Как ведется реестр недобросовестных поставщиков: относительно ФЗ-44
Современный капиталистический строй общества строится на рыночной системе. Где государства выступают в роли равноправных (по задумке) участников рынка и заключают взаимовыгодные сделки. Аналогичным образом выстраивается и бизнес в рамках одной страны. Но теория не всегда совпадает с практикой. На деле, исполнители могут срывать сроки, а заказчик может не оплатить работу вовсе. Для урегулирования этих вопросов и существуют различные ведомства, службы, судебная система и арбитраж. Вопрос лишь в приоритетах и выгоде. Сегодня мы поговорим о том, какие проблемы возникают в контрактной системе закупок, чем все это грозит и какую роль, играют недобросовестные поставщики по ФЗ-44.

Закупки с точки зрения государства
Вообще, несовершенство свободной рыночной экономики и строя, в конечном счете приводят к тому, что главным критерием становится вовсе не качество, а размеры прибыли. Что не считается проблемой, таковы уж современные реалии. Все покупается и все продается. Потребитель отдает большую часть внимания, отдает упаковке и рекламе, а не функциональности и долговечности. Со сделками между компаниями все еще свободнее:
- Несоответствие заявленных характеристик конечного продукта;
- Срыв сроков;
- Халатное отношение с самого начала поставки и т.д.
Иными словами, развернуться есть где. И вместе с адекватными поставщиками, порой попадаются проблемные. Если речь идет о срыве сроков на поставку между двумя частными предпринимателями/заводами - это проблемы как раз их руководства и владельцев. Естественно, если это не противоречит законодательству РФ.
Но муниципалитет и гос. ведомства, корпорации и т.д. могут позволить себе выбирать из огромного количества поставщиков. Тем самым, получая для себя все самое лучшее за приемлемую цену. По крайней мере именно в этом и стоит фундаментальная задача гос. закупок. Есть и еще одна особенность:
- существование контрактной системы позволяет выбрать идеальный вариант;
- присутствует элемент состязания/соревнования;
- эффективность, с точки зрения гос. органов стремится к абсолюту*
*но стремление это не 100% результат. В случае, если 2 компании не договорятся друг с другом, то никаких существенных последствий для общества не будет. Само собой в случае, если это частники. Государство же и ведомства исполняют роль организатора площадки для бизнеса. И приоритет их желания что-то купить будет всегда занимать доминантную позицию.
Есть ли польза для компаний/предпринимателей?
Вне всякого сомнения. Нынешние реалии и спорный статус РФ в экономическом и геополитическом плане, приводят к тому, что контракты от государства очень прибыльны и фактически дают совсем непризрачную вероятность того, что руководство выигравшее тендер сможет не только хорошо заработать, но и получить перспективу на дальнейшее развитие своей деятельности. Это своеобразная победа.
Что требуется гос. компаниям?
Вообще все, что потребуется. Детские сады например, находят поставщиков детских обедов и завтраков. Мин. обороны ищет подходящих подрядчиков для закрытия своих потребностей. Это очень размазанная формулировка, через гос. закупки берутся такие вещи, как:
- Канцелярия;
- Автотранспорт;
- Мебель и т.д.
Даже строителей крупных инфраструктурных объектов находят так же, через госзакупки. По другому и быть не может, так как сейчас РФ ориентируется на Европейскую схему взаимодействия между властью и бизнесом. Нечто похожее есть и в США.
Как уже говорилось выше, в теории, получить такой контракт может любой желающий. Само собой, есть жесткое разграничение и правила ведения торгов. Согласитесь, неразумно закупать партию спутниковых телефонов у какого-то физ. лица, живущего в Нижнем Новгороде. Так что регуляция все-таки присутствует. Для физ. лиц предусмотрены такие заказы как:
- Репетиторство;
- Переводы;
- Заказы для мелких производителей и т.д.
Как все это регламентируется?
Основополагающим актом является 44 ФЗ. Именно он описывает основные правила и специфику взаимодействия государства и и бизнеса. А также, жестко регулирует правила ведения торгов и оформления сделок.
Вся торговля ведется на едином портале по адресу zakupki.gov.ru
. В режиме просмотра, сайт доступен всем желающим. Каждый может посмотреть ордеры с открытым статусом, размещенные гос. компаниями и другими учреждениями, находящимися у них в подчинении.
А теперь немного о правилах. Предположим, у нас есть начинающий предприниматель, который может исполнить заказ и хочет бороться за право его получить. Есть 3 фундаментальных критерия, если он не соответствует хотя бы одному, то шансов поучаствовать ему никто не даст (с официальной и законодательной точки зрения, вопрос реалий скорее философский, нежели насущный). А именно:
- Предпринимать не может подчиняться оффшорам;
- Отсутствует судимость, нет долгов или аффилированности;
- Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков(опционально)*
*вот как раз об этом и поговорим далее.
