От ОБХСС до УЭБиПК - становление и деятельность структуры
Сегодня экономическая сфера жизни РФ относится к едва ли не самой важной сфере общества вместе с такими сферами, как духовная, социальная, а также политическая. Более того, от экономической сферы жизни государства в большинстве случаев зависят имеющиеся в стране и общества блага, поэтому за этой сферой требуется постоянный специализированный контроль – именно это гарантирует честные и добросовестные взаимоотношения.
Этим контролем сегодня на территории РФ занимается такая структура, как УЭБиПК, которая также известная как УБЭП. Структура является специализированным органом, занимающимся экономической сферой и экономической жизнью на территории РФ.
Что такое УЭБиПК РФ
УЭБиПК (УБЭП) расшифровывается как управления, осуществляющее борьбу с экономическими преступлениями, а также занимается противодействием коррупционной деятельности. Подразделение УЭБиПК (УБЭП) работает на правах базы МВД РФ, то есть является его частью. МВД РФ же, в свою очередь, занимается всеми теми вопросами, которые так или иначе касаются безопасности внутреннего экономического пространства РФ, а также, помимо этого, выполняет множество иных функций.
Что такое ОБХСС во времена СССР: история становления
До середины 30-ых годов на территории СССР не было никаких специализированных подразделений, направленных на борьбу с экономическими противоправными деяниями, в особенности если речь идет об организованных и спланированных деяниях. Однако после того, как коллективизация вместе с индустриализацией тоже стали заниматься самыми настоящими масштабными спекуляциями и хищениями, наносящими большой ущерб безопасности и экономике СССР, для борьбы со всеми этими преступлениями появилась структура ОБХСС.
История становления службы ОБХСС началась в 1937 году, а именно 16 марта. Как раз в этот день Нарком Внутренних Дел СССР Николай Ежов издал специальный указ с номером в 0018, на основании которого и появился ОБХСС. Это отдел, осуществляющий борьбу с хищением социальной собственности, а также борьбу со спекуляциями. Это и есть главный ответ на тот вопрос, который себе задавали многие граждане СССР - какие дела вели в ОБХСС при Советском союзе?
Подчинялась данная организация сразу же НКВД, а точнее главе НКВД напрямую. Возглавлял эту структуру капитан государственной безопасности Самуил Ратнер.
Примерно в то же самое время на территории СССР появилось также и Положение об организации, на основании которого устанавливались ключевые принципы работы нового органа, а также определялись его основные структуры. На тот временной момент перед организацией ОБХСС стояла по-настоящему передовая задача – не только устанавливать ответственность во времена Советского союза за экономическое преступление, но также и пресекать, а также раскрывать преступления в области потребительства и торговли, а также в сфере промысловой кооперации и иных сферах.
Головной отдел ОБХСС и первые результаты
У организации был свой Головной отдел, который расположили на территории Москвы. Также у структурной организации были и свои филиалы, расположенные в областях и республиках. Местные многочисленные отделы ОБХСС, в свою очередь, делились на 2 отдельно взятых подразделения. Это подразделение, занимающееся борьбой с хищением, а также подразделение, занимающееся борьбой со спекуляциями.
Экономическая специализированная службы в большинстве случаев состояла из сотрудников и работников уголовного розыска, причем отбирались из этой структуры такие работники, у которых был уже достаточный опыт работы с такими видами правонарушений, как взяточничество, а также фальшивомонетничество, расхитительство и иные правонарушения.
Важный момент: как заметил Арсений Замостьянов, историк, к началу 1940 году в ОБХСС трудилось как в системе свыше 100 тысяч граждан Советского Союза, и помогал им работать и осуществлять рабочую деятельность целый арсенал осведомителей – было их свыше 60 тысяч человек. По больше же части этими самыми осведомителями были работники магазинов и рынков.
Через несколько лет после начала своей рабочей деятельности и успешного продвижения в противостоянии самым разнообразным преступлениям, направленным против экономики СССР, согласно данным ЦСУ СССР, суммарное количество растрат и хищений сократилось на 38 процентов, а в количество растрат и хищений в потребительской кооперации сократилось на 46 процентов. Всего же буквально за несколько лет своей плодотворной работы ОБХСС и его сотрудники выявили воровство общей суммой на 50 миллиардов рублей.
ОБХСС во время ВОВ
Работала эта организация в ходе Великой Отечественной. Более того, именно в это далеко не самое простое время ОБХСС стала особенно значимой. Ведь еще до того, как началась война, разведка ГУ безопасности императора Третьего рейха уже начинала проводить ряд масштабных мероприятий, связанных с подрывом Советской Экономики. То есть еще до начала войны на территории СССР над разрушением экономики работали сотрудники Третьего рейха. К примеру, именно эти сотрудники занимали приграничные районы для того, чтобы в этих же самых районах вовсю заниматься распространением фальшивых денежных средств.
