Кэшбэк, при котором часть потраченных денег на определенную покупку возвращается покупателю, достаточно прочно вошел в жизнь современного человека. Держатели банковских карт ежедневно расплачиваются с помощью банковской карты, получая взамен услугу или товар, а после этого – еще и часть потраченных денежных средств.
Что получают банки
Для чего банковским учреждениям нужны подобные действия, если они отдают клиентам деньги. Г.О. Греф, являющийся президентом одной из самых крупных финансово-кредитных организаций государства, отмечает, что существующая в Сбербанке программа лояльности «Спасибо» создает для Сбербанка большие убытки. По данным за 2018 год, компания потеряла из-за программы бонусов «Спасибо» свыше 25 миллиардов рублей.
Но действительно ли программа бонусов или любые другие виды кэшбэка приносят банковским учреждениям настолько серьезный убыток? На самом деле нет. Во-первых, в таком случае ее бы сделали более выгодной или всеми доступными методами постарались бы ее закрыть, а во-вторых, банковские учреждения также получают:
- лояльное отношение со стороны клиентов;
- комиссии за любые проведения безналичных платежей;
- возможность воспользоваться всеми теми денежными средствами, которые хранятся на карточках;
- уменьшение финансовых расходов, связанных с рекламой.
Да и реальные размеры кэшбэка будут намного ниже, чем скидки в виде 30-90 процентов в виде бонусов, получаемых на карту.
Кэшбэк действительно настолько большой?
Необходимо отметить то, что банковский кэшбэк – это, скорее, приятный небольшой бонус, но никак не легкий метод приобрети товары со существенной скидкой. В большинстве случаев размер кэшбэка равен примерно 0,5-1 проценту от суммы совершенных с помощью банковской карты платежей.
Здесь поможет статистика, согласно которой гражданин тратит каждый месяц в среднем 10-20 тысяч рублей. За трату таких сумм гражданин получается от Сбербанка в качестве «Спасибо» примерно 1000 баллов. Хватает этого количества баллов примерно на то, чтобы получить скидку в 50 процентов н покупку туфель, или же на 1-2 хороших обеда в каком-либо фастфуде.
Также среди предложений большинства банковских учреждений можно найти уникальные предложения в увеличенным кэшбэком (1,5 процента от всех совершенных покупок или не больше 12 процентов за приобретение услуг и товаров из определенных категорий). Но следует учесть и то, что обычно за обслуживание соответствующих банковский карт их владельцы будут платить намного больше – около 3-5 тысяч каждый месяц. И подобная абонентская плата за обслуживание очень сильно уменьшает выгоду от кэшбэка, даже если он увеличен.
Возврат денежных средств по картам в пределах 30-50 процентов от платежей – это не больше, чем классический рекламный ход банковских организаций. К примеру, владельцы банковских карт банковского учреждения Тинькофф, могут в том же самом «Бургер-Кинге» получать кэшбэк до 25 процентов, но лишь за первую покупку в этом заведении фастфуда. Поэтому по факту увеличить свое финансовое состояние посредством кэшбэка не выйдет.
Есть ли смысл банку доплачивать клиентам?
И все же, несмотря на сравнительное небольшие показатели, кэшбэк в размере даже 1,5 процентов от всех произведенных по карте транзакций в масштабах государства – это значительная сумма денежных средств. И банковские учреждения не берут эти суммы с клиентов. Какой же тогда для банка есть коммерческий смысл и выгода в организации и в проведении переводов в плане кэшбэка?
В действительности типов финансовой выгоды для банка очень много. К примеру, банки получают комиссию с любой проведенной пользователем транзакции.
Совершение любых операций с платежами – это один из методов заработка денежных средств для любой финансово-кредитной организации. При этом комиссия есть везде, кроме тех моментов, когда работники какого-либо предприятия получают заработную плату наличностью и используют эти деньги в магазине. В остальных же случаях, при которых люди расплачиваются с помощью картой, денежные средства уходят не в кассы, а на счет магазина в банка. И вот за такое вот посредничество банковская организация и получит свою комиссию. При этом размер такой комиссии равен примерно 2 процентам.
По этой же самой причине и существуют кэшбэк – банки в лице своих же работников мотивируют людей при помощи кэшбэка как можно больше оплачивать товары при помощи карточек, а не наличных денежных средств.
Банк использует деньги
Еще одна причина распространять кэшбэк заключается в том, что люди при такой системе бонусов будут держать деньги на карте, то есть в свободном для банка доступе. Ведь когда деньги все еще находятся на карте, банк может пользоваться ими по своему усмотрению и выдавать по первому требованию другие деньги. А если же люди будут держать денежные средства в виде наличности, то это говорит о том, что масса денежных средств просто перетечет в карманы к частным лицам.
Ну и, напоследок, можно отметить и то, что с помощью кэшбэка банковская организация «удерживает клиентов» возле себя, да и для клиентов кэшбэк не является сыром в мышеловке. Это вполне официальный бонус для клиентов от банковских учреждений.