Взыскание и расчет неустойки по ФЗ-44: особенности и порядок действия
Взыскание и расчет неустойки по ФЗ-44 - это трудоемкий и непростой процесс, которые подкрепляется расчетами, законами, а так же оформляется в письменном виде.

Принятие закон о системе контрактов
Первого января две тысячи четырнадцатого года российская система госзакупок была заменена новой государственной системой, которая называлась контрактной системой. Система контрактов была введена в действие в согласно с новым ФЗ «О системе контрактов в сфере ...» от 5 апреля 2013 года номер 44-ФЗ. В связи с переходным периодом предписания закона о системе контрактов не будут полностью вступать в силу до 2017 года.
Основой закона о системе контрактов считается системный подход к процессу закупок. Это означает, что система контрактов охватывает весь процесс закупок с использованием средств государственного бюджета, от планирования потребностей до управления и аудита заключенных контрактов. Этот подход был принят в американской системе закупок, которая регулируется набором правил для государственных закупок (Федеральный регламент закупок), который описывает все этапы проведения закупок.
Есть обязательные и необязательные требования к подрядчикам. Одним из наиболее спорных обязательных требований является то, что генеральный директор, члены совета директоров или главный бухгалтер не должны иметь судимости за преступления в экономической сфере (пункт 7 Закона о системе договоров, пункт 1, статья 31).
Если покупатель обнаруживает какие-либо несоответствия (или недостоверные данные о соответствии, предъявленные подрядчиком), подрядчик может быть исключен из конкурсной процедуры. Покупатель может отказаться от подписания контракта с победителем в любое время до его подписания (пункт 9 статьи 31 Закона о системе договоров).
Поскольку цель состоит в том, чтобы сделать систему контрактов более прозрачной, был установлен общественный контроль. Задачей общественного контроля является выявление нарушений в области закупок и помощь усовершенствованию и системы контрактов.
В частности, юрлица и общественные объединения имеют право направлять запросы государственным покупателям на данные о состоянии и выполнении договоров о закупках; инициировать действия по федеральному контролю от своего имени; и обращаться в суды за защитой нарушенных интересов и прав группы лиц в соответствии с российским законодательством. Также с первого января две тысячи семнадцатого года будет создана система аудита закупок и слежения.
Согласно с законом о системе контрактов должны быть запланированы все муниципальные и госзакупки. Государственные покупатели будут обязаны утвердить план закупок на следующий финансовый год, а плановый период - через два года после следующего финансового года (статья 17 Закона о системе контрактов).
В плане закупок должны быть прописаны цели закупок, объекты закупок, условия осуществления закупок и объемы финансового обеспечения для закупок. План закупок будет составляться при рассмотрении проектов бюджетов в бюджетной системе РФ (статья 17 Закона о системе контрактов). Государственные покупатели также будут обязаны доказать необходимость всех закупок, которые будут включены в план закупок (статья 18 Закона о системе контрактов).
Установление норм приведет к:
- ограничения по числу, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и другим характеристикам товаров.
- ограничения цены товаров (статья 19 закона о системе договоров);
Такие требования позволят избежать закупок товаров (услуг, работ), имеющие чрезмерные потребительские качества или считаются предметами роскоши (статья 19 закона о системе контрактов). Общие правила установления норм будут установлены Правительством РФ.
Федеральное правительство России вправе составить перечень товаров, работ и услуг, которые должны закупаться с приоритетом на товары, работы и услуги российского происхождения. Правительство ограничивало доставку товаров, осуществление работ и оказание услуг в целях гос обороны, за исключением ситуаций, когда производство таких товаров, выполнение таких работ и оказание таких услуг на территории России либо отсутствуют, возможно, или не подходят требованиям госзаказчиков.
Правительство также ограничило поставки машиностроительных товаров (таких как автобусы и автокраны), товаров народного потребления (таких как текстиль, обувь, чемоданы) и медицинских изделий (включая медицинское оборудование) из иностранных государств. Государственные покупатели должны будут отклонить предложения, предполагающие доставку иностранной продукции.
Взыскание неустойки согласно 44-ФЗ
Согласно с 44-ФЗ расчёт неустойки обладает некоторыми нюансами и регулируется на законодательном уровне определенными нормативными актами. В данной статье объясняется, каким образом осуществляется расчет неустоек
за отказ выполнения обязательств каждого из участников договора.
Рассмотрим общепринятые нормы выплаты неустойки (п. п. 5–8 статьи 34 закона «О контрактной системе» от 05.04.2013 № 44-ФЗ) для заявителя в форме:
Штрафа, который выписывается за любое некачественное выполнение или невыполнение условий договора, кроме просрочки обязательств по нему. Его размер, как правило зафиксирован и определяется как процент от суммы самого договора (пункт 1 Правил определения…, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042).
