Обманули на деньги в интернете что делать: Как можно все вернуть и привлечь мошенников к ответственности
Мошенничество, совершаемое в интернете – это едва ли не самая явная и распространенная проблема, с которой сможет столкнуться любой пользователь сети. Как правильно защитить себя, не попасться под действие мошенников и в чем особенности правозащиты от таких мошенников.
Нормативная база
Вообще действия практически всех интернет-мошенников так или иначе попадают под такие статьи УК России:
- Нарушение смежных, а также авторских прав – 146 статья.
- Мошеннические действия – 159 статья.
- Противозаконное предпринимательство – 171 статья.
- Ложная реклама – 182 статья.
- Обман клиентов – 200 статья.
- Противозаконный доступ к информации – 272 статья.
И, в зависимости от ситуации, мошенников в сети можно наказывать по одной или нескольким статьям.
Как правильно определить мошенников
Самый верный способ определения мошенника в интернете – это наблюдение за его манерой общения и повышенный, ничем не обоснованный интерес к банковской карточке и ее данным. В целом же мошенникам присущи следующие манеры поведения:
- Создание паники и ажиотажа вокруг себя или определенного события, приносящего ему прибыль.
- Просьба сообщить важные данные, начиная от ФИО и заканчивая данными банковской карты.
- Представление как банк, сотрудник полиции или иное представление мошенника тем человеком, который заслуживает доверие.
Важно помнить о том, что работники отделения банковской организации никогда не будут просить предоставить личные данные. Поэтому важно не вступать в разговор со злоумышленником. Лучше всего вместо этого проинформировать банк о звонке или обращении мошенников.
Можно ли вернуть деньги если обманули через интернет
Если рассматривать мошенничество с точки зрения законодательства, то оно представляет собой хищение имущества, выполняемое в процессе обмана человека или же злоупотреблении его доверием. Другими словами, под это попадает похищение ценностей или денег посредством интернета.
На данный момент мошеннические случаи в интернете отличаются богатством форм. Однако к самым распространенным среди них являются следующие:
- Предложение людям принять непосредственное участие в сомнительного содержания проектах, для участия в которых необходимо уплатить определенный взнос.
- Блокировка и/или взлом аккаунтов граждан в социальных сетях. После блокировки или взлома противозаконным лицам остается только связаться с владельцем аккаунта и потребовать деньги за разблокировку.
- Блокировка компьютера с помощью вирусов.
- Просьба перевести деньги благотворительной организации.
- Рассылка сообщений о том, что у пользователя заблокирована карта, кошелек платежной электронной системы или иные данные.
- Создание финансовых пирамид.
- Продажа предметов, гаджетов и иных вещей ненадлежащего качества или с условиями предварительной оплаты.
Вне зависимости от ситуации, необходимо знать, как поступать.
Куда обращаться при обмане в
Жаловаться на действия даже интернет-мошенников необходимо в тех же самых учреждениях, что и при обыкновенных кражах. То есть необходимо обращаться непосредственно к правоохранительным органам с правильно составленным заявлением.
Не надо переживать о том, что если потерпевшая сторона не знает, как выглядит мошенник, то это значит, что дело не продвинется далеко или является вообще безнадежным. Ведь интернет-мошенничество появилось сравнительно давно, поэтому за все время его существования у правоохранительных органов скопилось достаточное количество подобных дел и появилось много опыта в их решении.
Также не стоит откладывать дело в долгий ящик и в том случае, если в рассматриваемом событии фигурирует незначительная сумма украденных обманом средств. Ведь может случиться и так, что речь идет о мошеннике, который берет понемногу денег большое количества раз, а итоговой суммы хватит на то, чтобы наказать злоумышленника. Это касается тех случаев, когда обманули на деньги на авито. Что можно предпринять – это обратиться к органам.
Все рассматриваемые соответствующими подразделениями дела, которые можно определенно соотнести к связи с с интернетом и мошенничеством в сети, рассматривает и принимает к расследованию отдел «К» в МВД-системе. Для того, чтобы этот отдел и работающие в нем сотрудники отреагировали как можно быстрее, следует подавать бумагу с прописанными в ней требованиями в управление этого отдела. Но в большинстве случаев достаточно будет лишь написать жалобу в местное полицейское отделение по месту проживания.
Стоит отметить в бумаге следующие данные (в случае, если подобные данные есть в наличии):
- Адрес сайта.
- Имя, ник или иная контактная информация о грабителе.
- Номер счета или же кошелька, на который нужно было перевести деньги.
- Адрес почты грабителя.
- Номер телефона или тот номер, который указал грабитель.
Следует отметить, что подавать жалобу можно не только от своего лица, но также и анонимно (включая подачу жалобы по номеру горячей линии). Однако, как показывает практика, подобные заявления, анонимные и не закрепленные документально, принимаются сотрудниками правоохранительных органов с едва ли не нулевым энтузиазмом. Согласно УПК России, заявления от анонимов нельзя отнести к поводу, достаточному для возбуждения дела. Об это стоит помнить также и тем, кто не знает, какой порядок действий, если обманули на Юле.
