Оценка бизнеса и проведение оценочных действий
Оценка бизнеса – это достаточно сложное по своей структуре мероприятие, основное действие которого направлено на то, чтобы определить четкую стоимость бизнеса или на то, чтобы определить эффективность работы бизнес-проекта. В каких случаях нужно оценивать бизнес оценщиками и для чего стоит это делать?
Что такое проведение оценки бизнеса и почему она нужна
Следует понимать, что любой существующий на сегодняшний день бизнес, вне зависимости от уровня его развития на момент обращения, будет стремиться к продолжительному развитию в ближайшем будущем. При этом очевидным является тот факт, что в любой сфере бизнеса существует достаточно серьезная и требующая совершенствоваться конкуренция, а также разные нюансы, которые можно относить к критическим.
Поэтому наиболее точно оценить перспективы бизнеса можно лишь в тех случаях, когда предприниматель будет обладать конкретными, четкими данными о настоящем положении дел на данный момент. Поэтому важно иметь в наличии актуальные данные об оценке бизнеса, позволяющие правильно создать и изменить стратегию дальнейшего развития.
Оценка бизнеса в такой ситуации является необходимой, ведь именно она дает возможность получить картину активов и потенциала. Оценку необходимо проводить грамотно, составляя при этом отчетную документацию и изучая ее для выстраивания перспектив развития.
Процесс оценки бизнеса направлен на поиск и последующее осуществление возможных действий, связанных с изучением данных, способных рассчитать стоимость предприятия на момент его анализа.
В каких случаях и как проходит оценка
Оценка бизнеса нужна в следующих случаях:
- Необходимо произвести полноценную реализацию имеющего объекта, долей бизнеса или его акций. При этом в результате оценки бизнеса появится его стоимость, позволяющая назвать цену бизнеса в целом.
- В случае желания сдавать собственный бизнес на правах аренды или в случае разработки некоторых инвестиционных направлений, необходимых для получения прибыли и возможностей.
- Если необходимо провести переоценку имеющихся в бизнесе фондов, а также в случае необходимости проведения процедуры реорганизации самых разных существующих форматов.
- Также оценка необходима в том случае, если организация и имеющийся бизнес перестали по каким-либо причинам приносить доходы вплоть до вероятности прекращения деятельности, банкротства или ликвидации. В таких случаях информация об оценках бизнеса является необходимой.
- Оценка нужна и при выпуске акций, смене руководства, изменения формата или при оптимизации деятельности.
- Передача активов в залог для получения кредита или инвестиций для развития бизнеса.
- Передача доли в уставной капитал.
Вообще ситуаций, при которых может потребоваться профессиональная оценка, сегодня очень и очень много. Главная цель данной процедуры – получение максимально детализированного и исчерпывающего ответа для проведения последующего анализа эффективности используемого финансового плана.
При этом стоимость бизнеса является достаточно серьезным показателем, определяющим общую эффективность, а также успешность работы компании. Здесь стоит учесть и то, что рыночная стоимость бизнеса сегодня определяется активами и пассивами. При расчете в данном случае используется ценность работников, а также конкурентные преимущества компании.
Профессиональная оценка от профессионалов: пошаговая инструкция
Сразу же после того, как предприниматель, бизнесмен или же любое другое управляющее лицо в бизнесе понимает, что даже если самостоятельная процедура оценки бизнеса и будет возможна, то не предоставит никаких конкретизированных данных о бизнесе и его стоянии на данный момент времени, может возникнуть вполне логичный вопрос – как именно произвести оценку имеющего бизнеса? При этом речь идет не о простой оценке, а о самой быстрой и получением необходимого результата.
Ниже представлена примерная пошаговая инструкция, при использовании которой можно выполнить грамотную и максимально подробную оценку бизнеса с минимальным ущербом и минимальной тратой времени.
- Шаг 1: определение компании-оценщика. Так как самостоятельный процесс определения оценки бизнеса – это в принципе сложное действие, необходимо определиться с той компанией, которая занимается услугами в данной сфере. Здесь следует учесть и то, что подобных компаний сегодня очень и очень много, поэтому важно осознавать, что выбор грамотного оценщика – это едва ли не самый важный шаг в процессе оценки бизнеса.
А из этого следует, что анализ выбора компании необходимо начинать с определения опыта работы, а также с использования технологий и используемых компанией методов.
Следует отметить, что большинство квалифицированных специалистов в данной области отличаются серьезной востребованностью у самых разных клиентов, однако именно они могут предоставлять качественные услуги по относительно небольшой стоимости.
