Штраф от МАДИ или ЦОДД: оспорить штрафные санкции, незаконно оштрафовали + штрафстоянка, суд, квитанция
Что делать если вас незаконно оштрафовали. Вопрос интересный. Практика показывает, что более 85% необоснованных штрафов никогда не будут оспорены. Конечно, эту статистику создают не только рядовые граждане крупных городов. Но и средний класс, способный за год набрать от 50 до 100 различных штрафов за превышения скорости, пересечения разметки и другие нарушения правил дорожного движения. В Москве и Санкт-Петербурге уже давно сформировалась прослойка граждан, которые на штрафы просто внимания не обращают. Однако, рядовому человеку штраф едва ли будет полезен, особенно для семейного или собственного бюджета. Сегодня мы поговорим о том, как работают системы видеофиксации, разберемся в основных недостатках этих систем. Ну и разумеется, расскажем о методах, при помощи которых вы можете оспаривать штрафы от таких электронных систем.

Введение
Организация дорожного движения это весьма сложная задача, особенно в рамках таких крупных городов, как:
- Москва.
- Санкт-Петербург.
В теории, нам нужно опираться на европейские стандарты организации дорожного движения, и исходить из них. По крайней мере, именно так сегодня считают урбанисты и прочие "причастные". Однако, на деле это не всегда удается реализовать. Особенно если мы говорим об условиях среднестатистического российского города. Если же мы говорим о крупных мегаполисах, то вместо зонирования у нас предпочли идти по диаметрально противоположному пути. Да, в Москве сегодня достаточно развитая инфраструктура для общественного транспорта. Но количество автомобилей от этого не снижается. А весь контроль выстроен на двух "столпах":
- Системы видеофиксации нарушителей.
- Жесткий парковочный регламент.
И вот как раз о системах видеофиксации мы сегодня поговорим. Потому что делегировав всё камерам, многие забыли о том, что ошибки тут тоже возможны, и они есть. Буквально на каждом шагу, если не утрировать и гиперболизировать.
Грубо говоря, если вы хотите полностью обезопасить себя от любых "автоматических штрафов", то вам придётся пересаживаться на общественный транспорт. Что для многих скорее ухудшение условий, нежели упрощение перемещения. Всё-таки все очень сильно привыкли к автомобилю, многие считают его единственно верным средством передвижения. Поэтому, для большинства автолюбителей отказ от машины это совсем не выход.
Что такое ЦОДД?
Расшифровывается это как Центр организации дорожного движения. Это не коммерческая организация, это полноценное учреждение (государственное и казённое). Это учреждение занимается разными задачами, а его история началась с конца 90-х. В частности, изначально весь "центр" представлял собой небольшой отдел, в котором было не больше 10 человек. Они занимались:
- Подготовкой проектов дорожных сетей (на территории Москвы).
- Разработкой отдельных решений для оптимизации дорожного движения.
Уже впоследствии этот центр начнет стремительно расширяться. Начнут появляться аналитические, управленческие, исследовательские и другие отделы. Кстати, один из отделов ЦОДД как раз занимается вопросами организации парковочных мест и планирования паркингов. Как раз начиная с 2005 года, т.е. 16 лет назад представители ЦОДД начали внедрять радарные системы и видеофиксацию. Этот продолжается и по сей день.
В 2017 году это учреждение начало готовить специалистов, которые управляют:
- Табло.
- Датчиками.
- Камерами.
- Знаками и т.п.
Это изначальный проект "Старт". Его реализация на данный момент не может быть оценена объективно, поэтому мы просто обойдём этот вопрос стороной.
Кстати, представители ЦОДД размещаются как раз на базе инфраструктуры постов Дорожно-Патрульной службы. Там работают представители ГИБДД, АМПП, ФССП и т.п. Если проводится какая-то операция, то в состав такого диспетчерского пункта вводятся и силовые ведомства.
Кстати, именно представители ЦОДД занимаются подготовкой тех самых "писем счастья", с которыми приходится сталкиваться большому количеству москвичей. Все данные, принимаются через видеокамеры. После чего всё рассылается через специальный центр (это называется гибридной почтой). И вот уже впоследствии всё доставляется по адресам нарушителям. Вы, как конечный получатель штрафа, уже видите письмо у себя в почтовом ящике.
Кроме того, у центра есть собственный парк патрульных автомобилей. И занимаются они мониторингом дорожной обстановки. Каждая машина "комплектуется":
- Видеокамерами (2 шт.)
- Техником.
- Водителем.
Интересно тут вот что. Фактически, патрульные не занимаются прямой фиксацией. Всё что происходит, обрабатывается компьютером в автоматическом режиме. И уже в автоматическом же режиме все передается на сервер.
При этом, обрабатывается вся эта информация живыми сотрудниками. Это около 30-40 000 фотографий в сутки, с одних только камер. Попробуем разобраться в том, как же работает сама процедура. Естественно, всех секретов никто раскрывать не станет, потому что ими тут же воспользуются хитрые автовладельцы. И вместе с тем, узнать о самом процессе фиксации точно не помешает.
