Борьба с мошенничеством в сфере государственных закупок
Государственные закупки – довольно обширная сфера, в которой находится огромное количество бюджетных денежных средств. Неудивительно, что в ее сферу вступают не только крупные компании, но и мошенники, которые используют множество схем по обману государство и, следовательно, его народа. В данной статье мы поговорим о том, что такое государственные закупки и про обман при государственных закупках (ФЗ -44 и ФЗ - 223). Также уточним некоторые проблемы в данной сфере и определим пути их решения.
![Борьба с мошенничеством в сфере государственных закупок Борьба с мошенничеством в сфере государственных закупок](/upload/iblock/14f/14f1e97b419f54b6b7322921f7b454a4.jpg)
Обман при государственных закупках (ФЗ -44 и ФЗ - 223)
Вопросы организации тендера на государственном уровне регулирует закон №44-ФЗ от 05.04.2013 г. Он дает четкие разъяснения о правилах и особенностях закупки по контрактной системе. Заказчиком выступает государственное учреждение, участник может обладать любой формой собственности. А контролирует выполнение обязательств - орган исполнительный власти. Не смотря на введение закона и жесткие системы отбора, принятия и контроля на всех этапах сделки, проблема мошенничества остается не решенной.
Происходит поиск закупок согласно предоставленных заявок участников. Формальные требования при регистрации выполняют все субъекты. Далее возможны уже различные схемы, проводимые недобросовестными заказчиками.
Выделяют следующие виды мошенничества:
- Некорректно составленное техническое задание. Заведомо даются запутанные требования, трудно выполнимые и непонятные. Делается это с учетом, что многие поставщики откажутся и можно будет привлечь "своих".
- Допущение ошибок в названии. Распространенная уловка. Она помогает скрыть заказ от остальных участников. Одна неверная буква делает поиск невозможным. С таким сталкиваются почти все тендеры России на сегодняшний день.
- Требования по заказу указаны не полностью. Показывается только часть технического задания, а нюансы распределены по всему тексту и трудно различимы. Идет заведомо расчет на то, чтобы не свой поставщик провалил заказ и отказался в последствии от него.
- Умышленное занижение цены. Также одна из основных уловок мошенников. Именуется демпингом. Означает, что происходит спекулятивное ценообразование. Заранее оговаривается минимальный порог, и поставщик предлагает самое "выгодное" предложение.
- Махинации с котировками. Распространенная проблема. Согласно закону, поиск закупок на сумму менее 500 тысяч рублей может происходит с применением запроса по заявкам. В них исполнители указывают цену и свой проект. Данная процедура именуется котировкой.
- Использование поручителя. Разрешается законом. Но не в полной мере разъяснено. Это дает повод находить все новые способы обмана. Так, часто можно встретить ситуацию, когда банк выступает поручителем. Не всегда это происходит добросовестно. С помощью взятки учреждения "дают" свои рекомендации необоснованно.
Разнообразие методов обмана и лоббизм своих интересов носит системный характер. В таких условиях победители торгов заочно определены и тендеры проходят формально.
Схемы мошенничества в сфере государственных закупок
Выше мы выделили лишь виды мошенничества, но здесь мы также обговорим еще и схемы такого вида мошенничества.
Бдительность против мошенничества с закупками имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы ваша организация получала правильные результаты от своих закупок. Это также важно для сохранения доверия заинтересованных сторон, репутации компании и предотвращения ненужных перерасходов.
Мошенничество с закупками может быть трудно сложно, а также сложно расследовать. Мы составили список из шести распространенных типов мошенничества с закупками и их предупреждающих знаков.
Тип взятки, отдача выплачивается подрядчиком после получения оплаты за проект-победитель. Они часто варьируются от 5% до 20% от общей стоимости контракта.
Поврежденный платеж обещает повлиять на получателя за успешную ставку. Он может быть денежным, но также может принимать форму товаров или услуг в натуральной форме, таких как дорогие подарки, кредитные карты, сексуальные услуги и переплата за взаимные покупки.
- Предупреждающие знаки (1):
- Там может быть брокер или посредник, участвующий в сделках, где это не нужно. Выбор подрядчика представляется неоправданным или есть одобрение высоких цен и низкого качества товаров
- Член команды по закупкам получает подарки или, кажется, испытывает неожиданное и необъяснимое увеличение богатства
Коррупционное влияние включает в себя оплату сверх рыночных ставок, покупку большего количества товаров, чем необходимо, квалификацию непроверенного или неквалифицированного поставщика и исключение квалифицированных участников торгов. Исполнитель может также адаптировать или сузить спецификации до такой степени, что победит только выбранный покупатель.
