Размер штрафа за незаконную рыбалку - что может быть за браконьерство на водоеме
Проблема незаконного вылова рыбы и откровенного браконьерства в России стоит остро уже более 10-15 лет. И несмотря на ужесточающиеся запреты, влияние местных объединений и действий местных властей, масштабы нарушения законодательства превышают все разумные пределы. Что вызывает большое количество вопросов и ожесточенных обсуждений. Сегодня мы поговорим о первопричинах проблемы нелегального вылова, что делается со стороны контролирующих ведомств. А также, рассмотрим размер штрафов за незаконную рыбалку.

В чем проблема?
Первопричина разрастания браконьерства появилась не так давно. В советское время, основной монополией на отлов рыбы в промышленных объемах владело государство. Но проблема браконьерства была очень эфемерной, и никакого единого механизма не существовало. При том, что:
- Ограничения на вылов были традиционными еще со времен Российской Империи;
- Есть работы ученых периодов 30-х годов и соответствующие законодательные постановления и акты.
Но никто всерьез этим не занимался. И лишь в 60-е годы в стране наконец озаботились освоением природных ресурсов полномасштабно. Именно в тот момент и начало появляться природоохранное законодательство. Первый нормативный акт появился в РСФСР в конце 60-х. Исходя из его постановлений и статей, было установлено несколько правил:
- Обязанность по охране природных ресурсов возлагалась на каждого;
- Была введена классификация промыслов.
Справедливости ради надо заметить, что контролем занималось министерство Рыбного хозяйства. И уже в 1964 году им было предусмотрено несколько указов и постановлений, ограничивающих рыболовов и охотников. Так как проблема истощения запасов уже просматривала в то время. Но мало кто задумывался о том, что потом это приобретет масштабы экологического бедствия. А ресурсов вдруг станет резко не хватать.
Проблемы современного браконьерства
Вообще, вопрос браконьерства стоит в России уже очень давно. И нарушителей законов меньше не становится, несмотря на жесткие санкции со стороны государства и надзорных органов. Объясняется это наличием рынков сбыта и размерами территорий, которые при всем желании не удается контролировать инспекторам.
Проблемы нужно решать по мере их поступления. Так борьба с сетями ведется из сезона в сезон, но меньше их не становится. Хотя решить вопрос можно с привлечением обычных рыболовов и активистов:
- Объединение рыбнадзора и местного населения в единую структуру;
- Стимулирующие мероприятия (вознаграждения);
- Содействие ведомств и органов, взаимодействующих с водным транспортом.
- Введение серьезной уголовной ответственности за незаконный вылов рыбы.
Что-то уже делается. Но до решения проблемы незаконного вылова еще очень далеко.
Реальный пример из практики
Попытка инициативной группы одного провинциального центра, очистить реку от сетей позволила выявить интересные особенности современных рыболовов-пиратов. Они не просто ставят сети в запрещенных местах. Делается это:
- В ночное/утреннее время;
- Сети охраняются с лодок.
И это при том, что на речке вообще никаких сетей быть не должно в это время. Даже одобренных губернатором края. А рыболовы-нарушители чувствуют такое превосходство, что готовы сражаться за свои собственные снасти и не метафорически, а физически противодействуя активистам. Что возводит всю ситуацию в абсурд. Наказание столь ничтожно, что некоторые не только не прячутся, но еще и пытаются яростно отстаивать свое право на нарушение закона.
Начало регулирования
Не так давно, в России появился официальный запрет на использование дрифтерных сетей. Это особая снасть, которая в длину может быть до 50 километров. С ее помощью отлавливают:
- Сельдь;
- Лососевых;
- Тунца, Макрель и т.д.
Особенности этой снасти в том, что она используется на промысловых судах. Общемировая практика показывает, что использование подобных сетей очень негативно влияет на популяцию не только рыбы, но и на птиц и млекопитающих. Ведь попав в такую сеть, живое существо уже просто не сможет выбраться обратно. А о методах пересортировки, использующихся с дрифтерами, и говорить не стоит. Использование таких сетей предполагает:
- Резкое сокращение популяции лососевых;
- Порчу другой рыбы (которую просто выбрасывают за борт).
До нынешнего момента проблема не стояла столь остро. Несмотря на тревогу экологических объединений и катастрофическую статистику.
Введение запрета было обосновано несколькими факторами. В первую очередь, работа с сетями (а это промысловая снасть) разрешается лишь в некоторых регионах России. Это:
- Сибирь;
- Дальний Восток;
- Некоторые северные области.
А использовать сети пытаются все кому не лень. Мало того, что с помощью дрифтерных сетей ловят рыбу, идущую на нерест. Так и их использование в промышленных масштабах буквально уничтожает некоторые виды. Запускают не десятки, а сотни сетей, что создает дополнительные проблемы:
- Рыба попадает в сеть;
- Она теряется;
- В воде остаются куски сети с гниющей рыбой или даже птицами.
Ведь стоит только коснуться стенки такой снасти, как она мгновенно запутает все что угодно.
