ГИС ЖКХ - что это за система + как пользоваться сервисом
В век высоких технологий все процессы стали намного понятнее и удобнее. Так и система жилищно-коммунального хозяйства тоже перешла на автоматизированную систему, когда каждый может получить нужную информацию и оплатить коммунальные платежи, не выходя из дома. В данной статье мы подробно поговорим о ГИС ЖКХ.
Что это за система?
Государственная информация система жилищно-коммунального хозяйства появилось уже несколько лет назад. Тестируемый период составлял 2 года с 2015 по 2017 год. Тогда система уже работала, но со сбоями и определенными проблемами. В 2017 году система стала обязательной, теперь все лица и организации, поставляющие коммунальные услуги должны быть включены в данную систему и предоставлять всю информацию в нее. Конечно, для поставщиков услуг это стало определенной проблемой, так как их работа увеличилась, а еще стоит учитывать, что в подобных организациях на расчетах могут сидеть люди, плохо разбирающиеся в компьютерах и технике. Несмотря на данные сложности данная система стала очень удобно для обычных граждан. Теперь любой человек может зайти в данную систему и посмотреть, сколько ему нужно заплатить, какие сроки, что нужно сделать, чтобы заплатить, какие у него долги и т. д.
Сама система создавалась как некоторая база, в которой будет отображаться вся информацию о жилищно-коммунальном хозяйстве. Это действительно удобно, сейчас не нужно идти к самим поставщикам, ждать квитанции и т. д. Достаточно зайти на сайт, и сразу узнать всю необходимую информацию. Деятельность ГИС ЖКХ сегодня регулируется одноименным Федеральным законом «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
В подобной системе есть информация обо всех жилищно-коммунальных процессах. Так здесь не только можно узнать, что и когда платить, здесь есть информация о том, какие работы планируются проводить, статистика жилищного фонда, какие средства привлекаются и т. д. Организации и лица, поставляющие коммунальные услуги имеют обязанность по размещению отчетов о том, сколько должен оплатить проживающий, каковы тарифа оплаты жилья, показать должников, которые должны оплатить услуги и др. Лица, которые пользуются данными услугами, в свою очередь получают всю информацию о том, что им нужно делать.
Разработчиками системы информирования является Министерство массовых коммуникаций и Министерство строительства. Идея данных министерств в первую очередь заключалась в том, что облегчить отношения между поставщиками и пользователями услуг. Идея в принципе и так была понятно, люди действительно теперь могут спокойно оплачивать услуги и получать всю информацию просто через интернет, но так ли все просто на самом деле? В системе как минимум еще нужно зарегистрироваться обычному потребителю, а поставщикам своевременно добавлять всю информацию.
Как зарегистрироваться?
Итак, для начала нужно быть зарегистрированным в системе ЕСИА (специальная система для входа во множество государственных сервисов, главными из которых являются госуслуги и налоговая). Обычные граждане могут зарегистрироваться в этой системе без каких-либо проблем, достаточно иметь свой аккаунт на госуслугах, которые был подтверждён, для подтверждения в свою очередь необходимо обратиться в МФЦ.
В свою очередь, чтобы размещать информацию в подобных порталах нужно пройти более сложную процедуру. Юридические лица, например, могут заходить в данную систему через другой порядок. Также для размещения информации необходимо иметь электронную подпись.
Такую электронную подпись получить с одной стороны просто, но тут опять-таки еще одна процедура. Для этого необходимо обратиться в специальные центры. После того, как вы получаете данную подпись вы можете создать соответствующий аккаунт. В этом случае вся необходимая информация о поставщики коммунальных услуг будет проходить соответствующие проверки. Как только проверка будет завершена, то в аккаунте появится соответствующий статус. Теперь интерфейс будет похож на тот, который есть и у физических лиц.
Для подтверждения статусов юридических лиц необходимо зайти в раздел «Организации». Там необходимо создать соответствующий аккаунт в роли юридического лица. В своем аккаунте вы можете добавлять работников соответствующего поставщика. Опять-таки практически единственным важным условием, который всегда нужно иметь ввиду, чтобы у организации была электронная подпись. После того, как вы зарегистрировались в данном информационном центре необходимо оказать вид организации и дать характеристику данной организации. После этого можно будет спокойно пользоваться системой.
Как мы видим пользование системой не такое уж сложное, тем более для обычных жителей. Достаточно подтвердить свою учетную запись и все. Если вы до этого пользовались Госуслугами, то по сути регистрация завершается в несколько кликов. Для поставщиков, конечно же, все посложнее. Тем не менее подобная ситуация вполне является терпимой.
О расчетах за жиллищно-коммунальные платежи, можно узнать из материала: ЖКХ - расчет по правилам и закону + нормы и условия
Для кого регистрация в системе право, а для кого обязанность?
