Скупка значков - значки СССР + почему так стоит значок
В газетах часто можно встретить объявления о том, что проводится скупка значков СССР. Надо сказать, что в основном, занимаются подобным коллекционеры и перекупщики. Чаще всего последние. Они стараются покрыть весь рынок сразу, поэтому к значкам добавляют еще и литье каких-нибудь заводов (Каслинское например), предметы антиквариата, иконы и т.п. На этом удается зарабатывать достаточно неплохие деньги. Но сегодня мы поговорим о том, сколько сейчас стоят значки СССР.

Введение
Изучением знаков различия и наград занимается фалеристика. Соответственно те, кто занимается изучением подобных вещей именуются фалеристами. Обычно, речь идет о:
- Нагрудных знаках;
- Медалях;
- Значках;
- Орденах и т.п.
Истоки этого понятия пошли еще со времен римских легионеров. Именно их украшения и знаки отличия назывались фалерами. Впоследствии, это переросло в современную науку.
Забегая немного вперед, поясним - почему вообще значки СССР могут чего-то стоить. Дело тут в том, что Советского Союза уже давно нет. Соответственно, советских значков теперь тоже новых не выпускают. Отсюда мы можем сделать следующий вывод:
- Со временем значков СССР будет меньше;
- Желающих их приобрести будет все больше.
Уже сейчас, некоторые знаки могут стоить больше 100 тыс. рублей. Со временем, их стоимость только увеличится.
Какие бывают значки времен Советского союза?
Вообще, во времена союза собирали много чего. Например:
- Спичечные коробки;
- Сигаретные пачки;
- Фантики;
- Пуговицы и т.п.
Многие может быть и не застали, но существовали целые наборы спичек по определенным тематикам. Например зодчество. И каждый коробок из коллекции был номерным, а на лицевой стороне изображали один из памятников зодчества например. Аналогичным образом поступали и со значками. Их выпускали целыми коллекциями, а иногда и поштучно. Вообще, преимущества значков в следующем:
- Относительная доступность (по цене);
- Широкий выбор;
- Обилие разных тематик.
Масла в огонь коллекционирования начали подливать различные филателисты и фалеристы. Как раз они и стали первопроходцами в коллекционирование различных нагрудных знаков и ти.п.
Кстати, собирательство и увлеченность им могли преследовать человека еще с малых лет. Благодаря ценовой доступности заняться коллекционированием мог практически любой школьник или взрослый. А продавались значки в:
- Киосках Союзпечати;
- Книжных магазинах.
Надо заметить, что интерес к значкам не пропал и после развала СССР. Но новые серии начали выпускать одинаковыми по форме, производя их в Турции. В современную поп-культуру значки как отдельный элемент уже не попали. Была волна популярности в одной из субкультур на заре 2008-2009 года, но популярность канула в лету вместе с этим движением.
В СССР же отношение к новым значкам было даже трепетным. Чтобы приобрести очередной значок, школьник мог пожертвовать деньги с обеда, или с карманных расходов на неделю. Взрослые тут не отставали, и могли вместо кино например, приобрести сразу несколько значков. В конце 80-х некоторые даже пытались скупать значки целыми сериями. Надо сказать, что большая часть этих "значковых инвесторов" в конечном счете провалилась.
О тематиках и материалах
Надо понимать, что обычные серийные значки продававшиеся через киоски и лавки с книгами не могли изготавливаться из серебра или золота например. Но наличие драгоценного металла, как материала изготовления, еще ни о чем не говорит. Дело тут еще и в том, что важна редкость. Так, существуют стальные знаки на грудь, которые стоят во много раз дороже любого золотого значка. Дело тут не в том, что это драгоценный металл. А в том, что:
- Значков таких осталось крайне мало;
- Спрос небывалый;
- Культурная и историческая ценность превышает факт наличия драгоценного металла.
Так, огромной популярностью пользуются знаки авиационных обществ. Тот же Добролет, до сих пор активно торгуется на различных форумах и в сообществах фалеристов. Но об этом чуть позже. Основные материалы изготовления:
- Латунь;
- Стекло;
- Самоцветные камни;
- Эмаль (в редких случаях лак);
- Пластмассы;
- Дюралюминий;
- Алюминий;
- Нержавейка;
- Бронза.