Процесс обработки материалов в ЦОДД
Итак, в первую очередь анализом всех данных занимается автоматизированный программный комплекс. Эта система будет отсеивать материалы, по заверениям сотрудника центра, процент "отбраковки" на этом этапе составляет порядка 85-92%. Потому что сама система просто фиксирует все автомобили. А ЦОДД заинтересован лишь в нарушителях. После чего начинается самое интересное:
- Отфильтрованная партия материалов отправляется на постобработку.
- Там отсеивают отсутствие нарушений в автоматическом режиме.
Всё это происходит еще на первом этапе. И уже после того как материалы попадут в ЦОДД они будут несколько раз отсеяны и изучены. В частности, тут используется 2 проверки:
- Автоматическую.
- Ручную.
В первой проверке система начинает сверять номера автомобиля, его цвет и другие характеристики. После этого повторно проверяется сам факт нарушения. И вот это очень интересный момент, ведь система уже ошибалась, и таких ошибок давно больше сотни или тысячи. Если материал соответствует нарушению, то его отправляют специальному сотруднику. И тот уже принимает решение о том, что будет выписан штраф.
По заявлениям одного из представителей ЦОДД, у них действует система поощрений и наказаний. Что это значит на практике? Всё очень просто, если будут допущены ошибки, то процент может быть вычтен из премии (ежемесячная часть заработной платы). Если же план выполнили сверх нормы, то начисляется дополнительная премия.
Вопрос только в том, работает ли контроль качества сотрудников. Потому что по идее, они будут заинтересованы выписывать как можно больше нарушений. Надеясь на то, что большая их часть никогда не будет оспорена, даже если нарушение было откровенно говоря "натянуто". И судя по всему эта система работает, ведь количество ошибочных нарушений давно уже превысило все разумные пределы.
Более того, на работу с каждым изображением среднестатистический специалист на момент 2018 года тратил около 10 секунд. Следовательно, ни о каком качестве тут даже говорить не приходится, при общем количестве часов за смену (а их 11). Разумеется, демонтировать всю систему никто не предлагает. Однако, вся эта инфраструктура по сути являет собой некий симбиоз человеческих ошибок, конвейерной обработки любых фотографий и электронных средств фиксации. Что в долгосрочной перспективе может привести к тому, что систему придётся полностью перестраивать.
А что происходит на самом деле?
А на деле у нас в крупных городах-миллионниках происходят очень интересные вещи. Например, один из водителей не так давно успел получить штраф просто за то, что на обочине была тень от его машины. Кроме того, очень часто фиксируются следующие ошибки:
- Выписывание штрафов на автомобили, едущие на эвакуаторе.
- Реакция на блики фар.
- Нарушения при измерении скорости и много что еще.
Проще перечислить те правила, которые система определяет безошибочно. Даже по таким правилам (а их не так уж и много), система все равно ошибается.
Более того, система ЦОДД не отлажена даже на уровне регионов. Вы можете себе представить, чтобы среднестатистический ВАЗ 2109 разогнался до 280 километров в час? Это даже с инженерной точки зрения задача не самая простая, а уж говорить о том, чтобы такое можно было повторить в реальности не приходится. Однако, одна из систем зарегистрировала подобную скорость да еще и в небольшом региональном городке. Не иначе как проводились секретные скоростные испытания новых ракетных двигателей на базе ВАЗ 2109.
И вот это всё лишь верхушка пирамиды. Потому что даже на таких явно ошибочных постановлениях проставляли подписи ответственных лиц. Следовательно, штраф законен, а значит будет назначен в обязательном порядке. При том, что на деле, живые люди проверяют документы и постановление не так уж и часто. Потому что обычно всё доверяют автоматическим системам. А к услугам живого асессора прибегают в той ситуации, если не удается распознать номера или любые другие идентификационные признаки. При этом, если мы обратим внимание на недавние события и разбирательства относительно АМПП, то вскроется еще масса крайне интересных подробностей.
Под аббревиатурой АМПП мы подразумеваем администрацию парковочного пространства в Москве. Так вот, даже на уровне этой структуры, штрафы за неправильную парковку выписывались совсем не теми лицами, которые уполномочены были это делать.
Более того, некоторые постановления подписывались теми сотрудниками, которые даже на рабочей смене в момент оформления не были. Согласитесь, весьма показательные доказательства. Даже если человек стоял на машине в запрещенном месте, это могли пропустить сквозь пальцы. Зато по другим "нарушителям" план выполнялся что называется "на ура". Поэтому доверия система уже давно не вызывала. А с появлением нарушений и их выявлением, отношение общественности стало еще более скептическим.
Более того, уже не раз проводилась проверка от прокуратуры и других органов. Дело в том, что даже ответственные сотрудники, которым поручено отделять мух от котлет, зачастую просто этим не занимаются. Следовательно, ошибка камер становится ответственностью автолюбителя. Получается эдакая презумпция виновности:
- Вас штрафуют за то, чего вы не совершали.
