Как законодательство регулирует юридический рынок и юридические услуги
Сегодня на территории России процветает рынок юридических услуг, даже, несмотря на его, значительно падение в 2014 году. Это профессия уже давно является одной из популярных среди выбора молодежи. Однако, где есть спрос, там есть место и не всегда легальному предложению. Увеличение конкуренции приводит к тому, что многие перспективные специалисты так и не добиваются успеха, а на рынке правят те компании, которые не всегда законным способом добиваются расположения клиентов. О том, как происходит регулирование законодательством юристов и адвокатов на современном рынке можно узнать прямо сейчас.

Основная концепция и история
В первую очередь государство должно позаботиться о том, чтобы рынок занимали настоящие профессионалы своего дела. Для этого можно обратить внимание на отрасль адвокатуры. Сегодня эта сфера имеет несколько положительных нюансов, которые помогают поддерживать порядок и контроль на внутреннем рынке:
- Прежде чем стать представителем этой полезной профессии и заявить о себе, на рынке юридических услуг нужно соблюсти правила по приобретению соответствующего статуса и лицензии. Говоря о законодательной части вопроса можно выделить - N 63-Ф3, а также Кодекс профессиональной адвокатской этики.
- Контроль за качеством оказываемых услуги и за выдачу лицензии отвечает адвокатская палата.
Важно понимать! Деятельность юристов ограничена, однако они владеют основной частью рынка. Их деятельность сегодня регулируется Гражданско-правовым Кодексом и Ассоциацией юристов страны.
Также чтобы упорядочить влияние каждой из сторон и создать благоприятную сферу для существования каждого вида услуг была принята общая Концепция Минюстом еще в 2017 году. Включает в себя следующее:
- Основные положения.
- Состояние рынка и его мониторинг.
- Привлечение зарубежного опыта.
- Механизмы управления.
- Этапы реализации предложенных реформ.
После пленарного заседания в 2017 году было установлено, что рынок нуждается в своевременной зачистке. Только так можно повысить качество предоставляемых услуг. Сейчас рынок представляют монопольные компании и сообщества, которые по факту регулируют свою деятельность за счет внутренних уставов и кодексов чести. На сколько, это эффективно не всем понятно, сегодня активно ведутся споры экспертами, так как такой концепт устарел и требует незамедлительного реформирования.
Говоря об истории формирования рынка юридических услуг в России отдельно можно выделить 1864 год, когда Александр второй утвердил новые судебные уставы. Тогда при судебных органах были узаконены саморегулирующие адвокатские коллегии, которые предоставлялись доверителям на бесплатной основе по причине бедности.
Чтобы вступить в новую структуру, адвокатскому присяжному нужно было дать клятвенное обещание, что и стало первым зачатком адвокатской этики. Граждане оценили возможность избежать наказания за счет сохранения их прав и грамотной защиты, поэтому уже через 50 лет на территории России единовременно работало более 13 тысяч присяжных адвокатов. Однако после революции в 1917 году деятельность старой системы была ликвидирована, вместе с ней исчезло право воспользоваться помощником. Возражение адвокатской деятельности произошло только спустя 5 лет, когда ВЦИК обнародовал новый закон «Об адвокатуре», что стало окончательной точкой, в вопросе может ли осуществить правосудие без защиты подсудимого.
Несмотря на разрешение временного правительства защищать своих клиентов, адвокаты часто преследовались и сами по закону. Мотивы были предельно ясны: многих подозревали в шпионаже, в предательстве и т.д. Логика была вполне объяснима: адвокат защищает не всегда угодные правительству сословия граждан, в период становления нового государства за этим следили очень строго и порой обвинения правозащитников в измене доводили до абсурда.
Вздохнуть спокойно рынку юридических услуг получилось только в 1980 году, когда появилось первое Положения об адвокатуре, позволяющее кооперироваться в сообщества и палаты. Так и появился первый союз Адвокатов России, который следил за деятельностью своих коллег и осуществлял выдачу соответствующих лицензий. После развала страны, союз превратился в содружество и вошел в международную коллегию адвокатов, что негативно сказалось на российском рынке. Вернуть полноправие получилось только в 2002 году, когда вновь был принят закон, позволяющий адвокатам, объединятся в палаты и сообщества для введения законной деятельности и защиты прав граждан
Как выглядит современный рынок в России
Регулирование гражданско-правового вопроса относится практически ко всем известным кодексам страны. Например обеспечение граждан бесплатной юридической помощью основывается на Конституции страны (ст 48). Однако на деле качество бесплатной помощи оставляет желать лучшего, что ставит под сомнение эффективность современной действующей системы.
