Перформанс это что такое: искусство и поведение людей + нововведения, направления, случаи
Инсталляция или перформанс? Это очень популярный предмет спора среди тех, кто следит за современной культурой. Сегодня мы разберемся с тем, что такое перформанс. И ответим на вопрос о том, чем отличается инсталляция от перформанса.

Введение
Перфоманс как некое действо, существовал всегда. Однако, именно с развитием современного искусства это явление наконец стало популярным. Сразу предупреждаем вас о том, что если вы не готовы раздвигать рамки своей культуры и воспитания далеко за пределы вселенной-вам эта статья наверняка не понравится. Хотя бы потому, что речь пойдет об акционизме, в том числе. А граждане занимающиеся подобным, вообще рамок никаких не устанавливают. И граница между асоциальными выходками, психиатрическим учетом, омерзительным поведением и перфомансами в акционизме очень тонка. Если эта граница вообще есть. Но сейчас не об этом. Так что же такое перформанс? Если переводить этот термин с английского, то у него есть несколько аналогов в русском языке:
- Выступление.
- Представление.
- Исполнение.
Фактически, перформанс это одна из форм для современного искусства. Важным критерием перфоманса является тот факт, что произведение здесь это определенный набор действий, которые осуществляются:
- Целой группой людей.
- Отдельным художником.
Это "произведение" создается в обозначенный срок и в конкретном месте. В принципе, перформанс можно сложить из 4 фундаментальных элементов. Это:
- Зритель.
- Отношение и тело (художника).
- Место.
- Время.
Готово. По сути, от других направлений искусства перформанс тем и отличается. По сути, в традиционном искусстве произведение это конкретный выставленный на всеобщее обозрение объект. Как в случае со скульптурами или картинами.
Опять-таки, искусством может быть и цирковое выступление или танец. Правда в современной системе счислений перформанс хоть и может как-то пересекаться с театральным выступлением или танцами, но лишь очень поверхностно. Фактически, перформанс всегда относится к концептуальному или авангардному искусству. Не стоит об этом забывать.
Откуда взялась идея перформанса?
По общей теории, перформанс (а точнее его появление) стал возможен благодаря тому, что у авангарда (живопись) начали появляться серьезные проблемы. Фактически, основная тенденция авангардного искусства отталкиваясь от живописного пространства, быстро сместилась к идеям приоритета конструкции. А конструкция уже вносила совершенно другие тенденции.
Кроме того, искусство перфоманса подвергалось влиянию:
- Дадаистов.
- Футуристов.
- Баухауза и т.п.
Фактически, перформанс родился на базе уличных выступлений. И надо сказать, что перформанс так и не покинул улицы. Да, есть немало постановок и в помещениях, но все-таки это направление остается "уличным". Первым перфомансом стал спектакль, проведенный еще в 1952 году, под названием 4.33.
Спектакль 4.33
Эта пьеса была создана Д. Тюдором. Однако в качестве перфоманса ее использовал уже другой композитор, под именем Джон Милтон Кейдж.
Название пьесы отражает ее продолжительность. Она состоит из 3 разных частей. Идея в следующем:
- Вся пьеса сопровождается звуками окружающей среды.
- Музыканты вообще не играют.
Т.е. это музыкальная пьеса, которая идет 4 минуты и 33 секунды. При том, что никто не играет, а зрители могут услышать лишь окружающие звуки. В этом весь и смысл.
Да, для простого человека это может показаться каким-то абсолютным бредом. Но современное искусство уже давно расширило понятие бреда и абсурда до таких глубин, что даже квалифицированному извращенцу с органическим поражением головного мозга туда уже не добраться. Это если выражаться метафорически. Увы, но у этой музыкальной пьесы без музыки не было шансов остаться в безвестности. Достаточно хотя бы упомянуть о 2 фактах.
В 2017 году верхний список продаж в магазине Айтюнс покорила песня без звука. Т.е. люди на полном серьезе покупали песню, в которой звук отсутствовал как физическое явление.
А еще в Пензенском драматическом театре была использована пьеса 4.33. В частности, постановка спектакля Треплевым включает монолог некой Мировой души. Так вот, если на репетициях это осознанный монолог, который произносится вслух, то в момент начала монолога актер его произносящий просто умолкает. А. Айги назвал в честь этой пьесы собственный инструментальный ансамбль.
А теперь о том, какие бывают виды перфоманса.
Краткая классификация перформанса
Такое явление как перформанс может быть нескольких художественных направлений:
- Провокативное.
- Пост-минималистическое.
- Соц-арт.
- Минималистически концептуальное.
Но эта классификация принята у нас в России. В США же совершенно другой порядок. Провокативный перформанс начал формироваться в конце 90-х. В этом направлении главное спровоцировать окружающих. А еще в провокативном перфомансе нужно жестко расставлять границу между творческими проявлениями и реальной жизнью. Можно сказать, что в таких перфомансах эта идея просто сквозит.