Подводя итог, надо сказать, что на таких площадка со стороны покупателя всегда выступает государство или компания, подконтрольная ему. Иных вариантов не предусмотрено. Кстати сама система пока еще довольно прозрачная, что с легкостью используется оппозиционными деятелями в различных расследованиях и критике. Но сегодня у нас на повестке не политический вопрос, а проблема исполнения обязательств. Давайте разберемся с тем, как наказываются недобросовестные поставщики по ФЗ-44 и к каким проблемам может привести наплевательское отношение со стороны исполнителя.
Общее понятие реестра недобросовестных поставщиков
Сам реестр не имеет какого-то общепринятого понятия. Это база данных с контрагентами, которые в процессе работы нарушили какие-либор правила исполнения заказа или просто закон (222-ФЗ, 44-ФЗ).
Интересный момент: для компаний, принадлежащих государству больше, чем на 50% автоматически включается 222 фед. закон. А вот для всех остальных используется каноничный ФЗ № 44.
В чем суть?
Соответствующая запись в реестре нужна для того, чтобы маркировать контрагента как неблагонадежного. Это одна из мер для ограничения и отсечения недобросовестных исполнителей. Кроме того, все ведомства и компании участвующие в закупках могут проверить кандидатов по реестру, что позволяет избежать повторного сотрудничества с неблагонадежной компанией или отдельным предпринимателем.
Но попасть в реестр не так уж и просто. В основном, занесение в реестр провоцируется двумя случаями:
- Попытка уклониться от подписания контракта после победы;
- Уклонение в торгах, где всего 1 участник закупки (44 ФЗ).
Тут больше интересна та ситуация, в которой единственный поставщик не хочет брать контракт. Это предусмотрено 44 ФЗ. Рассмотрим вкратце:
- Сфера деятельности естественной монополии;
- Приказ о закупке определен Президентом РФ/Правительством;
- Мобилизационная подготовка и работа связанная с ней;
- Сумма заказа меньше 100 руб.;
- Социальный критерий: спасение нац. парков и т.д.
- Поставка военного снаряжения, оружия и техники;
- Работа с коммуникациями и психотропными веществами;
- Работа на аварийных участках, в местах массового бедствия и т.д.
Иными словами, здесь востребованность и уникальность исполнителя играет против него. И никаких тут поворотов назад не может быть. Что до оружия, лекарств и т.д. все еще серьезнее. Реальных исполнителей на продукцию ограниченную в обороте по всей стране очень мало. А потребностей в разы больше. Соответственно, срыв контракта повлечет за собой такие последствия, которые потом придется еще долго устранять.
За что могут поместить в реестр?
Прежде всего надо сказать, что ведет этот реестр Федеральная антимонопольная служба. Общие основания для помещения исполнителя в список:
- Не готов проект контракта;
- Ненадлежащее исполнение;
- Затягивание документооборота и самого исполнения.
Если контракт уже на стадии исполнения, то в реестр могут поместить по 2 основаниям:
- Односторонний отказ (заказчика);
- Расторжение договора через суд.
И в первом, и во втором случае предусмотрено нарушение условий договора. Для отдельных компаний (мы уже говорили о государственном участии) условия занесения в реестр несколько иные:
- Договоренность была расторгнута судом;
- Участник (или несколько) уклонился от обязательного заключения договора*
И вот тут еще одна ловушка. Потому что компании такого уровня уже не могут вести сколь-либо свободную деятельность из-за привилегированности своего статуса и т.д. Иными словами, работать с государством это не только выгодно, но еще и требует точного и четкого исполнения всех обязательств и условий. По-другому это не работает.
Из чего состоит реестр по ФЗ 44?
В нем хранится следующая информация:
- Запись данных об исполнителе (юр.лицо/физ. лицо);
- Орган разместивший недобросовестного поставщика в системе;
- Информация (все данные, от названия до ИНН);
- Краткие данные о проблемных торгах;
- Детали контракта (очень ограничены)
- Основные проблемы, спровоцировавшие расторжение;
- Дата расторжения контракта.
Иными словами, вносится максимум всей информации, которая может послужить маркером (или индикатором) для проверки поставщика на благонадежность, исполнительность и добросовестность. Порядок ведения реестра определен не только статьей 104 (ФЗ 44) но и другими документами:
- Правительство РФ утвердила правила ведения торгов (постановление № 1062 от 25 ноября 2013 года);
- Письма федеральной антимонопольной службы.
Что грозит тем, кто будет занесен в реестр?
Формальная позиция выстроена очень четко и понятно. Компания, которую внесли в список автоматически теряет доступ к участию к контрактной системе на срок не менее 2 лет. Это касается не только юр.лица, но и:
- Руководителей;
- Подрядчиков;
- Предпринимателей и т.д.
Надо понимать, что это по сути, выбивает не только компанию, но и ее партнеров с рынка. И восстановиться удается не всем - чаще всего это полнейшая ликвидация и потеря всего. Говорить о косвенных последствиях сегодня не будет, стоит лишь сказать, что сорвав 1 контракт, вернуться в 90% случаев уже не удастся.
Почему так получилось?
Вообще сфера гос. закупок напоминает клубок из:
- Неверной трактовки законов и правил;
- Фиктивных закупок и т.д.