- Предупреждающие знаки (2): это труднее доказать, чем откат, но некоторые из тех же признаков этой категории применимы и здесь:
- Сознательно принимая товары / услуги низкого качества
- Заключение контрактов без веского и прозрачного обоснования
Сговор (подтасовка ставок) часто сопровождает откаты и вовлекает группы, согласившиеся подавать дополнительные заявки для заключения контрактов, иногда на ротационной основе. Эта система может использоваться для разделения регионов между отдельными партиями и для монополизации поля.
Манипулирование происходит, когда заявка или обстоятельства, связанные с ней, управляются в пользу предпочтительного участника. Примерами являются утечка информации от других участников торгов, принятие опоздавших заявок и повторные торги.
- Предупреждающие знаки (3):
- Нет публичного вскрытия заявок
- Сроки не соблюдаются, продлеваются без необходимости или предложения принимаются поздно
- Претендент также является самой низкой ставкой
- Проект подлежит повторному проведению торгов
- Квалифицированные или победившие участники дисквалифицируются по неясным или сомнительным причинам.
- Ставки «потеряны»
Это преднамеренная подача ложных, дублированных или завышенных счетов поставщиком или подрядчиком. Это также может произойти в сговоре с представителями покупателя, которые каким-то образом получат выгоду от мошенничества.
- Предупреждающие знаки: их много в этой категории, но по сути (4):
- Товары / услуги, на которые выставлен счет, не могут быть учтены
- Записи не существуют или не совпадают
- Счета-фактуры делятся номерами заказов на покупку или идентичны по стоимости или услуге
- Общая сумма платежей превышает общую сумму заказа или согласованные суммы
Нераскрытие относится к этой категории, когда член группы по закупкам не раскрывает свои интересы с подрядчиком или поставщиком, неофициально связывается с ними или принимает подарки, или платежи.
Если сотрудник приобретает товары через свою компанию и выставляет их на оплату в частном порядке, это считается личным интересом и явно мошенническим.
- Предупреждающие знаки (5):
- Принятие подарков и тесное братание между покупателем и покупателем
- Фаворитизм
- Люди, кажется, наслаждаются внезапным и необъяснимым увеличением богатства или участвуют в стороннем бизнесе
Примеры мошенничества в сфере государственных закупок
Целью хорошей стратегии закупок является приобретение наилучших возможных товаров и услуг по минимально возможной цене при одновременном снижении рисков, установлении прочных отношений с надежными партнерами-поставщиками и обеспечении бесперебойного процесса оплаты, который использует возможности экономии средств.
Мошенничество с закупками может принимать различные формы, от растраты до товаров с завышенными ценами. Вот некоторые из наиболее распространенных мошеннических способов, которыми сотрудники используют доступ к мошенническим организациям из денег.
Одна из самых распространенных мошеннических операций связана с выплатами или откатами. Когда товары и услуги приобретены, поставщик платит покупателю компенсацию. Выплата может быть в форме денежного платежа, услуги, влияния или какой-либо другой формы взяточничества.
Для обеспечения отката менеджер по закупкам может утвердить неквалифицированного поставщика, приобрести ненужные товары или услуги, или исказить процесс торгов, исключив предпочтительных поставщиков. Другой распространенной тактикой является написание спецификаций предметов таким образом, чтобы квалифицироваться мог только один участник.
В одном громком деле всего несколько лет назад министерство юстиции России раскрыло схему выплаты сотен на миллионе рублей в виде откатов чиновнику по закупкам в дочерней компании известной авиакомпании.
Другой распространенный сценарий мошенничества - нераскрытые отношения с компанией, подающей заявки. Например, лицо, получившее окончательное одобрение процесса торгов, может владеть акциями компании-победителя или каким-либо образом быть связанным с компанией или ее акционерами. Поскольку работник получает косвенную прибыль от сделки, его интерес заключается в том, чтобы заключить наиболее выгодную сделку для поставщика, что обычно означает плохую сделку для организации, выплачивающей его заработную плату.
Одна из самых вопиющих и легко обнаруживаемых схем мошенничества с закупками - это просто игровая система, отправив заказ подставной компании и выставив счет на продукт, который так и не был получен. Хотя такая схема мошенничества может показаться невозможной, она может быть легко реализована в организациях с децентрализованным процессом закупок и дезорганизованным процессом, особенно в тех случаях, когда нет программного обеспечения для закупок, предназначенного для проверки заказов из заказа на поставку через доставку, счет-фактуру и оплату.
Чтобы обрабатывать поддельные или мошеннические заказы под радаром компании, сотрудник может сделать серию небольших заказов, которые не требуют формальных торгов или обработки одобрения. Пределы одобрения контракта могут быть вызваны определенным типом покупки или превышением установленной суммы. Делая поддельные заказы на ожидаемые предметы, достаточно малые, чтобы обойти процесс утверждения требований, сотрудник может успешно справиться с мошенничеством, по крайней мере, на некоторое время.
