Восстановить удаленные сообщения в социальной сети ВКонтакте (ВК): данные пользователей, переписка
Ниже вы узнаете о том, как в ВК можно восстановить удаленные сообщения. И не только во Вконтакте, но и в других социальных сетях и мессенджерах. Заодно разберемся с таким непростым вопросом, как обмен сообщениями. И затронем тему информационной безопасности. Ведь на деле, доступ к вашим сообщениям может получить вообще кто угодно. Дело даже не в том, что Вконтакте может использовать ваши переписки в своих целях, или просто передать их по требованию следственных органов. Дело скорее в том, что несмотря на все заявления о безопасности, взломщик может получить доступ к вашей переписке. Изредка это происходит и по вашей вине. Но история помнит немало случаев, когда странички во Вконтакте взламывались как раз из-за недоработок со стороны представителей этой социальной сети. Давайте начинать.
Техническое введение
Обращаем ваше внимание на то, что на данный момент часть изложенной информации уже утеряла актуальность. Однако, для общеобразовательных целей это будет весьма полезно. Попробуем разобраться с архитектурой. Важно понимать, что описываемые технологии со временем менялись, однако фундамент Вконтакте так и остался прежним. Операционная система, которая является основной это Linux. Да, на старте проекта, точнее через 5 лет после его запуска, использовали дистрибутив Debian. Этого достаточно, для того чтобы обеспечить:
- Стабильность.
- Простоту управления.
У Вконтакте уже на тот момент было огромное количество серверов. Но как балансировать нагрузку между ними? Всё это обеспечивалось серверами Nginx, в рабочем режиме reserve. У этих серверов была ключевая задача. Даже целая группа задач:
- Исполнение кодов.
- Передача запросов серверам.
- Удержание постоянного соединение с браузером.
- Возвращение результатов пользователю.
Изначально код исполнялся за счет mod php это решение для системы Apache. На самом деле, альтернативных вариантов уже в те времена было предостаточно. Однако, во Вконтакте решили пропустить мимо глаз решения базирующиеся на fastCGI и других протоколах, и решили использовать уже проверенную схему. Разумеется, на тот момент никакой оптимизации для кода даже не предусматривалось. Возможно ситуация сегодня немного поменялась, однако актуальной информации на этот счёт нет.
В то же время кстати, у Facebook с этим было всё намного лучше. А вот внешняя оптимизация у социальной сети была, но посредством XCache. Это одно из самых доступных решений, так что говорить тут даже не о чем.
А вот с методикой хранения информации всё было не так однозначно. Дело в том, что для Вконтакте разрабатывали собственную СУБД. Это система управления базами данных. По заявлениям представителей Вконтакте на то время, писали эту систему управления лучшие специалисты со всей России. Опять-таки, доверять таким громким заявлениям было не принято уже в те времена. Кроме того, есть одна проблема. Дело в том, что в качестве базового хранилища (т.е. базы данных) нередко упоминалась mySQL. Что достаточно странно, согласитесь.
Кроме того, кэширование данных организовали посредством стандартного memcached. Да, эта система позволяет выполнять стандартные операции на очень большой скорости. Кроме того, посредством этого решения можно организовать хранение "оперативной" информации. Естественно, временное хранение.
Если же мы говорим о побочных проектах Вконтакте, то тут всё интереснее. Дело в том, что еще во времена Дурова предпочитали использовать 2 подхода:
- Крайне простые решения.
- Крайне экзотические решения.
Как раз вот тут мы подошли к теме сообщений. Например для мгновенной отправки сообщений была развернута система на node.js. Как вы уже догадались, это не самое понятное решение, однако история не терпит сослагательных наклонений. Поэтому остается лишь констатировать факт. Более того, изначально это решение было развернуто с использованием протокола XMPP. В современности этот протокол уже практически нигде не используется, как раз по той причине, что он сильно устарел.
Более того, сервис видеозаписей изначально был реализован на библиотеках ffmpeg. Для тех кто знает что это такое, даже комментариев давать не придётся. Фактически, клиентский плеер VLC работал как раз на этой библиотеке. Подытожим, на первом этапе развития Вконтакте использовался следующий список технологий. Для передачи изображений и их хранения применяли XFC. Для реализации XMPP и работы с сообщениями использовали NODE.js. Для базы данных использовали mySQL и самописную СУБД.
Ну а с операционной системой и другими мелкими деталями мы уже разобрались. Теперь перейдем к другому вопросу.
Об архитектуре социальной сети
С архитектурой Вконтакте не всё так просто. Дело в том, что социальная сеть изначально выстраивалась на концепции, которая не предполагает:
- Наличия целевых серверов.
- Разделения внутренней системы.
Конечно, с приходом команды MailGroup многое могло поменяться. Но первичная конструкция социальной сети не предполагала разделения серверов. Т.е. у них уже изначально отсутствовали сервера для файлов, БД, обработки, аутентификации и т.п. Иными словами, каждый сервер может исполнять сразу несколько категорий задач.
