Как можно оспорить представление прокурора
Прокуратура позиционируется в первую очередь как надзорная инстанция. А значит, одной из ключевых задач прокурора является выявление нарушений. И не абы каких, а прямых нарушений действующих законов. При этом, у прокуратуры есть большое количество рычагов и инструментов для проверки различных компаний, организаций и ведомств. В плане обращений, прокуратура в РФ является одним из самых популярных и действенных органов для контроля исполнения законодательства. Помимо выявления нарушений действующего законодательства, прокурор должен и реагировать. Сегодня мы расскажем об этом подробнее и разъясним несколько способов оспорить представление прокурора после проверки. Ведь не всегда его представление оказывается правильным (с точки зрения того же законодательства, процессуального и уголовного кодекса и т.д.).
![Как можно оспорить представление прокурора Как можно оспорить представление прокурора](/upload/iblock/c5c/c5ccbc41ea390d047dd4d53ec2d6aaf7.jpg)
Что такое представление?
Основное понятие этого документа было введено еще в 1992 году. Описывается оно федеральным законом № 2202-1 "О прокуратуре".
С технической точки зрения, представление прокурора это:
- Результат проверки;
- Конечный документ полученный в порядке надзора;
- Сводка для прокуратуры и некий аналог заключения.
Существует ошибочное мнение о том, что же такое представление прокурора. Некоторые юристы трактуют этот документ неправильно, утверждая то, что:
- Это рекомендация прокуратуры;
- Документ равен юр. консультации.
И вся суть представления настойчиво сводится к рекомендательному характеру. Это в корне неверная позиция. Фактически, представление это отдельный акт, зафиксировавший реагирование прокурора. Он должен не только побуждать и принуждать к какому-либо действию, но и защищаться санкциями. В случае, если кто-то решит отказаться от исполнения.
Санкции по неисполнению предусмотрены кодексом административных правонарушений. В частности, это разбирается статьей 17.7 КоАП, которая описывает ответственность лица за действия, классифицируемые как преднамеренный отказ от выполнения требований органа осуществляющего надзор.
Более того, фундаментальный ФЗ (О прокуратуре) также дает свое определение представлению. Это законные полномочия надзорного органа. Описывается это в статье № 22.
Что указывается в представлении прокурора?
В самом документе указывается следующая информация:
- Сведения о прокуроре;
- Категоризация и наименование организации;
- Время и дата проверки;
- Основания;
- Деятельность (подвергнутая проверки);
- Недостатки и их функциональный характер;
- Нарушенные нормы (с точки зрения законодательства);
- Причины, по которым нарушитель допустил подобную ситуацию;
- Конструктивное предложение (их может быть несколько);
- Подпись и номер.
Помимо представления, есть и несколько других инструментов для реагирования. Все действия и документы, составленные прокурором в процессе проверки должны повлиять на конечную ситуацию. А именно, вынудить нарушителей устранить недостатки.
Это регулируется ст. 24 ФЗ № 2202-1. И конечным результатом проверки как мы уже сказали выше, является представление.
Один интересный момент: традиционно, представление вносит прокурор самостоятельно. Но в некоторых ситуациях это может сделать и заместитель прокурора.
В независимости от того, кем внесено представление, документ должен быть рассмотрен уполномоченными сотрудниками ведомства или инстанции, в которую было внесено представление.
Если речь идет еще и о сопроводительной надзорной жалобе, то вместе с этим указывают:
- Суд и его наименование;
- Данные прокурора вносящего представление;
- Информация о третьих лицах;
- Данные и персональная информация участников дела.
Помимо того, указываются все примечания, сноски и другие моменты нарушений, которые были допущены судебной системой.
"Безграничные" возможности прокурора
Но прежде чем рассмотреть процесс оспаривания, нужно разобраться с тем, как все это работает.
Согласно действующему законодательству, общая идея существования прокурора в том, чтобы он занимался следующей деятельностью:
- Надзор за соблюдением закона;
- Защита прав и свобод человека;
- Проведение ОРМ;
- Участие в предварительном следствии и дознании;
- Надзор за деятельностью органов исполнительной власти.
Это очень объемный набор задач, который кажется непомерно большим для одной должности (даже с заместителем). Но техническое содержание быстро раскрывает всю суть - это проведение полномасштабных проверок. При этом, прокурор может проводить их по какому-то конкретному плану или спонтанно.
Возможности и полномочия прокурора при проведении проверок
Как раз для того, чтобы проводить плановые проверки и составлять представления, законодательство описывает широкий круг полномочий прокурора или его помощника. Точной классификации по рангам и должностям делать не будем, поэтому рассмотрим все возможности прокурора. Он может:
- Потребовать доступ на территорию организации которую проверяют;
- Получить информацию и документацию проверяемого юр. лица;
- Требовать информации от руководства;
- Использовать помощь экспертов и специалистов;
- Проводить ревизии по требованию;
- Брать документы и материалы по предыдущим проверкам.
