Что такое оферта простыми словами - как используется + отличие от акцепта
Для того, чтобы сделать деятельность во внешней экономике более оптимизированной, многие бизнесмены стараются прибегать к различным видам помощи, то есть к специализированным инструментам. И один из таких полезных для бизнесменов инструментов – договор оферты. По факту такой договор – это предложение для заключения сделки, удовлетворяющее определенным специфическим требованиям. В чем же особенности оферты и почему оферта является деловым термином.
Что такое оферта в гражданском праве
Оферта регламентируется статьями 435-449 ГК РФ. Так, согласно первому пункту 435 статьи ГК РФ, офертой является предложение, адресованное как одному человеку, так и к нескольким лицам. Предложение оферты должно быть написано понятным для обеих сторон языком.
В документе-оферте должны содержаться все ключевые условия договора. Также в договоре должны быть все остальные условия договора, которые являются необходимыми и способными более точно проинформировать сторону-контрагента.
Также согласно 440 и 441 статьям Гражданского кодекса, договор оферты будет являться официально заключенным лишь после того, как та сторона, которая направила оферту, получит согласие другой стороны (акцепт).
Стороны и действующие лица оферты
У любой оферты есть несколько сторон и действующих лиц:
- Оферент. Оферентом является тот, кто и создает оферту. Оферент имеет право на то, чтобы сформулировать предложение, причем сделать это он может как в устной, так и в письменной форме.
- Оферта. Офертой в данном случае является первая стадия заключения письменного или устного соглашения.
- Акцептант. Акцептантом является та сторона, которой адресуется письменное или устное предложение. Акцептант может дать свое согласие на то, чтобы заключить сделку. В таком случае акцептант должен будет оформить согласие в письменном виде. У акцептанта есть также уникальное право на то, чтобы составить обратное предложение, касающееся условий сделки (как пример, предложения могут касаться объемов или сроков).
После предложения оферты и контрпредложения, оферент может как согласиться с условиями и их выполнением, или же, наоборот, рассказать о том, что сделку с подобными условиями нельзя заключить.
Акцептант, то есть получатель оферты, имеет право проигнорировать поступающие от второй стороны предложения на тот случай, если сделка будет неинтересной или невыгодной.
Особенности оформления оферты
Любая оферта, если она оформляется в письменном варианте, является коммерческим предложением от продавца к покупателю. Но, даже являясь коммерческим предложением, оферта может обрести юридическую силу письменного договора лишь в том случае, если сторона-покупатель ее подпишет.
В процессе составления соглашения оферты необходимо указывать некоторые важные сведения:
- Самое важное, что необходимо отметить, это то, что составляемый документ на самом деле является офертой. Это обязательное условие составление документа.
- Достоверная и максимально подробная информация об услуге, работе или же товаре, подлежащем продаже. Нужно указать стоимость, количество, а также название и иные параметры.
- Способы, при помощи которых сделка может быть заключена. В данном случае приоритетным и чаще всего единственным способом является подписание необходимых документов.
- Способы расчета за услугу, товар или работу с обязательным указанием как реквизитов, так и контрактов продающей стороны.
- Ответственность каждой из сторон в случае каких-либо нарушений оферты. В данном случае речь идет о штрафных санкциях.
Здесь стоит учесть, что бланки соглашений стороны или каждая из сторон имеет право составлять самостоятельно, ведь унифицированной формы у этого документа нет.
Особенности нарушения и расторжения оферты
Так как оферта – это своего рода предложение совершения сделки и соглашение, такой документ может быть досрочно расторгнут, причем на законодательном уровне расторжение, не влекущее за собой никаких последствий для сторон с юридической точки зрения, может быть осуществлено лишь в двух случаях:
- В том случае, если продавец по какой-либо причине решил отозвать предложение еще до того, как вторая сторона, то есть покупатель, этим предложением воспользовалась;
- Сторона-покупатель решила не пользоваться офертой из-за того, что ее сроки действия истекли.
Во всех же других случаях как расторжение такого договора, так и изменение его условий будут отнесены к нарушениям. И именно по этой причине важно перед подписанием документов такого уровня заострить свое внимание на нескольких обязательных моментах:
- Если ли в договоре между сторонами указание на то, что документ относится к публичной оферте.
- Условия оферты.
- Условия договора, вступающего в свою законодательную силу сразу же после того, как оферта будет принята.
На эти условия и их наличие в договоре стоит обратить внимание.
Оферта и рекламные слоганы
Оферта является настоящим юридическим документом, у которого есть свои особенности и отличия от того же рекламного зазывающего слогана или от пустых сообщений. В оферте, в отличие от рекламных продуктов, есть свои обозначенные условия.
