Функции и задачи налоговой инспекции: как работает городская налоговая инспекция + налоговики, инспектора
Ниже вы узнаете о том, как устроена структура налоговой инспекции. Налоговики это особая каста, которая есть практически в любом государстве. Ведь именно они занимаются сбором налогов, которые впоследствии могут составлять значительную часть бюджета государства. В самых развитых странах вроде США, проблема с неуплатой налогов может привести буквально к краху всей жизни. Недаром теме налоговой службы посвящен целый пласт культуры в кино. У нас же налоговиков боятся в основном только бизнесмены. Но это временно, ведь постепенно государство вводит всё более жесткие законы. Вполне возможно, что уже лет через 10-20 в России уход от налогов даже со стороны физического лица (самозанятого например) будет приводить к очень печальным последствиям. Сегодня мы поговорим о том, какие у нас есть налоги и что могут делать представители контролирующих органов.
Введение
Современная российская налоговая система начала создаваться уже начиная с 1991 года. Первые законодательные акты, связанные с налоговой системой устанавливали базовые сборы:
- Акцизы.
- Налог на добавленную стоимость.
- НДФЛ.
- Подоходный налог и т.п.
Уже через 7 лет будет "собрана" первая часть НК РФ. Через 2 года (т.е. в 2000) вторая часть. Кодекс и станет главным нормативно-правовым источником для последующей налоговой системы. Именно благодаря Налоговому Кодексу удалось определить порядок взаимоотношений между:
- Плательщиками.
- Государством.
Изначально вопросами сборов налогов занимались в ГНС. Называлось это Государственной налоговой службой. До ГНС была структура ГНИ (инспекция). В 2004 году будет проведена реформа и уже после этого все функции ГНС передадут в руки Министерства Финансов.
После этого будет создана ФНС. И до сих пор, уже 17 лет в России налогами занимается именно Федеральная Налоговая служба.
Общая налоговая система России
Итак, начнем со структуры. Есть 3 базовых уровня:
- Местный.
- Региональный.
- Федеральный.
Следовательно, вся нормативно-правовая база, затрагивающая вопрос налогов тоже привязывается к каждому из этих уровней.
Например, местный уровень предполагает использование нормативно-правовых актов изданных:
- Законодательными собраниями.
- Депутатскими советами.
Иными словами, местный уровень регулируется органами самоуправления. Разобраться в этом не так уж и сложно.
Следующий уровень это региональное законодательство. Уже на этом уровне устанавливают нормы по регионам и субъектам РФ. Как раз этот уровень регулируется законами республик, областей и т.п.
Ну и высший уровень это федеральное законодательство. Тут все предельно просто. Вся нормативно-правовая база на этом верхнем уровне обязательна к исполнению на всей территории нашей страны. И федеральный уровень налогового законодательства получает наивысший приоритет. Иными словами, в регионах не могут противоречить федеральным законодательным актам и нормам по налогам. Если будет противоречие, то у принимающих закон на уровне региона (например) возникнут серьезные проблемы.
В частности, федеральный уровень налогового законодательства представлен:
- Конституцией.
- Постановлениями Правительства.
- Указами Президента.
- ФЗ по НК РФ.
- Самим кодексом (НК РФ).
Есть еще и побочное ответвление. Это разнообразные рекомендации, письма, разъяснения и дополнения. Они выпускаются не только Министерством Финансов, но и налоговой службой (ФНС). Всё взаимодействие элементов налоговой системы и образует инфраструктуру. Сама налоговая структура содержит в себе:
- Государственные органы, занимающиеся финансовой и налоговой тематикой.
- Нормативно-правовую базу.
- Субъекты налогообложения.
- Сборы.
- Все сборы, налоги и страховые взносы, которые на данный момент действуют на территории Российской Федерации.
Все сборы и налоги на территории России ассоциированы с конкретной категорией налогоплательщиков. Например, налог на добычу полезных ископаемых обычный гражданин платить не сможет. Потому что он не может добывать полезные ископаемые. А следовательно, налоговым субъектом будет компания, добывающая эти самые полезные ископаемые.
А вот с обратным утверждением будет больше проблем. Потому что чисто технически, компании платят НДФЛ. Потому что являются налоговым агентом. Кроме того, таким агентом является например брокерская компания. Она тоже удерживает НДФЛ с прибыли клиента в пользу ФНС. Вся исполнительная и надзорная структура налоговых органов представлена:
- Минфином.
- ФНС.
Министерство финансов занимается заданием вектора налоговой политики в России. В их полномочиях прогнозировать объем поступлений. Кроме того, представители Министерства Финансов могут вносить разного рода предложения по модернизации действующей инфраструктуры.
А вот ФНС это сугубо исполнительный орган. И сотрудники ФНС занимаются:
- Надзоров и проверкой начислений.
- Составлением и анализом отчетов.
- Контролем за соблюдением законодательства.
- Учетом сборов и плательщиков.
К вопросу о том, какие есть задачи и функции налоговой инспекции. Дело в том, что они выполняют задачи в зависимости от своей принадлежности. Например, в ФНС есть:
- Управление субъекта.