Что до беспрепятственного доступа на территорию, то он должен быть предоставлен прокурору при предъявлении служебного удостоверения. О том, что получится, если отказать, справедливо умолчим. Кроме того, прокурор может проверять законность действий, связанных с поступающей к нему информацией о существовании каких-то нарушений.
Информация для проверки должна предоставляться руководством или должностными лицами. Более того, прокурор может потребовать выдачу не только копий, но и оригинальных документов. В этом плане, законодательство его практически никак не ограничивает. А, чтобы разобраться в специфике и сложностях проверяемой компании, прокурор имеет право привлечь квалифицированный персонал или даже экспертов.
Рассмотрим на простом примере:
- Местные жители засыпают жалобами производственный комбинат;
- Прокурор может предполагать, что выбросы нарушают действующее законодательство;
- Он проводит проверку и получает доступ не только на сам завод, но и в архив к технической документации;
- Разобраться в специфике (допустим на предприятии ведется работа с химикатами) достаточно сложно;
- Следующим шагом будет привлечение соответствующего эксперта и специалистов;
- Они проводят собственное исследование и передают данные прокурору;
- Он уже основываясь на экспертном заключении будет принимать конечное решение.
Вот именно так и используются эксперты при прокурорской проверке. Более того, подобная схема работы часто используется и в полноценных расследованиях. Так как прокурор сильно перегружается ответственностью и юридической базой, за исполнение которой он и отвечает. А проверять приходится не только горнодобывающие комбинаты или хим. производства, но и вообще все, в отношении которых появляются подозрения о нарушениях.
Кроме того, на примере завода рассмотрим и дальнейшие пункты полномочий. С проведением ревизий все и так в общем то понятно. Они инициируются прокурором, которому поступает масса жадоб и различных обращений от простых граждан.
Что до вызова должностных лиц, то на том же примере с хим. заводом нужно понимать, что прокурорской проверке в любом случае будут противостоять различные силы. Например, фактическое руководство предприятия. Они могут путать документы, устраивать полноценные "диверсии" и всячески вредить работе прокуратуры и ее сотрудников. Ведь зачастую, нарушения обнаруживаются и очень серьезного характера.
Кроме того, часто руководство пытается свалить всю ответственность на одного-двух сотрудников. Для того, чтобы разобраться в ситуации детально и окончательно, прокурор имеет право в процессе проверки вызывать граждан или должностных лиц (с этого же комбината) для проведения разговора и получения соответствующих объяснений. Это очень важный момент, ведь люди порой раскрывают истинную суть происходящего на объекте проверки. Чем сильно помогают выявлению нарушений.
Что происходит дальше?
После того как представление отправляется в организацию, оно регистрируется в отдельной БД и рассматривается. Обычно этим занимается непосредственное руководство организации на совещании. Дальнейшие события развиваются следующим образом:
- Обсуждают содержание представления;
- Рассматривают предложения и требования прокурора;
- Издается соответствующий приказ руководителя.
Естественно, в процессе рассмотрения будут выслушаны не только виновные, но и все причастные к представлению и сложившейся ситуации сотрудники. После чего руководство примет какие-либо меры по устранению выявленных нарушений.
При этом, действовать придется максимально грамотно и оперативно. Если же руководство проигнорирует представление прокурора, то наказанием будет серьезным. Это регламентировано статьей 17.7 КоАП РФ.
Наказание за игнорирование представления прокурора и его требований следующее:
- Обычным гражданам: штраф до 1.5 тыс. руб.;
- Должностным лицам: дисквалификация (от полугода до года) или штраф до 3 000 руб.;
- В отношении компании: штраф до 100 000 руб.
Кроме того, на организацию может быть наложен запрет. Он приостанавливает деятельность на срок до 3 месяцев (90 дней).
Как оспорить представление прокурора после проверки?
Сам предмет представления прокурора мы уже рассмотрели. Сложившаяся практика показывает, что помимо общей информации в этом документе указывают следующую информацию:
- Аналитические данные по нарушению;
- Правовой аспект нарушений;
- Предъявленные требования;
- Сроки исполнения.
И тут нужно понимать один очень важный момент. Рекомендации прокурора распространяются не только на правовые вопросы, но и на некоторые административно-хозяйственные факторы и нюансы. И вот как раз тут открывается простор для юристов предприятия, в отношении которого и было вынесено представление.
Требования, которые выносятся, могут быть базированы на технических нормах и регламенте. Но сделать это, как мы уже выяснили, можно только на базе заключения эксперта или консультации специалиста. Который должен хорошо разбираться в самом предмете и специфике той или иной деятельности.