При всем при этом сотрудникам ОБХСС приходилось крайне сложно, ведь многие из работников данного подразделения после начала войны пошли воевать на фронт. Однако в течение всей ВОВ структура ОБХСС успешно занималась борьбой с финансовыми операциями с золотом, а также со случаями фальшивомонетничества.
Как итог, многие работники ОБХСС отметились медалями и наградами, а всего в период военных лет агенты ОБХСС вернули в свое государство свыше 170 миллиардов рублей.
ОБХСС и восстановление экономики
Качественно новый этап в жизни ОБХСС пришелся на послевоенное время, когда солдаты СССР победили немецко-фашистских захватчиков. На тот момент страна находилась в буквальном смысле этого слова в руинах и только-только восстанавливалась, а люди там жили скромно. На фоне этого всего значительно увеличилось суммарное количество преступлений, относящихся к преступлениям экономической классификации. Более того, послевоенные преступники и весь криминалитет в целом оказались очень тесно связаны с такими общественными местами, как сберкассы, рынки, а также магазины и рестораны.
К примеру, к середине 1957 годов у ОБХСС получилось уничтожить систему водочных махинаторов. Суть этого противоправного движения заключалась в том, что в рюмочной спиртные напитки продавались дороже на 50 процентов. А коммерсанты, желающие заработать, приобретали в обыкновенных магазинах простую бутылку водки всего за 4 рубля, а после этого приклеивали наклейку своего заведения и продавали водку по высокой стоимости.
ОБХСС в то время добился одного очень важного момента – чтобы на винно-водочной продукции во время выпуска появлялась этикетка, доказывающая, что бутылка предназначена и была создана только для продажи на территории предприятий общественного питания.
Перестройка и развитой социализм
Начиная с 1970 годов на территории СССР начался расцвет теневой экономической рыночной деятельности, что также привело и к значительному увеличению хищений. В данной обстановке были особенно примечательны слова Леонида Брежнева, Генсека СССР, который сказал, что на зарплату в СССР никто не живет.
Самым громким на тот момент было расследование компании «Океан». Сотрудникам ОБХСС удалось на тот момент достоверно установить, что генеральный директор такого же по названию магазина в Сочи занимается нелегальной торговлей черной икрой. Он фасовал эту икру в банки с бывшими рыбными консервами, а после этого отправлял их в другие страны.
Другое дело, серьезно повлиявшее на становление ОБХСС в его пути до УЭБиПК – это дело гастронома «Елисеевский» на территории Москвы. Тогда руководителем этого гастронома был Юрий Соколов. Также дело касалось и главы плодоовощных баз, которым был Мхитар Амбарцумянов. Как в случае с Юрием, так и в случае с Мхитаром, сотрудниками и силами ОБХСС было выявлено большое количество случаев масштабного взяточничества, а также злоупотребления собственными же служебными полномочиями. Как итог, оба виновных в масштабных махинациях с государством и государственными ценностями человека были приговорены к высшей мере наказания, то есть к расстрелу.
Во времена перестройки на территории СССР ОБХСС и его сотрудники были вынуждены осуществлять свою деятельность в условиях и в общей атмосфере либерализации всей экономической жизни в целом по стране. В период с 1987 по 1990 годы сотрудниками ОБХСС было зафиксировано свыше 1300 самых разных правонарушений, а также возбуждено свыше 800 дел уголовного характера.
После того, как произошел распад СССР, организация ОБХСС не развалилась и не исчезла, но была преобразована в ГУЭП (главное управление, занимающееся экономическими преступлениями), а позже она преобразовалась в УЭБиПК.
При всем при этом обязанности всех работающих в ОБХСС работников остался все тем же самым, однако работать им предстояло уже в более тяжелых, сложных и вообще иных условиях. То есть права и обязанности сотрудников остались такими же, просто поменялась обстановка и окружающая действительность.
Ответственность в Российской Федерации за экономическое преступление и коррупцию
Сегодня в России действует УЭБиПК, однако, одновременно с этим, в России отсутствуют какие-либо правовые, а также нормативные акты, которые могли бы с достаточной уверенностью квалифицировать совершаемое или же уже совершенное преступление как преступление коррупционного характера.
Вообще такому вопросу уже посвящено большое количество работ как советских, так и российских заслуженных ученых-криминологов. Как показывает анализ сложившегося положения, специалисты определяют несколько преступлений коррупционного характера таким образом:
- Злоупотребление своими же должностными полномочиями (это статья 285 УК России).
- Мошеннические действия (это статья 159 УК России).
- Получение финансовой или иной другой взятки (это статья 290 УК России).
- Дача финансовой или иной другой взятки (это статья 291 УК России).