Статьи ответственности
При действиях мошенников в сети статья законодательства, согласно которой виновная сторона понесет справедливую ответственность, будет зависеть от стоимости украденного и обстоятельств правонарушения.
- К примеру, если стоимость украденного меньше 2,5 тысяч рублей, грабителя подобной суммы могут наказать самым мягким наказанием – это административное наказание согласно 5.25 статье КоАП России. Согласно этой статье, человека могут наказать денежным штрафом, арестом на 15 дней или некоторым количеством часов обязательных работ.
- Если же речь идет о сумме, превышающей 2,5 тысячи рублей, тогда речь будет идти об ответственности уголовного характера. Квалификация противозаконного деяния (или статья УК) зависит от метода мошенничества. К примеру, если в ходе обмана человека злоумышленник вмешался в работу средств обработки и хранения данных (это мог быть взлом аккаунта в соц.сети), речь пойдет уже о мошенничестве в сфере компьютеров и получения важной информации – статья 159.6 УК России, максимальное наказание по которой – арест на 4 месяца.
- Если есть какие-либо отягчающие обстоятельства (преступное деяние, совершенное не одним человеком, а группой лиц, хищение в больших размерах), то срок наказания может быть равен 10 годам. Интернет-преступления подлежат квалификации по общим нормам, а именно по 159 статье. Максимальное наказание в рамках этой статьи будет таким же, как и по статье 159.6 УК России.
- Если человек, занимаясь мошенничеством в интернете, потребовал от другого человека деньги, угрожая при этом распространить конфиденциальные данные, то действия расцениваются уже не как мошенничество, а как вымогательство, и здесь речь идет о статье 163 УК России.
В зависимости от определенных обстоятельств, на человека, кроме ответственности за воровство, могут также повесить наказание за совершение преступлений в области компьютерного информирования (статьи 272-274 УК России). Это неправомерный доступ, распространение вирусного ПО, нарушение особенностей эксплуатации ЭВМ или иные виды противоправных деяний.
Сайты, блокирующие мошенников
Если речь шла о переводе через специализированные финансовые системы (ЯД, WebMoney и другие), стоит обращаться к сотрудникам службы поддержки. Вполне может быть, что кошелек злоумышленника после этого будет заблокирован, а деньги возвращены обратно. Помимо этого, сотрудники платежной системы смогут отправить паспортные данные в соответствующие службы. Знание этих и других данных преступника поможет потерпевшей стороне обратиться в органы судебного производства об истребовании денег.
На сайт-мошенник можно подавать жалобу в нескольких специализированных сервисах, которые предназначены как раз для того, чтобы блокировать вредоносные сайты. Вот некоторые из них:
- Virusdesk.kaspersky.ru.
- Google.com/safebrowsing.
- Analysis.avira.
Помимо этого, одной из основных служб, в которую можно подавать жалобу – это официальный ресурс Роскомнадзора.
Как получить покупку при обмане
Сейчас обман доверчивых покупателей в самых разных интернет-магазинах происходит едва ли не ежедневно. Порядок в таком случае будет примерно одним:
- Написание претензии продавцу (написать претензию можно как с помощью обыкновенной, так и с помощью электронной почты. В создаваемой претензии необходимо указать причины произошедшего, а также суть изъявляемых требований).
- В том случае, если продавец перестает отвечать, можно пойти по одному из двух возможных сценариев. Это обращение к органам полиции (если это явный обман) или обращение в отдел, защищающий потребительские права (если в товаре были обнаружены дефекты).
- Если у магазина есть юридический адрес, то покупателя будет отличная возможность пойти в суд с иском, направленным против магазина по его адресу.
Следует также помнить о том, что покупателю, которого обманули, не нужно опускать руки. В конце концов, у каждого магазина есть возможность отыскать контактные данные магазина и/или продавца, а после этого доступными средствами и методами призвать его к административной или уголовной ответственности за обман. А для того, чтобы таких ситуаций не произошло, следует заниматься покупками только на проверенных интернет-ресурсах.
Куда покупателю обращаться при обмане в интернет-магазине
В большинстве случаев потребители даже не подозревают о том, куда человеку нужно обратиться в первую очередь, если он стал жертвой мошенников в сети. Однако в этом нет ничего сложного, так как можно связаться с работниками сайта или пойти в полицию.
Подобными делами занимается «К» отдел, находящийся на службе в МВД. Свое обвинение обманутый покупатель может отправить сразу же в этот отдел, и это действие позволит значительно ускорить процессы решения проблем. Также можно обратиться в отделение полицейского участка, а тот уже сам перенаправит полученное заявление, исходя из его содержания. В заявлении стоит указать такие данные:
- URL-сайта, на страницах которого человек что-то приобрел.
