Чем занимался Генри Форд: история успеха и развитие автомобильного бизнеса
Автомобильный бренд Ford известен во всем мире. Не меньшей легендой стал основатель «самого американского» автопрома – успешный человек Генри Форд, который «сделал себя сам», символ американского успеха, воплотивший свою мечту в жизнь. История успеха Форда в жизни и бизнесе не была устлана розами – но именно этим она интересна.

Биография
Автомагнат и символ делового успеха, он родился в скромной иммигрантской фермерской семье в 1863 году, рядом с Детройтом, который стал в дальнейшем главной площадкой для автобизнеса. Генри был старшим ребенком из семерых детей, рос ответственным и надежным мальчиком. Отец был очень консервативен, желал сыну развития именно на фермерском поприще. Поэтому Генри с детства усвоил, что успех приходит только к трудолюбивым людям, которые встают до зари и работают весь день напролет. Однако сельская жизнь молодого человека не прельщала. Его тянуло к технике, изобретательству – он даже разобрал из любопытства свои первые наручные часы, подаренные отцом на день рождения.
Хотя родители не одобряли увлечения сына, Генри в 16 лет ушел из дома в Детройт – попытать счастья в городе. Подрабатывал в часовой мастерской, работал на заводе, где выпускали вагоны для поездов. Через четыре года Генри получил от отца в дар 40 акров земли – тот надеялся, что сын все-таки продолжит семейное дело и одумается.
Тем временем наследник фермы втайне собирал в сарае свой первый автомобиль. Женившись на местной девушке, Генри снова уехал в Детройт, при том, что жена была беременна – чтобы устроиться инженером в осветительную компанию знаменитого ученого Томаса Эдисона. Дослужился с низов до главного специалиста спустя 8 лет, но параллельно работал над собственным проектом доступного автомобиля – за свой счет, в свободное время и с неослабевающим энтузиазмом. Успех в непрерывных технических опытах пришел к Форду в 1893 г. – его автомобиль заработал. А в 1899 г. родилась его первая собственная компания «Детройт Моторс» со стартовым капиталом в 15 000 долларов. При средней зарплате рабочего 100 долларов ежемесячно это была солидная сумма.
Форд платил своим сотрудникам побольше – 130 долларов. Денежный фундамент был создан из личных сбережений Форда, средств соучредителей, которые прониклись идеей автомобилестроения. Увы, в 1903 г. пришлось Форду покинуть «Детройт Моторс» – он хотел сделать автомобиль доступным, что перевернуло бы историю Америки. Но соучредители не согласились с этим подходом, им казалось выгодным оставить машину игрушкой для богатых покупателей, технологические инновации их не интересовали.
В итоге Форд основал другую фирму – «Форд Мотор Компани», которой пришлось почти десять лет воевать за место под солнцем. Проблемой было тот факт, что некий Дж. Селден в свое время запатентовал разработку автомобилей, затем продавал лицензии на производство, хотя сам не довел проект до финала и не сделал ни одного автомобиля. Покупатели давили через суд на других производителей, чтобы устранить конкурентов. Целый синдикат противостоял Форду, что угрожало и простым покупателям машин с его конвейеров. Однако Форд оказывал масштабную поддержку своим клиентам, что еще сильнее склоняло симпатии американцев на его сторону – ведь он дал им возможность купить автомобили по доступной цене.
В 1909 г. суд поддержал Селдена, однако Форд не сдался, поэтому через пару лет решение пересмотрели. Форд доказал, что выпускает автомобили по собственной, авторской технологии, ничьи права не были им нарушены. При этом Форд постоянно совершенствовал работу своей компании. С конвейера сошел первый автомобиль «Форд Т» по цене всего 800 долларов – на 30% дешевле, чем у конкурентов. Затем вышла в мир усовершенствованная модель «Форд А». В итоге Форду удалось стать почти монополистом для среднего класса – его машины оккупировали до 50%.
Генри Форд стоял у руля «Форд Мотор Компани» до Второй мировой войны, но также покинул свой руководящий пост из-за разногласий с партнерами. Он передал свою империю своему сыну Эдселю, но наследник умер в 1943 г. – и Форд снова оказался в своем кресле главы компании до 1945 г. Потом фирмой руководил его внук-тезка. Умер знаменитый бизнесмен в 1947 году в возрасте 83 лет.
Экономическая концепция
Можно смело сказать, что у Форда было несколько принципов, которые способствовали его успеху. Этот подход и сегодня тщательно обдумывают современные корпоративные руководители. Базовые правила работы Форда заключались в следующем:
- Смелость в экспериментах. Сам Генри Форд досконально знал устройство автомобилей и был техническим специалистом, не боялся нововведений.
