Изменения законодательства об аудиторской деятельности
Аудиторская деятельность крайне необходима на всей территории России, причем функционирование этой деятельности обуславливается и аргументируется действующим законодательством об обязательном проведении аудита практически во всех организациях. Для того, чтобы проследить за тем, как менялся закон об обязательном аудите, а также за тем, насколько правомерным является выполнение работы в виде аудита, следует обратиться к помощи ФЗ 307.

Что такое ФЗ 307 и что он означает?
ФЗ 307 «Об аудиторской деятельности» официально был принят Государственной Думой, а одобрили этот федеральный закон соответствующим Советом Федерации. Произошло это в конце 2008 году.
Закон под номером 307-ФЗ о деятельности аудиторов и аудиторской компании – это один из самых важных, основных и первостепенных нормативных актов, позволяющий регулировать и контролировать аудит на территории России. В данном федеральном законе отмечены все основные определения и понятия, так или иначе существующие в рамках аудиторской работы и деятельности. К деятельности по проведению аудита можно отнести такие процессы, как сам по себе аудит, работа аудиторов и аудиторской компании. Также этот федеральный закон определяет ответственность, обязанности и права каждой отдельно взятой стороны деятельности по проведению аудита.
По своей структуре законодательство о работе аудиторов представляется 26 статьями. Если рассматривать данный федеральный закон и его краткое содержание, можно выделить ключевые его аспекты:
- Определение аудиторской работы и деятельности в целом.
- Законодательные базы.
- Аудитор и аудиторская компания.
- Аудит обязательного характера.
- Заключение об аудите.
- Независимость как компаний, так и специалистов в рамках аудиторской деятельности.
- Аудиторская тайна.
- Контроль за качество работы, включая также внешний контроль, которым занимается непосредственно уполномоченный федеральный контрольный орган.
- Аттестат квалификации, а также особенности, порядки и основания для аннулирования этого аттестата.
- Обязанности и права как аудиторов, так и профильных компаний.
- Обязанности права того, кто заказывает аудит, и того, по отношению к кому аудит проводится.
- Государственное регулирование аудита.
- Совет деятельности аудиторской компании.
- Ведение учета и реестра всех имеющихся исполнителей в рамках аудиторской работы и госреестра.
- Различные меры, применяемые по отношению к аудиторам.
- Госнадзор за СРО в рамках аудиторской деятельности.
За весь период существования аудиторов, аудиторских компаний и деятельности по проведению аудита в целом законодательство в рамках аудитора претерпевал многочисленные изменения (всего было свыше 15 изменяющих законодательных документов).
В целом в ФЗ 307 отмечается информация не только об аудите и аудиторах, но также и максимально подробно описываются процессы организации работы тех организаций, которые занимаются аудитом для других юридических лиц и организаций. Также в прямом и доступном для каждого виде в законе о деятельности по проведению аудита есть все как обязательства, так и права сторон в рамках аудиторского дела, а также сведения обо все вышестоящих и уполномоченных инстанциях, так или иначе занимающихся контролированием работы аудиторов.
Основные определения и понятия в сфере аудита
К основным определениям деятельности по проведению аудита можно отметить отнести следующие моменты:
- Работа тех организаций, которые занимаются аудитом – это процессы проведения соответствующих квалифицированных проверок аудиторами. Это как раз и есть аудиторская деятельность. При всем этом основные требования, а также процессы и другие моменты должны на все сто процентов соответствовать действующим на данный момент стандартам проведения аудита и аудиторских действий.
- Аудит – это квалифицированное проведение проверок согласно стандартам. При этом стандарты должны соответствовать особенностям правильности, а также фактического соответствия отчетности бухгалтеров компании, на территории которой проводятся мероприятия по аудиту.
- Аудитор – отдельно взятый индивидуальный проверяющий, отличающихся наличием у него квалификационной документации и сотрудничающий с определенными компаниями, представляющими услуги аудита. Как раз такой индивидуальный проверяющий и является тем самым индивидуальным аудитором. При всем этом законность мероприятий аудита и работа аудиторских компаний определяется обязательным наличием проверяющих в общем реестра аудиторов на территории отдельно взятого государства.
- Аудиторская компания – компания, предлагающая на общегосударственном рынке аудиторские услуги. При этом необходимо помнить о том, что это возможно лишь в том случае, когда компания находится в госреестре организаций-аудиторов.
Помимо проведения процессов аудита аудитор также имеет право на то, чтобы предоставлять некоторые дополнительные и не входящие в список основных услуги, если эти услуги описаны в рамках 307 федерального законодательства.