Причиной ухудшения качества стала реформа принятая в 1980 году, когда в стране начали появляться новые коллегии адвокатов. До этого существовали всего несколько в каждом регионе, которые контролировались государством. Учитывая факт, что после принятия реформы и ее реализации в стране за несколько лет десятикратно умножилось число адвокатских палат - лицензии начали получать не компетентные лица. За большим количеством представительств государство элементарно не успевало следить, поэтому на юридическом рынке вспыхнула коррупционная бомба.
Те кто не имел таланта участвовать в уголовных делах, начали создавать предпринимательские конторы по оказанию юридической поддержки. Многие тогда поняли, что для этой деятельности даже не нужен статус адвоката, а услуги очень быстро нашли своего клиента. Такая популярность и в то же время полезность для граждан стала причиной образования независимых юридических фирм.
За последние 30 лет по данным статистике в России появилось более 50 000 тысяч компаний, филиалов и т.п, которые оказывают не только адвокатские услуги, но и консультационного характера. Интерес правительства и не вмешательство здесь вполне объяснимо:
- оборот зарегистрированных денежных средств, связанных с услугами правовой консультации за 2015 год - почти 89 млрд. рублей;
- в 2016 эта цифра увеличилась до 96 млрд. рублей.
Все предприниматели платят в государственный бюджет в совокупности более 30% налогов со своего дохода. Это обеспечивает непрерывное пополнение федеральной казны, что сказывается на улучшении благосостояния граждан. Однако государство столкнулось с другой весомой проблемой - спрос на профессию среди молодежи неустанно растет. Из-за высокой конкуренции многие бросают практику и уходят в менее прибыльный сегмент. В конечном итоге это приводит к дефициту специалистов менее статусных структур: сельское хозяйство, медицина и т.д.
Говоря о статистике сегодня, на территории России зарегистрировано 144,5 миллиона человек. Из них 750 тысяч отбывает наказание в колонии и ждут приговора в СИЗО. Говоря о численности зарегистрированных адвокатов - 74 тысячи. Говоря о том, сколько специалистов закончат обучение в ближайшие два года - более 800 тысяч. Многие не смогут получить адвокатскую лицензию и уйдут в консультацию, что еще больше перенасытит рынок.
Как законодательство контролирует конкуренцию
Еще несколько лет назад, вопрос конкуренции регулировало соответствующее положение - 135-ФЗ. Однако, когда речь заходит о адвокатской и правовой услуге, здесь уместно выделить отдельно - Профессиональную этику юристов и Профессиональную этику адвокатов. Постоянное расширение рамок и граней, позволяет сохранять баланс. Использование рекламных лозунгов, нарушают действующее законодательство и самое главное этику профессии, что может стать причиной лишения лицензии и права практики, пример:
- Сто % результат и гарантия выигранного дела.
- Консультируем бесплатно.
- Оплата только в случае выигрыша.
Перед законодательством с развитием сети появляется новая проблема: консультации онлайн. Здесь граждане полностью обезоружены, и в большинстве случаях получают помощь от некомпетентных специалистов или становятся жертвами мошенников.
Благодаря активной деятельности Роскомнадзора - количество таких площадок заметно сокращается. Граждане самостоятельно могут влиять на этот момент, так как жалобу в общество можно подать удаленно. Специалисты также активно информируют население, что бесплатная консультация и помощь может быть оказана на основании N 324-ФЗ компетентными органами.
Слабые стороны и проблемы законодательства
Главным представителем всех выше перечисленных профессий и отраслей является Министерство юстиции России. На практике разработка правильного концепта и регулирование рынка находится в компетенции этого подразделения правительства. Последнее предложение о реформировании рынка, об улучшении качества услуг, о совершенствование правовой базы было обнародовано еще в 2014 году. Причиной такого решения стало сразу несколько довольно интересных факторов:
- Слабая правовая база, которая могла бы полностью контролировать рынок юридических услуг. Это значит, что статус и лицензию может получить практически любой гражданин. А с учетом того, что в стране действует более 2000 палат, эти граждане не всегда честно получают свой статус.
- Слабая практика наказаний - по факту государство практически не регулирует деятельность юристов и адвокатов. Палаты и ассоциации находятся на самообеспечении и контроле.
- Доступ на рынок иностранных агентов - в отличие от других стран границы России для юристов и адвокатов из вне открыты. Это часто становится причиной утечки информации.
Важно знать! Чтобы решить проблему, от Минюста поступило предложение создать адвокатскую монополию, и создать отдельный союз для представителей юристов. В втором случае это значит, что юристы должны будут также проходит дополнительное обучение и получать лицензию.
Также часто можно встретить критику со стороны экспертов о положении дел на рынке юридических услуг. За последние 40 лет так и не было создано альтернативы для саморегулирования этой системы. По факту предприниматели оказывающие консультации и занимающиеся заверением документации подчиняются сами себе и в 90% вообще не несут никакой ответственности за свои ошибки. После того, как государство провело анализ работы СРО (саморегулирующихся организаций) были выявлены следующие проблемы (узнать подробно можно из отчета правительства 30.12.2015 № 2776-р):
- Практически отсутствуют стандарты при создании компании или ИП.
