ЕГЭ в школе - что делать если не получается сдать
ЕГЭ в школе, казалось бы, самое страшное, что может быть для всех школьников. Меж тем стоит понимать, ЕГЭ – действительно важный и ответственный шаг, но в общих чертах он ничем не отличается от обычных экзаменов, например, в университете. Берем тест, и отвечаем все, что знаем. В этой статье мы поговорим о том, какие правила сдачи ЕГЭ, что делать если не сдал ЕГЭ, как психически себя подготовить к ЕГЭ и др.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА).
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.
Для всех ученик ЕГЭ проводится в одни и те же даты, в одно и то же время. Причем в этот момент идет обмен учениками, все сдают в чужих школах, чтобы исключить вариант помощи от преподавателей и фальсификации сданных бланков.
За пределами территории Российской Федерации ЕГЭ проводится Рособрнадзором совместно с учредителями российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения.
Участники ЕГЭ
К ЕГЭ как форме ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных).
Вправе добровольно сдавать ГИА в форме ЕГЭ:
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды по образовательным программам среднего общего образования;
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся, получающие среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в 2014 - 2018 годах в образовательных организациях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Имеют право участвовать в ЕГЭ:
- выпускники прошлых лет (лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);
- обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования;
- обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, в том числе при наличии у них действующих результатов ЕГЭ прошлых лет.
Про обман с обучением на курсах, можно прочитать в статье: Обман с обучением и курсами у мастеров маникюра, педикюра, стилиста
Что делать, если не сдал ЕГЭ
В первую очередь не стоит думать, что жизни конец. Да, вы надеялись на этот экзамен, как и любой школьник, тем не менее жизнь продолжается и то, что вы не сдали ЕГЭ не значит, что все потеряно. Во-первых, можно пересдать ЕГЭ. Тем не менее это вряд ли возможно в этом году (только в исключительных случаях).
Если мы говорим об обязательных экзаменах, то их можно пересдать. Для этого выделяются специальные резервные дни, если же в эти резервные дни не получилось сдать, либо вам не назначали пересдачу, то пересдавать можно в сентябре. К сожалению, когда вы сдаете в сентябре, вы вряд ли попадете в университет в этом году, так как приемная комиссия заканчивается в августе. Тем не менее в некоторые университеты все же получается поступить даже в сентябре. Если вы не сдаете сразу два экзамена, то их тоже можно пересдать осенью.
Если вы изначально писали ЕГЭ по профильной математике, а потом по базовой, то если вы не сдадите со второго раза, то пересдать можно будет только на следующий год.
К сожалению, с необязательными экзаменами (дополнительными), например, по истории, обществознанию, физике, химии и т. д., все сложнее. Если вы не сдали данный экзамен, то вы не сможете его сдать в этот же год. Придется ждать новых экзаменов в следующем году.
Также пересдать в нынешнем году можно будет по любому предмету в исключительных случаях, среди которых:
- вы не сдавали его из-за неуважительных причин, например, не смогли посетить экзамен из-за сильной болезни, которая документально подтверждена;
- вы не смогли дописать работу по уважительной причине, например, вам стало плохо на экзамене, обычно такие случаи фиксируются;
- результаты экзамены были отменены комиссией, то впоследствии после апелляции данная отмена была опротестована.
Если вы не сдали ЕГЭ формально вы покидаете школу и получаете аттестат. Не сдать дополнительный экзамен в некоторых ситуациях не так уж страшно, например, некоторые ученики сдают сразу по 3-4 дополнительных экзамена. В этой ситуации, например, ученик сдал обществознание и историю, а английский язык не сдал. Он спокойно может пойти, например, на юридический факультет, либо практически другой гуманитарный. Также, если ученик сдавал обществознание и истории, а сдал только обществознание, он может пойти, например, на экономический факультет. Ситуация, конечно же, усложняется, когда ученик планировал сдавать в определенное место и сдавал нужные экзамены, но один из них не сдал. Тем не менее даже здесь можно поступить в какой-нибудь другой ВУЗ на другой факультет. Наиболее печальной ситуацией является, когда ученик сдавал один дополнительный экзамен, но не сдал его, и по сути только со сданными обязательными экзаменами идти по сути некуда.
К повторной сдаче ЕГЭ в текущем году НЕ допускаются:
- выпускники, не явившиеся на экзамен без уважительной причины
- участники, результаты которых были отменены государственной экзаменационной комиссией в связи с выявлением фактов нарушения участником госэкзамена установленного порядка проведения ЕГЭ.