До 2017 года системой нужно было пользоваться только государственным органам и некоторым управляющим организациям, у которых есть соответствующая лицензия. Остальные же компании не обязаны были отслеживать или выкладывать информацию. По сути с 2015 по 2017 год – это был переходный период, система вводилась постепенно, дабы сделать по сути более-менее работающий инструмент. С июля 2017 года данная регистрация стала обязательной, теперь здесь должны быть зарегистрироваться абсолютно все компании, оказывающие жилищно-коммунальные услуги. Опять-таки было дано целых полгода на то, чтобы организации потихоньку перешли на данную систему, так как ответственность за нерегистрацию была введена только с 2018 года.
Под это правило подходили все кроме городов федерального значения. Они могли не регистрироваться в системе, тем не менее с июля 2019 года для них тоже стала устанавливаться ответственность. Таким образом, с совсем недавних пор данная система обязательна для абсолютно всех поставщиков услуг.
Закон не стал делать никаких исключений, поэтому стоит обратить внимание на то, что в различных деревнях такая обязанность тоже присутствует. Стоит учитывать, что в таких деревнях можно быть затрудненная онлайн связь, а многие ТСЖ вообще могут использовать компьютер только для хранения баз, либо вообще не использовать. Такая проблема есть, организациям, оказывающие услуги в деревнях приходится как-то справляться с данной проблемой.
Кто такие поставщики услуг?
Выше мы говорили о том, что обязанность в регистрации имеют только поставщики услуг, так как именно им необходимо подавать всю необходимую информацию. Обычные граждане же могут регистрироваться по желанию, так как они являются получателями услуг, и если им удобнее платить по прежней системе, то так тому и быть.
Поставщиками услуг по сути являются всеми знакомые ЖСК и ТСЖ, а также управляющие компании. Кроме того, нельзя забывать, что помимо частных лиц здесь учувствуют и государственные органы, которые тоже могут являться поставщиками услуг. Всех поставщиков можно посмотреть в вышеупомянутом законе о ГИС ЖКХ.
Что должно публиковаться?
В законе же также перечислен перечень пунктов, по которым должна сдаваться информация. Среди такой информации должно быть следующее:
- документы, устанавливающие право, на предоставление услуг;
- информация о деятельности организации;
- внесение сведений о домах (паспорт дома), а также в случае необходимости изменение этих сведений;
- показания счетчиков;
- информация о планирующихся работах относительно различного имущества домов (трубы, провода и т. д.);
- тарифы на оплату услуг;
- решения общедомовых собраний;
- документы о финансах;
- договоры в электронном виде.
Перечень различных сведений на самом деле достаточно большой, по сути в данную базу нужно вносить все документацию, с которой связывается организация, предоставляющая услуги. Понятно, что в первое время это довольно сложно. Представить даже отдел ТСЖ, которые работает в многоквартирном доме. Представим, что в доме 500 квартир. Таким образом, в базу необходимо внести 500 договоров, отчитаться о каждой квартире, внести все показания счётчиков, предоставить информацию о финансах, а также иную организационную информацию. С одной стороны, это действительно сложно, с другой стороны, когда все данные уже внесены, ТСЖ просто нужно каждый месяц добавлять текущую информацию, что делается за 1-2 дня.
Конечно, для ТСЖ это новая нагрузка, тем не менее она довольно терпима, а учитывая то, что это снижает путаницу, то у ТСЖ была забрана часть работы, которая посвящалась на разъяснение различных сведений клиентам. Таким образом, опять-таки систему можно больше похвалить, чем нет.
Об УК по ЖКХ, можно прочитать в статье: Управляющая компания - как она выбирается и чем должна заниматься
Правила размещения сведений
Закон о ГИС ЖКХ предусматривает конечно и саму процедуру размещения. Итак, в первую очередь стоит отметить сроки. После того как наступает какое-либо событие, в системе должна размещаться соответствующая информацию в течение 15 дней. Например, были собраны показатели счетчиков, данная информация в течение 15 дней должна появиться в учетных записях клиентов.
Среди таких сведений также должна быть следующая информация:
- документы о регистрации организации;
- информация о документах и руководителях организации;
- информацию о проделанных работах и управлению самим домом;
- информация о самом доме (номер дома, количество квартир, наличие лифтов, вид здания и т. д.);
- информация о постановке объекта на соответствующий учет;
- учетная информация о строительном объекте;
- информация о том, какие работы выполнятся в текущий период.
По сути все эти акты и так должны были быть у ТСЖ и других организаций, осуществляющие коммунальные услуги. Просто всю эту информацию теперь необходимо отправлять в базу. По сути если организация знает, как вести документацию, то опять-таки для нее не составит огромного труда отправить ее в базу.