Как минимум, рекламные предложения являются четко обозначенными условиями договора, а ведь именно в договор превращается оферта после того, как акцептант соглашается с ее условиями. В оферте, в отличие от рекламы, не должно быть никаких сложных мест, недомолвок или непонятных моментов.
То есть тот человек, который прочитает договор оферты, должен будет осознавать, с чем и на каких именно условиях он соглашается.
Еще одна особенность оферты заключается в том, что адресат этого документа должен быть письменно обозначен. Причем от вида и особенностей предложений адресатом может быть компания, человек, а также группа лиц и компаний. В тексте оферты обязательно указывается та сторона, которой этот документ адресуется.
Другая особенность и отличие оферты от рекламных слоганов заключается в том, что условия, при осуществлении которых сделка станет успешно завершенной, не должны быть в кой то мере разночтенными. То есть у них должен быть свой строгий смысл, у которого не может быть иных интерпретаций. А если в оферте какие-либо моменты не обозначаются, то и в договоре на основе оферты эти моменты не будут работать.
И, наконец, в оферте, в отличие от рекламы, потребителю недвусмысленно дают понять, что с ним не столько могут, сколько именно хотят заключить обоюдовыгодный договор. Также в оферте говорит о том, что если потенциальный потребитель будет согласен с условиями оферты, он превратится в сторону договора. У него будут права, обязанности и ответственность как в случае успешного договора, так и в случае каких-либо нарушений.
Оферта и облигации
Многочисленные эмитенты создают оферты для собственных облигаций. Другими словами, эмитенты таким действиям как бы создают возможность досрочного погашения ценных бумаг по определенной стоимости, которая обговаривается заранее. Если речь идет о долгосрочных облигациях, то в данном случае оферта становится тем средством, при помощи работы которого сторона-инвестор и сторона-эмитент имеют права регулировать уровень доходов вложенных бумаг.
Особенности видов оферты
Существует несколько видов договора оферты. Ниже представлены их особенности, отличающие один вид оферты ото всех остальных видов. В основном изменения касаются товаров и способов взаимодействия сторон оферты между друг другом.
- Твердая оферта
Оферта твердого вида в обязательном порядке является предложением о продаже каких-либо товаров, причем это должно быть предложение, оформленное в письменном виде. Предложение подобного характера должно направляться на определенного покупателя. В том случае, если потенциальный покупатель соглашается на такое предложение, он должен будет подтвердить свое решение. Тогда сделка будет считаться заключенной.
Стоит учесть, что в течение того срока, который указан в договоре не допускается отправлять такие же или же похожие предложения, но другим покупателям. Но в тот день, когда срок оформленного договора будет завершен, продавец имеет право на то, чтобы предложить тот же самый товар каким-либо другим потенциальным покупателям.
Покупатель может и не согласиться с договором оферты или же с каким-нибудь пунктом договора, и это несогласие может быть расценено как отказ. Но продавец при отказе со стороны клиента может сформировать иное предложение, которое может удовлетворить возражения клиента.
Взаимный обмен подобных предложений, с помощью которых договор оферты может изменяться, может вестись практически бесконечно вплоть до того момента, когда стороны не смогут договориться.
- Безотзывная оферта
Особенность этого вида оферты заключается в том, что такой договор не подлежит отмене. Другими словами, если стороны договорились и подписали этот договор, отозвать его они уже не могут. Обычно подобные документы касаются рынка ценных бумаг и сделок на этом рынке.
- Свободная оферта
При свободной оферте предложение от продавца может поступить не к одному покупателю, как при твердой оферте, а одновременно к нескольким. Плюс у подобной сделки нет никаких сроков ожидания согласий. Задача заинтересованных клиентов заключается в том, чтобы не только подтвердить собственное согласие, но и сделать это первыми. Сделать это можно через ответную оферту, но уже твердую. Обычно свободная оферта нужна в двух случаях – если нужно определить хотя бы возможное количество покупателей, а также для того, чтобы продать какой-либо товар по оптимальной стоимости.
Какие условия должны быть прописаны в оферте
В оферте должны быть прописаны следующие условия и требования:
- Документ должен составляться так, чтобы сторона-адресат имела максимально четкое и понятное представление как о сделке, так и возможных намерениях стороны-референта.
- В самом тексте оферты указывается и то, что при акцепте (заключении договора) продающая сторона должна будет связана обязательствами с клиентом.
- В договоре также должны быть все условия совершаемой сделки. К условиям сделки относится предмет соглашения, стоимость объекта оферты, сведения о каждой стороне и иные данные.
- Еще одна обязательная информация – это адресат, который тоже должен быть отмечен.
