Согласно недавно проведенным исследованиям, за весь 2018 в продажу в автономном, закрытом режиме поступило свыше 40 процентов элитных проектов жилых помещений. Если говорить об этом в рамках абсолютных цифр, то это выглядит примерно таким образом: продажи квартир были официально запущены в 15 элитных, дорогих новостройках, причем в 7 из этих 15 новостроек публичных продаж не было.
Способ закрытых, автономных продаж, если рассматривать его как один из способов маркетингового продвижения проектов, сегодня можно отнести к одним из самых распространенных, причем такой способ распространен не только в элитных сегментах, но также и на территории объектов «бутикового характера». Стоимость одного квадратного метра при этом может начинаться с отметки в один миллион рублей, и она будет расти. Кроме того, количество лотов всегда серьезно ограничено.
Способ использования закрытых продаж — это далеко не самое новое явление. Согласно сообщениям многих квалифицированных экспертов, на заре рынков продаж объектов элитной недвижимости именно такой способ получил свое самое большое и значительное распространение, а сейчас оно серьезно упало.
В качестве примера можно отметить, что во время строительства и реализации жилого комплекса под названием «Агаларов Хаус» президент той компании, которая занималась непосредственно строительством этого комплекса, лично занимался проведением собеседований с возможными соседями. И все это было из-за того, что президент строительной компании планировал купить квартиру в этом комплексе и жить там.
В свои лучшие годы автономные продажи были более популярными из-за того, что раньше были условия достаточно быстро растущего строительного рынка показатели спроса значительно превышали показатели предложения. Также, как отмечают многие эксперты, в те времена уникальность жилья, а также его престиж и удобство по всем показателям были намного дороже денежных средств. Как раз это и были такие ситуации, при которых девелоперы могли самостоятельно решать, какие люди и по какой стоимости будут жить в только-только отстроенных домах и целых жилых комплексах, а кто такого жилья лишится.
Еще интереснее было то, что девелоперы могли просто «нарисовать» портрет идеального жильца жилого комплекса, и, после составления такого портрета, решать самостоятельно, кто именно будет в построенных домах, а кто не сможет сделать этого.
На сегодняшний день конкуренция, особенно в рамках сегмента элитной недвижимости, уже не дает никакой возможности для свободного выбора покупателей, поэтому продажи становятся в некоторой мере открытыми. Однако и в такой ситуации закрытыми являются предварительные продажи, создаваемые и проводимые «для своих». В рамках закрытых предварительных продаж «своим» людям предоставляются или самые варианты квартир в рамках ЖК, или специализированные условия, акции и бонусы.
Как отмечают некоторые исследователи, из-за очень высокой стоимости объектов их сможет купить далеко не каждый челок, и именно поэтому нет никакого смысла в рекламировании таких объектов. Ведь по факту и себе могут позволить лишь несколько сотен человек из всей России. В большинстве случаев покупателями являются топ-менеджеры, чиновники, а также крупные бизнесмены и подобные им категории граждан.
В некоторых случаях презентация какого-либо отдельного объекта может проходить в режиме «вечеринка для своих», то есть презентация может происходить не на самом объекте, а в отеле или же в ресторане, специально для этого снятом на вечер. Подобная система, особенно в летний сезон, уже давно работает в Нью-Йорке и на территории Лондона, и там очереди могут растягиваться на несколько десятков людей.
С другой же стороны, как отмечают эксперты, на данный момент закрытые продажи все чаще и больше отличаются по сути от тех продаж, которые применяются в рамках растущего рынка. Если раньше ключевой смысл анонимных продаж сводился как раз к фейсконтролю (то есть к тому, что претендент на квартиру соответствовал требованиям элиты), то сегодня речь чаще всего идет о поисках финансирования для начала, продолжения или же завершения строительных работ на территории жилого дома или всего жилого комплекса.
И все это связано с тем, что застройщики в условиях современного рынка и современной действительности заинтересованы, в первую очередь, в том, чтобы привлекать в самом начале строительных работ привлекать денежные средства не через банковские кредиты, а черед личные вложения со стороны потенциальных будущих жителей готовых объектов. Именно поэтому сегодня акции могут быть распространены не на элиту и не на своих, а на тех, кто готов быть одним из первых покупателей. Главная причина бонусов заключается в том, что на первоначальных этапах строительная компании не имеет никакого права на то, чтобы заниматься активной рекламой, и, соответственно, не знает, где можно найти дополнительные финансовые средства.
Следует учесть также и то, что закрытые продажи используются также и в рамках вторичного рынка, однако объемы здесь совсем другие, да и причины тоже. Как пример, закрытые продажи на рынке вторичного жилья производятся в том случае, если владельцем объекта является частное и достаточно известное лицо, не желающее привлекать к себе лишнее внимание.