Водитель: стать водителем + права, лицензия, управление автотранспортом
С водителями мы сталкиваемся практически каждый день. Термин водитель обычно применяется исключительно к лицам, которые управляют автотранспортом. Несмотря на то, то есть и альтернативный транспорт, и водители там тоже используются. Правда называют их уже пилотами, капитанами и т.п. При этом, сама профессия водителя не так проста, как кажется изначально. Да, сегодня достижения технического прогресса плавно подводят нас к тому, что эта профессия может начать сокращаться, в контексте количества рабочих мест. Ведь очень много желающих, постоянно улучшаются и дорабатываются алгоритмы искусственного интеллекта. А самоходные машины уже не кажутся чем-то из ряда вон выходящим. И вместе с тем, водители все еще востребованы. И такая тенденция скорее всего сохранится в ближайшие 5-10 лет.

Введение
Кто такой водитель простыми словами? У этого термина есть альтернативное понятие "шофёр". При том, сам термин шофер в свою очередь перекочевал к нам из французского языка. Водитель это не просто статус. Это:
- Отдельный человек.
- Профильная профессия.
- Должность на работе.
- Отдельная специальность.
Водитель управляет транспортными средствами. Традиционно это автомобиль. А еще специальная техника, общественный транспорт и т.п. Иногда водителем могут называть инструктора по вождению. Пилотов самолетов водителями называть не принято, как и капитанов кораблей. Однако, даже такие варианты пренебрежительного названия тоже существуют. Кстати, ситуация в этом плане очень интересная. Пилоты самолетов и капитаны кораблей рассматривают термин водителя, как оскорбительный или унизительный. При том, что занимаются они практически той же самой работой. С разницей лишь в уровне квалификации и сложности подготовки. Ведь получить ту или иную категорию прав может практически любой здоровый человек.
Тогда как для пилотов, например, этого просто недостаточно. Даже для частных пилотов небольших гражданских самолётов. Нужно получить огромное количество разрешений, пройти сложную систему обучения. О капитанах мы даже и упоминать не будем.
Впрочем, не все так просто и с общественным наземным транспортом. Чтобы управлять троллейбусом одних специальных прав недостаточно. А железнодорожный транспорт, к которому условно можно причислить и метрополитен, требует усиленной подготовки специалистов. Ведь от подготовки специалиста и его здоровья напрямую зависят жизни других людей.
Изначально слово водитель не подразумевало прямой ассоциации с транспортом. Примером тому является определение из словаря Ушакова. Сегодня же все поменялось.
Изначально в Российской Империи использовали слово шофёр. Это заимствование из французского языка. Если не вдаваться в адаптации, то шофёр это кочегар или истопник. Дело тут все в том, что первый автотранспорт просто предполагал использование дров и угля. Кстати, это касалось не только автотранспорта, но и судов, а также первых паровозов. Правда в паровозах были свои отдельные кочегары. А еще были машинисты, обслуживающие саму силовую установку.
На бытовом уровне у нас уже давно не используют слово шофёр. Хотя старшие поколения все еще могут применять. Обычно используют термин водитель. Важно понимать, что оба термина обычно применяются к тем гражданам, которые занимаются вождением на профессиональных началах. Впрочем, и для специализации есть отдельный термин.
Если человек занимается гонками, то он автогонщик. Если частным извозом, то таксист. Если водит фуры на дальние расстояния, то дальнобойщик.
Суть профессии шофера в дореволюционной России
Надо сказать, что в те времена водители занимались не только управлением автотранспортом. Правда и сегодня водители зачастую выполняют роль автомехаников. В особенности это касается дальнобойщиков. Они обычно самостоятельно занимаются ремонтом автомобиля и поддержанием его в целостном и работоспособном состоянии. Первые шофёры занимались следующим:
- Открывали каретный сарай.
- Переворачивали экипаж в горизонтальное положение.
Это было регламентировано технической инструкцией. После чего глушитель соединялся с трубой выпуска. Далее шофёр начинал заполнять бак топливом. Потому что в конце каждой смены на ночь топливо обязательно сливали. С утечками бороться было бесполезно, а само топливо было достаточно дорогостоящим. После чего нужно было вставлять провода и свечи, открывать топливопровод, удалять излишки бензина и т.п. Иными словами, сама процедура заведения самоходного экипажа была достаточно сложна. Сегодня с этим куда проще. Если конечно мы не говорим о том, что на дворе 40-градусный мороз, а аккумуляторная батарея села за ночь.
Отличие автолюбителя от водителя
Еще одна логическая яма, с которой сталкивается практически каждый гражданин. Правда тут нужно внести небольшую корректировку. Можно условно разделить всех на:
- Автолюбителей (водители).
- Профессионалов (тоже водители).
И разница тут в том, что автолюбителем может стать каждый. А уже профессиональным водителем суждено быть не всем. Автолюбитель обычно использует личный легковой автотранспорт для своих целей:
- Разовая перевозка грузов.
- Частный извоз (сейчас с этим сложнее).
