Сколько стоит сплавиться по горной реке - как делается сплав
Сплавляться по реке это не только интересно, но еще и достаточно опасно. И вместе с тем, огромное количество людей из года в год отправляются на специальных лодках проходить самые опасные и захватывающие дух горные реки. Сегодня мы расскажем о том ,что может случиться на таких сплавах, и разъясним основной набор информации, которая вам поможет организовать собственный сплав.
![Сколько стоит сплавиться по горной реке - как делается сплав Сколько стоит сплавиться по горной реке - как делается сплав](/upload/iblock/fab/fabfb5665c72e84cfda69aba9c237fc6.jpg)
Что такое сплав по реке?
Те, кто занимаются этим уже на достаточно профессиональном уровне, предпочитают сплавляться в:
- Грузии;
- Карелии;
- Средней полосе РФ;
- На Урале.
В общей терминологии, сплавом называют водный туризм. Предполагается, что есть группа людей со своим собственным снаряжением. Они "проходят" реку на лодках, плотах, а также:
- Катамаранах;
- Бубликах;
- Байдарках и рафтах.
Надо сказать, что последний вариант предназначен для экстремалов. Новичкам рекомендуют сплавляться на резиновых лодках и плотах. В крайнем случае на катамаранах. Заниматься сплавам на рафтах и каяках нужно только после того, как вы пройдете 4-5 сезонов и уже освоитесь с техникой сплавов, соберете профессиональную команду и т.п.
Иными словами: сплавляться в первый раз на рафтах очень опасно. По аналогии: вас никто не посадит за руль гоночного суперкара без соответствующей квалификации и подтвержденного опыта.
Рафтинг, по уровню экстрима как раз можно уравнять с такими заездами на гоночных болидах. Скорость конечно не такая высокая, зато всегда есть шанс поделиться на составные части о ближайшую скалу. Занятие это не для слабонервных, а самые излюбленные маршруты постоянно забирают себе человеческие жизни. Поэтому, начнем с простого любительского сплава.
Самостоятельные сплавы по рекам
Вообще, вы всегда можете купить себе уже готовый тур. Обычно, программа состоит из:
- Маршрута;
- Инструкторов;
- Проката плавательных средств и т.п.
Приблизительная стоимость тура на 2 дня для одного человека - порядка 6-8 тыс. рублей. Сюда включают не только чуткий надзор инструктора, но еще и прокат различного оборудования. Как ни крути, но любительские сплавы тоже можно отнести к спорту. А значит, для этого вам потребуется:
- Набор весел;
- Спасательные жилеты;
- Аптечки;
- Палатки и т.п.
Вообще, цена хорошего тура начинается от 10-12 тыс. рублей. Но надо понимать, что за эту цену вы получаете. Примерную норму по соотношению цена/наполнение мы вам привели. В общую стоимость должна входить еще услуга по прокату кухонной утвари, желательно палатки и дополнительное туристическое снаряжение.
Если кто-то из знакомых уже занимается сплавами самостоятельно, то есть смысл примкнуть к собирающейся команде. Это куда удобнее, чем ездить по турам. И по деньгам, как показывает практика, немного дешевле. Хотя не всегда, ведь нужно самостоятельно выбирать:
- Маршрут;
- Плавательные средства;
- Снаряжение;
- Меню и т.п.
С другой стороны, если в команде будут те, кто принципиально не поглощает мясо, то самостоятельный сплав будет даже в плюс. Ведь всегда можно скорректировать собственную программу под задачи каждого участника.
Вопрос цены
Вообще, по стоимости разброс на 2018 год примерно следующий:
- На группу через агентство сплав обойдется в пределах 50-60 тыс. рублей;
- Самостоятельная организация позволяет сократить расходы до 30-35 тыс. рублей.
Опять-таки, нужно учитывать состав группы. Все-таки вы набираете людей, с которыми придется находиться бок о бок 24 часа. И так несколько суток, а иногда и целую неделю. Поэтому, мы не рекомендуем вам набирать малознакомых участников.