- Умение отстаивать свои взгляды. Несмотря на конфликты с советом директоров и с партнерами, многочисленные суды, Форд эффективно претворял в жизнь свои установки в сфере управления и торговли.
- Талант к переговорам и поиску союзников. Форд сотрудничал с СССР, наладил производство тракторов «Фордзон-Путиловец», работал с Горьковским и Московским автозаводами. Тракторы выходили с советских заводов несколько лет, затем сотрудничество прекратилось. Неоднозначным считается взаимодействие Форда с фашистской Германией до Второй мировой войны и в ходе военных действий, хотя с экономической точки зрения эти решения были выгодными для компании.
- Диверсификация производства. На предприятиях производились не только автомобили, но и оборонная продукция в военные годы (противогазы, чехлы для авиадвигателей, танки, даже подводные лодки). Форд постоянно искал новые рынки сбыта и внедрял разные виды продукции на свои заводы. Новые источники прибыли делали корпорацию стабильнее, помогали быть в русле времени.
- Помощь инноваторам. Форд помогал авиаторам и основал собственную фирму «Форд Эйрвэйз» в 1925 г. Успех пришел к его самолету «Форд Тримотор», который использовался до 1989 г. в количестве 199 единиц. Также Форд искал новые изобретения и вкладывал средства в их разработку.
- Научная организация трудового процесса. В дальнейшем методы НОТ – научной организации труда – активно внедрялись на советском производстве, по ним начисляли зарплату и премии. Форду приписывают изобретение конвейерной технологии. Однако конвейеры работали и до него, однако Форд первым использовал этот метод для сборки автомобилей в 1913 г. Этот подход превратил автомобили из люксового объекта в массовый, доступный многим американцам из среднего класса. Благодаря Форду жизнь на колесах стала нормой для населения США, поэтому он признан настоящим символом Америки.
- Забота о сотрудниках. Форд стремился повысить качество жизни рабочих, строил для них жилье, увеличил минимальную зарплату – ее уровень достиг 5 долларов в день. Именно на его заводах появились оплачиваемый отпуск, рабочий день длиной 8 часов, два выходных. Здесь были внедрены три смены в сутки для непрерывного цикла работы. Рабочие могли развиваться профессионально, но начинать все должны были только с нижних позиций, чтобы каждый человек прошел весь путь, от низшего ранга до высококлассного специалиста. Это были настоящие равноправные условия работы, которые служили важным аргументов в спорах Форда с профсоюзами. При высоких требованиях к своим рабочим, глава компании делал все возможное, чтобы обеспечить людей возможностью роста и развития.
- Вклад в выживание людей во время Великой экономической депрессии. Когда во время масштабного экономического кризиса все компании были вынуждены сокращать бюрократический персонал, Форд предложил всем желающим занять место у станка. Инженеры и менеджеры не потеряли работу, а работа у станка им была знакома, при этом не были обижены рабочие. Также можно было получить зарплату в форме акций, который постоянно росли в цене – это увеличивало доходы работников, кто-то даже разбогател до конца жизни, получая хорошие дивиденды, ведь на это Форд не скупился.
Темная сторона Генри Форда
Будучи человеком смелым, неоднозначным и склонным к риску, Генри Форд неоднократно подвергался критике – как от своих соратников, так и от противников. Немаловажным моментом в таких ситуациях были разные факторы: его собственный сложный характер, сомнительные политические взгляды, экономическая выгода, деловые интересы.
- Наиболее неприятным моментом в биографии Форда стали повальные обвинения в антисемитизме и поддержке Гитлера.
- Форд враждовал с профсоюзами, его ненавидели защитники рабочих интересов. Народные представители, особенно сторонники социалистических партий, обвиняли Форда в механистичном подходе к человеческим ресурсам, погоне за выгодой в ущерб гуманизму. Конвейер и другие эксперименты в менеджменте позволяли компании сэкономить на зарплате и больше требовать выработки, повышенного напряжения и высокого плана с рабочих. Но при выросшей эффективности рабочих линий на заводе зарплата рабочих не вырастала, они производили больше за те же деньги. Профсоюз на его заводах появился только в 1941 году – до этого Форд считал эти организации вредными для рабочих.
- Гитлер в своей идеологической книге «Моя борьба» позитивно отзывается о деятельности Форда, за что бизнесмена часто упрекали. Гитлер писал, что Форд является единственным хорошим бизнесменом в Америке, так как не позволяет евреям контролировать экономику США полностью. В 1938 г. Форду вручили в Германии орден за особые заслуги – высшую награду для иностранцев, которая очень радовала бизнесмена.
- Также есть версия, что Форд спонсировал Гитлера еще до прихода к власти. Заводы Форда помогали вермахту на территории оккупированной Франции и на территории Германии. Существует мнение, что заключенные из концлагерей работали на его заводе до перехода в руки нацистов.