Для того, чтобы отдельно рассмотреть аудиторские организации и их основные возможности, необходимо отдельно выделить пятую статью этого законодательства.
Статья 5 ФЗ 307 об аудите юридических лиц
Первая часть этой статьи регламентирует и обозначает круг тех лиц, а также тех юридических лиц и тех обстоятельств, из-за которых юридические лица подпадают под обязательные аудиты со стороны соответствующих компаний и частных лиц. Среди самых распространенных примеров юридических лиц, которым необходим и даже обязателен аудит, необходимо отметить следующие компании и следующие единицы:
- Акционерные общества.
- Любые ценные бумаги, которые так или иначе принимают участие в организованных торгах.
- Клиринговые, а также страховые, кредитные и иные участки рынков ценных бумаг, а также общества страхования, НПФ, акционерные фонды и другие организации (исключением из данных списка являются внебюджетные государственные учреждения).
- Все те компании, финансовая выручка которых от продажи продукции (оказания каких-либо услуг или выполнения работ) за прошлый год стала больше 400 миллионов рублей. Также это могут быть те компании, чья сумма активов в бухгалтерском балансе под конец года стала больше 60 миллионов рублей. Однако в такой ситуации тоже есть исключения (органы местного самоуправления, госвласть и иные компании).
- В те компании, которые раскрывают (представляют) готовые бухгалтерские сводные отчеты. В данном случае точно также есть исключения – и это органы государственной власти, местного самоуправления, различные внебюджетные гос фонды, а также иные учреждения.
- Другие организации, если они попали под статью 5 ФЗ 307.
При этом вторая часть этой же самой статьи предписывает то, что аудит в обязательном порядке должен проводиться один раз в год.
Следующая часть действующего закона, уже третья, ограничивает количество организаций, у которых аудит отчетности бухгалтерии вправе проводить лишь специализированные аудиторские компании, имеющие соответствующую лицензию на занятия этим видом деятельности.
Это те организации, у которых ценные бумаги допущены к проведению организованных торгов. Сюда же относятся страховые и кредитные компании, НПФ и те организации, у которых доля госсобственности в рамках фонда устава составляет 25 процентов или больше.
При всем этом важно знать о том, что только организации аудита имеют право на то, чтобы заниматься аудитом финансовой отчетности, включенным в проспект бумаг. Они же имеют право на то, чтобы заниматься и проводить консолидированную отчетность.
Четвертая часть этой же статьи закона о работе аудиторских компаний и об аудите говорит о том, что любой договор, связанный с проведением обязательных аудиторских проверок отчетности финансов определенных организаций, заключается лишь на основании результатов и итогов открытых конкурсов. При этом используются те порядки, которые установлены действующим законодательством о контрактных системах в области государственных закупок. Этот договор проводится и заключается лишь один раз в пять лет.
К числу подобных юридических лиц относятся те компании, у которых в уставном капитале есть 25 процентов или большее количество процентов доля государственной собственности. Сюда же входят многочисленные компании (государственные, муниципальные и иные).
Пятая часть этой статьи обозначает, что если объемы выручки от суммарных продаж организации, подлежащих аудиторской проверке, не были больше миллиарда рублей за прошлый год, то в рамках открытого конкурса на заключение каких-либо контрактов для проведения аудита должны принимать участие лишь те аудиторские компании, которые относятся к компаниям средней и малой предпринимательской деятельности.
Шестая часть ФЗ-307 регламентирует обязательность занесения результатов аудита в Единые реестры всех возможных информационных сведений обо всех фактах деятельности юридических лиц. При всем этом этот момент является обязательством и ложится он на ту сторону, которая является заказчиком аудита.
При этом в сообщении в обязательном порядке должны быть указаны информационные сведения как об аудите, так и об аудируемых лицах:
- Ф.И.О., а также наименование.
- Данные идентификации (ОГРН, ИНН, СНИЛС).
- Перечень отчетности бухгалтерского отдела, причем речь идет о той отчетности, в рамках которой проходит аудит, и в рамках того периода, в рамках которого эта бухгалтерская отчетность была составлена.
- Мнение компаний-исполнителей аудита о достоверности, корректности и правильности финансовых отчетов с обязательным указанием существенных и первостепенных обстоятельств, если, конечно, так не будут раскрыты как коммерческие, так и государственные тайны.
В рамках ремарки необходимо также отметить такое определение, как инициативный аудит, то есть тот аудит, который проводится согласно заказу компетентного и уполномоченного руководства.
При всем этом проводится этот инициативный аудит по тем же самым методикам, что и аудит обязательного типа. Цель инициативного аудита – это выражение мнений независимых проверяющий о том, что финансовая отчетность является достоверной. Главное отличие инициативного аудита от аудита обязательного лишь тем, что проверка при обязательном аудите проводится лишь на основании желания той стороны, которая является заказчиком соответствующих услуг аудита.