- Шаг 2: документация. В ходе оценки бизнеса необходимо собрать документы, которые требуются для проведения оценки бизнеса. При этом список необходимых документов, необходимых для сбора и последующего представления специалистам необходимо проводить самостоятельно, однако сделать это можно в рамках консультации с тем, кто представляет или работает в оценочной организации.
Но самым лучшим вариантом будет заблаговременная подготовка документов, так как это даст возможность сэкономить еще немного времени.
- Шаг 3: модель оценки бизнеса. Конечно же, заказчик в данном случае определяет те цели, ради которых проводится оценка, самостоятельно. К примеру, если нужно провести ликвидацию и получить обоснование этого серьезного шага на основаниях результата анализа.
И, вне зависимости от целей, компания должна будет совершать определенные действия и выбирать определенные способы работы. При этом речь идет о таких способах и методах, которые позволят ответить на главные вопросы.
- Шаг 4: исследование. Прежде всего компания оценки занимается анализом актуальной на момент обращения ситуации, причем речь идет об анализе ситуации на определенном рыночном сегменте. При анализе происходит формирование трендов, а также возможных перспективных бизнес-направлений и, конечно же, перспектив организации в общем.
Подобные исследования являются важными, потому как они дают возможность получить информацию о компании и о ее возможном будущем в рамках определенного бизнес-направления.
- Шаг 5: анализ возможных рисков. Это еще один важный этап работы компании по оценке бизнеса. Ведь именно на этапе анализа возможных рисков эти самые риски и их вероятность будут возможны. Все информационные данные, полученные в ходе этого шага, вносятся в соответствующий отчет и передаются заказчику.
- Шаг 6: потенциал и его изучение. Еще один важный аспект, в ходе которого оценочная компания производит ряд действий, позволяющих определить все возможные перспективы дальнейшего развития бизнеса. Важность этого шага заключается в том, что знание потенциала дает возможность определить варианты развития компании или те действия, с которых можно начать ликвидацию организации.
- Шаг 7: отчет. Это последняя стадия работы компании по оценке бизнеса, и строится она на составлении отчета определенной формы. Этот документ при этом может быть разбит на несколько позиций и будет содержать в себе данные. Информация может быть представлена в виде текста или в виде цифр по нескольким направлениям исследований.
Конечно, можно произвести все эти действия самостоятельно, однако лучше всего обратиться за помощью к квалифицированным специалистам. Специалисты, имеющие многолетний опыт работы, смогут быстро опередить те данные, которые необходимы на данный момент времени и входе проведения анализа состояния бизнеса.
Возможные методы оценки бизнеса
Важно помнить о том, что практически во всех случаях проведения оценки бизнеса этот процесс представлен не только сбором всех необходимых данных статистики, но также и составлением отчетности на основе имеющейся бухгалтерской документации.
В ходе определения оценки бизнеса также производится подсчет всех имеющихся товаров, запасов на складах, а также проводится работа, направленная на сбор полноценных данных о любых сферах деятельности компании и о любых нюансах.
По своей сути составление отчета можно назвать глубокой аналитической работой, при определении результатов которой можно выводы о состоянии бизнеса и о других важных моментах.
На сегодняшний день процессы проведения и формирования оценки базируются в большинстве случаев на основании использования инновационных технологий и методик, позволяющих рационально использовать дальнейшее время для того, чтобы всесторонне изучить ситуацию.
Вообще сегодня существует достаточно большое количество самых разнообразных методик и способов проведения оценки бизнеса, и вот самые основные из них:
- Оценка понесенных финансовых и иных затрат. Этот способ производится лишь с точки зрения проводимых расходов, формировавших работу учреждения. Здесь сразу же следует отметить, что именно способ оценки понесенных затрат можно отнести к одному из самых показательных, объективных и, как итог, самых детализированных. Данный метод позволяет максимально четко обозначить возможные границы между активами и пассивами компании. Конечно же, именно этот способ, являясь самым эффективным, также можно считать едва ли не самым сложным. Сложность способа заключается в том, что к имеющимся у компании активам относятся как оборотные, так и внеоборотные финансы, а к пассивам – кредиты и все имеющиеся краткосрочные расходы. В большинстве случаев этот способ применяется в ходе оценки лишь только-только появившихся компаний.
- Вся стоимость имеющихся активов. Данный способ в большинстве случаев используют крупные компании, а также те, кто является владельцем коммерческих типов недвижимости, то есть в тех случаях, когда дело касается лишь дорогостоящих вариантов. В ходе проведения анализа бизнеса под оценивание попадает множество самых различных параметров. При этом крайне важно отметить, что при проведении капитализации бизнеса подобные действия являются самыми важными и необходимыми.
