Что такое дифференцированный зачет - для чего он нужен + где используется
Сегодня в самых разных высших школах существует большое количество самых разных методик контроля, а также проверки знаний у студентов. И к этим методикам контроля можно отнести не только зачет или экзамены. Существует, помимо них, еще и дифференцированный зачет. Что он собой представляет, в чем его особенность и на каких основаниях он проводится.
![Что такое дифференцированный зачет - для чего он нужен + где используется Что такое дифференцированный зачет - для чего он нужен + где используется](/upload/iblock/c65/c65a6b36fbecca56873a976f80ce8b48.jpg)
Определение
Перед тем, как говорить о дифференцированном зачете, необходимо разобраться с терминологией этого определения. Итак, сам по себе дифференцированный зачет является одной из ключевых и основных форм проверки того материала, который был усвоен студентами. Необходимо отметить, что подобная форма контроля полученных умений и знаний также будет целесообразной и для того, чтобы поставить оценку прохождения как учебной, так и производственной практики.
Если же перефразировать все это и дать определение более упрощенными выражениями, то дифзачет является таким зачетом, по итогу которого ученику или иному обучающемуся гражданину выставляется оценка его знаний.
Например, если по итогу изученной дисциплины следует такой специализированный тематический дифзачет, то студент за этот самый зачет может получить только две оценки – или «зачет» при усвоении материала, или «не зачет» при отсутствии даже минимума необходимых и самых важных знаний предмета. То есть даже в том случае, если знания человека находятся в пределах нормальных знаний предмета, преподаватель или тот, кто принимает зачет, может проставить ему отметку «зачет».
Промежуточная аттестация и ее нормы
Важно учесть также и то, что дифзачет – это одна из форм промежуточной отчетной аттестации. Суть такой аттестации заключается в том, чтобы можно было проверить усвоение обучаемыми студентами полученных знаний и материалов. Помимо дифзачета также существуют и многие другие формулировки и разновидности контроля знаний студента или иного гражданина. К примеру, считается так, что самой лучшей и оптимальной во всех отношениях формой промежуточной аттестации сегодня является именно контроль в письменной форме. Письменный контроль из-за особенностей его проведения, является самой оптимальной во многих параметрах проверкой знаний.
Стоит учесть, что все существующие на сегодняшний день формы контроля в обязательном порядке регламентируются учебным базовым планом. Этот учебный базовый план является главным документом, на основании которого осуществляет работу любая кафедра. Учебный план является также тем графиком, в котором есть вся необходимая информация о семестре и данные о каждой отдельно взятой дисциплине с часами, знаниями и видами занятий. Еще в учебном плане прописываются те формы контроля, которые будут завершать учебный курс и аттестовать обучающихся.
Дифзачет и аттестация
Еще один момент, который необходимо отметить, заключается в том, что дифзачет, если это необходимо, может стать формой аттестации промежуточного типа, но лишь в рамках определенной дисциплины.
К примеру, существует готовая дисциплина под названием «История», и она может быть завершена в конце первого семестра с помощью дифзачета. По окончанию же года данная же дисциплина может закончиться экзаменом. Но, даже с учетом этого, рассматриваемые формы контроля могут быть также еще и конечными, самостоятельными.
Цель дифзачета
Определив, что дифзачет является если не ключевой, то важной формой промежуточной аттестации, стоит рассмотреть еще и то, какие у этого зачета цели проведения. Существует сегодня несколько основных целей:
- Важна сама по себе оценка уровня усвоенного и изученного студентом материала.
- Также важно определить, насколько хорошо студентом была усвоена теоретическая часть, есть ли у него представление о практической части изучаемого и изученного материала.
- Еще один момент, в котором необходимо убедиться – это то, что у обучающегося отлично развито как творческое, так и образное мышление, особенно в том случае, если оно является необходимым в процессе изучения некоторых определенных дисциплин.
И, в конечном итоге, также важно определить, есть ли у обучающегося опыт, связанный с синтезированием знанием и последующей их трансформацией для дальнейшего использования на практике.
Интересная статья, для ознакомления и познания: Незаконная реклама - куда можно написать жалобу + какие меры предпринимать
Кто может принимать дифзачет
Необходимо в обязательном порядке рассказать о всех тех нюансах, которые стоит учитывать, если впереди должен быть дифференцированный зачет. Первое, что необходимо уточнить – это то, будет ли принимать дифзачет тот преподаватель, который непосредственно занимался ведением и чтением курса. В зависимости от обстоятельств данным преподавателем также может быть тот, кто проводил семинарские или практические занятия.
Кто может быть допущен к сдаче
Если обучающемуся предстоит в скором времени дифзачет по какой-либо дисциплине, необходимо понимать, что к этому самому дифзачету студенту необходимо еще и получить допуск. Допуск возможно получить лишь тому студенту, который сдал все задания и специализированные контрольные рубежи, предусмотренные как системой рейтинга, так и рабочими планами рассматриваемой дисциплины.
