Что же такое религия на самом деле: религиозные течения + появление, вера, люди, направления
Проблема религии в том, что для нее даже не существует единого определения. О том, что это хороший инструмент для управления массами мы даже говорить не будем. Религия в какой-то мере существовала всегда, видимо базовый ее принцип опирается на какие-то малопонятные и неизвестные механизмы человеческой психики. Так или иначе, но механизм религии оказывается для большого количества стран до сих пор решающим. Естественно, это создает естественные противоречия и создает благодатную почву для разнообразных конфликтов, завоеваний и т.п. Религия (как явление) появилась так же давно, как и человеческий язык. Любой язык.
Общее определение
А вот его то у нас для вас сегодня и нет. Это столь сложный и противоречивый вопрос, что даже ученые не могут прийти к какому-то единому результату. Все дело в том, что сам термин "религия" это производное западной системы ценностей и культуры. Более того, далеко не во всех культурах прошлого и настоящего есть даже его аналог. Более того, в огромном количестве языков даже отсутствует эквивалентное слово или символ.
Давайте определимся сразу с тем, что современное понимание этого термина существует всего несколько столетий. А издательство Macmillan Publishers занимающееся выпуском энциклопедии для религиозных течений и верований предлагает и вовсе запутывает непосвященного человека в омут:
- Размышлений.
- Концепций.
- Исторических параллелей и т.п.
Фактически, авторы энциклопедии нам предлагают идею о том, что само выделение религии свойственно западной культуре. И более того, акцент ставится на том, что это попытка. Такая трактовка тонко намекает нам на то, что результата в итоге нет. Проблема еще и в том, что даже с точки зрения лингвистики термин религии сильно поменял свое содержание.
Давайте всё-таки ответим на вопрос о том, что такое религия как определение. Несмотря на то, что сейчас существует по меньшей мере около 250-400 официальных определений этого термина. Не считая разнообразных трактовок. Формально, религия это система взглядов человека, которая предполагает:
- Наличие объединенной общины людей (последователей религии).
- Собственные типы поведения и нормы морали (эдакий аналог законодательства).
- События и мероприятия специфической направленности (обряды, культовые действия).
- Вера во что-то сверхъестественное (не обязательно).*
*дело тут в том, что существовали даже те люди, которые занимались поклонениями солнцу. А солнце под критерий "сверхъестественное" не подходит даже в силу того, что оно неплохо изучено наукой.
Еще религия интересна тем, что это высшая форма организации поклонения каким-то высшим силам. Именно благодаря тому, что религия является высшей формой организации "веры", сформировалось достаточно лицемерная концепция. Фактически, создать новую религию сейчас уже ни у кого не получится. А все те, кто попытается это сделать, будут немедленно названы:
- Сектантами.
- Оккультистами.
- Преступниками.
Хоть такое отношение и лицемерно в абсолютном значении этого слова, оно отчасти правильное. Потому что секты это все-таки не про религию. А про получение каких-то материальных ценностей или власти над людьми, но не глобального, а локального масштаба. Проблема в том, что то же самое можно сказать и про православие, католицизм и другие ответвления христианства. Все идет вразрез с основными положениями и правилами. Золотые купола, огромная прибыль (именуемая пожертвованиями), "элитные обряды" для тех у кого есть деньги и т.п. Более того, среди сторонников науки и светской жизни уже даже появился термин "гламурное христианство". Этим термином принято называть явление, когда человек на самом деле не верит в бога.
Зато атрибутика веры используется на всю катушку. А именно:
- Дорогостоящие иконы.
- Дизайнерские платки для покрытия головы.
- Нательные кресты из золота с драгоценными камнями и т.п.
Гламурное христианство это не какая-то конкретная особенность России и стран СНГ. Вовсе нет, аналогичное поведение проглядывается и в других странах (например в Болгарии).
Для чего вообще нужна религия?
На удивление, у религии есть несколько базовых функций. Это не только культурная, но и:
- Интегрирующая.
- Коммуникативная.
- Компенсаторная.
- Мировоззренческая.
- Регулятивная.
Под культурной задачей религии мы подразумеваем процесс, когда институты религиозной направленности сохраняют наследие. Например на Руси институт образования формировался как раз на базе церквей и монастырей. Был даже церковнославянский язык. Если сейчас его используют лишь для определенных узких задач, то раньше он использоваться вообще для всего. Более того, церковнославянский язык оказал существенное влияние на другие языки. А кириллица (старославянская) заложила фундамент для письменности других языков (в том числе и современных).
А еще религия используется в качестве своеобразного "клея" для отдельных сообществ и каждого конкретного человека. При этом, религия работает как на объединение, так и на разъединение. Ради религии пролилось столько крови, что и на все мировые войны вперёд хватит. И естественно, вы прекрасно об этом знаете из истории. Католики против православных, мусульмане против христиан. А ведь были еще и локальные религии, которые уничтожались более "крупными сообществами". На религиозной почве конфликты можно разжигать до тех пор, пока этой самой религии не останется вовсе. И если европейцы уже давно отошли от института инквизиции и крестовых походов, то вот в исламских странах все продолжается.