Следует учесть, что в рамках действующего закона о деятельности аудиторов нет никакого определения для инициативного аудита. Связано это с тем, что и обязательный, и инициативный аудиты должны в обязательном порядке соответствовать действующим на данный момент стандартам федерального уровня. Но если инициативные аудиты важны лишь для внутреннего использования и применения (он проводится в рамках заказа управления или в рамках заказа самого собственника), поэтому нет никакой важности и необходимости аудиторского заключения. Вообще подобную проверку лучше и правильнее всего проводить в каком-либо ином формате. К примеру, в рамках контроля соблюдения норм и статей налогового законодательства, а также правил и норм бухгалтерского учета.
И, наконец, восьмая часть ФЗ 307-ФЗ о независимости компаний, проводящих аудит, затрагиваются также и следующие важные вопросы:
- При каких именно обстоятельствах проводится или же не может быть проведен аудит.
- Как и по каким именно особенностям определяются порядки выплат, а также размер финансового вознаграждения в рамках проведения аудита (включая также аудит обязательного характера).
- Прописка функционирования СРО аудиторов в рамках принятия одобренных действующими советами правил особенностей и независимости как аудиторских организаций, так и самих аудиторов. Также прописано еще и право включать дополнительные собственные правила и требования.
- Запрет на совершение тех действий, которые в той или иной мере влекут появление конфликтов интересов или же которые создают потенциальные риски в подобной ситуации. Если же говорить кратко, то у аудиторов и у аудиторских организаций не должно быть заинтересованности, способной оказывать влияние на заключения и на мнения.
Как именно менялся ФЗ 307 об аудиторской деятельности
До того, как действующее правительство приняло федеральный закон номер 307, на территории России действовал другой закон, а именно закон 119. Но после того, как на территории России начал действовать ФЗ 307, появились следующие изменения:
- Объем информационных данных, а также количество статей заметно увеличились.
- Понятия аудита и деятельности сильно разделились и начали работать автономно друг от друга.
- Появилось определение бухгалтерской отчетности.
- Появилось несколько разновидностей иных услуг квалифицированных аудиторов.
- Четко прописались полномочия квалифицированных и лицензированных аудиторов, включая также его права на получение доступа к различным финансовым документам.
- Аудиторы вместе с аудиторскими организациями были наделены правом проведения обязательных проверок.
- Поменялось определения аудиторской компании.
- Была произведена отмена процессов лицензирования в случае предоставления услуг аудиторов и аудиторских организаций.
Также важно отметить и то, что в новый федеральный закон было внесено несколько важных поправок. К примеру, в 2014-2015 годах появились следующие изменения, касающиеся:
- порядков обмена документов квалификации между несколькими аудиторами;
- разграничения о том, что именно представляет собой аудиторская деятельности, а что аудиторской деятельностью не является;
- обязательных аудитов, которые стали необходимым не только по отношению к ОАО, но также и по отношению к иным видам юридических лиц, если эти самые юридические лица выпускают свои же собственные акции;
- стандартов оформления заключения – теперь используются не федеральные, а международные стандарты;
- обновлений перечня тех самых лиц, которые по каким-либо причинам уполномочены в обязательном порядке обращаться в органы судебного делопроизводства о признании проведенных аудиторских заключений ложно, неправильно или же некорректно проведенными;
- определения такого важного момента, как «банковская гарантия» - после некоторых изменений проверки могут не подвергаться все те банковские финансовые организации, которые в том или ином виде предоставляют займы аудиторским компаниям;
- информации о прекращении работы аудиторской деятельности спустя три года неактивности;
Также после введения некоторых изменений поменялись наименования некоторых отдельно взятых услуг аудиторских организаций.
Несколько относительно новых изменений
Если говорить о нескольких последних годах, то можно отметить несколько важных изменений, касающихся аудиторской деятельности:
- Добавление к общему списку тех юридических организаций, которые должны и обязаны проходить обязательных периодический аудиторских контроль, особенно по отношению к публично-правовым организациям. Об этой поправке было рассказано в нескольких федеральных законах. К примеру, это закон о внесении изменений в законодательные акты, а также закон о публично-правовых организациях.
- В пятой части федерального закона есть фраза «и/или публикует» на фразу и/или раскрывает годовую». О фактах внесения поправок также было написано в другом федеральном законодательстве.
Это закон об изменении законов, касающихся финансовой консолидированной отчетности. При этом это далеко не все особенности обновлений и изменений ФЗ 307.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.