Иначе, вам, как организатору (потенциальному), придется прямо во время сплава разгребать следующие проблемы:
- Кто-то не поделил снаряжение;
- Личные конфликты между участниками;
- Недовольство и т.п.
Малознакомые люди притираются к себе очень плохо. Поэтому, к подбору коллектива на сплав всегда относятся максимально серьезно. Чем дружнее команда, тем больше шансов на то, что маршрут будет пройден без каких-либо эксцессов.
И вместе с тем, далеко не все годятся для подобных мероприятий. Если с вами в сплав ломится супруга, которая при виде любого муравья падает в обморок, стоит подумать о целесообразности ее привлечения в команду. В сплаве придется заниматься такими "страшными" вещами, как:
- Таскать рюкзак по несколько часов;
- Грести часами;
- Уметь поддержать разговор и т.п.
Если все будут грустные и угрюмые, просиживая сутками в палатках, то смысла от такого сплава точно не будет. В принципе, с нагрузками справится любой более или менее средний офисный сотрудник. Тут уже все зависит от характера
Время года и выхода
Если вы читаете нашу публикацию, то в сплавах вам быть скорее всего бывать не доводилось. Поэтому, лучше организовывать маршрут на лето. Иначе придется:
- Ночевать в палатках на холоде;
- Мерзнуть и кутаться,
Далеко не все могут спокойненько расположиться весной, когда ночью еще могут ударить морозы. Если вы решитесь на сплав в межсезонье, то далеко не факт, что хоть половина новой команды пройдет маршрут до конца. Начинать нужно с самых комфортных (в температурном плане) условий. Тогда и впечатлений останется больше хороших, нежели плохих
Еще одним серьезным недостатком межсезонья является непредсказуемость погоды. На простом примере:
Группа выходит в мае на реку. Все ложатся спать в палатки. При этом, на улице моросит дождь, а температура за бортом примерно 10-12 градусов. И вот, все благополучно уснули. А в итоге, ночью начинается снегопад, а столбик термометра спускается ниже нуля. Экипировки с собой зимней нет, да и спать в таких условиях просто не представляется возможным.
Надо понимать, что не всегда хорошая погода устанавливается надолго. Особенно, если вы сплавляетесь в регионах вроде Мурманской области. Там и средь лета может начаться сильное похолодание, с дождями и прочими неприятностями.
А теперь поговорим о локациях.
Где есть смысл сплавляться?
Жителям Урала в этом плане повезло, у них все под рукой. Остальным можно предложить свои же домашние регионы. Преимущества этого выбора следующие:
- Не нужно тратить время на длительную дорогу;
- Климат всем понятен и привычен.
В средней полосе можно выбрать следующие регионы:
- Тульскую область;
- Калужскую область;
- Тверскую и Московскую область.
Маршрутов там достаточно много. И главное, температура воды достаточно высокая в летний период. Единственным недостатком является сильное загрязнение рек. Поэтому питьевую воду придется очищать всеми способами, и кипячением, и фильтрацией.
Удобство средней полосы России еще и в том, что вы можете скорректировать маршрут так, что проблем с доступностью цивилизации не возникнет. Обычно рядом всегда есть:
- Обычная дорога;
- Населенный пункт;
- Железная дорога и т.п.
Опять-таки, профессионалы предпочитают забираться подальше от глаз обывателей. Но новичкам наличие рядом населенных пунктов даже сыграет на руку. Ведь кто-то может потерять единственный нож, которым резали в походе всё. Или соседняя команда распорет лодку, а починить ее будет нечем. Тут то на помощь и придут местные.
Теперь давайте кратко разберем каждый регион по отдельности. Для примера, возьмем команду на байдарках. Начнем с того же Урала, он достаточно известен у тех, кто хоть раз занимался сплавами. Но популярности у байдарочников он особой не имеет. По причине того, что:
- Реки питаются за счет снежной массы;
- Летом все сильно мелеет.
Вода в реках Урала достаточно холодная, но мутная. Поэтому для употребления придется сначала отстаивать или фильтровать. Карелия же в основном для тех, кто предпочитает размеренные сплавы вдали от шума и суеты. Маршруты идут по:
- Озерам;
- Рекам.