Пеней, начисляемых за невыполнение заявителем определенных государственным контрактом сроков обязательств. Пеня определяется как 1/300 ставки рефинансирования от суммы задолженности за каждый просроченный день (пункт 5 статьи 34 закона № 44-ФЗ).
Что необходимо знать о новом законе
Сперва 44-ФЗ рассматривался как рамочный документ для того, чтобы по мере его применения вносились определенные поправки. Но по факту он оказался нормативно правовым актом прямого действия, требующим от госзаказчиков неукоснительного исполнения его норм. При этом выполнение самого закона в реальной жизни крайне затруднительно. Обычно, большие закупки объявляют заказчики, ранее работавшие в системе контрактных отношений по пилотным проектам. Для всех остальных основной проблемой считается обоснование цены. Начальный этап закупки достаточно длителен и сложен. Также в закон введена необходимость экспертной оценки итогов закупочной деятельности. С целью привлечения экспертов необходимы четкие процедуры их отбора, что создает дополнительные задержки проведения госзакупок. Приведем пример. Наибольшие трудности при проведении закупок по 44-ФЗ в 2014 г. были связаны с предъявлением равновеликих требований к закупкам для мелких и крупных организаций-заказчиков, отсутствием механизмов согласования единственного поставщика по итогам несостоявшихся процедур. Были трудности, связанные с созданием контрактных служб и делегированием полномочий по закупкам назначенным специалистам, часто не обладающими опытом работы в сфере госзаказов. Заказчики делали ошибки в оформлении документов, при-чем нередко из-за неясных, часто противоречащих друг другу, формулировок самого закона, а также вследствие значительной нагрузки на работников контрактных служб. Наиболее проблемные места 44-ФЗ относят к предъявлению единообразных требований к заказчикам. Указанный закон определен для средних и крупных организаций-заказчиков, когда в России самый большой сегмент государственных организаций имеет годовой объем закупок, не превышающий пятьсот тысяч рублей. Поэтому нормы закона формируют некоторые трудности для мелких заказчиков. Значительные сложности тут связаны с пятипроцентным (от годового объема) ограничением закупок у одного поставщика на сумму менее 100 тыс. руб. Проведение процедуры закупки с малой начальной ценой предписывает дополнительные ресурсы, которых у малых заказчиков нет. Изменения Кодекса РФ об административных правонарушениях влекут за собой то, что цена ошибки при небольших закупках во много раз превосходит уровень зарплаты сотрудников, которые занимаются практикой госзаказов.
Для системы государственных закупок начало 2016 года ознаменовано рядом новых положений ФЗ номер 44-ФЗ «О системе договоров в сфере закупок товаров, работ и услуг ...» от 05 апреля. 2013 г. («Закон номер 44-ФЗ») и поправки к нему, которые вступили в силу. Среди прочего, особого внимания заслуживают поправки, внесенные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. Номер 390-ФЗ («Закон»).
Эти поправки фактически расширяют «благоприятную» процедуру изменения условий государственных контрактов. Начиная с 2015 года, часть 1.1 статьи 95 Закона номер 44-ФЗ предоставляет сторонам возможность по взаимному согласию изменить существенные условия (например, срок выполнения, стоимость и объем работ) государственных контрактов, истекающих в 2015 году. Правительство РФ установило соответствующую процедуру. Начиная с 01 января 2016 года такая возможность была предоставлена и государственным контрактам, срок действия которых истекает в 2016 году. Все эти изменения в Закон номер 44-ФЗ были введены в самом конце 2015 года.
Новый порядок изменения условий государственных контрактов еще не утвержден; однако соответствующий проект постановления Правительства РФ практически идентичен ранее действующим правилам и уже размещен на федеральном веб - сайте с проектами нормативных актов.
Предполагается, что, как и прежде, изменение договора допускается только при условии одновременного соблюдения всех следующих условий:
- Срок договора превышает 6 месяцев;
- Валютой договора является российский рубль;
- По независящим от сторон причинам выполнение заключенного договора без изменения условий невозможно;
Предметом договора является предоставление товаров, работ, услуг из перечней, утвержденных государственными органами и рядом государственных организаций для удовлетворения потребностей таких лиц, при этом цена договора превышает определенную сумму (1 млн. Руб. За федеральные нужды) или строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, кроме методических регламентов;
Поставщик услуг (подрядчик, поставщик) должен инициировать процедуру и направить письменный запрос на внесение изменений в государственный контракт с объяснениями относительно невозможности его выполнения. Клиент / покупатель должен рассмотреть этот запрос в течение 30 дней.
Изменение контрактов будет разрешено только при соблюдении ряда ограничений. Срок действия договора можно изменить только в течение 2016 года, а изменение цены допускается только в пределах суммы, рассчитанной по специальной формуле, указанной в правилах.