- Нет внутреннего контроля - это приводит к созданию большого количества фирм-однодневок.
- Компании не несут ответственности перед своими клиентами/потребителями.
Не соблюдение простых принципов и несовершенство законодательной системы привело к тому, что специалисты зачастую занимаются дезинформированием своих клиентов. Несмотря на постоянный приток средств, в казну государства, почти все они направляются на борьбу и контроль СРО.
Почему ЗоЗПП не помогает потребителям
На практике найти защиту и добиться правды клиентам непрофессиональных адвокатов можно только через общество защиты прав потребителей. Сегодня эта организация полностью справляется со своей задачей и поддерживает порядок. Однако на законодательном уровне, это не совсем правильно. Ведь пострадавших от рук злоумышленников на рынке юридических услуг достаточно много, а сфера деятельности Роспотребнадзора - слишком большая, элементарно не хватает специалистов.
Однако здесь также есть небольшой нюанс - если клиент пострадал от рук мошенника, который предоставляет услуги адвоката или юриста, но при этом не имеет положенного образования и лицензии, то обратиться в ЗоЗПП будет уместно. Роспотребнадзор может осуществить проверку и сделать все возможное для возвращения средств.
Если же дело касается легальной фирмы, специалисты, которой полностью соответствуют статусу и имеют лицензию в помощи будет отказано на основании п. 6 Постановления Пленума ВС РФ № 17. Фактически деятельность юристов и адвокатов на законодательном уровне не является предпринимательской, поэтому призвать к ответственности через ЗоЗПП нельзя. Дополнительно это регламентируется N 63-ФЗ, положением Основ законодательства РФ о нотариате N 4462-1.
Какие будут изменения
Регулирование законодательством юристов и адвокатов это одна из самых слабых сторон действующей системы. Чтобы решить запутанную и достаточно сложную ситуацию, правительство совместно с коллегией специалистов Минюста планирует предпринять следующие действия:
- На основании нового 02.06.2016 № 160-ФЗ будет создана Комиссия Федеральной палаты адвокатов, которая будет осуществлять контроль над соблюдением этике и стандартов. Также в зону ее компетенции будет входить разработка новых стандартов и контроль над адвокатскими палатами страны.
- На основании приказа от 14.12.2016 № 288 будут осуществляться государственные проверки всех учреждений на факт соответствия документации, актов и т.д. Это также поможет избавиться от нелегальных фирм однодневок и деятельности злоумышленников.
Создание адвокатской монополии и единого рычага управления поможет правительству сэкономить бюджетные средства на ранее неэффективных реформах и ресурсах. Также это обеспечит развитие рынка и улучшения качества оказываемых услуг, что в первую очередь скажется на благосостоянии граждан.
Переход на новую систему будет выгоден даже самим адвокатам. У них появиться возможность участвовать в государственных закупках, заключать отношения с доверителем от имени юрлица. Также будут созданы отдельные специализации адвокатов. Кстати практика была взята на опыте Германии, сегодня на территории страны действует большое количество управляющих органов, каждый из которых отвечает за соблюдение отдельных правил - этики, профессионализма и т.д. Более того, на территории страны профессия адвоката и юриста находится на втором месте по значимости после врача.
После того, как будет введена специализация юристов и адвокатов - это заметно улучшит качество. В странах Европы у студентов изначально есть возможность поступить на определенный поток, который будет узкоспециализированно просвещать их.
Итог
Так как приказы по реформированию системы рынка юридических услуг были сформированные еще в кризисный период 2015 и 2017 гг. их реализацию перенесли на 2019 по 2021 год. Сегодня можно выделить основные этапы формирования нового рынка и законодательного контроля:
- В 2018 году уже были сделаны первые шаги. Первое - запретили иностранным агентам оказывать услуги на территории страны без должного разрешения. Более того, они больше не имеют право заключать договора с отечественными адвокатами и юристами.
- В 2019 году будет введено послабления для лиц, которые имеют отраслевое образование и хотят заниматься адвокатской деятельностью. Отразится оно на сдачи экзамена при предоставлении соответствующей лицензии. Также будет отменен адвокатский целевой взнос, который себя так и не оправдал.
- 2020-2023 - будет завершен прием всех, кто заинтересован получить лицензию адвоката. Начиная с 2023 года судебное представительство, будет полностью, осуществятся профессиональными адвокатами, имеющими отраслевую лицензию.
Это только начальные этапы, которые правительство планирует ввести, основываясь на опыте зарубежных коллег. Как свидетельствуют эксперты в России, таких глобальных изменений не было на протяжении 70 лет.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.