Можно спланировать путешествие таким образом, что ни одной души на своем пути вы вообще не встретите. Вода в Карелии куда чище, поэтому можно в принципе обходиться и без фильтров.
Плюс к тому, местные водоемы крайне богаты на рыбу. Поэтому часть провизии можно компенсировать рыбалкой, если разумеется, кто-то в команде умеет управляться со спиннингом или обычной 5-метровкой.
О трудностях и планировании маршрута
Мы рекомендуем вам воспользоваться методикой ФСТР (федерация спортивного туризма). Согласно классификации, есть 6 категорий маршрутов по сложности, равно как и шесть препятствий. Так как мы предполагаем, что вы еще новичок, то выбирать стоит:
- Мелководные реки;
- Без препятствий или первую категорию сложности.
Дело тут в том, что если у вас в планах нет пары затяжных падений из лодок в воду, то выше категорию брать пока нет смысла. Уже начиная с маршрута категории 2 вы можете наткнуться на камень и утопить лодку. Или размозжить каркас плавсредства до молекулярного состояния. В конце концов, на маршрутах категории 2 всегда есть риск просто перевернуться.
Учтите, что из года в год на маршруте что-то может поменяться. Природа и рельеф местности очень изменчивы. Поэтому, перед тем как отправиться на сплав, нужно ознакомиться с актуальной информацией. Предоставить вам ее могут посетители на специализированных форумах.
Начинать с маршрута дольше 5 дней точно не стоит. По цифрам получается следующая картина:
- В среднем, без особых проблем можно преодолеть около 15 км. маршрута;
- Опытная и сплоченная группа может за день спокойно преодолеть 30-40 километров.
Но учтите, что разбор/сбор плавательных средств тоже может занять время. Особенно, если вы сплавляетесь с катамаранами. В этом случае дневной километраж может сократиться чуть ли не в 2 раза.
Отдельно о трудностях
Вообще, трудностей при обычных сплавах возникает не так много. Но учтите, что это всегда могут быть банальные:
- Хронические заболевания;
- Травмы и т.п.
Поэтому, откровенно "скрипящим" кандидатам в команду лучше поберечь себя на берегу. Все-таки в сплав собираются, чтобы пройти маршрут . А не для того, чтобы из-за одного участника стопориться на 2-3 дня из 5 планируемых. В остальном, есть своя специфика. Дело доходит до того, что один и тот же маршрут может иметь переменную сложность, в зависимости от времени года.
Так, в конце лета например, плавсредство на многих реках придется перетаскивать вручную. Потому что они мелеют.
С другой стороны, весной ничуть не лучше на бурных реках. Попробуйте преодолеть препятствие по высокой воде, и не окунуться при этом пару раз в ледяную воду. Отдельно стоит сказать о таком термине, как обнос. В переводе на обычный язык, это:
- Хатки бобров;
- Древесные завалы;
- Дамбы и т.п.
Иными словами, препятствия на реках, которые преодолеть просто не получится. Вплавь разумеется. Тут приходится разбирать снаряжение, искать пути обхода по суше. Потом опять собирать лодки, спускаться и т.п.
Если вы не готовы к большим трудностям, то лучше выбрать маршрут без обносов. Они есть в многочисленных отчетах о походах. Правда, 100%-ной вероятности отсутствия проблем тоже никто не даст. За зиму может произойти какой-нибудь вывал леса, и маршрут будет перекрыт. При том, что осенью там все было в порядке.
А вот на навигации экономить точно не стоит. Иначе сплав по реке может превратиться в увлекательный многодневный поиск цивилизации с заканчивающимися запасами провизии с одной стороны. А с другой стороны, с:
- Лесниками;
- Кинологами;
- Вертолетом МЧС и прочим.
Поэтому, на навигаторе экономить точно не стоит. Если вы собираетесь ориентироваться по-единственному айфону друга, у которого есть зарядное устройство-печка, у нас для вас плохие новости. Нужен нормальный GPS-навигатор. В специальном защищенном чехле.