Более того, система еще и перераспределялась практически в автоматическом режиме. Естественно, без участия системных администраторов и другого персонала дело не обходилось. И вместе с тем, есть у такого подхода и недостатки. Дело в том, что по состоянию на 2013 год, общая нагрузка и расход вычислительных мощностей составлял около 20% или даже меньше. Иными словами, в резерве у Вконтакте всегда оставалось более чем 70% реальных вычислительных мощностей.
Есть и еще один недостаток. Такая система может содержать в себе риск возникновения конфликта на уровне операционной системы. А это угроза для стабильности. И вместе с тем, оптимизация расхода ресурсов является преимуществом такой архитектуры. Что до механизма балансировки, который мы упоминали выше, то он выстраивался на иерархической системе с огромным количеством уровне. Кстати, балансировка осуществлялась на уровне DNS.
Естественно, используются во Вконтакте и другие решения. Это не только опен-сорс разработка, но и коммерческие продукты.
Характеристики серверов сегодня разбирать не будем, так как ситуация с дата-центрами Вконтакте совсем неоднозначная. Да и те характеристики, что остались в общем доступе, уже давно утеряли свою актуальность. Потому что серверное оборудование за 9 лет могло очень сильно поменяться.
На момент 2012 года все сервера собирались другими компаниями. Брендированными они не были. Было деление кластеров по разным дата-центрам. Например вся основная база данных изначально располагалась в Питере. А вот видео и аудиохранилище находились в то время на территории Москвы. Кстати, по сообщениям представителей Вконтакте на одной из пресс-конференций, сотрудники Вконтакте рассказали о том, что все фотографии хранятся на серверах. Иными словами, вся система менеджмента изображений это:
- Целая сетка серверов.
- Файловая система (это XFS, мы уже упоминали выше о ней).
И вот что интересно. Дело в том, что другие крупные проекты не смогли удержать весь свой рабочий процесс на такой простой конструкции. А у Вконтакте, по словам Дурова получилось. Вопрос открытый. Естественно, представители крупнейшей в России социальной сети едва ли заинтересованы в том, чтобы детали работы были известны общественности. Возможно в системе и применяются какие-то другие решения, но узнать об этом ничего не удастся.
Что до уникальной "самописной" БД, написанной на С, то о ней ничего известно не было. Представители Вконтакте предпочли заострить на ней внимание, но никаких подробностей рассказывать не стали. Ну и с СУБД тоже не всё так просто. По сообщениям представителей Вконтакте, именно самописная СУБД у н их используется для личных сообщений пользователей. Ведь это одно из самых высоконагруженных направлений. Однако, о том как она работает, ничего достоверно не известно.
И если мы говорим о самописной части социальной сети, то тут они используют не реляционную модель. Следовательно, операции осуществляются на уровне оперативной памяти. Всю систему проектировали с расчетом на то, чтобы обеспечить автоматическую репликацию и кластеризацию. Судя по всему, впоследствии во Вконтакте начали разрабатывать универсальную систему управления базами данных, но об этом уже ничего не известно.
Интересно и то, что до определенного момента сервисы, обеспечивающие аудиозаписи и видеозаписи вообще представителей Вконтакте не интересовали. Дело в том, что они вообще не предполагают содействия общению. Ведь социальная сеть нужна как раз для общения пользователей, в первую очередь.
Однако, впоследствии во Вконтакте взгляд все-таки будет изменен. Дело в том, что заранее заложенный механизм аудиозаписей позволил впоследствии создать голосовые сообщения. Ну и естественно, с приходом Mail аудиозаписи стали чуть ли не основным "полем боя". В этом бою пользователи проиграли, ведь обещания оставить музыку без рекламы для десктопных устройств не сбылись. Сегодня музыка во Вконтакте с компьютера это своеобразное радио, с рекламными вставками и джинглами. Если же мы говорим о смартфонах, то там всё ещё печальнее. Фактически, для смартфонов сегодня бесплатной музыки во Вконтакте вообще не предусмотрено. Есть только платная версия приложения, которое изначально было в составе основного мессенджера. А впоследствии, аудиотеку для пользователей смартфонов вынесут в отдельную программу.
Естественно, на любое действие возникает противодействие. Поэтому сегодня пользователи десктопной версии используют блокировщики рекламы. А вот пользователям Вконтакте с телефона немного сложнее. Они используют преимущественно кастомные приложения для использования Вконтакте. Но и это не особо помогает, по той причине, что аудиотеку уже давно начали ограничивать. Причем ограничивать возможности стали столь яростно и сильно, что это даже по сути уничтожило рынок приложений для загрузки материалов. Если раньше вы могли спокойно загружать из Вконтакте аудиозаписи и видеоролики, то сегодня найти рабочую программу крайне трудно. А всё потому, что теперь аудиозаписи стали одним из способов заработка для социальной сети, чего во времена Дурова не было. Как вы понимаете, именно с этим связан частичный отток пользователей.