Что до тем, то их много больше, чем возможных материалов. Дело тут в том, что выпускали знаки для коллекционеров вообще по любому поводу. Это могли быть даже товарищества или сообщества. Разумеется, не обходили вниманием какие-нибудь важные политические события.
Но в основном, темы были следующими:
- Транспорт;
- Здания;
- Детская тематика;
- Деятели культуры или политики;
- Космическая;
- Спортивная;
- Военная.
Занимались выпуском значков почти все предприятия, более или менее специализированные на этой тематике. Однако с тиражами все было очень по-разному. Где-то штамповали сотни тысяч однообразных значков для серийной продажи. Другие же, занимались производством лимитированных серий, для нагрудных знаков например.
Фактически, в ограниченном тираже знаков сейчас самая большая заинтересованность. Количество значков на несколько порядков или даже десятков порядков меньше, чем желающих приобрести. Оттого, стоимость конкретного знака отличия растет в геометрической прогрессии. Некоторые знаки времен СССР могут достигать стоимости в 2-3 тыс. долларов США например. Что до серийных значков, то их выпуском еще занимались:
- Молодежные организации;
- Социальные сообщества;
- Партийные организации и т.п.
Разумеется, у них что-то постоянно происходило. И они награждали своих подопечных новыми значками. Кроме того, любой гражданин СССР имел возможность получить несколько знаков:
- Значок октябренка;
- Значок пионера;
- Значки ВЛКСМ и т.п.
Иными словами, возможностей заполучить тот или иной значок была масса. Так, у многих пользовались популярностью следующие значки:
- Композиция: изображение В. Ульянова;
- Материал: пластмасса;
- Форма: звезда.
Кроме того, немало школьников пыталось заполучить значок в форме костра например. К моменту вступления в комсомол можно получить значок в виде красного знамени с соответствующими надписями. У дружинников кстати, тоже были свои значки. Получали значки и те, кто участвовал в партийных съездах. Там указывали:
- Номер созыва;
- Инд. номер значка и т.п.
Иными словами, значками удавалось маркировать практически всех. А теперь поговорим о том, какие значки вообще представлены в нынешнее время.
Авиация
Конечно, начнем мы с пожалуй самого известного знака "Добролет". Он имел прямое отношение к обществу добровольного воздушного флота. Открыто общество это было:
- С капиталом в 2 млн. рублей;
- В 1923 году;
- В Москве.
Фактически, это общество занималось авиаперевозками. Не только пассажирскими, но и грузовыми. Автором эмблем (в том числе и для нагрудных знаков) в Добролете был А. М. Родченко. О знаке:
- Материалы: Эмаль;
- Серебро;
- Годы пр-ва: 1923-1927.
- Вес: 15 грамм;
На аукционах можно встретить начиная от 100 тыс. рублей и заканчивая ценами в 200-250 тыс. рублей.
Знак за 500 тыс. км. безаварийного налета давался Гражданским Воздушным флотом. Данные следующие:
- Макс. цена: порядка 200 тыс. рублей;
- Материал: серебро;
- Винтовое крепление;
- Покрытие эмалью.
Однако, на некоторых аукционах можно найти следующую расстановку цен:
- Превосходное состояние: 170 тыс.;
- Хорошее: 90 тыс.;
- Плохое: до 40 тыс.;
- Крайне плохое: до 10 тыс. рублей.
Кроме того, было огромное количество серийных значков по самолетам. Наиболее часто встречаются:
- ЯК-40;
- Ту-134;
- Ла-5 и т.д.
Такие значки стоят в среднем от 50 до 250 рублей в современном выражении. К сожалению, описать вс е существующие значки не хватит и 10 полноразмерных статей. Поэтому, мы продолжим рассматривать самые редкие.
Медицинская тематика
Здесь мы рассмотрим значки, которые появились в результате слияния:
- Красного полумесяца;
- Красного креста.
Образовалось это общество еще в 1923 году. До этого, общества красного полумесяца действовали на территориях:
- Закавказья;
- Средней Азии.