Приведенная выше информация должна была публиковаться в течение 15 дней. Есть также информация, для которой установлены меньшие сроки – 7 дней. Среди такой информации следующее:
- тарифы, которые устанавливают размеры оплаты коммунальных услуг;
- финансовые данные (данные изменения расчетного счета, балансы и др.);
- информация о сроках предоставления платежей;
- информация о сроках передачи информации от жильцов;
- информация о сроках оплаты услуг;
- внесение и изменение данных по договорам с клиентами;
- сведения о услугах, доступных гражданам;
- сведения о проведенных работах;
- сведения о содержании дома;
- сведения о введение приборов учета.
Кроме того, раз в месяц следует обновлять информацию о количестве предоставленных коммунальных услуг, их качество, случаи нарушения и отсутствуют сроки их устранения. И в течение трех дней до начала ограничения или временного прекращения предоставления коммунальных услуг в ЖКХ также должна появляться такая информация. В этом случае поставщик должен указать виды работ и их условия.
Если управляющая организация или ТОЗ от имени владельцев домов обладает банковским счетом, на который накапливаются средства для обеспечения ремонтных работ, то данные об их формирования и расходования также должны быть своевременно размещены в ЖКХ ГИС.
Загрузка данных в систему достаточно просто. Многие бухгалтерских программ уже предоставляют возможность автоматического обмена данными. Но вы можете загружать файлы в ручном режиме. Например, для загрузки файла в формате Excel в ЖКХ ГИС нужно выбрать необходимый раздел в разделе «Объекты управления» личного аккаунта и нажать кнопку «Загрузить данные».
После этого просто выберите файл на компьютере и нажмите кнопку «Импортировать». Результаты можно проверить в разделе «Результаты импорта / экспорта файлов». Точно по такому же принципу вы можете получить необходимые файлы из системы.
О возврате денег из кооператива, можно узнать из полезной статьи: Есть ли шанс вернуть деньги из КПК который закрылся - порядок действия
Ответственность за нарушение сроков размещения информации в ЖКХ
Сроки обнародования информации определяются общим приказом Министерства связи и Министерства строительства от 29.02.2016 г.. № 74/114 / пр. Такие условия предоставляются отдельно для каждого вида информации. Они составляют от 7 до 15 дней с момента наступления соответствующего события. Некоторые данные необходимо обновлять регулярно; для этого устанавливаются конкретные даты. По их несоответствие предусмотрена административная ответственность, предусмотренная статьей 13.19.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В соответствии с положениями статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральные и региональные органы власти, системный оператор, жилищные кооперативы, управляющие организации несут одинаковую ответственность. Штраф - до 200 000 рублей. Кроме того, преступника могут лишить лицензии. Как уже отмечалось, уполномоченные органы начали применять меры административной ответственности с 01.01.2018 года.
Недостатки системы
Есть некоторые моменты, на которых вы хотите сосредоточиться. Предположим, я хочу узнать размер тарифа на горячую воду. Я открываю раздел «Информация для граждан» - «Оплата за жилье ...» - «Тарифы на оплату ...». Далее необходимо ввести «имя регулируемого субъекта».
Вряд ли каждый житель многоэтажного дома наизусть знает названия или свидетельство государства всех компаний, поставляющих воду и тепло в его дом. Кроме того, я мог просто переехать в дом и понятия не имею, какую организацию они делают. Логично было бы сделать такой поиск по адресу: «тариф на воду для жителей такого города». Но поиск «территории» ничего не сделал.
Другой вопрос: кто будет нести ответственность за объективность размещенной информации? И достаточно ли какой-либо структуры в сфере жилья "глаза и руки" для анализа большого количества информации, которая также изменится онлайн, пока неясно.
Многие краснодарские руководители ТСЖ схватились за головы, собираются нанимать специалистов. Но если КК может позволить себе программист, то это очень невыгодно для одного дома.
Владислав Белый, директор департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Краснодарского края:
Цель создания системы - сделать жилищный сектор открытым. В соответствии с Федеральным законом № 209 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» электронная жилищная платформа ГИС была внедрена как в Краснодаре, так и по всей России.
Он предусматривает обязательное раскрытие исчерпывающей информации ЦК, ТСЖ, ЖКХ, РЮО, органами местного самоуправления и другими организациями, обслуживаемыми жилищным фондом.
Чтобы люди без каких-либо запросов и поездок в офисы организаций или органов власти могли видеть, сколько они платят за квартиру и почему, сколько денег собирается на ремонт и как они расходуются, какие контракты на коммунальные услуги заключаются в их доме и как они выполняются.
Кроме того, отправьте показания счетчиков в электронном виде, оплатите коммунальные услуги, подайте официальную петицию в органы власти или вашу руководящую организацию, просмотрите все ваши жилищные расходы, проведите электронные сборы, ознакомьтесь с коммунальными услугами в вашем районе или городе, любыми нормативными актами, коммунальными программами в их собственный путь. Таким образом, как и везде здесь вопрос стоит не так уж и однозначно, как представлялось.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.