Ну а теперь перейдем к основной теме нашей сегодняшней публикации. Это работа с сообщениями и их восстановление.
Способы восстановления старых сообщений ограничены. Реальные способы восстановления обычно заканчиваются на уровне получения собственного архива. Естественно, гарантированно получить все свои сообщения вы можете только от сотрудника Вконтакте. Потому что именно они хранят все сообщения пользователей на серверах. Это кстати, первая новость для тех, кто верит в систему удаления сообщений. Даже удалив сообщение, вы скрываете его лишь для себя и окружающих. Но само сообщение никуда не исчезает с сервера. И в случае, если вы занимались противозаконной деятельностью, можете даже не надеяться на исчезновение переписки. Она в обязательном порядке хранится на серверах социальной сети, и при необходимости, правоохранительные органы могут получить к ней доступ.
Поэтому первое что вы должны понимать: всё что будет написано, останется на серверах. Внимательно подумайте о том, что вы пишете даже в личной переписке. Чтобы потом не было удивления, разочарования и других не менее "сильных" и даже в какой-то мере "бурных" эмоций.
Как в ВК можно восстановить удаленные сообщения?
Что делать если сообщение было удалено? Если это случилось только что, то нажмите на гиперссылку "Восстановить". Она тут же восстанавливает удаленное вами сообщение. Такое восстановление данных в сообщениях актуально лишь до определенного момента. Если вы удалили сообщение давно, то восстановить его таким образом точно не удастся. Придётся использовать другие методы.
Проблема только в том, что для мобильных приложений это не работает. Более того, если вы одним махом удалили всю переписку с конкретным пользователем, то восстановление таким методом просто не сработает. Потому что не появится ссылка для восстановления. Более того, когда вы решаете удалить всю переписку с пользователем, система социальной сети даже уведомляет вас о том, что это необратимое действие. И отменить его потом не получится.
Восстановление через телефон сообщений во Вконтакте возможно лишь посредством использования мобильной версии сайта. В приложении функционал восстановления удаленных переписок попросту ограничен.
Получение собственного архива
Да, это один из самых методов восстановления удалённой переписки. Интересно и то, что получение архива во Вконтакте стало доступно лишь совсем недавно. До этого такой функции попросту не было. На момент размещения этой публикации, последовательность действий следующая:
- Авторизуемся в системе.
- Открываем следующую ссылку https://vk.com/faq18145.
После чего вы попадете на страницу, разъясняющую функционал и методику получения архива. Там же будет гиперссылка на ваш архив.
Этот способ восстановления переписок наиболее удобный. Другой вопрос в том, что на формирование архива может уйти 4-5 дня. А значит, вам придётся достаточно долго ждать, пока ваш архив сформируют.
Кстати, сама по себе функция до сих пор находится в режиме теста, так что если часть переписок не восстановится, удивляться не стоит.
Кстати, этот способ доступен и для мобильных устройств. Но, как мы уже сказали выше, в приложении такого функционала нет. Так что придётся использовать мобильную версию сайта, по другому это сделать не удастся.
Функция запроса архива позволяет получить всю информацию, связанную с вашей страницей. Однако, далеко не все файлы и переписки могут сохраниться. Дело в том, что Вконтакте хранит данные лишь до определенного срока. Потом они могут быть безвозвратно удалены. И естественно, если данные были удалены в другом месте, то восстановить их попросту не получится. Сама система восстановления работает на базе PGP. Углубляться не будем, разберемся лишь с функционалом.
Итак, для того чтобы воспользоваться архивом, вам нужно выбрать функционал по 4 категориям:
- Профиль.
- Платежные данные.
- Реклама.
- Иное.
Для восстановления личных сообщений используйте вкладку профиль. Вот как раз в этой вкладке нужно поставить галочку рядом с сообщениями. Готово, после получения архива вы сможете найти старые переписки. Один минус тут всё же есть. По отзывам пользователей восстанавливаются далеко не все сообщения. Но сделать с этим, как вы уже догадались, на данный момент ничего не получится.
Если же вы долго не можете получить свою переписку, рекомендуем написать обращение в администрацию социальной сети. Сделать это можно через систему технической поддержки.
Учтите, сегодня агенты поддержки это совсем другая команда, нежели та, что была изначально. Теперь время ожидания может составлять 1-2 дня. Плюс к тому, ориентации на пользователя больше нет. Так что в подавляющем большинстве случаев вы рискуете остаться ни с чем. Однако, обращение в техническую поддержку это все-таки один из методов решения проблемы. Так что не стоит его игнорировать, если вопрос стоит очень остро.
Ну и разумеется, вы можете получить доступ к другим данным. Особенно, если мы говорим о каких-то технических параметрах. Например, вы даже можете узнать, какие раньше номера были привязаны к вашей странице.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.