Разумеется по той причине, что главенствующей религией там всегда оставался ислам. Так вот, в СОКК входило сразу 4 общества полумесяца и 11 обществ креста. В первичную организацию входили:
- Сан. инспектора;
- Члены сан. постов;
- Сандружинницы и т.п.
Кроме того, под управление подпадали патронажные сестры и т.п. Общество занималось тем, что пропагандировало идею безвозмездного донорства. Обучали молодежь всем основам оказания первой помощи и давали базу по экстренной медицине.
Были у них и свои знаки. Например, Отличник Здравоохранения:
- от 10 тыс .рублей;
- Материал: бронза;
- 1940 год.
Есть еще и знак на винтовом креплении:
- Санитарная оборона;
- 1930 год;
- От 11 тыс. рублей.
СОКК выпускали до 1941 года еще и отличительный знак Донора СССР. Однако, тираж был ограниченным:
- Год производства: с 1936 до 1941;
- Стоимость: от 4.5 тыс. рублей.
За "Санитарный Актив Школьников", сейчас дают от 30 тыс. рублей Он выпускался в 1928 году.
Примерно в той же ценовой категории и следующий значок:
- Название: Будь готов к сан. обороне;
- Винтовое крепление;
- Номерной;
- Год: 1930;
- Стоимость: от 9-11 тыс. рублей.
А вот теперь к нагрудным знакам подороже. Первым у нас будет Активист РОКК (Российское общество красного креста, не путать с СОКК):
- Дата выпуска: 1922 год;
- Цена: от 50 тыс. рублей.
Ну и одним их самых дорогостоящих знаков является брошь Красного Креста. Вообще, знаком ее назвать достаточно трудно, но само исполнение впечатляет:
- Выпускалась до 1915-1920;
- Цена от 250 тыс. рублей.
Эта брошь появилась неспроста, ее унаследовали еще из царской России. Там она выглядела следующим образом:
- Золотая основа;
- Крест из рубинов;
- Перламутровая подушка;
- Окантовка алмазами.
Советский вариант вручался без алмазов по периметру броши. В остальном, она осталась без изменений. Вот тут как раз совпало все:
- Крайне ограниченный тираж;
- Большая редкость;
- Драгоценные металлы;
- Драгоценные камни.
Стоимость указана приблизительная. Дело в том, что настоящий оригинальный экземпляр достаточно сложно вообще найти в продаже на аукционах. Поэтому, более или менее усредненная стоимость как раз составляет четверть миллиона. Но на деле, брошь эта может стоить и дороже.
Водный транспорт и корабли
Опять-таки, ниже мы рассмотрим наиболее выдающиеся значки по этой тематике. Серийных значков было достаточно много:
- По конкретным сериям кораблей;
- По праздникам и т.п.
А вот действительно дорогих и редких нагрудных знаков с тех времен осталось не так уж и много. Начнем пожалуй с ударников. А именно:
- Ударник водного транспорта (в ч есть 30-летия Союза);
- Ударник водного транспорта.
Юбилейный знак относился к Всесоюзному союзу (вот такая вот тавтология) рабочих водного транспорта. Выпускались оба знака в 1932 году. Но юбилейный стоит от 50 тыс . рублей, а обычный от 30 000.
Особняком здесь стоит знак Красин, за спасательную экспедицию. У него крайне богатая предыстория. В марте 1928 года Умберто Нобиле возглавил экспедицию на Северный полюс. У него в команде были:
- Строители дирижаблей
- Путешественники.
А отправились в путешествие они на дирижабле "Италия". Вообще, погода сопутствовала им, поэтому на попутном ветре удалось добраться до полюса почти за 24 часа. Проблемы начались на обратном пути. Дирижабль потерпел катастрофу 25 мая того же года. Но, радисту команды удалось уцелеть. С ним было еще несколько человек. И дальше, произошло вообще нечто невероятное:
- Радист начал подавать сигнал бедствия;
- В это время в Архангельске сигнал бедствия "Италии" засек обычный радиолюбитель.
Разумеется, спасение было лишь вопросом времени . Была собрана команда из:
- 7 журналистов;
- 136 человек команды корабля.