- Сетевое имя грабителя.
- Номер кошелька, задействованного при мошенничестве.
- Адрес почты продавца.
Помимо всего этого, необходимо рассматривать и другие варианты решения проблемы. Это может быть обращение к сотрудникам платежной системы, посредством которой был осуществлен финансовый перевод. Вполне может быть и так, что продавец, являющийся мошенником, может лишиться своего кошелька. И, в случае необходимости, сотрудники службы поддержки также смогут выяснить контактные данные и оказать помощь в подаче иска против обманщиков.
Распространенные методы обмана в интернет-магазинах
Основные методы преступных действий в магазинах в сети отличаются своим разнообразием, и вот лишь некоторые из этих методов:
- Неправильно указанная стоимость товаров (к примеру, если на сайте продавцом была указана одна цена, а после получения покупки цена на тот же товар меняется).
- Невозможность как следует, детализировано, осмотреть предпочитаемый товар.
- Товар, являющийся контрафактным.
- Продавец выбирает те методики и формы оплаты, которые по каким-либо причинам невозможно проконтролировать.
- Поддельный товар.
Следует быть максимально внимательным, особенно если речь идет о покупке чего-нибудь в магазине, чтобы не стать жертвой обмана. Важно при этом не только пользоваться теми магазинами, которые популярны и заслуживают самое большое доверие, но и теми, на страницах которых есть контактные номера и другая важная контактная информация.
А при получении покупки на руки необходимо ознакомиться с документацией, прилагаемой к покупке, а также узнать о гарантийных сроках и протестировать покупку на наличие и вероятность появления дефектов. Если что-либо не устраивает или товар не подходит под описание, рекомендуется составить претензионный документ, а товар вернуть в магазин.
Как вернуть деньги и привлечь мошенников
Претензию покупатель может предъявлять в таких случаях, как:
- Товар не пришел и не был доставлен даже после полной оплаты его стоимости.
- В посылке находится совершенно другой товар.
- Покупка имеет дефекты.
- Отказ продающей стороны в том, чтобы на законных основаниях поменять товар или принять его, отдав деньги.
Очень часто магазины, как физические, так и находящиеся в интернете, просто забывают о нескольких все еще работающих на благо покупателей законах. В частности, один из законов говорит о праве любого покупателя вернуть покупку в рамках 14 дней. В течение этого же срока покупатель может не только вернуть покупку и получить деньги, но также и обменять ее на аналогичную или иную. Если же продавец просто решил не отвечать на претензии в течение первых 2-ух недель, покупателю следует написать просьбу о помощи в отдел по защите потребительских прав.
Все документы, доказывающие приобретение предмета, а также все чеки и иные документы необходимо сохранить для дальнейшего их же предъявления. В составляемой претензии необходимо указать все статьи из ЗоЗПП, на которые будет в рассматриваемом деле опираться истец. Также необходимо выделить те требования, которые будут выдвинуты.
Можно ли вернуть потраченные деньги
Защита граждан, приобретающих товары в интернет-магазинах, в большинстве случаев зависит от покупателей. То есть действовать необходимо самостоятельно, однако тут есть несколько проблем:
- Полиция решит возбудить уголовное дело лишь в том случае, если у продающей стороны были выявлены признаки явного мошенничества.
- Еще одна важная проблема касается того, что никто не знает о местонахождении преступника. К примеру, если покупатель, являясь заявителем, не знает, где точно находится магазин или его офис, то владельцев компании будет очень тяжело привлечь к уголовной или иной ответственности.
При этом, даже если следствие и начнется, деньги вернутся далеко не сразу, а лишь после соответствующего судебного решения.
Несколько советов по защите кошелька и финансов
Существует несколько советов того, как не превратиться в очередную жертву мошенников в сети:
- Выбирать только заслуживающий доверие и проверенный людьми магазин, в котором есть множество продавцов, большое количество товаров и множество его упоминаний в других источниках.
- Не стоит обращаться к услугам тех магазинов в интернете, которые требуют оплату до отправки заказа. Если есть возможность, лучше всего выбрать способ оплаты в виде наложенного платежа.
- Для того, чтобы проверить сайт и сам интернет-магазин, следует потратить немного времени и найти отзывы.
- Не стоит использовать свою карточку, а особенно если это основная или единственная карточка.
Важно помнить о том, что вернуть деньги обратно от мошенников вне зависимости от интернет-ресурса, намного тяжелее, чем отдать их им. Но в тех случаях, когда перевод все же был осуществлен, стоит обратиться за помощью к квалифицированному адвокату для обеспечения правильно защиты собственных интересов. Именно тот адвокат, у которого за плечами уже были подобные дела, сможет обеспечить возврат отданной суммы и, в некоторых случаях, компенсирование ущерба, а также многие другие услуги.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.