Проблема приобрела такие масштабы, что государство теперь всерьез возьмется за рыбных промысловиков. Устанавливая дополнительные ограничения и контроль
Решение проблемы нашлось
О нововведениях касаемо рыбной ловли, разговаривали уже несколько лет. Но до реализации удалось дойти лишь в этом году. В обсуждениях участвовали не только эксперты и консультанты, но и региональные представители. В конечном итоге, ситуация выглядит следующим образом:
- Промысловые участки практически пропадут к 2020 году;
- Их оставят только в регионах, которые мы описали выше.
Что до любителей, то их ограничивать будут все так же исходя из конкретного региона и территории. Суточная норма осталась прежней (в среднем не больше 10 килограмм на человека). А ограничивать и запрещать рыболовам-любителям раскидывать удочки можно будет только:
- Особо охраняемая территория;
- Оборонный участок.
Касаемо суточного ограничения, то принципиальных изменений тут не появилось. Размеры ограничения все так же устанавливаются в зависимости от региона. Ну и наказывать рыбака одиночку, отловившего уклейки выше нормы наказывать никто не станет.
Что до транспортировки, то тут тоже все довольно интересно. На одного человека, размер вылова, вывозимого с места не может превышать 2-х кратный размер. При этом, учитывать будут всю рыбу без исключения:
- Живую;
- Жареную, копченую, вяленую.
Остается надеяться, что не будут пытаться посчитать съеденную.
Вылов раков, и живца упирается в ограничение - не больше 30 ракообразных и рыбин за сутки на человека. Если это количество будет превышено, то наказание будет следующим:
- Штраф до 5 000 руб.;
- Конфискация судна и снасти.
Нововведения 2019 года
Для того, чтобы вылавливать рыбу в промышленных масштабах, нужно получать лицензию. А снасти при этом:
- Подлежат маркированию;
- Вносятся в общую базу рыболовства.
Соответственно, внесение сетей в БД позволяет идентифицировать нарушителя и компанию, виновную в порче рыбы. Кроме того, на отлов нужно получать отдельную лицензию. И речь идет не о мифических штрафных санкциях, которые никого не пугают, а вполне ощутимое повышение "цены" нарушению.
Наконец, регионы занялись окончательным определением своих собственных норм для вылова. Пока, схема выглядит следующим образом:
- Ханты-Мансийский АО (30 кг.);
- Алтай (10 кг.);
- Центральные области (до 5-10 кг.).
В северных регионах возможно ограничения будут еще менее существенными. Есть обоснованное мнение о том, что установленные нормы позволят создать некий поток мигрантов из центральных регионов на дальневосточные земли. Что несколько сомнительный способ стимуляции, но его эффективность будет определена лишь временем.
А регулируется любительское рыболовство теперь новым ФЗ №475. Он вступил в силу в декабре 2018 года. А некоторые положения пока еще в пролонгированном и дорабатываемом состоянии. Так что полностью его структура и редакция еще не определена.
Наказание за нарушения
А вот ловля с использованиями сетей будет "стоить" очень дорого. Наказание следующее
- До 300 тыс. рублей штрафа;
- При отсутствии средств - лишение свободы на срок до полугода.
Вторая мера вызвала просто бурю ожесточенных спросов и вопросов. Но это и есть та самая мера, о которой мы говорили в самом начале статьи. Бороться с браконьерством и сетями будут теперь более жесткими методами.
Таким образом получится выбить основной пул нарушителей. Вряд ли у нас найдется много рыболовов сетями, способных выплачивать по несколько штрафов такого размера. А лишение свободы просто поставит точку в конкретном случае.
Что до отлова в период нереста, то размер штрафа будет начинаться от 300 000 руб. Введена отдельная классификация:
- Отлов раков: 40-50 руб. за особь;
- Щука/карп (в период нереста): 250 руб. за особь.
Половая принадлежность отловленных особей тоже будет учитываться. Так за самку штраф будет увеличиваться ровно в 2 раза. Так как потенциал отлова самок сильно вредит популяции, фактически ее уничтожая. Вообще, проблема с нерестом одна из самых сложных
Кроме того, основной упор все-таки сделали на лососевых. Этому виду было уделено особое внимание. Это как раз тот самый запрет на использование дрифтеров, сокращающий вылов.
Тем не менее, есть уже свежие случаи вменения крупных штрафов. Так в ХМАО, рыбаки умудрились использовать сети длиной до 300 метров в длину.
Как будут исполняться новые ограничения?
Закон вступил в силу с января 2019 года. Дрифтерные сети теперь не смогут использовать:
- Отечественные компании;
- Зарубежные промысловики.
Описанные выше санкции мы указали так как они представлены в последней редакции. Но на практике, будет использоваться не только фиксированная сумма, но и проценты (до 8). А в отдельных случаях могут использовать и размер оплаты труда обвиняемого на срок до 18 месяцев.
Вообще, апрельская редакция ст 256 Уголовного кодекса подразумевает наказание не только за использование запрещенных снастей, но и :
- Химических веществ;
- Взрывчатки.
Штраф в этом случае может достигать полумиллиона рублей. А могут лишить свободы на срок до 2 лет. Что уже существеннее полугодового лишения за использование сетей.