- Оценка бизнеса среди аналогов. В таком случае процесс оценки основывается лишь на тех данные, которые так или иначе касаются или связаны с продажами или же с приобретением подобных компаний. Важным в данном случае моментом является и то, что данный метод более понятен и более прост, особенно в сравнении с другими методами – здесь работать строится на анализе уровня специфики компании. Помимо этого, при расчете берутся реализации экономики и других подобных форматов.
Одно из важных преимуществ компании – создание оценки на основании фактических, реальных данных, определяющих объективные данные по общей ситуации на продающих рынках. Однако здесь же есть и минусы, и самый главный из них заключается в том, что этот анализ далеко не во всех случаях позволяет определять нюансы развития бизнеса и возможные перспективы. Также важно помнить о том, что в ходе проведения оценки используются усредненные параметры, поэтому результат, хоть и является конкретным, все равно не может быть в достаточной мере детализированным.
- Прогноз течения денежных средств. Данный вариант оценивания бизнеса и его анализа основан на таком явлении, как изучение возможных долгосрочных перспектив. Другими словами, специалисты в данном случае занимаются осуществлением процессов анализа деятельности компании на данный момент, а после этого производят несколько действий, направленных на расчет прибыли в ближайшем и отдаленном будущем. Лишь после этого производится оценка уровня рентабельности возможных инвестиций в компанию и в бизнес с будущем.
Или же, если говорить иными словами, в ходе прогноза течения денежных средств определяется то, насколько хорошим и перспективным можно назвать предприятие на момент исследования, а также то, необходимо ли инвестировать в этот бизнес денежные средства для дальнейшего развития. При этом происходит проекция анализа грамотности ведения бизнеса и других анализов, которые могут помочь получить более точные данные о возможных перспективах бизнеса.
Все способы, описанные выше, отличаются своими нюансами, а также плюсами и минусами, однако именно на них и можно построить картину того или иного аспекта успешности организации. Конечно же, примерная стоимость независимой оценки будет разной, так как она зависит от выбранного способа исследования и анализа бизнеса.
С какими целями проводят оценку бизнеса
Есть несколько главных целей проведения оценки бизнеса:
- Повышение уровня эффективности работы. Одна из самых очевидных целей оценки бизнеса заключается в том, что у любой организации есть потенциал, однако управление далеко не во всех случаях может быть грамотным и рациональным. Как раз по такой причине использование оценки бизнеса можно назвать отличной возможностью получить более дательные данные об эффективности используемой на данный момент бизнес-модели, а также получить ответ на вопрос о том, стоит ли текущую бизнес-модель менять для увеличения прибыли.
- Приобретение или продажа акций компании. Руководство организации может после результатов оценки бизнеса принять решение о том, чтобы продать или же купить акции для получения дополнительных источников дохода. Обычно оценка бизнеса позволяет выявить целесообразность операций, связанных с продажей или покупкой акций.
- Формирование инвестиционных решений. Очень часто оценка может производиться по требованию инвесторов, желающих вложить деньги в определенную компанию или в предпринимательство. А для того, чтобы вложить деньги, инвестор должен убедиться в том, что он вкладывает деньги в правильную и заслужившую доверие компанию, которая не обанкротится и не оставит инвестора без денег.
- Реструктуризация. Цель этого предприятия заключается в том, чтобы улучшить качество работы компании. При этом собственнику компании необходимо произвести оценку самостоятельно или же заказать ее, чтобы по результатам подобрать оптимальный способ разработки программ и процессов по изменению структуры. При этом повышение показателей эффективности проведенных работ основано на проведении самых разных мероприятий, включая также и вопросы реструктуризации. Важно, чтобы предприниматели осознавали текущие показатели и текущее положение организации, ведь только в таком случае можно проработать оптимальный способ реструктуризации с самыми незначительными вложениями денежных средств.
Однако в большинстве случаев оценка бизнеса, как самостоятельная, так и заказанная у квалифицированных специалистов директором компании, проводится для того, чтобы определить возможные пути развития фирмы и ведения бизнеса, то есть дальнейшие варианты развития бизнеса в компании. Подобные действия практически невозможно осуществить, если под рукой нет актуальных данных о том, в каком именно состоянии находится организация на данный момент, а также о том, как правильно следует проводить анализ и ставить оценку бизнесу вне зависимости от его положения и состояния.
Как минимум, для того, чтобы заниматься формированием оценки организации и бизнеса по любым интересующим направлениям, необходимо знать реальные доходы, а также баланс компании на момент формирования исследования. Эти минимальные данные позволят проработать самые простые и самые оптимальные варианты дальнейшего развития организации.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.