- Под конец оферты должен указываться призыв приобрести товар или же услугу по определенной стоимости (еще, если это необходимо, в договоре оферты указывается то, что стоимость товара или услуги не является окончательной.
И последнее. Если оформленное соглашение оферты регулируется законодательством или какими-нибудь его специфическими законами, данный факт тоже должен отражаться в договоре. Обычно законами могут регулироваться те товары, чья продажа или же покупка должна регулироваться органами государственного уровня.
Какими могут быть ответы на оферту
После того, как потенциальный клиент (он же покупатель) получит оферту, он должен будет с этим документом познакомиться. После ознакомления с документом он должен вынести решение. И ответ этой стороны зависит только от одного момента – согласен ли клиент с отправленной ему офертой или нет.
При положительном ответе на оферту покупателю нужно выразить свое согласие, что считается акцептом. После акцепта (согласия) между сторонами оферты заключается соответствующий договор.
При отрицательном ответе потенциальный потребитель может не просто не согласиться с офертой, но и отметить, с какими именно моментами или условиями он не согласен. Свои замечания потребитель может отправить продавцу в письменном виде. Тут важно понимать только один момент – в подобных случаях оферта не переходит в договор, а клиент просто создает контроферту. И, как было описано выше, дальше между сторонами будет происходить взаимный обмен замечаниями вплоть до момента или общего согласия, или расторжения отношений.
Если сторона-покупатель, получившая оферту, не согласна с какими-либо условиями договора, она имеет право не только письменно отметить такие моменты, но и просто отказаться от оформления сделки. При отказе от оферты покупателю необходимо уведомить о своем решении продавца. Правда, можно этого и не делать, ведь, если клиент будет молчать, после истечения определенного срока сделка и без вмешательства сторон становится несовершенной.
Акцепт и оферта: отличие акцепта от оферты
Итак, в том случае, если клиент изучит все условия оферты и согласится с ними, его следующим шагом становится согласие с офертой, то есть акцептирование. На данном этапе важно понимать, что далеко не каждый ответ можно истолковать как акцепт.
Если говорить совсем уже простым языком, то акцепт – это полное согласие человека или компании, которым был прислан документ оферты, на то, чтобы эту самую оферту принять. А это говорит о том, что акцепт возможен лишь в тех случаях, когда текст оферты и его основные положения удовлетворяют интересы обеих сторон.
Акцепт (то есть согласие) должен подходить под два условия – быть безоговорочным и полным. Если же акцептор принимает оферту, но не в том виде, в котором ее получит, а с изменениями или оговорками по каким-либо пунктам, то по факту это будет несогласие с офертой. И тогда то предложение, в которое вносятся поправки, будет являться новой офертой.
Также у акцепта, в отличие от оферты, есть несколько дополнительных правил. Первое говорит о том, что если адресат молчит, это поведение будет в итоге расценено как несогласие с офертой или с предложением заключить сделку. Второе правило говорит о том, что если в течение какого-либо срока адрес произвел какие-либо действия, которые можно согласовать с контрактом и его условиями, подобные действия относятся к акцепту.
В заключение
Что же можно отметить в итоге?
- Первый и самый важный момент, который стоит учесть – это то, что оферта представляет собой обоснованное, аргументированное и подкрепленное документально предложение о заключении сделки.
- Второе: если ста сторона, которой был отправлено предложение, соглашается с ним, тогда сделка автоматически переходит в статус заключенной сделки, а продающая сторона обзаведется закрепленной в договоре сделки связью и обязательствами с покупающей стороной.
- Третье: существуют различные типы оферты, разница между которыми может заключаться в продаваемых товарах, так и в том, кому и как направляется предложение оферты.
- Четвертое: любые сделки, основанные на оферте, должны соответствовать некоторым обязательным требованиям, из-за чего к оферте нельзя отнести рекламу, коммерческие предложения и рекламные предложения.
- Пятое: сторона-адресат, то есть та сторона, которой была отправлена оферта в документальном виде, должна будет в определенные сроки или согласиться со сделкой на описанных в документе условиях, или же отказаться от нее на изначальных условиях. Во втором случае, если адресат откажется от сделки на первоначальных условиях, он может или совсем не рассматривать оферту, или обратным письмом отметить, какие именно моменты его лично не устраивают.
Тогда эти моменты или будут изменяться, подстраиваясь под требования адресата, или будут оставлены без изменений. Каждое такое изменение будет создавать новую оферту. Отказ же от изменений приведет к тому, что сделка эта будет завершена, так и не начавшись.
- Шестое: оферта – это практически всегда тот документ, который идет перед договором между сторонами. Конечно, если такой очередности требуют нормы действующего законодательства.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.