- Форд спонсировал газету, которая выпустила поддельные «Протоколы сионских мудрецов» и другие публикации в духе антисемитизма. За антисемитскую деятельность его осуждали в США, в итоге он даже опубликовал опровержение в СМИ. Но Форда все-таки долгое время считали антисемитом.
Сам Форд умер от кровоизлияния в мозг в престарелом возрасте, но в здравом уме. Считается, что причиной был просмотр документального фильма о концлагерях. Форд увидел, кому он симпатизировал многие годы – и это стало причиной его смерти. Какими бы ни были его истинные взгляды на политику и социальное устройство, он был, в первую очередь, настоящим бизнесменом – успех фирмы всегда стоял на первом месте.
Награды и достижения
За свою жизнь Генри Форд получил немало наград и премий. Наиболее престижными среди них были следующие:
- Вашингтонская премия 1944 г.;
- медаль Холли 1936 г.;
- медаль Крессона за революционные достижения в автопроме и лидерство в автомобильной отрасли.
Безусловно, вклад Форда в американскую экономику неоспорим, хотя сегодня его компания перекуплена и перешла в иное качество, в другие руки. Но автомобили Форд сейчас можно встретить по всему миру, в том числе в России.
Книги и афоризмы
Генри Форд стал воплощением американской мечты – человек, поставивший на ноги целую бизнес-империю, поставщик самых популярных автомобилей и техники, мультимиллионер, меценат и просто умный, дерзкий бизнесмен. Неудивительно, что его цитаты и рекомендации ценились на вес золота.
Сам Форд написал автобиографию под названием: «Моя жизнь, мои достижения» - настоящее научное пособие по трудовой дисциплине и практике. Методы научной организации труда в дальнейшем активно применяли в СССР, где книга вышла на русском языке в 1924 году. Сегодня это обязательное к прочтению пособие для бизнесменов. В книге приводятся не только биографические факты и примеры из практики бизнеса, но подчеркивается роль грамотного планирования, производственной организации, бухучета.
Также Генри Форд написал еще пару книг: «Движение вперед», «Сегодня и завтра». В них он излагал свои концепции ведения бизнеса и приводил примеры из личной практики. Но его автобиография, пожалуй, является основным фундаментом фордизма – экономической концепции, базирующейся на методе конвейерного производства.
В современной деловой и экономической литературе можно неоднократно встретить самые разные цитаты Генри Форда. Они вдохновляют современных бизнесменов и всех деловых людей, мотивируют к саморазвитию и внушают оптимизм в сложные моменты:
- Законы природы и бизнеса – одинаковы, пренебрегать ими – обрекать себя на гибель.
- Прибыль не является целью бизнеса. Она должна быть итогом полезного труда.
- Если на первом месте стоит тревога о деньгах, то это приводит к страху неудач. Страх мешает правильно работать и конкурировать, внедрять новые технологии – он мешает любым смелым действиям и решениям.
- Чем меньше получают сотрудники, тем слабее позиция и будущее компании.
Сегодня далеко не все воззрения Форда сохранили актуальность. Мир активно меняется, технологии и методики управления изменились во многом радикально. Но деятельность и концепция успеха этого американца однозначно заслуживают внимания и уважения.
Наследие Форда сегодня
В начале XXI века американский автопром переживает не самые лучшие времена. Город автостроения – Дейтройт – пришел в упадок после закрытия производств, китайские и японские бренды потеснили на рынке американские марки.
Кто-то бесконечно критикует деятельность знаменитого реформатора, кто-то боготворит, но можно с уверенностью сказать, что равнодушных к этой персоне почти нет. Даже в знаменитой антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный, новый мир» упоминается образ бизнесмена, правда, в негативном ключе. В этой масштабной пародии на современное общество показана организация социальной жизни на постулатах Форда. Летоисчисление ведется с даты выхода в продажу первого автомобиля «Форд Т». Когда люди крестятся, они произносят «ей Форду», все категории граждан разделены на статусы – альфа, бета, гамма, эпсилон и т.д. На базе конвейера построена вся жизнь людей, даже размножение и деторождение, образование, досуг и отдых. Это механизированный, бездушный мир, который является противопоставлением дикой, вольной жизни за пределами «цивилизации».
Все-таки успешный человек Генри Форд – интересная личность, которой удалось то, о чем лишь мечтают миллионы. Мальчик из фермерской семьи стал настоящим миллиардером, поставил на ноги не один бизнес и изменил стиль жизни всех американцев. Он принимал неоднозначные решения в политике и бизнесе, ставил рискованные эксперименты. Но тем ценнее опыт Форда, который доказал своим примером: можно добиться самых невозможных целей, если грамотно выстроить свою стратегию в бизнесе и искренне любить то, что делаешь.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.