Масштаб сумасшествия достиг таких пределов, что на противоречиях и контроле уже сделана дополнительная надстройка. Мягко говоря, существуют специалисты, способные намеренно "заваливать" торги и т.д. Более того, это все уже давно поставлено на поток. Масштаб манипуляций позволяет получить заказ в разрез со всеми правилами и регламентом. Ни о какой справедливости и здоровой конкуренции уже и речи не идет.
1001 и способ обойти систему
Предупреждаем: все схемы и способы представлены исключительно в ознакомительном виде. И не должны использоваться на практике.
Первым и самым простым способом "обыгрывания" контрактов является переуступка. Иными словами, победитель просто делегирует задачу своему субподрядчику. В более тяжелой форме победитель получает некую денежную сумму за то, что он откажется от заключения контракта. Вообще, монетизация субподряда очень сложна в реализации. И к счастью, тут играет на руку сама система: побеждает тот, кто потребует наименьший бюджет (в теории). Следовательно, найти субподрядчика, который сделает это еще дешевле, очень сложно.
Афера с авансовым платежом. Еще один распространенный способ. Исполнитель просто заключает контракт и после получения авансового платежа исчезает. Это открытое мошенничество, которые карается Уголовным кодексом. К счастью, таких "провалов" не может быть много. И все-таки они случаются.
Шантаж заказчика
Эта схема переходит все грани адекватности, но имеет место для региональных торгов. По сути, нарушитель может любыми способами вынуждать заказчика работать с ним. Естественно, заказчику это не нравится и торги оказываются заваленными. По той причине, что исполнитель нашел несколько лазеек в законодательстве и сумел сделать все так как нужно. А инструментарий тут небольшой:
- Жалобы в ФАС;
- Отмена торгов в суде.
О других способах принуждения говорить не будем, так как это открыто противоречит действующему законодательству.
Предпосылки
Вообще, даже силовики не могут спокойно работать в таких условиях. Порой, они сами сталкиваются с законодательством, исполнителями которого они и являются. Все это происходит из-за раздробленности государства. Иными словами, постоянная война и противостояние идет не только в рамках частного бизнеса, но и:
- На контрактах гос. закупок;
- Между ведомствами.
Последний вариант это не фантастика, а реальная ситуация. Надо ли говорить о том, что даже если не могут договориться элементы одной гос. системы, то о таких "мелочах" как гос.закупки уже и думать никто не хочет.
Проблема рыночной системы
Все описанное выше, отражает все несовершенство рыночных отношений. А идеальные условия возможны только при:
- Ожесточенной конкуренции;
- Наличии четких критериев;
- Заинтересованности заказчика.
А уравнивание всех и вся с акцентом на самую низкую стоимость превращает всю торговлю в фарс. Без фундаментальных изменений, заказчикам не удастся получить и купить то, что нужно. А ведь есть еще и коррупционная составляющая. В этом случае заказчик заинтересован "освоить" бюджет. Многообразие откатов и схем здесь просто поражает воображение. Вот только в погоне за контрактом и оплатой, теряется нечто иное. И последствия могут быть плачевными.
Так в некоторых регионах вскрылись проблемы закупки лекарств. И речь не только о дорогостоящих препаратах, но и о необходимых. А также мед. оборудование, аппаратура и т.д. Многие жалуются на то, что на контрактах просто нет исполнителей или они разбегаются сразу же после того, как будет провернута очередная "схема".
А что в конечном итоге?
А выливается это все в реальную смерть. Смерть простых людей, не получивших свои лекарства вовремя. Даже те, которые входят в список жизненно-необходимых. Тут показательная ситуация с ВИЧ/СПИД - инфицированными . Они уже давно не рассчитывают на то, что препараты для поддержания жизни будут получены вовремя или вообще будут. Для этого уже созданы отдельные "аварийные запасы" между больными.
И этот механизм, как ни странно, работает. Потому что на кону стоит человеческая жизнь. Которая оборвется. О чем и говорит статистика смертности и другие данные, собранные отдельными службами или Министерством здравоохранения.
О лекарствах для диабетиков и обезболивающих для онкобольных на последней стадии, вообще нечего сказать. Получить что-то бесплатно очень трудно и практически невозможно. Абсурд достигает таких масштабов, что порой отсутствуют даже необходимые обезболивающие (вроде морфина). О том, сколько кругов бюрократического ада нужно пройти, чтобы заполучить его и говорить не стоит.
Итог
Недобросовестные поставщики по ФЗ-44 или ФЗ 94 собираются в единый реестр. Возможно со временем, после 20-50 правок в действующем законодательстве проблему удастся решить. По крайней мере предотвратить сотрудничество (именно предотвратить, мягче уже не получится) с реестром становится проще. Особенно там, где последствия срыва контрактов могут привести к реальным потерям среди населения. К сожалению, уравнять эту проблему не получится, по одной простой причине: это табуированная тема. И ее статус не предполагает широкой огласки и возмущения. А если подобное и проявится, то будет жестко подавлено. В обход всех правил, норм и законов.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.