- Служебные подлоги (это статья 292 УК России).
Из всего этого можно сделать вывод о том, что коррупционные преступления можно отнести к разряду ненасильственных корыстных преступных противозаконных деяний, так или иначе связанных с противозаконным использованием человеком его служебного или же должностного положения, а также использования им особенного статуса физического лица, способного и имеющего возможность оказывать значительное влияние на проведение мероприятий общественного характера.
К основополагающим принципам деятельности, направленной на противодействие коррупционным деяниям, а также к организационным и правовым основам действий, направленных на предупреждение коррупционной деятельности, относятся все моменты, указанные в ФЗ 273.
Помимо того, в ФЗ 273 О противодействии коррупционной деятельности, принятом 25.12.2008 года, есть также и моменты, регламентирующие деятельность, если она направлена на устранение и минимизацию последствий от коррупционной противозаконной деятельности.
Согласно отмеченному и указанному выше законодательству и его особенностям, противозаконными деяниями в сфере коррупционной деятельности являются самые разнообразные нарушения каких-либо установленных и связанных норм действующего уголовного законодательства.
Это относится к тем нарушениям, которые, в первую очередь, посягают на управленческие взаимоотношения, совершаемые или же уже совершенные должностными лицами или же теми лицами, которые выполняют управленческие функции.
При всем при этом главная цель таких должностных лиц должна заключаться в том, чтобы противозаконно извлечь для себя имущественную выгоду, что может быть проявлено в виде неправильного и противозаконного распределения общественных фондов и ресурсов, а также их неправильное использование или дарение другому лицу в качестве взятки.
Какими делами занимаются в УЭБиПК РФ (ОБЭП) сегодня
Управление УЭБиПК (УБЭП) отличается многочисленными направлениями своей рабочей деятельности, и среди них отдельно можно выделить такие, как:
- Обнаружение любых угроз, посягающих на безопасность российского пространства экономики в рамках, само собой, своих же собственных полномочий. Дело в том, что аналогичные функции могут также находиться и на иных органах. К примеру, это может быть Следственный Комитет или Прокуратура РФ,
- Участие в тех процессах и операциях, которые позволяют определять государственные программы.
- Прогнозирование перспектив на ближайшее и далекое будущее.
- Также в компетенцию органа УЭБиПК (УБЭП) входят многочисленные расследования, а также устранение и предупреждение самых крупных и значительных преступлений, совершаемых в сфере налогов и экономики.
- Расследование различных резонансных преступных деяний.
- Профилактические меры, направленные на защиту самых разнообразных видов собственности, а также экономического пространства и другие.
- Проведение самых разнообразных проверок, включая проверку отчетов и документов, а также иных данных и бумаг. При обнаружении УЭБиПК (УБЭП) каких-либо подозрительных или опасных документов и иных данных, УЭБиПК (УБЭП) может применять самые разнообразные меры ответственности к нарушителю в зависимости от степени тяжести совершенного им проступка.
- Также УЭБиПК (УБЭП) занимается противодействием легализации денежных средств, а также имущества, если оно было получено с помощью совершенного преступного деяния.
- И еще одна сфера работы УЭБиПК (УБЭП) – это осуществление противодействия экстремизму и терроризму с помощью предотвращения финансирования данных противозаконных группировок.
Как уже можно отметить, УЭБиПК (УБЭП) компетентно и охватывает множество сфер деятельности, но делает оно это лишь в рамках своей же собственной компетенции. Это достаточно логично, потому как в действительности в большом количество сфер именно экономической составляющей отводится главная роль, без исполнения и правильного соблюдения которой будет уже невозможно совершать какие-либо серьезные и значительные действия.
В случае обращения в одну или несколько различны структур крайне важно понимать, что в каждой из них установлены собственные порядки работы и действий в случае обращения. К великому сожалению, обыкновенный гражданин узнает об этих прядках лишь в том случае, если он в эти структуры попадет.
В этих и подобных им случаях рекомендуется заблаговременно просмотреть и детально изучать те определенные правила и порядки, которые устанавливаются и закрепляются на уровне федерального законодательства, а также на уровне ведомственных приказов и иных актах.
В этих актах и иной документации указывается информация о том, какими могут быть действия граждан в определенных ситуациях, а также то, как и куда, а также в каком порядке должны обращаться граждане по тем или иным вопросам, компетентным в УЭБиПК (УБЭП).
Помимо всего прочего, если исходить из целей представленной структуры, то можно определить, необходимо ли на самом деле обращаться в представленную структуру, ведь в некоторых уникальных случаях это или необязательная процедура, или гражданин вовсе может попасть в заблуждение и думать о том, что ему необходимо обратиться в УЭБиПК (УБЭП). По итогу человек может потерять очень много времени, которое можно было бы потратить на другие важные дела и вещи.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.