Пост-минималистичный перформанс это явление раннее, оно появилось в 80-х. Именно тогда появилась потребность в протесте, против эстетизации. Фактически, перформанс пост-минималистичного формата имеет ряд собственных критериев:
- Отсутствие шокирующих элементов.
- Художественное действие в коллективе.
- Отказ от ассоциаций с идеологической составляющей.
Ключевым моментом пост-минималистического перфоманса станет момент с тем, что заваривается собственная каша, но по совершенно иным законам. Иными словами, для пост-минималистичного перфоманса характерна собственная игра, которая опирается на доведение действительности до абсурда.
Что до шокирующих элементов, то для пост-минималистов тут вообще не представляло сложности выйти на прямой конфликт со зрителем. Проблема в том, что художественной группе этот конфликт не требовался. Так как зритель тут вообще никого не интересовал.
А еще здесь начала складываться тенденция, которая фактически сместила позицию автора с трона, и выставила на переднюю линию коллективное художественное действие. Фактически, авторский язык уже начиная с пост-минималистичного перформанса тут отсутствовал как класс.
А еще пост-минималистичный перформанс развалил мечты о советских коммунальных мифах, об искусстве. Дело в том, кто советский коммунальный миф был воссоздан еще концептуалистами в 70-х. Буквально через 10 лет этот миф будет уничтожен раз и навсегда.
Проблема была в том, что даже в те годы не удалось перейти незримую границу тактильных ощущений. Правда, наблюдая за всем этим из "будущего в прошлое", кажется, что лучше бы границу тактильного и не переходили. Потому что вслед за этой границей будет прямой переход к телесности, а там уже и до разложения всего современного общества не так уж и далеко. Увы, но мы не можем злоупотреблять сослагательными наклонениями, поэтому оставим все как есть.
Перформанс категории "соц-арт" требовал от художников максимальной рефлексии по поводу всего, что происходит на данный момент. Здесь действие выстраивается таким образом, чтобы была заметна рефлексия, по отношению к достоверности всего происходящего. Здесь все только кажется нереальным и крайне безумным.
Уже путаетесь в терминах и конструкциях? Наверняка. Тогда просто приведем один из самых известных перформансов соц.арта. Создатели этого перформанса пропустили газету "Правда" через мясорубку и начали жарить из нее котлеты. И это все с абсолютным фанатизмом и уверенностью в правильности собственных действий.
Особенности национального перформанса
Надо понимать, в России и на пост-советском пространстве это нечто иное, совсем не то что представлено на Западе. Фактически, перформанс на Западе это игра:
- Жестокая.
- Безумная.
- Порой абсурдная.
Но не правдивая и не искренняя. От слова совсем. А вот в России искренность была возведена в абсолют. Традиция отечественного перформанса это как раз та самая искренность. Именно поэтому, классификация перфоманса была введена нашими исследователями. Тогда как на Западе, классификация для перформанса это:
- Концептуальный перформанс.
- Экзистенциальный перформанс.
Концептуальный перформанс является классикой этого течения. Идея концептуального перформанса в том, чтобы нарушать общественные границы и нормы. А вот экзистенциальным перформансом является стремление к тактильности, динамике и выверенному сценарию.
Впрочем, сводить американскую и европейскую традицию искусства тут не стоит. На этих двух традициях все не заканчивается Потому что есть еще отдельное течение в странах Латинской Америки. Там перформанс это некая надстройка, которая появилась благодаря массовым спортивным действам и религиозным обрядам.
Концептуализм и перформанс
Вообще, в большинстве современных книг, посвященных этому искусству можно найти массу ошибок. Хотя бы в том, что перформанс ассоциируют с концептуализмом поведенческого характера. Это большая ошибка. Перформанс так же далек от концептуального искусства, как свастика и буддизм далеки от Гитлера. Да, представители Третьего Рейха конечно перенимали какие-то отдельные идеи далекой и загадочной для европейского менталитета страны. Но свастика никогда не была символом идей национал-социалистического подхода. Никогда не была до тех пор, пока НСДАП не взяли себе этот символ.
Вот такой неудачной метафорой мы и можем раскрыть границу между перфомансом и концептуальным искусством.
Фактически, перформанс получил возможность развития в период концептуализма. Но он всегда оставался обособленным и относительно "чистым" направлением искусства. Развитие новых технологий и тотальная коммерциализация сделали свое дело. Теперь появился даже перформанс-маркетинг. И вот об этом явлении надо поговорить отдельно.
Performance-маркетинг это что такое?
Этот термин уже используется больше 15 лет. Проблема в том, что единого определения даже для перформанса нет. Следовательно, и охарактеризовать перформанс-маркетинг просто невозможно. Но мы все-таки попробуем зайти с разных сторон, и как-то ограничить ту пустоту, которую многие называют перформанс-маркетингом. Ситуация тут точно такая же, как и у черных дыр во Вселенной. Нам трудно их увидеть. Потому что действие "увидеть" неприменимо к черным дырам, ведь они не отражают свет. Но ученым все-таки удалось сфотографировать черную дыру. За счет того, что ее очертания и окружности можно ограничить видимыми потоками света.