Поэтому законодатели продолжают проводить политику поддержки бизнеса, которая работает с государственным клиентом в период кризиса. Кроме того, предусмотрен механизм ограничения возможных злоупотреблений, снижающий потенциальную коррупцию и другие риски. В связи с этим внесенные поправки следует оценивать как положительные, обеспечивающие большую гибкость в сложных рыночных условиях.
Черный список поставщиков - это список контрагентов, которые не выполнили свои обязательства при подписании или исполнении договора, заключенного определенными типами юридических лиц, или для удовлетворения потребностей государственных и муниципальных закупок.
Федеральная антимонопольная служба и ее местные отделения несут ответственность за ведение этого черного списка и включение в него недобросовестных поставщиков. Черный список поставщиков можно найти на сайте http://www.zakupki.gov.ru.
- Последствия включения в черный список поставщиков
Судебная практика рассматривает включение в черный список поставщиков в качестве специального наказания, установленного для обеспечения выполнения обязательств, принятых при размещении государственных или муниципальных заказов.
При включении в черный список поставщиков возникают следующие последствия:
- Денежные депозиты, внесенные для обеспечения заявки на участие в закупках, в большинстве случаев не возвращаются в черные списки поставщиков (статья 44 (15) Федерального закона № 44-ФЗ, статья 3.2 (26) Федерального закона № 223-ФЗ).
- Большая часть закупочной документации требует не включения в черный список поставщиков. Такое включение приводит к невозможности участия в закупках в течение 2 лет;
- Поврежденная деловая репутация.
- Порядок включения в черный список поставщиков
Закон требует от клиентов информировать Федеральную антимонопольную службу о любых нарушениях поставщиками заключения и исполнения контракта. Закон также устанавливает сроки такого уведомления клиентов.
Антимонопольные органы должны провести проверку в течение 10 рабочих дней с момента получения уведомления от клиентов для проверки точности информации, предоставленной клиентами. Если предоставленная информация подтверждается, поставщики заносятся в черный список в течение трех рабочих дней. И если контракты расторгнуты по решению суда, антимонопольным органам не нужно проверять точность предоставленной информации, поскольку действующие судебные решения подтверждают правильность такой информации.
Представители поставщиков (участники закупки) имеют право присутствовать, когда антимонопольные органы определяют, следует ли их помещать в черный список (1) во избежание заключения договора и (2) для расторжения договора из-за одностороннего отзыва клиента по причине существенного нарушения условий договора, Вопросы по-прежнему будут рассматриваться антимонопольными органами, даже если поставщики или их представители не пройдут такую проверку.
Порядок расчета неустойки в соответствии с законом 44 - ФЗ
Согласно 44-ФЗ подсчет нестойки для исполнителей и заявителей происходит в данном порядке:
Штраф похожим образом применяется в определенной сумме за несоблюдение условий договора, не считая просрочки, как определенный процент от стоимости договора (п.п. 3-5, 7 Правил). Также, пункт 6 Правил описывает штраф за несоблюдение условий договора, которые не обладают стоимостью, в виде конкретной суммы, в зависимости от суммы договора: например, штраф
размере тысячи рублей для договора стоимостью три миллиона рублей и менее. Определены конкретные размеры штрафов для:
- Определенных по правилам пункта 1 части 1 статьи 30 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, …» социально ориентированных органов и представителей малого предпринимательства.
- поставщиков, которые не выполнили обязательства по привлечению субподрядчиков из сектора малого бизнеса;
- поставщиков, деятельность которых связана со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства;
- поставщиков, у которых обязательства по договору не включают стоимостного выражения;
- Победителей закупок
Для определения суммы пени в такой ситуации цена договора снизится на стоимость завершенных работ. Из полученного результата высчитывается пеня, размер которой равен 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования за каждый просроченный день.
В период с 2015 по 2016 год для уменьшения финансовой нагрузки на хозяйственные субъекты Правительством РФ были выдвинуты некоторые важные постановления, регламентирующие обязанность заявителей выполнить списание начисленной поставщикам (исполнителям), но не оплаченной ими неустойки в установленных случаях.
Краткое изложение основных изменений
В отличие от ФЗ номер 94-ФЗ от 21 июля 2005 года, который регулирует только порядок размещения федеральных заказов, закон о системе договоров о государственных закупках будет контролировать все этапы процесса федеральных закупок. Среди этих этапов следует отметить планирование, формирование, размещение и выполнение заказа. Новая система федеральных закупок основана на современных принципах ведения бизнеса: унификации, конкуренции, открытости, ответственности за удовлетворение муниципальных и государственных потребностей и эффективных расходов. Помимо этого, закон предусматривает обязанности и права государственного служащего, который совершает закупки, что создает правовые предпосылки для превращения его сферы деятельности в профессию.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.