Более того, в указаниях прокурора содержатся и требования о наказании ответственных. Это означает, что фактически, руководство вынуждено наказать кого-либо за то, что прокуратура сумела найти нарушения и правовой конфликт в действиях сотрудников и производства в целом. Тем не менее, все это ограничивается действующим законодательством РФ. Никаких противоречий с нормативно правовыми актами здесь не допускается.
И подобные ситуации случаются нередко. В случае возникновения конфликтной ситуации, лицо может обжаловать прокурорское представление через суд. Это обосновано двумя прецедентами:
- В 2016 году прокуратура вносив представление, вторглась в сами гражданско-правовые отношения. При этом, были нарушены права субъекта хозяйствования. Представление было отменено.
- Верховный суд России вынес определение № 88-КГ16-2, которое автоматически отменил представление. При этом, конечная ситуация сыграла не в пользу нарушителя. Так как суд обнаружил отсутствующие нарушения и отсутствие постановки вопроса прокурором, о привлечении нарушителя к ответственности.
Вопрос обжалования и правовой направленности
Здесь нельзя не учитывать позицию Конституционного суда. Согласно еще одному решению, органы прокуратуры не могут выполнять деятельность других государственных органов, заменяя их. Это распространяется и на непосредственный надзор.
Несмотря на то, что представление прокурора не может иметь характер абсолюта, оно несет цель вынудить нарушителя устранить выявленные проблемы в добровольном порядке. Если этого не сделано, то будут применены нормы, описанные в законе № 2202-1 (ст. 21 пункт 1). А вот требования, которые будут подлежать неукоснительному и безусловному исполнению должны налагаться уже судом. Прокурор имеет отстроенный механизм взаимодействия.
Соответственно, обжаловать прокурорское представление в конечном счете можно. Но сделать это можно только через суд и только в процессе признания представления прокурора незаконным. Никаких других способов обжалования просто не существует.
Регламентируется это еще и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. В частности, бремя доказательства наличия нарушений и неправомерности действий, в отношении проверяемого объекта, ложится исключительно на прокурора.
Это означает, что:
- Выявлять нарушения придется прокуратуре самостоятельно;
- Привлекаются сторонние эксперты.
Что до самого факта оспаривания, то в случае нарушения прав предпринимателей или граждан, последние имеют возможность оспаривать акт нормативного или ненормативного характера через судебные инстанции. Порядок обжалования предусматривается:
- гл. 24 АПК РФ;
- гл. 22 КАС РФ.
Обжалование со стороны прокуратуры
Если судебная структура первой инстанции вынесла приговор, то со стороны прокурора может поступить повторное представление. Это возможно в следующих ситуациях:
- Имеет место нарушение закона;
- Не вызывались свидетели;
- Весомые ходатайства (имеющие большое значения) были отклонены.
При этом, сам предмет рассмотрения никакой роли не сыграет. Апелляционное представление затрагивает нарушение процессуальных норм. Естественно, у суда здесь тоже ряд правил, которые защищают его от злоупотреблений со стороны прокуратуры. Так, свидетели и доказательная база принимаются повторно только в тех случаях, если они не были приняты, но заявлялись прокуратурой ранее.
Более того, у прокурора здесь есть широкий простор для действий. Фактически, он может подавать апелляцию на решение любого судебного органа, даже если речь идет о ВС РФ. Чтобы вынести это представление у прокурора есть не больше 10 дней с момента оглашения приговора. Но срок может быть восстановлен соответствующим ходатайством, в котором будут описаны причины (из-за чего срок упустили).
После того как апелляция подана, на ее рассмотрение выделяется еще 2 недели.
Кроме того, не стоит путать апелляцию с кассацией. Хотя основные мотивы и главное - предмет, остаются прежними, кассация затрагивает все судебные инстанции. А апелляция отправляется только для решений мирового судьи.
Еще один механизм реакции на представление
После того как представление вынесено, у нарушителя есть всего два варианта: это исполнение требований или обжалование. Согласно действующему законодательству, вступать в спор с прокуратурой на предмет обоснованности действий, нарушитель не сможет. Увы, но у прокурора здесь явный перевес сил. Однако, если в представлении не совсем понятны требования и претензии, то можно составить ответ.
После того, как ответ будет получен, прокурор должен дать четкое разъяснение по всем вопросам, возникшим у нарушителя.
Более того, оценка законности требований будет рассматриваться только судом. Тут интересен следующий момент: доказывать незаконность действий нарушителя, и законность вынесения собственного представителя будет доказывать как раз прокурор.
Что несколько неправильно с нашей точки зрения, так как отсутствует вопрос конфликта интересов (а он может быть). Но увы, действующее законодательство не позволяет развернуть полноценное и объективное обжалование в ответ на представления прокурора. А возможность ответа на представление оставляет шанс на то, что стороны смогут избежать обжалования через суд и решат проблему мирным путем.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.