Кроме того, в 2018 наконец взялись и за охрану других морских млекопитающих. Теперь их незаконная добыча также наказывается аналогичными сроками и штрафами.
Постановление правительства: космические штрафы
В ноябре прошлого года вступило в силу постановление № 1321. Краткое изложение его содержания:
- Введена стоимость причинения ущерба;
- Штрафы за вылов увеличены в 10-15 кратном размере.
Мы уже описывали стоимость сельди и раков. Но стоит добавить то, что стоимость ущерба учитывается в независимости от размера особи. Кроме того, такса за:
- Лосося составляет 13 600 рублей/особь;
- Белугу: 206 000 рублей/особь.
А кашалот например, не только своими размерами напоминает среднестатистическую фуру для грузоперевозок. Но еще и "стоит" согласно постановлению почти полмиллиона рублей.
Вопрос остается открытым: как отлавливать и искать браконьеров и нарушителей закона. Местные охотхозяйства отлично справляются с собственными речками, где искать сети даже не нужно. Они просто цепляют трал за баркас, и рвут их в клочья за несколько проходов. Вот только к каждому километру водной поверхности полицейского и инспектора приставить не получится. Так что проблему вряд ли можно искоренить полностью. Но предотвратить нарушения промысловиков и единичных рыболовов нововведения точно позволят.
Другие ограничения на вылов
Кроме мест и количества рыбы, в регионах еще и устанавливаются некоторые виды, попадающие под полный запрет. Например, на территории всех регионов без исключения ограничивают улов:
- Судаков;
- Щук;
- Лещей.
Кроме того, леща и судака нельзя еще и использовать в качестве наживки (вообще). Что отлова краснокнижных особей, то там размер штрафных санкций от полумиллиона только начинается. В этот список входят некоторые виды лосося (аральский например) или атлантический осетр.
Вообще, оправданность высоких штрафов в принципе доказана. Как раз постановление правительства позволило определить конечную стоимость ущерба. А значит, постановлением смогут пользоваться даже суды, ориентируясь и высчитывая размеры ущерба. А часть средств, полученных в результате взысканий пойдет как раз на решение проблем с охраной природы и увеличения популяций некоторых исчезающих видов. По крайней мере, задумка состоит как раз в этом.
Сработает ли повышение штрафов?
До тех пор, пока судебная система не начнет их вменять всем подряд, а не только совсем уж критичным нарушителям - нет. Проблема браконьерства и незаконного вылова в России куда острее и серьезнее, нежели один рыбак с сетью. Это полноценный бизнес по добыче природных ресурсов и их неконтролируемому использованию и уничтожению. Введение таксы за конкретный виды рыбы это большой шаг к решению проблемы. Ведь появилось экономическое обоснование ущерба, наносимого браконьерами природе. Это очень важно для всей юридической системы и расчета наказания для нарушителей. Но вместе с тем, ограничиваются и зоны, находящиеся непосредственно рядом с крупными городами. А само ограничение на количество вызывает очень много вопросов.
С одной стороны, проблема недостатка рыбы действительно существует. И это было замечено не только экологами, ихтиологами и другими учеными изучающими вопрос уже более 20 лет. Замечено это было и местными жителями. Тут явно стоит привести пример Енисея. Из которого в советские годы рыба буквально "самолетами" выгребалась. Промышленный отлов был хоть и ожесточенным, но проблемы дефицита вроде бы не существовало. А в последнее время, местным жителям "станков" приходится уходить на ловлю рыбы все дальше и дальше. При том, что большая часть их жизни неразрывно связана с рекой. И случаи неправомерного применения нового законодательства обязательно найдутся среди местной инспекции. Да и что делать рыболовами с западных регионов пока совершенно непонятно. Ведь законодательные ограничения буквально вынуждают их переезжать с одного места на другое. Что совсем недружественный шаг со стороны государства и правительства.
В конечном итоге, нужно сказать что введение нового закона и поправки в действующее законодательство позволят решить сразу несколько проблем:
- Закроется вопрос с оценкой ущерба природным ресурсам;
- Промысловое рыболовство будет сильно ограничено (что кстати вызывает ряд экономических вопросов);
- Наконец установлено равенство закона для отечественных промысловиков и зарубежных компаний;
- Размер штрафов за незаконную рыбалку "распугает" большинство нарушителей.
Если посмотреть с технической точки зрения, то вводить подобные ограничения нужно было все-таки лет 5-10 назад. Ведь за это время был нанесен ущерб, который сейчас не посчитать никакими даже примерными формулами. Но в конечном итоге, лучше поздно, чем никогда. Так как проблема незаконного вылова очень актуальна для современной России.
Заключение
Остается только надеяться, что злоупотреблений законом (как это часто бывает) не будет, и штрафы не начнут использовать как инструмент давления и влияния, но не наказания за браконьерство. Что для регионов скорее ситуация привычная и реальная, нежели необычная. Кстати и этот вопрос отчасти, решается постановлением правительства. Так как ущерб наносимый природным ресурсам теперь получил четкое определение и эквивалент.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.