- Вы же потом пытаетесь доказать свою невиновность.
И фактически, доказать свою невиновность в этом случае крайне сложно и проблематично. Потому что обычно суды предпочитают доверять технической составляющей вопроса, нежели человеческой. При том, что техника по всей видимости справляется ничуть не лучше, чем и сотрудники с ней взаимодействующие. Тут еще стоит поднять вопрос о том, кто совершает ошибок больше, автоматизированные алгоритмы и комплекс программ, или персонал, анализирующий эти результаты по 11 секунд.
Более того, система фиксации по номерным знакам тоже еще очень далека от идеала. Потому что есть немало прецедентов, когда проносящийся рядом с машиной мотоциклист воспринимался частью системы как сам автомобиль. Следовательно, штрафы за превышение скорости приходили уже "счастливому" и очень "довольному" автовладельцу. А отнюдь не мотоциклисту, который превысил скорость. Более того, такая погрешность может сработать даже с двумя автомобилями. Машина впереди вас совершает нарушение, но ее номер не читается. А вы, следуете за этим автомобилем. И вот как раз ваш номер будет очень быстро считан и распознан. Поскольку номер это ключевой идентификатор, то и платить за "буйного соседа" по своему ряду будете вы. Если вовремя не отреагируете на штраф и не начнёте его оспаривать. Как мы уже неоднократно сказали выше, оспорить такое постановление не очень то просто. Особенно если мы говорим о какой-то спорной ситуации, в которой даже живой человек разобраться не может. И вместе с тем, шансы на то, что удастся восстановить справедливость есть. Главное тут вовремя обратиться за помощью к профессиональному юристу.
Как оспаривать штрафы от ЦОДД?
Если человек стоял на машине в запрещенном месте, то ничего сделать не получится в подавляющем большинстве случаев. Если кто-то остановился и превысил положенное время, а машину после этого увезли на эвакуаторе, любое оспаривание тоже скорее всего ни к чему не приведет. Если же вам пришло уведомление со штрафом за наказание, которое вы не совершали, это уже совершенно другой разговор. В этом случае стоит обжаловать через суд незаконный штраф. Особенно если забрали машину на штраф стоянку. Последовательность действий тут предельно простая:
- Узнаем о том, за что был наложен штраф.
- Изучаем ситуацию.
- Принимаем окончательное решение.
Если вы получили штраф по линии ГИБДД почтой, то нужно еще дождаться копию постановления, которое будет эту санкцию обосновывать. Конечно, пока постановление будет к вам идти, есть шанс уже пропустить срок.
После получения постановления нужно его досконально изучить. В самом постановлении еще будут отражены фотоматериалы, которые и стали доказательством вашей виновности. Если же мы говорим о неправильной парковке, то минимальный интервал для подтверждения нарушения обычно составляет 4-6 минут. Именно этот лимит устанавливается для тех, кто паркуется. За это время нужно успеть оплатить парковку.
Интересно и то, что лимит постоянно меняется. И если вы успеваете покинуть парковочную зону до того, как будет сделан второй (калибровочный) кадр, то есть шанс на то, что штраф наложен не будет. Опять-таки, рекомендуем внимательно изучить регламент и действующие правила. Особенно, если вы живете в Москве. В регионах могут быть немного другие правила, федеральной нормативно-правовой базы для всего этого на данный момент нет. В каждом регионе (и крупном городе) могут быть свои правила и рамки.
В случае, если вы уверены в своей невиновности, придётся собирать доказательную базу. Но как это сделать? Для этого нужно:
- Посетить место "происшествия".
- Тщательно всё изучить.
Сложнее будет оспорить фиксацию со стороны живых сотрудников ГИБДД. Дело в том, что они работают "на земле" и в суде доверия таким показаниям больше. Иногда даже грязные автомобильные номера могут стать основанием для оспаривания. Ведь в случае, если фиксация была неточной, есть шанс на пересмотр вашего дела. Собирайте все доказательства какие есть. Сфотографируйте разметку на месте происшествия. Изучите все подходы и подъезды. Если же у вас было ДТП, то придется взять справку у компании, которая вас эвакуировала.
Более того, портал "Автокод" отражает актуальный список подходящих материалов, которые годятся для обжалования штрафа. Как раз про видеозапись с телефона на данный момент ничего не было сказано. Следовательно, упор делаем на документальную базу и фотоматериалы. Если вы уже собрали все доказательства, самое время пожаловаться на незаконные штрафы. Да, мы будем писать жалобу, к которой и прикладываются все документы из доказательной базы.
Жалоба подается на постановление о деле об административном правонарушении. На подачу жалобы у вас есть всего 10 суток с момента вынесения постановления. Обычно именно этим оперирует суд, когда отказывает в обжаловании. На деле же, на обжалование 10 дней дается уже после того, как вы получите соответствующий документ.
После того как жалоба подана, ее будут рассматривать. Уже по результатам рассмотрения жалобы можно будет сделать вывод.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.