Критерии оценивания
Проведение дифзачета завершается в основном только одним результатом, а именно тем, что студенту будет выставлена оценка, основанная на его знаниях. При всем этом шкала оценок будет при дифзачете примерно точно такое же, как и в случае со сдачей экзаменов. А это значит, что у преподавателя будет право на то, чтобы поставить своему студенту любую оценку от 5 до 2. Или, как было отмечено выше, у преподавателя будет возможность поставить одну из двух оценок – это или зачет, или не зачет.
Все эти критерии оценивания знаний и возможностей обучающихся прописаны в действующем на территории России положении о рубежных и текущих контролях, составляемых каждой кафедрой самостоятельно.
Форма сдачи
Дифзачет, в зависимости от рассматриваемой и анализируемой дисциплины, может включать в себя или письменную, или же устную часть. При устном дифзачете преподаватель оценка обучающегося оглашается преподавателем в день экзамена. При письменном же дифзачете оценка может быть озвучена в течении определенного времени, а именно после того, как все работы будут написаны, сданы и проверены. Важно при этом учесть также и то, что оценка должна быть оглашены до того, как ведомость об экзамене будет отправлена в деканат. Это необходимо для того, чтобы в случае чего студенты или преподаватели могут уточнить или же оспорить оценку.
Ведомости
В рамках дифзачета и иных зачетов существует две разновидности ведомостей:
- Зачетно-экзаменационная. В этой ведомости проставляются все необходимые оценки, становящиеся результатами аттестации. Такая ведомость отправляется прямо в деканат, причем после того, как она появляется в деканате, ее уже нельзя будет дополнительно изменить или исправить. По этой же самой причине студенты должны точно знать, какие их отметки находятся в ведомости еще до того, как она окажется в деканате.
- Балльно-рейтинговая. Это та ведомость, в которую заносится то самое количество баллов, которые обучающийся получил в ходе сдачи одного или нескольких промежуточных контролей.
Для прочтения будет интересно прочитать и ознакомиться, со статьей: Права человека - к кому обратиться за помощью + как защищаются в государстве
Особенности проведения дифзачета
Один из самых распространенных сегодня вопросов – это то, как именно проходит дифзачет по какой-либо предстоящей дисциплине. Особенно в том случае, если в жизни обучающегося будет первый для него дифзачет. Здесь на самом деле все достаточно просто, ведь дифзачет проводится как обыкновенный зачет. Разница в таком случае будет лишь в том, что обучающийся по итоговым результатам дифзачета получит не только отметку о том, что он сдал или нет, но и ту оценку, которая точно соответствует его собственным знаниям.
В том случае, если дифзачет будет письменным, а не устным, в кабинете будут все студенты. Каждый из студентов подберет билет, а отвечать на вопросы, представленные в билете, каждый из студентов будет отвечать письменно. Если же речь идет об устном дифзачете, то при таком экзамене студенты будут появляться в кабинете или небольшой группой, или и вовсе по одному.
При устном дифзачете, как и при письменном, студенты будут брать один билет и готовиться письменно, но в данном случае можно не сдавать листок с записями, а использовать его как шпаргалку для устного ответа на вопросы преподавателя.
Важный момент: существует мнение о том, что именно письменная форма контролирования знаний обучающихся в рамках дифзачета дает отличную возможность для того, чтобы в процессе оценки знаний избежать субъективного отношения проверяющего к обучающемуся. Что же касается устной формы дифзачета, то она дает понять и определить, насколько качественно и глубоко ученик усвоил материал занятия.
Насколько важна оценка и пересдача
Если студентом была изучена определенная дисциплина, дифзачет будет показывать уровень тех знаний, которые получил студент. Но для чего же нужно ставить оценку за такой зачет, если вместо этого студенту могут проставить оценку «зачет». Здесь важно учесть, что оценка «зачет» будет учтена в ходе расчета всех имеющихся у студента оценок хорошо и отлично, что крайне важно для того, чтобы получить диплом с отличием. А ведь важно помнить о том, что всего лишь одна тройка по любому из дифзачетов способна серьезно подпортить общую картинку успеваемости.
В некоторых отдельно взятых случаях у обучающегося есть право на то, чтобы пересдать дифзачет, особенно в том случае, если обучающийся претендует на получение диплома с отличием. Но пересдача дифзачета – процесс далеко не самый простой, ведь он предусматривает собой ходатайство от декана факультета или же ходатайство от заведующего кафедрой.
Или, если говорить другими словами, руководство самостоятельно должно разрешить пересдачу, но даже в таком случае оно способно разрешить пересдачу 1-2 оценок для того, чтобы у студента была возможность повысить рейтинги. Все эти и подобные им нюансы прописываются в определенном Положении.
Практика
Дифзачетом в большинстве случаев завершаются практически все разновидности практики обучающихся, начиная от учебных практик и заканчивая практиками производственными. В подобных случаях обучающемуся могут выставить отметку лишь до того, как начнется экзамен квалификационный. Это обязательное условие, причем отметка в таком случае будет комплексной – за практическое и теоретическое усвоение материалов.