- Поездки на работу или на отдых и т.п.
На автолюбителя оказывается куда меньшее давление, чем на профессионального водителя. Ведь он просто сдает на права, пройдя экзаменацию и спокойно себе ездит. И до тех пор, пока автолюбителя не поймают пьяным за рулем.
Фактически, автолюбителю нужно помнить о двух аспектах:
- Правила дорожного движения.
- Контроль со стороны патрулей ДПС.
Практика показывает, что среднестатистический автолюбитель даже формулировки правил начинает забывать уже через 2-4 года. Если он просто не будет допускать серьезных нарушений, то в теории, правил его не лишат.
А вот с профессионалами все сложнее.
Маршрут профессионального водителя
Профессиональный водитель зарабатывает извозом. И знание правил у него на первом месте. А все остальное на втором. Потому что если профессиональный водитель лишится прав, то он фактически теряет источник дохода. Это мы еще не говорим о том, что у профессионалов зачастую:
- Куча должностных инструкций.
- Собственный регламент.
- Специальные категории водительских прав.
Профессионал своими нарушениями может нанести вред не только себе, но и собственному работодателю. Следовательно, ответственности в несколько раз больше.
Кроме того, по отношению к профессиональным водителям сотрудники ГИБДД используют ужесточенную систему проверок и контроля. Профессиональный водитель с большей вероятностью может остаться без прав. Обычному водителю это не грозит.
А ведь профессионалы представлены еще и в разных сферах. Не каждый водитель может перевозить взрывчатку или химикаты. С пассажирами тоже не все так просто. Всё это накладывает определенный оттенок на профессионального водителя и дополняет и без того существенный набор проблем.
Как работают профессиональные водители?
Во-первых, надо понимать одну простую вещь. Чтобы водители на предприятии вообще смогли выполнять поставленные задачи, существует целая инфраструктура. Это не только профессиональные логисты, но и многие другие. А именно:
- Медики (ведь перед рейсом нужно проходить осмотр).
- Механики (для проведения технического контроля).
А еще водитель должен получить путевую документацию и усвоить выданные распоряжения. Если автомобиль не пройдет технический осмотр, то выезда просто не будет. 1 раз в 6 месяцев профессиональный водитель проходит обязательную аттестацию по программам, которые разрабатывают представители ГИБДД. Если профессиональный водитель проваливает аттестацию, то его отстраняют от работы. А это, как вы понимаете, не самая радостная новость. Ведь есть еще одна попытка. И если проверка не будет пройдена и во второй раз, могут возникнуть серьезные проблемы. Вплоть до увольнения из компании.
Кроме того, инструктаж может быть и 1 раз в квартал. А само вождение не ограничивается стандартной программой по БДД. Очень часто водителей отправляют учиться на специальные курсы. Иными словами, не все так просто в области профессионального вождения, как у обычных автовладельцев. В этом и суть. Ну а теперь поговорим о том, кто по закону может быть водителем общественного транспорта. Разберемся сразу с несколькими видами общественного транспорта. И узнаем, какие категории прав на управление автомобилем потребуются для перевозки пассажиров.
Как начать водить троллейбус?
Итак, все начинается с профессионального обучения. Обычно это курсы продолжительностью 6-12 месяцев. Кстати, некоторые центры занятости могут помочь с прохождением курсов. В этом случае обучение может быть бесплатным. Перед тем как вы попадете на курс, нужно будет пройти профильную медицинскую комиссию. Если вас "забраковали", то ничего с этим сделать уже не удастся. Кроме того:
- Профессия предполагает категорию вредности.
- Комиссия дополняется обследованием у нарколога и психиатра.
Само обучение состоит из теории и практики. При этом, все прямо зависит от региона. В Санкт-Петербурге, например, один из самых объемных учебных планов в этом контексте. Теория, прямо скажем, по этой части будет сложной. Ведь нужно знать как устроен троллейбус. Сюда добавляются правила эксплуатации, дорожного движения и т.п.
Все это не ограничивается лишь одной теорией. Ведь есть и практика. И на практике многие начинают понимать, что профессиональный водитель троллейбуса это совсем не то, чего хотелось изначально. И просто заканчивают обучение, так и не устроившись на работу. Естественно, после нужного количества часов теории и практики проводится экзаменация. Если водитель прошел экзаменацию, то в ГИБДД ему присваивается специальная категория.
Интересный момент: курсы всегда целевые. Поэтому сразу после их прохождения человек отправляется на работу. Если вы не стали отрабатывать положенный срок, то вас просто заставят компенсировать стоимость обучения.
Кроме того, есть ряд отдельных экзаменов, которые для водителей троллейбусов проводятся ежегодно. Проезжая мимо троллейбуса, обычный автовладелец обычно ни о чем таком даже и не подозревает. С трамваями ситуация аналогичная, просто так управление трамваем вам никто не доверит. Не забывайте о том, что после окончания курсов придется проходить стажировку. Иными словами, вы будете практиковаться в реальных условиях и с пассажирами, но уже в качестве стажера. Кстати, на обучающих курсах обычно для новичков выводят нехитрую формулу. Звучит она так:
Водитель троллейбуса у себя за спиной постоянно возит или тюрьму или суму.