Коммуникативная функция религии тоже играет огромную роль. Люди объединяются в сообщества и общаются между собой. Что из этого получается потом мы все прекрасно знаем.
Важна и компенсаторная функция религии. Фактически, человеку проще жить, если он во что-то верит. Ответственность перекладывается на какой-то несуществующий субъект. А еще можно объяснять всё, что не поддается обычному пониманию, только "силами сверху". Фактически, человеку нужно во что-то верить. Иначе жить будет сложнее.
Еще религия создает мировоззрение и собственную систему ценностей. Если с системой ценностей все понятно, и в большинстве религий она достаточно правильная, то вот с мировоззрением шутки плохи. Потому что достаточно лишь исказить общую теорию, и можно сформировать людей с достаточно критическим и узким мировоззрением. Которые будут готовы делать все что-угодно.
А еще некоторые религии могут ограничивать рамки свободы, управлять поведением человека и т.п. Если мы говорим о христианстве в целом, то регулятивная функция здесь уже проявляется в меньшей степени. Если мы говорим об Исламе, то регулятивная функция здесь представлена очень явно. Столь явно, что даже некоторые культурные традиции в исламе жестко зарегулированы религией. А еще у них есть религиозное законодательство, собственные школы права (основанные именно на религии).
Какие бывают виды религий?
Есть несколько разновидностей религий:
- Пантеизм.
- Монотеизм.
- Политеизм.
Под пантеизмом мы подразумеваем некое учение, которое устанавливает тождественность между богом и вселенной. Фактически, религии попадающие в группу пантеизма учат людей тому, что природа и вообще все что мы видим вокруг себя это и есть бог. Если мы нашли что-нибудь еще неожиданное, то это тоже бог. При этом, сам пантеизм является учением философским, но никак не религиозным.
С монотеизмом всё проще. Это к вопросу о том, что значит выражение мировая религия. Именно монотеистические религии представлены:
- Христианством.
- Иудаизмом.
- Исламом.
- Зороастризмом и т.п.
Монотеизм это концепция, согласно которой у всего вокруг есть один создатель. И этот создатель является богом. В религиозном контексте монотеизмом называют единобожие.
Ну и закончим мы на политеизме. Это многобожие. Грубо говоря, есть несколько богов, которые все создали и всем управляют. Кстати, многобожниками были даже наши предки. Ведь Русь перешла в Христианство не сразу, изначально у нас существовал политеизм. Кстати, политеизм был у ацтеков и майя, некоторые религии Индии и Египта тоже использовали политеизм. А пример религии Греков для среднестатистического россиянина является классическим эталоном политеизма (бог молний, бог воды и т.п.).
Есть еще и отдельная разновидность религий. Дело в том, что далеко не все религии вообще имеют концепцию Бога. Такие религии предполагают веру во что-то абсолютное и идеальное. Но это "что-то" не отражено личностью конкретного создателя. В какой-то мере под религии без Бога можно подводить джайнизм, буддизм и конфуцианство.
Социологическая классификация религии
Для того, чтобы рассматривать общую классификацию религий, нужна отдельная публикация. Так как подходов к классификации религий больше, чем звезд на небе (образно). Поэтому мы рассмотрим лишь одну из классификаций (со стороны социологии). Потому что она будет понятна простым гражданам, а еще она достаточно актуальна. Именно эта классификация разделяет типологию на 2 полюса:
- Секта.
- Церковь.
Фактически, сектами по такой классификации называют те группы, которые отмежевались от всего сообщества (и общества в целом). Именно секты по такой типологии находятся в постоянном напряжении (по отношению к обществу). Проблема в определениях. Поэтому начнем с церкви. Р. Джонстон определял церковь по ряду собственных признаков:
- Есть собственное межевание сообщества.
- Налажен поток новых последователей (социализация и естественное воспроизводство).
- Есть "персонал" (это профессиональное духовенство со специфическим образованием).
- Есть сложная ветвистая иерархия (в том числе и для разделения труда, материальных средств и т.п.)
- Есть фактор взаимного проникновения между церковью и государством.
- Определена религиозная монополия и ведется борьба с конкурентами.
- Есть желание поглотить вообще всех (всеохватность).
С церковью разобрались. Теперь нужно ввести термин деноминации. Если церковь имеет монополию в обществе, то никакой деноминации не происходит. Если же монополия потеряна, то происходит деноминация. Деноминация имеет ряд собственных (отличительных признаков). А именно:
- Социальный состав уже не является однородным (в пользу среднего класса и элиты).
- Участие членов в жизни сообщества меньше чем в секте, но больше чем в церкви.