Мошенничество с покупками не всегда внутреннее. Поставщики могут выставлять счета за товары, которые не были доставлены, выставлять дубликаты счетов, взимать плату, превышающую сумму, оговоренную в договоре, заменять материалы более низкого качества или взимать плату за работу, которая никогда не выполнялась.
Известно, что группа поставщиков сговорилась с целью искусственного завышения цен в процессе торгов. Фальсификация заявок - это ситуация, когда группа поставщиков подает высокие заявки, чтобы принести пользу конкретному участнику. Как правило, в этом сценарии проигравшие конкуренты заключают субконтракт с победителем, и все они получают прибыль от завышения цены контракта.
- Предупреждающие знаки фальсификации ставок (6):
- Выигравшая ставка значительно выше ожидаемой на основании оценок, прайс-листов компании или предыдущих контрактов.
- Победители в одной и той же группе чередуются по заданию, типу работы или местоположению.
- Проигравшие по тому же проекту нанимаются как субподрядчики.
- Необычные модели ставок; одинаковые высокие ставки с одним нижним выбросом, одинаковые круглые числа
- Неполные или небрежные заявки, идентичные заявки от разных компаний
Как контролировать мошенничество в сфере государственных закупок
Основным оружием в любом наборе инструментов для предотвращения мошенничества является программное обеспечение для закупок. Распознавание моделей и тенденций может быть трудным для людей, с чем программное обеспечение может справиться легко и за считанные секунды. Пользовательские отчеты могут быть созданы для пометки аномальных расходов, а также для отслеживания и проверки трехстороннего соответствия между заказом на поставку, накладной и счетом-фактурой, чтобы гарантировать, что компания оплачивает только проверенные счета, а дублированные счета не оплачиваются. Комплексная программа закупок может отслеживать вопросы соблюдения, хранить текущие прайс-листы для сравнения и отслеживать проверенную информацию о поставщиках.
Обнаружение мошенничества не всегда требует сертифицированных экспертов по мошенничеству. Схемы мошенничества часто можно обнаружить по неожиданному поведению сотрудников, в том числе:
- Отсутствие заботы о стандартах качества. Если качество товаров и услуг ставится под сомнение, а сотрудник по закупкам игнорирует или оправдывает жалобу, может возникнуть проблема.
- Если счета отражают значительно более высокие цены по сравнению с договорными контрактными ценами, предыдущими контрактами или отраслевыми стандартами, контракт может быть недействительным.
- Использование того же поставщика и отказ от рассмотрения других предложений. Если менеджер по закупкам защищает поставщика, который явно не соответствует стандартам компании или конкурентным ценам, рассмотрите возможность найма эксперта по мошенничеству для проверки контракта.
- Ограничение связи с предпочтительным поставщиком. Одна точка контакта с поставщиком является подозрительной и может указывать на сомнительные отношения.
Сокращение мошенничества в сфере государственных закупок
Минимизация риска мошенничества является функцией правильной стратегии закупок. Крупные компании должны учитывать возможность мошенничества в сфере закупок при оценке рисков и планировать внедрение мер по выявлению мошенничества и политики предотвращения мошенничества.
- Централизованные закупки с четко определенными процессами оставляют меньше места для мошенничества Протоколы закупок должны требовать сдержек и противовесов, так как для крупных покупок требуется более одного менеджера. Менеджер, который заказывает продукт, не должен быть единственным человеком, который должен это одобрить.
- Руководство и сотрудники должны быть обучены и поощрены следить за красными флагами. Программы предотвращения мошенничества, осуществляемые сотрудниками по соблюдению нормативных требований, могут значительно повысить шансы на выявление коррупционных схем.
- Внедрить систему трехстороннего сопоставления для проверки счетов до оплаты.
- Условия тендера и требования к приему должны быть четко определены и соблюдены.
- Убедитесь, что надлежащая проверка поставщиков проводится во время любого процесса утверждения поставщика. Поставщики должны тщательно проверяться и проверяться как минимум двумя людьми и храниться в базе данных поставщиков с указанием предпочтительных поставщиков.
- Когда подозревается мошенничество, сертифицированные эксперты по мошенничеству, зарегистрированные в Ассоциации сертифицированных экспертов по мошенничеству, должны сравнить ключевые записи сотрудников с предпочтительными поставщиками, ища связи, такие как номера телефонов, адреса или банковские счета. Это были бы некоторые из красных флажков для конфликта интересов, которые они хотели бы идентифицировать.
- Отчеты по анализу расходов должны регулярно выполняться для выявления чрезмерных или нестандартных расходов.
Мошенничество с покупками может происходить и происходит с крупнейшими компаниями на планете, и несколько примеров из правительства являются легендарными. Ключом к предотвращению является понимание данных, изменений рыночных цен и моделей покупок. Все функции упрощены цифровыми системами закупок. Таким образом, сейчас мошенничество в данной сфере снизилось, хотя по-прежнему присутствует в довольно масштабных объемах.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.