Как вы понимаете, это вполне ироничное отражение реальности. Ведь водитель троллейбуса несет ответственность буквально за все происходящее. Он должен контролировать происходящее снаружи и объективно оценивать дорожную остановку. Он должен контролировать пространство внутри троллейбуса и пассажиров.
Если произошло ДТП по вине водителя троллейбуса, еще и с жертвами, то его с вероятностью в 99% увольняют. Если водитель сбил пассажира, то есть риск отправиться в места не столь отдаленные.
Как вы понимаете, у водителя троллейбуса есть огромное количество обязанностей и инструкций. Он должен водить сам троллейбус. А иногда и устранять неполадки, для этого есть специальное оборудование и диэлектрические перчатки. Ведь получить удар током водителю троллейбуса проще, чем обычному человеку или маршрутному таксисту.
Как вы понимаете, получить права на управление транспортом (общественным) не так уж и просто. А сама эта возможность реализуется только в совокупности с постоянной работой. Вы не можете купить себе личный троллейбус и трамвай и спокойно кататься по городу. Поэтому для личного использования остается не так уж и много разновидностей транспорта. И мы сегодня не про лицензируемые перевозки. Давайте разберем основные категории водительских удостоверений в Российской Федерации
Мото транспорт
Это знакомая многим категория А. У нее есть еще и подкатегория для маломощных мотоциклов. Это категория А1. Правила предельно простые:
- А1 получают те, кто хочет ездить на мотоцикле с двигателем меньше 125 см. кубических.
- А получают те, кто хочет кататься на любом мототранспорте (весом до 400 кг.).
Ранее, категория А выдавалась с 16 лет. Потом ввели А1. Категория А теперь выдается с 18 лет.
Автотранспорт
Это категория B. Она известна наверное всем. Это автомобили, весом до 3.5 тонн. Кроме того, можно использовать прицеп, но только при условии, что он разрешенной максимальной массой до 750 килограмм. Если больше, то водить с таким прицепом точно нельзя. Категория B подразумевает:
- Обучение.
- Практику.
- Теоретическую экзаменацию.
- Практическую экзаменацию.
Если у вас "особенный" автомобиль и прицеп, то придется получать категорию BE.
Кроме того сегодня есть еще и категория B1. Но пока она не выделена в отдельное направление. Это трициклы и квадрициклы. Кстати, это не квадроциклы, стоит об этом помнить.
О профессиональных категориях
Все начинается с категории C. Это грузовики от 3.5 до 7.5 тысяч килограмм весом. Кроме того, можно водить и тяжелые грузовики выше 7.5 тысяч килограмм. Интересно и то, что легковыми автомобилями вы с такими правами управлять права не получите. А еще есть категория CE, которая нужна любому дальнобойщику. Ведь нужно возить с собой прицеп, и он будет явно больше 750 килограмм. С категорией C можно просто водить какой-нибудь грузовик.
Кстати, C это одна из расширенных категорий. Ведь здесь еще есть:
- C1.
- C1E.
Кстати, с категорией D тоже не все так просто. Ведь это автотранспорт для перевозки пассажиров. Это уже автобусы и маршрутные такси. Но не троллейбусы и трамваи, как вы можете догадаться.
Кстати, если автобус сочлененный, то это уже специальная категория под названием DE. Еще здесь есть категория D1 и D1E. Кроме того, в свое время в России существовала категория прав Е. Она как раз и стала источником появления вышеописанных подкатегорий. Сама же категория E в нынешней системе отдельно от других просто не существует.
Ну и для управления трамваем или троллейбусом есть 2 отдельные категории водительских удостоверений. Это Tm и Tb соответственно. Всё, на этом категории транспорта и заканчиваются. И начинаются отдельные категории. Например, для вождения трактора и особого транспорта (например БТР-а прошедшего процедуру демилитаризации) нужно пройти соответствующее обучение на тракториста-машиниста и получить соответствующее удостоверение. С сельским трактором в этом случае проще, а вот если вы захотите кататься на своем бронетранспортере по городу, то каждая поездка должна быть согласована с местным ГИБДД.
Если мы говорим о квадроциклах, то все зависит от размеров и веса такого транспорта. Со снегоходами тоже ситуация не самая понятная. Потому что снеговиков из ГИБДД пока не придумали. А по дорогам общего пользования владельцы снегоходной техники перемещаются крайне редко. В силу особенностей конструкции этого транспортного средства.
Заключение
Так или иначе, но профессия водителя будет иметь ценность и вес еще достаточно долго. Если в области разработки алгоритмов и технологий искусственного интеллекта не начнется очередная революция. Так как на данный момент, практическая реализация роботизированных автомобилей существует даже для замены дальнобойщиков. Вот только внедрить подобную систему и перейти на полностью автоматизированное вождение пока никто не может.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.