- Обновления в обрядности и вероучении производятся крайне осторожно.
- Общение с представителями другой религии не агрессивное.
- По отношениям с государством деноминация еще сохраняет связи с верхушкой, и даже может пытаться вмешиваться в отдельные процессы.
Как раз баптисты или последователи лютеранства и являются представителями деноминации. В России к ним отношение специфическое. У нас даже некоторые представители церкви пытаются называть баптистов сектантами. В социологической классификации подобное не допускается.
А вот секта в такой классификации это обновленная группа религиозного характера. Эта группа последователей уже не соглашается с общими столпами религии или деноминации. Более того, именно для сектантов характерно обвинение участников деноминации или церкви в том, что именно они отошли от веры. Своим отделением сектанты по сути пытаются "очиститься" и вернуться к истинным правилам и нормам, заложенным верой.
И вот тут начинается путаница. Одни секты действительно правы в своих обвинениях. Другие же все-таки под "оппозиционным статусом" скрывают абсолютно другие идеалы и ценности. Зачастую такие ценности и идеалы идут не только в разрез с первоначальными канонами и традициями. Очень часто секта ставит себя в оппозицию государству. А последнее такого не прощает. Именно поэтому секты преследуются представителями закона, а у церквей и деноминаций в этом контексте вообще инструментов для давления нет. О том как секты влияют на человека и что с ним потом происходит мы уже неоднократно рассказывали в предыдущих публикациях.
Какие бывают религиозные течения?
Условно, все течения можно делить на несколько направлений:
- Авраамические.
- Дхармические.
- Этнические.
Начнем с авраамических. Это религиозные движения, которые последовательно ассоциируются с монотеизмом. Сюда входит иудаизм, христианство, протестантизм, гностицизм, ислам, бабизм и даже растафарианство.
Дхармические религиозные течения ассоциированы исключительно с Индией. Видите-ли, проблема в том, что Индия является уникальной в своем роде страной, где внутренняя религиозная атомизация достигла космических масштабов. Фактически, иерархия индийских религий по масштабам не меньше, чем во всем остальном мире. Вот только если авраамические религиозные течения охватывают абсолютно разные страны и территории, то дхармические всегда связаны с Индией.
Итак, дхармические течения представлены индуизмом, шиваизмом, вишнуизмом, буддизмом, айявари, сикхизмом и джайнизмом.
Если же затрагивать вопрос этнических религий, то это религиозные шаблоны, проявляющиеся в конкретной местности и среди представителей конкретной местности. Например алтайская этническая религия включает в себя тенгрианство. И представители этой религии верят не в Христа или Мухаммеда, а в Тенгри. На практике, этнические религии характерны для Китая и Японии, отдельных стран пан-азиатской зоны. Впрочем, охватывают такие религии еще и африканцев, индейцев и т.п. Тут разветвление еще сложнее, поэтому подробно останавливаться на этих течениях мы сегодня не будем.
А теперь, после того как мы поговорили о том, какие функции выполняет религия для людей, надо затронуть одну неприятную тему. Да, ее не принято обсуждать в обществе (открыто), но этот вопрос обязательно нужно поднять на поверхность.
Религиозный фанатизм
Кто считается религиозным фанатиком? Это человек, который обладает слепой верой. Он верит в идеи религии искренне и "всем сердцем". Эта вера доведена до крайней степени. Фанатики считают, что:
- Инакомыслящие и иноверцы вообще существовать не должны (или рядом появляться).
- Все религиозные идеи должны быть реализованы в повседневной жизни.
Еще фанатизм религиозного характера пересекается с сектантством. Именно в сектах наблюдается подобный характер приверженности последователей
О религиозном фанатизме в христианстве говорить проблематично. Потому что представители этого самого христианства тут же начинают рассказывать о внутренней классификации, разводят воду еще большей водой и конкретных выводов сделать не получается. Религиозный фанатизм был и есть в христианстве. И проявлялся он в:
- Появлении института Инквизиции.
- Гонениях на иноверцев.
- Изничтожении целых поселений, исповедующих религию как-то "неправильно".
В исламе в этом плане все немного проще. Если мы говорим о суннитах, то у них религиозный фанатизм представлен салафитами (салафия). Это внутреннее движение суннитского толка, взрастившее огромное количество террористических группировок.
Если мы говорим о шиитской ветви ислама, то здесь источниками радикальных течений могут стать алевиты, алавиты и исмаилиты.
А еще в Исламе появилась третья ветвь, именуемая хариджитами. Их стараются не признавать официально, так как это радикальное движение отделилось от всех остальных мусульман вообще.
Так или иначе, но фанатизм религиозного формата в любом случае опасен для всех. Потому что в погоне за "абсолютом" последователи "опасных" течений могут стать преступниками. Проблема в том, что источником питания для любой религии зачастую становятся именно фанатики. И это проблема, которая не имеет решения.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.