- Территориальные органы.
- ИФНС (инспекции).
А еще есть инспекции, межрегионального подчинения. Они прикрепляются к федеральным округам. И уже эти межрегиональные инспекции занимаются контролем и надзором за:
- Межрегиональными представительствами (тоже инспекции).
- Межрайонными филиалами.
- Центрами обработки данных и т.п.
Всё это сливается в единую систему под названием Федеральная Налоговая Служба.
О налогах и самозанятости
На данный момент в России есть:
- Восемь федеральных налогов.
- 3 региональных вида налога.
- 3 местных налога.
В федеральный список налогов входят даже государственные пошлины. А еще в России есть несколько систем налогообложения (они специальные). Всего таких специальных систем сегодня 5. Не стоит забывать о том, что есть такое понятие как страховые взносы. Ну а начиная с 2019 года в России появился режим самозанятых. У них тоже есть налоги.
Интересный момент: хоть региональный уровень и предусматривает возможность введения сбора на месте. На деле же, его в обязательном порядке нужно утверждать на уровне федерального законодательства. Утверждают такие нормы через барьеры, выставленные по НК РФ. Фактически, у властей субъектов РФ есть возможность влиять на условия сбора налогов. И делать они это могут по собственному усмотрению. Вот только и тут остается место для исключений. Потому что фактически придется опираться на заградительные рамки Налогового Кодекса.
Т.е. региональные власти не могут выйти за рамки норм, установленных НК РФ. Плюс к тому, любое изменение придётся закреплять на уровне закона Субъекта Федерации России. Такими налогами называют имущественный (для организаций) и игровой (для казино и букмекерских контор). Кроме того, таким налогом является транспортный.
Кроме того, на территории России существует сразу несколько разновидностей налогов (прямая и косвенная). И от категории налога прямо зависит способ его уплаты. Косвенных налогов на данный момент в России всего 2 (акцизы и НДС). Все остальные налоги принято считать прямыми. Дело тут в том, что фактически, у нас больше косвенных налогов. Но законодательная логика выстроена таким образом, что любой прямой налог, в случае с физическим лицо, может быть уплачен косвенно.
Как это работает? Очень просто. Например, НДС зашит в стоимость всех товаров и услуг (за редким исключением). Следовательно, вы даже не подозреваете о его наличии. А ведь именно "благодаря" НДС вы покупаете товары на 20% дороже, чем они бы могли стоить. В США кстати, аналогичный налог выведет из "скрытого пула". Там вы видите буквально сколько налога вы уплатили. У нас же все скрыто. И от того что налог косвенный, ощутимым он быть не перестает. Все предельно просто.
Какие есть отделы в налоговой инспекции (список)
Ну а теперь немного о том, как устроена типовая инспекция налоговиков. Мы уже разбирались с тем, как выглядит вся структура целиком. Теперь разберемся с конкретным подразделением. Статус напрямую зависит от численности подразделения. Стандартная инспекция состоит из следующих отделов:
- Общий.
- Хозяйственное и финансовое обеспечение.
- Работа с персоналом.
- Информационное обеспечение.
- Оперативный контроль.
- Организация учета налогоплательщиков.
- Отдел с юристами.
- Принудительное взыскание.
- Отчетность и анализ.
- Налоги и сборы с физических лиц.
- Проверка правильности удержания налогов.
- Декларация и взыскание.
- Камеральные проверки юридических лиц.
- Выездные проверки юридических лиц.
- Отдел с руководством.
Это типовая структура любой налоговой инспекции. Она может быть сильно сокращена или еще более раздута. Все зависит от региона, индивидуальной ситуации и даже времени. Ведь не во все времена такая структура будет актуальной. Зачастую один федеральный закон может сильно всё поменять. Но усредненная типовая структура ИФНС представлена именно так. Это актуальная схема на момент размещения публикации.
О проверках и полномочиях
Ну а теперь о том как проверяют юридических лиц налоговики. Традиционно применяются выездные и камеральные проверки. Но мы начнём именно с камеральных. В процессе камеральной проверки представители ФНС будут изучать:
- Документацию.
- Представленные декларации.
Проверяться будет вся документация, которая может быть использована в качестве основания для исчисления налога. Кроме того, могут проверять и другую документацию, которой пользуются налоговики.
По сути, камеральная проверка нужна для того, чтобы определить верность расчета налоговой базы. Если налоговая база исчисляется неправильно, возникнут проблемы.
Сразу скажем о том, что количество аспектов, изучаемых в процессе камеральной проверки неисчислимо. Проверяют даже логические связи между расчетными и отчетными показателями. Кроме того, обязательно устанавливается ассоциация между показателями бухгалтерии и реальными расчетными данными.
Кроме того, представители ФНС чисто технически могут получить данные и из других источников. Следовательно, сверять документацию будут и с информацией из других источников. Про проверку арифметических расчетов мы даже говорить не будем. Это слишком очевидная процедура, чтобы вообще про нее вспоминать.