Как пересдать ЕГЭ в следующие годы?
Если выпускника просто не удовлетворяют результаты ЕГЭ по одному или нескольким предметам (обязательным или по выбору), пересдать их он сможет только на следующий год. Также в следующие годы он имеет право сдать ЕГЭ дополнительно по любым другим предметам.
Как обучают парапсихологии, про это, можно узнать из статьи: Обучение парапсихологии — школа и курсы и может ли быть все обманом?
Чем объясняется такое беспокойство в преддверии ЕГЭ?
Страх возникает из убеждения, что неудача будет иметь чрезвычайно важные последствия, и из-за ощущения, что человек не может контролировать результат, и поэтому нет способа избежать неудачи. Как правило, этот страх развивается, в то время как человек фактически занят подготовкой к ЕГЭ. Тревога, безусловно, была полезна в ходе эволюции, но когда дело доходит до испытаний, она фактически стала несчастной чертой человеческой психики. Всякий раз, когда кто-то наткнулся на змею в саванне, было хорошей идеей убежать. И то, что сама мысль об этой встрече заставляла вновь волноваться - и впоследствии приводила к тому, чтобы избегать места, - также было выгодно. Это очень полезный навык выживания, и не у всех организмов он есть. Муравьи, например, всегда возвращаются в логово муравьеда. Они не могут изменить свое поведение в превентивном смысле, потому что они не помнят - поэтому их не беспокоит тревожное воспоминание о стрессовых ситуациях. Осмотр в ближайшем будущем может иметь тот же эффект, что и змея в траве. Но поскольку ЕГЭ на самом деле не представляет реальной физической угрозы, вызываемое им беспокойство перестает быть функциональным.
В большинстве случаев, что стоит за тревогой — это повторный опыт неудачи. Фактически, исследователи больше не используют этот термин в общем смысле, но говорят о конкретных страхах неудачи в определенных контекстах. Как правило, его жертвы мало уверены в своих способностях по конкретному предмету и уже не смогли получить оценку в предыдущих случаях. Классическим примером является ребенок из первого класса, который делает 30 орфографических ошибок в своем первом тесте на диктант. Но настоящий ущерб на самом деле наносится позже - например, когда родители реагируют шоком - ситуация, которая для многих детей ощущается как снятие привязанности. Результатом является то, что «экзамен» подается в поле «опасно», и это порождает каскады беспокойства всякий раз, когда кто-то вспоминает первоначальный опыт. Есть еще один рефлекс, который мы разделяем с нашими предками в саванне: Мы убегаем или стараемся избегать подобных переживаний. В контексте ЕГЭ это часто означает, что ученик откладывает пересмотр материала курса до самой последней минуты - типичного случая прокрастинации - что, конечно, не очень хорошая идея.
Как эффективно устранить страх перед ЕГЭ?
Есть много вещей, которые можно сделать, чтобы уменьшить беспокойство перед ЕГЭ.
Так называемые когнитивные стратегии будут очень эффективны в данном случае. Они включают в себя активную перестройку представлений об ужасных последствиях неудачи, считая, что последствия могут быть не такими катастрофическими, как можно себе представить. Это осознание - огромная помощь. Еще один способ сделать это - перенаправить свои мысли. Вместо того, чтобы концентрироваться на своих недостатках, можно сосредоточиться на своих сильных сторонах. - Попытка не думать о ЕГЭ автоматически вызывает их в воображении. Но если кто-то думает о, например, учебе в университет, то тогда уже мысли о ЕГЭ уходят. Подобным образом можно преодолеть удручающие мысли о предстоящем ЕГЭ. Когда человек попадает в ловушку тревоги, все его мысли заняты вещами, которых следует избегать любой ценой. К несчастью, такое отношение увеличивает вероятность того, что именно то, чего человек боится, произойдет. Кто-то, кто постоянно говорит себе: «Я уверен, что я замолчу, когда войду», вероятно, будет трудно выразить себя. Но позитивное мышление, сосредоточенное на том, что кто-то хочет, говоря: «Когда я войду, я попрошу экзаменатора и пожму ему руку», - гораздо более вероятно, что оно будет успешным. Также неплохо бы напрямую заняться проблемой и организовать частные уроки по предмету, которого боишься. Тогда у человека действительно нет причин бояться последующего испытания.
О рецессии в экономиках государства, можно прочитать в материале: Рецессия экономики — что это? И какие от нее последствия
И как лучше учиться?