Опять-таки, если организуете маршрут только вы, то лучше будет изучить с десяток отчетов. В них, участники прошедшие его могут указать полезную информацию. Например, какие-нибудь подводные куски скалы. Которые вы на ходу не заметите, и разрежете о них лодку. В ваших же интересах собрать как можно больше информации. Предупрежден=почти вооружен. Почти, потому что на сплавах может случиться всякое.
С озерами нужно быть тоже аккуратнее. Возможно многие еще помнят ту историю, с детским лагерем. Поэтому, перед выходом на озеро нужно хорошо укомплектовываться. Со спасательными жилетами.
Вы можете наблюдать тишь да гладь и легкое волнение. Но при прохождении примерно половины акватории, вы вдруг попадете в нарастающий шторм. Это на земле, свинцовые тучи не представляют для человека особой опасности.
На водоемах же картина совершенно другая. На некоторых водоемах волны могут доходить до полуметра. И это в относительно спокойную погоду. А на особо крупных озерах волны достигают и 3-4 метров. Представьте себе, что будет, если вы дружненько перевернетесь на лодке прямо посреди озера, глубиной 50-100 метров. Все вещи выловить точно не удастся, часть из них так и останется лежать на дне.
Вопрос снаряжения
На чем сплавляются по горным рекам мы разобрались в самом начале статьи. Вообще, сплав по горным рекам - не самое подходящее занятие для совсем еще "зеленых" в этом плане людей. Поэтому, мы рассмотрим более приземленный и проверенный вариант:
- Катамараны;
- Каркасные байдарки.
Последние, для новичков в сплавах подходят лучше всего. Они обычно разборные и с маневрированием все не очень хорошо. Зато курс удерживается стабильный, даже при сильном боковом ветре.
Плюс к тому, на каркасных байдарках легко набрать нужную скорость. При этом, прохождение маршрута в меньшей степени зависит от техники команды. Сидеть в байдарках достаточно удобно, а некоторые дооснащаются еще и рулями.
А вот управляться катамараном например, достаточно сложно. Тут важна слаженная командная работа. Плюс к тому, каждый маневр отдается под ответственность отдельному участнику. Грести придется синхронно, иначе вместо нужной скорости вы узнаете все прелести головокружения и пируэтов вальса на одном пятачке.
Маневрированию на катамаранах нужно учиться отдельно. Желательно у тех, кто прошел не один и даже не два сезона сплавов. Что до цен, то в среднем, стоит аренда байдарки на 3 места от 1000 до 1500 рублей за 24 часа. В эту стоимость входит еще и :
- Рем. комплект;
- Весла.
Залоговая сумма, которую вы оставляете владельцу, в среднем составит 10 тыс. рублей.
Байдарки брать стоит там, где вам предлагают полноценный договор аренды. Так, вы избежите любых проблем, которые могут возникнуть при поломках или повреждениях.
Разумеется, перед тем как подписать договор, стоит провести детальный осмотр плавательного средства. Желательно, с участием профессионала. Поищите такого среди знакомых. Или подружитесь с теми, кто сплавляется уже несколько лет. Они подскажут вам, в каком месте стоит искать подвох.
Вообще, на осмотр арендуемого снаряжения и подписание договора обычно уходит до нескольких часов. Лучше перепроверить все на берегу, чем потом мучиться уже на реке.
Обратите внимание на то, что все прокатные агентства резервируют плав.средства очередями к праздникам. Бронь нужно заказывать заранее. Иначе, стоимость сплава по реке может вырасти в несколько раз.
Опасность и риски сплава
Как мы уже говорили, основные проблемы это:
- Травмы;
- Заболевания и т.п.
Поэтому с собой, в обязательном порядке нужно брать аптечку. Не автомобильную, в которой почти ничего нет. Индивидуальную. Если есть деньги, то можете раскошелиться на готовые туристические или даже военные. Если особо денег нет, то собирайте самостоятельно. Списки лекарств и необходимых вещей в аптечке можно найти на любом профилированном форуме.
Не забудьте и о защитных чехлах для всей электроники. Они недорогие, и в случае затопления, вы сможете спасти дорогостоящую технику.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.