Важные нюансы, относящиеся к дифзачету
В том случае, если вдруг обучающийся заболел или же у него были какие-либо иные уважительные причины для того, чтобы пропустить сдачу очередного или сразу же нескольких дифзачетов, ему могут продлить сессию. Также возможен и иной альтернативный вариант, при котором ему могут установить персональные сроки сдачи как дифзачета, так и для промежуточной аттестации. Все эти даты и постановления оформляются лично деканом того факультета, на котором обучается ученик, пропустивший дифзачеты.
Вот еще несколько особенностей, признаков и важных отличный дифзачета:
- Во время дифзачета преподаватели ставят оценки на основе курсовых или на основе практики, то есть без экзаменов по билетам.
- Дифзачет обычно намного сложнее получить, так как на дифзачете, в отличие от обыкновенного, преподаватели могут спрашивать в разы больше.
- Дифзачет является своего рода завуалированным экзаменом. Также, если по учебному плану определенного предмета уже нельзя ставить еще один экзамен, но предмет отличается на факультете и курсе важностью, проводится дифзачет.
- В большинстве случаев оценки за дифзачет, особенно если это не оценки зачет- не зачет, а оценки пятибалльной системы, оказывают влияние на размер стипендии и выносятся в диплом.
- Дифзачет можно называть сложным экзаменом. Суть в том, что экзамен проводится по базовым знаниям и базовым курсам, а дифзачет сдается или по спецкурсам, или же по практическим занятиям.
Интересная статья, про электронные сигареты: Продажа электронных сигарет - кому можно, а кому нет + на что есть запрет
Для преподавателей: как происходит организация зачетов
Как в школьном, так и в более углубленных и старших учебных заведениях, крайне важно правильно настроить работу учащихся и грамотно организовать сдачу дифзачета. Для этого необходимо обратиться в общероссийской практике организации дифзачетов. Отметить следует следующие моменты:
- Зачет крайне желательно проводить на уроке или в рамках урока. Дело в том, что любой зачет, будь он дифференцированным или иным, если он не нарушает привычный ход процесса обучения, будет проходиться легче. Также рекомендуется проводить несколько специализированных уроков за несколько дней до проведения дифзачета. Это будет те уроки, в рамках которых будет проходить подготовка к будущему дифференцированному зачету.
- Как и было отмечено ранее, зачет может быть проведен как в устной форме, так и в форме письменной. Если речь идет о письменном дифференцированном зачете, то организация такого экзамена у обучающихся будет напоминать больше всего контрольную работу. То есть учащийся будет получать задание, которое он будет выполнять в рамках отведенного ему времени. После этого ученик будет сдавать задание преподавателю. Отличие такого зачета от стандартной контрольной работы заключается в содержании, а также в важности и необходимости пересдачи зачета в случае необходимости.
Если же речь идет об устной форме дифференцированного зачета, то обучающийся в рамках такого зачета получит задание, но сдавать его будет в ходе проведения устного зачета. Причем обучающийся может пользоваться заметками и записями, которые сделает во время подготовки к зачету. Необязательно оформлять эти записи по стандартам и необязательно делать записи по нормам уроков – это будут просто шпаргалки и подсказки для ученика, на которые он будет опираться во время сдачи зачета.
- Вне зависимости от того, какой будет форма проведения дифзачета, самой эффективной будет такая организация зачета, при которой ученик в рамках зачета или практически сразу после сдачи его. Здесь речь идет больше о психологической составляющей – ученик будет спокоен.
- В случае пересдачи допустимым является то, что ученик может отчитываться и сдавать пересдавать лишь только те задания, которые не были выполнены правильно в первый раз, во время дифференцированного зачета. Важным будет избавиться от всех «хвостов» как можно быстрее, в противном случае они не только будут все больше и больше накапливаться, но и затруднять последующее обучение в других школьных периодах.
- Важно правильно и грамотно подготавливать обучающихся к предстоящему дифзачету. Во время изучения определенной тематики обучающимся должно отводиться время для того, чтобы не только формировать, но и отрабатывать умения решать любые тематические задачи, даже если речь идет о самом минимальном, обязательном уровне. Поэтому крайне важно уже во время планирования уроков предусмотреть подобные работы по дифзачету, а в ходе проведения подготовительных занятий акцентировать внимание именно на дифзачете.
- Еще одна работа, которая является необходимой – это работа с родителями обучающихся. Преподавателю необходимо объяснить родителям, в чем именно заключаются особенности и ключевые моменты зачетной системы, а также объяснить ключевые моменты подготовки к дифзачету.
И, последнее, что необходимо выделить – это то, что ученики и студенты должны в обязательном порядке знать, какие именно задачи на минимальном уровне им предстоит разрешить. Самый оптимальный вариант дифзачета – его проведение на одном или двух предварительных уроках. После этого допускается проведение как письменного дифзачета, так и зачета в устном виде.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.