Экспедицию по спасению оставшихся решили проводить на ледоколе Красин. На борту был даже самолет для разведки, который выгружали на поверхность с помощью деревянных реек. Со льда этот самолет и взлетал.
В июле 1928 года оставшихся в живых сняли со льдины. А 5 октября Красин уже вернулся в Ленинград.
Фактически, через 3 дня состоялось первое награждение судна, находящегося под флагами Торгового флота СССР. Ледокол наградили Орденом Трудового красного знамени.
Разумеется, был выпущен знак за Спасательную арктическую экспедицию ОСОАВИАХИМ:
- Год выпуска: 1928 год;
- Стоимость: от 550 тыс. рублей.
Это редчайший знак, который очень трудно встретить на аукционах фалеристов. Следующий знак не был приурочен ни к каким событиям, а награждали им очень узкую категорию советских граждан:
- Название: Почетный работник морского флота;
- Года выпуска: 1939-1946;
- Стоимость: от 25 тыс. рублей.
Этот знак выдавался только тем, кто проработал в морском флоту не меньше десятилетия. Выдавался он по разным поводам:
- За исполнение особо важных и сложных заданий;
- За участие в развитии морского флота;
- За спасение человеческих жизней, грузов и судов;
- За высокую производительность (показатели).
Знак сам по себе давал определенные привилегии. Дело в том, что обладатель знака мог ездить в каютах 2 класса бесплатно.
Еще одним достаточно дорогостоящим знаком является "Отличник социального соревнования НКРФ. Выпускался он с 1939 по 1946 год, и продается по цене от 60 тыс. рублей. Выпускал его Народный комиссариат речного флота.
Более поздним знаком считается Отличник Главречтранса (РСФСР). За знак 1946 года выпуска дают от 20 тыс. рублей.
Есть и знак общества спасения на водах. Но по годам, он был крайне ограниченного тиража:
- Годы выпуска: 1928-1931;
- Стоимость: от 30 тыс. рублей;
- Название: Членский знак Оснав.
Завершает морскую тематику нагрудный жетон линкора Марат. О нем почти ничего не известно, но стоимость начинается от 100 тысяч рублей. Годы хождения этого знака тоже остаются тайной.
Об ударниках
Прежде чем описать заключительную на сегодня категорию значков, кратко расскажем о том, кто покупает значки за дорого. Обычно это:
- Коллекционеры;
- Фалеристы;
- Разномастные перекупщики.
Найти их можно на специализированных форумах и площадках. Если вы нашли значок, который по вашему мнению может оказаться очень редким - не поленитесь проверить его через каталоги. Иначе, может произойти следующее:
- Вы предлагаете значок человеку;
- Он оказывается перекупщиком;
- Вы теряете 70-150% реальной стоимости.
Поэтому, изучите для начала различные аукционы и форумы, где можно продать значок по его реальной цене.
Вообще, значки ударникам выпускались достаточно широкими сериями. Но до наших дней не дошло и половины от всего объема. А значок для ударников труда был своеобразным поощрением, и отражением признания государством заслуг.
Опять-таки, качество значков не всегда было на уровне. Поэтому, найти некоторые в адекватном состоянии технически невозможно.
Начнем с Лучшего Ударника СССР:
- Материал: бронза;
- Стоимость: от 150 тыс. рублей;
- Год: 1932.
Следующим идет знак Мостотреста:
- Год: 1932;
- Название: Днепропетровский мост за ударную работу;
- Материал: бронза.
Это крайне редкий знак. Фактически, состояние RRR начинается от 200 тыс. рублей.
Чуть дешевле стоит отличительный знак Кузнецкстроя:
- Название: За ударную работу;
- Материал: Серебро;
- Год: 1931.
Кстати, этот нагрудный знак представлен не в единственном экземпляре. Есть еще и и тип 2:
- Состояние: RRR;
- Стоимость: от 100 тыс. рублей%
- Название: За ударную работу Кузнецкстрой;
- Год: 1931.
Ударникам союза рабочих рыбной промышленности тоже полагался свой собственный значок:
- Винтовое крепление;
- Год: 1930;
- Материал: бронза;
- Стоимость: от 50 тыс. рублей.
Современные ценные значки представлены не столь широкой серией.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.