга насчитывает 20 лет продуктивной суммарной работы органам прокуратуры или больше.
- Несогласие прокурора или помощника прокурора, а также любого иного работника с действиями или же с решениями государственных органов.
- Несогласие, полное или частичное, с действиями или решениями тех, кто является вышестоящим руководителем.
При этом необходимо отметить также еще и тот момент, при котором отставка Генпрокурора России или же его заместителей (первого заместителя) возможна лишь в тех случаях, когда Совет Федерации примет соответствующее решение.
Что делать если "попросили" добровольно уйти из прокуратуры?
В том случае, если гражданина России попросили добровольно пойти в отставку и уволиться из органов прокуратуры, а сам работник не хохочем заниматься чем-либо подобным, следует обратиться за помощью к квалифицированному юристу или же адвокату.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.