А вот выездная проверка это то, что любому представителю компании точно не понравится. Потому что при выездной проверке проверяется буквально всё:
- Декларации.
- Регистры бухгалтерии.
- Документация и т.п.
Изначально проверяется пакет первичной документации. И уже по первичной документации представители ФНС могут определить, есть ли соответствие заявленным сведениями. Если сведения не соответствуют, то начинается выемка документов. Фактически, уже на этапе выездной проверки целый десант из ФНС высаживается на территории компании или предприятия. И лишь в исключительных случаях выездная проверка может быть проведена в самом налоговом органе.
К вопросу о том какая есть ответственность если превышаются полномочия налоговиками. Практика показывает, что доказать превышение удается лишь в исключительных случаях. Чаще всего представитель пострадавшей стороны просто ничего не добивается. Судиться против государства не так уж и выгодно. А судиться против тех, кто занимается сбором денежных средств для государства, иногда еще и опасно.
К вопросу о том, какие есть полномочия у инспектора налоговой службы при выездной проверке. Если представители предприятия пытаются саботировать процедуру, полномочия инспектора практически неограниченные. Например:
- Вы не хотите видеть представителей ФНС на собственной территории.
- Заявляете о том, что места для размещения нет.
Даже в этом случае инспекторы могут пройти на территорию. Они проверят каждый объект и убедятся в том, что место для размещения действительно нет.
Более того, препятствовать работе ФНС категорически запрещено. Все что вы можете затребовать это служебное удостоверение. Еще запросите документ с решением о проведении проверки. Всё, на этом возможности в общем-то и заканчиваются.
Выездной проверки опасаются не на пустом месте. Ведь представители инспекции могут в буквальном смысле "заглянуть в каждый угол". У них по закону практически неограниченный доступ. Длится вся процедура обычно от 1 до 2 месяцев. Впрочем, по закону, выездная проверка может длиться и до полугода. Но это исключительная ситуация.
Могут ли проверять из налоговой физических лиц?
Вы удивитесь, но могут. Письмо Минфина 03-02-08/55972 от августа 2017 года прямо это подтверждает. Да, выездная проверка возможна не только в отношении компании, но и:
- Обычного наемного сотрудника.
- Бюджетника.
И выездная проверка будет проводиться точно на таких же основаниях, как и для компании. Речь о территории налогоплательщика. Фактически, представители ИФНС могут приехать буквально к вам домой. Самое интересное это то, что радиус "поражения" у представителей ФНС вообще не ограничивается. По закону налоговики могут проверять всех, кто платит хотя бы 1 налог. А любой гражданин Российской Федерации платит хотя бы 1 налог. Даже если нигде не работает и ничем не занимается.
Могут провести выездную проверку даже в случае, если вы подали заявку на вычет. Правда обычных граждан проверяют сильно реже, чем всех остальных.
Конечно, если вы являетесь индивидуальным предпринимателем, то вероятность попадания под "выездную проверку" крайне высока. А вот если вы гражданин, то вероятность крайне низкая.
И вместе с тем, если вы постоянно занимаетесь продажей вещей (на том же Авито), то к вам могут приехать домой. Не обнаружить торговой точки и оставить вас в долгах на пару миллионов рублей. Так что несколько раз подумайте, прежде чем заниматься фактически незаконной предпринимательской деятельностью.
Традиционно, при проведении проверки физического лица налоговики могут проверить:
- Текущее положение дел в связи с банкротством.
- Целевое использование недвижимости.
- Межевание или его отсутствие на земельном участке.
- Наличие фиктивных сделок.
- Подтверждение факта продажи недвижимости.
Предположим, вы купили квартиру. Налоговики могут проверить, не используете ли вы ее как подпольный магазин.
Более того, в зависимости от цели проверки, диапазон действий может расширяться. Юридически, может быть осмотрено практически любое помещение. Более того, могут даже проверять компьютерную технику, изымать документацию и т.п. Что до предупреждений, то тут ситуация очень противоречивая. Дело в том, что обычно ФНС пользуются тем, что в НК РФ отсутствуют какие-либо комментарии на этот счет.
Однако, через судебные решения мы можем понять, что с точки зрения инстанций, предупреждения и уведомления должны быть. Если не о времени проверки, то хотя бы о наличии решения.
Кстати, вы можете не пускать представителей ФНС на порог. И в этом случае они вернутся уже с готовым судебным решением. Учтите, у этого препятствования есть издержки. Потому что могут буквально рассчитать налог дистанционно. И скорее всего это будет очень крупная сумма. В этом случае придется доказывать превышение через суд.
Заключение
На данный момент представители ФНС менее "страшны" для юридических лиц. И практически не страшны для физических. Но времена меняются. В ближайшие годы законодательство будет ужесточаться. А значит, и размеры налогов будут увеличиться. Разумеется, эффективность сбора налогов постепенно будет увеличиваться. И правило "строгость законов, компенсируется необязательностью исполнения" скоро потеряет свою актуальность.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.