С перформанс-маркетингом в этом плане, точно такая же ситуация, как и с черными дырами.
Появился этот термин (как и много чего еще) в Соединенных Штатах. Изначально перформанс-маркетинг жестко определял схему продаж:
- Рекламодатель платит агентству за каждого клиента.
- Тарификация жестко увязана на результат.
Поэтому классическим подходом перформанс-маркетинга является результативность.
Отсюда мы может сделать вывод о том, что перформанс-маркетинг требует максимальной прозрачности между:
- Продажами (реальными).
- Бюджетом.
Получается, что стандартный маркетинг ориентирован на достижение обозначенной цели. Но подход в традиционном маркетинге таков, что мы никогда не гарантируем 100-процентный результат. Перформанс-маркетинг же предусматривает наличие четкой стратегии с привязкой по бюджету.
Естественно, нужно вспомнить и о втором ключевом моменте перформанс-маркетинга. Речь о том, что в перформанс-маркетинге принято работать со всеми интернет-каналами, которые только доступны. Если обратить внимание на каноническую стратегию перформанс-маркетинга, то внезапно мы обнаружим интеграцию в бизнес-процесс со стороны маркетингового агентства.
Грубо говоря, если заказчик пришел в какое-то агентство и попросил оформить директ или почтовые рассылки, то это не перформанс-маркетинг. Вся суть перформанс-маркетинга как раз таки в приоритете на квалификацию сотрудников агентства, а не на "личные хотелки" клиента.
Если упрощать ситуацию с перформанс-маркетингом, для соответствия нынешним реалиям, то это обычный маркетинг. И в США и в России идея перформанс-маркетинга была в том, чтобы реализовать необычный подход к ведению дел и продвижению клиента. Сейчас же перформанс-маркетингом занимаются все кому не лень. А еще каждое агентство пытается тянуть в свою сторону одеяло "истинности и подлинности". Это уже не говоря о том, что перформанс-маркетинг как явление пришел к нам в Рунет только 8-10 лет назад. И если в США подобному явлению уже лет 20, то мы естественную "деградацию" прошли меньше чем за 5 лет.
Фактически, сейчас перформанс-маркетингом называют комплекс мероприятий, который заставит потенциального клиента совершить необходимое целевое действие. А еще перформанс-маркетинг сохранил свой первоначальный подход, как методика, где бюджет и количество совершенных продаж (или приведенных клиентов) можно замерить вручную. И все продажи всегда ассоциированы с размером бюджета.
Ключевая разница в подходе
Традиционная методика работы маркетингового агентства в том, чтобы устанавливать тариф на услугу или привязывать бюджет к почасовой оплате сотрудникам. Перформанс маркетинг ориентирован на количественный результат. Исходя из этого результата и формируется бюджет.
Стратегия работы с каналами продвижения тоже значительно отличается. Если в традиционном маркетинге агентство цепляется на один единственный канал и контент, который там транслируется, то в перформанс-маркетинге тактика "передвижений" более гибкая. Для полного понимания приведем один простой пример. У нас начинает падать активность. Что делать по стандартному подходу? Правильно:
- Ограничиваем все действия 1 каналом продвижения.
- Меняем контент, картинки, предложение.
- Оптимизируем продвижение в рамках фиксированного канала.
Тогда как подход перформанс-маркетинга в том, чтобы переводить бюджет между разными каналами. Если проседают социальные сети, можно попробовать контекстную рекламу. Все каналы подлежат жесткой оптимизации. И активные действия ведутся тоже по всем направлениям.
Квест-перформанс, как новшество в современном искусстве
Поведение людей в искусстве перформанса практически никак не ограничивается. Ведь в этом вся суть. Квест-перформанс это такая игра (интерактивная), позволяющая зрителям участвовать в происходящем на сцене. Более того, случайные зрители могут влиять на то, что происходит на сцене. Да, у этого представления есть актеры, которые стараются корректировать общую канву происходящего. Но на деле, не всегда это получается.
Более того, актеры в квест-перформансах зачастую подстраивают свое поведение под тех зрителей, которые принимают участие в происходящем. Результат такой квест-игры предсказать практически невозможно.
На территории России направление квест-перформансов появилось в 2014, в Москве. Интерактивная игра была разработана по исходникам проекта Sleep No More. Проще говоря, создатели передрали всё у американцев, внеся правки на наш менталитет.
Проблема в том, что некоторые игроки с нестабильной психикой могут превратить любой квест-перформанс в маски-шоу с группой следователей. В особенности потому, что квест-перформансы эксплуатируют разные темы:
- Фильмы ужасов.
- Истории сексуальных маньяков.
- Заброшенные психиатрические клиники.
В квест-перформансах может одновременно участвовать до 30-40 человек. Правда, стандартный формат ограничивается небольшой командой игроков (3-4 максимум). Потому что большим количеством людей будет трудно управлять.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.