Прежде всего, необходимо привести несколько примеров популярных стратегий, которые бесполезны - например, повторное чтение одних и тех же отрывков или чрезмерное выделение, или подчеркивание текстов. Гораздо разумнее лучше использовать свое время. Конечно, это противоречит первоначальному желанию отбросить свои книги в сторону и некоторое время игнорировать весь беспокоящий предмет. Но то, что называется распределенной практикой, на самом деле оказалось особенно эффективным: обучение в течение одного часа каждый день в течение нескольких недель гораздо выгоднее, чем повторение в течение 10 часов ежедневно в течение длинных выходных. Проверка своих знаний также очень полезная тактика. Можно сформулировать свои собственные вопросы или использовать старые экзаменационные работы, или задавать друг другу вопросы. Карты, содержащие вопрос с одной стороны и ответ с другой, весьма полезны. Учителя, как правило, недовольны идеей «преподавания для теста», но считается, что ученики имеют полное право «учиться для теста» и целенаправленно готовиться к ЕГЭ. Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что стремление действительно понять и выучить учебный материал - это лучшая долгосрочная стратегия, которая может включать вовлечение в увлекательные дискуссии о содержании и стимулирование их - подход, который также гораздо веселее, чем выучить материал курса наизусть.
Могут ли помочь преподаватели?
Представление о том, что беспокойство может улучшить работу человека, ошибочно. В школах - но также и в университетах - все еще можно найти учителей, которые считают, что страх побуждает учеников прилагать больше усилий. Они даже скажут классу, что предстоящий тест будет действительно тяжелым, чтобы «мотивировать» своих учеников. Вместо этого лекторы должны делать все возможное, чтобы ученики чувствовали максимальный контроль при подготовке и написании ЕГЭ, и чтобы экзамены не воспринимались как более важные, чем они есть на самом деле. Например, экзаменаторы могут точно сформулировать свои вопросы. Если учеников просят «дать определение А, обсудить В, обобщить С или привести пример», они знают, что им нужно делать. Просить их «прокомментировать A, B и C» далеко оставляет их в безопасности и вызывает опасения, что они не в состоянии ответить на задачу правильно. Более того, учителя часто преувеличивают значение неудачи, говоря что-то вроде: «Если вы не будете усердно учиться, вы не пройдете тест и не получите нужные баллы, у вас не будет шансов получить работу». Это усиливает беспокойство и ничего хорошего не делает для мотивации учеников или их готовности работать. Таким образом, лекторы могут многое сделать, чтобы уменьшить страх перед ЕГЭ, и многие из них уже знают о проблеме и полны решимости предпринять шаги для ее устранения.
Задания ЕГЭ
Задания по ЕГЭ даются в специальных контрольных измерительных материалах (сокращенно КИМ). По сути это специальные формы, которые даются ученикам и заполняются по определенным правилам. КИМы разрабатываются специальным институтом ФИПИ.
Сам институт для того, чтобы подготовиться к экзамену предоставляет демонстрационные варианты ЕГЭ, чтобы ученик уже был заранее готов. На самом деле сегодняшняя подготовка ЕГЭ заключается далеко не в обучении материала, а в простом решении данных тестов. Ученики день за днем прорешивают данные тесты и запоминают различные вопросы. Для того чтобы сдать ЕГЭ, конечно же, нужно знать общую теорию и разбираться в том, что он отвечает. В то же время задания из демонстрационных вариантов попадаются в ЕГЭ.
Для успешной сдачи ЕГЭ обязательно нужно как учить теорию, так и решать КИМы. Дело в том, что подобных вариантах присутствуют запутанные вопросы, которые сбивают с толку. Особенно это проявляется в обществознании, в котором по сути присутствует множество теорий, принадлежащих одним авторам. То, что будет правильно в одном случае, будет неправильно в другом случае. Обязательно нужно акцентировать внимание на подобных заданиях, так как ученик может хорошо знать теорию и понимать то, о чём он пишет, но просто запутаться в тесте и не потерять драгоценные баллы.
Также важно обращать внимание на форму, в которую вы вносите информацию. Ученикам дают специальный бланк, в который нужно вносить ответы на вопросы в тесте. На всякий случай нужно попробовать прорешать тесты, внося информацию в эти бланки, чтобы на экзамене вы более менее понимали, что нужно делать (обычно школы устраивают несколько пробных внутренних тестов с подобными бланками, тем не менее бывают и школы, которые совершенно не обращают на это внимание, поэтому лучше самостоятельно позаботиться об этом).
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.