Получение жилья сиротой - как сироты обеспечиваются жильем
В Российской Федерации жилье для сироты может быть предоставлено государством. Но, как и с любыми социальными обязательствами, не всегда местные власти стараются их исполнять. А в отдельных случаях, стараются приложить все условия чтобы их не исполнять, а пустить куда-нибудь в другое русло. Например в собственные карманы, прецедентов предостаточно. Давайте разберемся с тем, как это происходит.
Законодательное обоснование
Список законодательных нормативных актов, дающих обоснование права на получение жилья, выглядит следующим образом:
- ФЗ №159;
- ст. 123. 54 СК РФ;
- ст. 292 ГК РФ.
В соответствии с этой законодательной базой, сиротам предоставляется собственное жилье не только по достижению 18-летнего возраста. Но и до его наступления.
Законодательные акты подразумевают наличие преимущества у детей такой категории не только для получения недвижимости, но и для других видов социализации и получения обеспечения. Давайте разберемся с тем, что еще предоставляется детям сиротам государством.
Кто имеет право на гос.поддержку?
Рассмотрим в контексте детей оставшихся без родителей. Согласно общей теории, таким гражданам достаточно трудно:
- Обрести социализацию;
- Создать собственную семью;
- Найти своё место в жизни.
Но с психологическими проблемами государство бороться не может. А для реализации всех вышеозначенных задач нужны денежные средства. В традиционной семье родители обеспечивают собственных детей как минимум до порога их взросления.
А в большинстве случаев, помогают им финансово и после наступления 18-летнего возраста.
Отсюда встает вполне закономерный вопрос. А кто будет обеспечивать детей, оставшихся без попечения родителей? К чему приведет отсутствие гос. поддержки мы уже видели. История показывает, что даже нынешняя гос. поддержка не создает сколь-нибудь положительной статистики. Большая часть граждан из категорий детей-сирот так и не находит своего места в этом обществе. И ведет социально неприемлемый (а зачастую и опасный для общества) образ жизни.
Отсутствие гос. поддержки фактически создаст подрастающее поколение для восполнения рядов криминалитета и различных банд. Так как отсутствие средств к существованию, просто убьет большинство детей. Но те что выживут, начнут сколачиваться в группы и тогда уже будут представлять непосредственную опасность для окружающих и общества в целом.
В соответствии с ФЗ № 159, в Российской федерации, под понятие сироты подпадает 2 категории детей:
- Лица оставшиеся без обеспечения со стороны родителей;
- Сами дети-сироты (родители умерли).
В первом случае имеет место лишение родительских прав. Или родители ребенка оказались в местах лишения свободы, исчезли или просто уклоняются от воспитания своих детей. Иными словами, закономерный финал любой неблагополучной семьи. Сюда же можно отнести детей, родителей которых просто лишили прав.
А вот в классическое понятие детей сирот вкладывают полное отсутствие родителей. Умер единственный родитель или вся семья. При этом никаких ближайших родственников, которые могли бы взять над ребенком опекунства нет.
Небольшая ремарка. Опекунство и усыновление - 2 разные вещи. Даже в случае, если ребенка готовы взять к себе родственники, его статус защищается социальными органами. И выплачиваются дополнительные пособия.
Согласно все тому-же закону, дети-сироты могут быть на полном гос. обеспечении даже в следующих случаях:
- При помещении в специальную организацию;
- Под опекой/попечительством;
- Будучи в приемной семье.
Под специальной организацией подразумевается интернат, детский дом и т.д. Опека и попечительство предполагает, что ребенок (уже достаточно взрослый и осознанный) будет передан на воспитание другим людям. Но не стоит путать это с приемной семьей. Это все-таки немного разные вещи и главное - разный статус и возраст ребенка.
Денежное обеспечение
Вообще, жилье для сирот может быть также быть организовано в виде денежной выплаты. Однако подобной практики практически нет и лишь несколько регионов выплачивали денежные компенсации для покупки жилья за все время существования гос. поддержки. Поэтому об обеспечении недвижимостью мы поговорим отдельно. Основным же денежным обеспечением для сирот является выплата пенсии по потере кормильца. Это своеобразная выплата, которая может быть в 2 видах:
- Социальная;
- Страховая.
Естественно, если у ребенка отсутствуют родители вовсе и их страховой стаж остается под вопросом, то начисляется социальная пенсия. Если у сироты известен один из умерших родителей, то начисляется страховая пенсия.
Кроме того, если речь идет об аннулировании родительских прав через суд, то может быть задействована алиментная система. А именно, родитель будет обеспечивать ребенка частично (даже при отсутствии родительских прав). Осуществляется это за счет списания части заработной платы или иного дохода. (Интересно будет почитать и знать: Проблемы с соседями по квартире - что делать если ущемляют права + порча имущества)
Кроме того, помимо пенсии по потере кормильца, государством предусмотрены и другие денежные начисления:
- Единовременные выплаты;
- Ежемесячные выплаты;
- Периодические.
К сожалению, их такое количество, что для этого пришлось бы развернуть целую дискуссию в рамках отдельной статьи. Так для примера, в регионах начисляются еще и пособия за обучение (которые составляют не прожиточный минимум, а вполне себе средний уровень заработной платы).
Кроме того, при оформлении на бирже труда, ребенок-сирота может рассчитывать на выплату 6-месячного пособия в размере среднего дохода по региону. Где-то это работает, а где-то нет. Поэтому рассматривать все не имеет смысла. Так как законодательство постоянно видоизменяется и корректируется.
Какие еще преференции у детей-сирот?
Так, если лицо в категории детей-сирот будет получать высшее образование (или даже среднее-профессиональное) на очной форме, то государство гарантирует ему поддержку до 23-летнего возраста. Это:
- Бесплатные мед. осмотры;
- Обеспечение инвентарем/одеждой (обычно в виде денежных выплат);
- Компенсирование питания;
- Компенсации на канцелярские принадлежности;
- Бесплатное проживание в общежитии (если таковое имеется);
- Повышенная соц. стипендия
Некоторых выплат может и не быть. Все зависит от конкретного региона и местной ситуации на месте. Впрочем, всегда имеет смысл требовать от государства получения всех выплат. В случае, если этого не происходит - имеют место хищения или неисполнения обязательств продиктованных 159 ФЗ и другими нормативными актами.
И вот как раз большой проблемой с неисполнением обязательств является получение жилья детьми-сиротами. О чем и расскажем дальше.
Ограничения на жилье для сироты
Изначально, четкого регламента выдачи сиротам недвижимости не было. Все происходило следующим образом:
- Никакой очереди не существовало;
- Помещение (что есть у муниципалитета) выдавалось сразу;
- Правовых разбирательств не производилось.
Кроме того, если ребенок-сирота не был обеспечен жильем до достижения 23-летнего возраста, его просто снимали с очереди на квартиру. Вот просто снимали и все, по факту достижения порогового возраста.
Основная проблема состояла в том, что с этой недвижимостью было очень много случаев мошенничества. Ведь сирота (с точки зрения государства или нечестных на руку людей) это человек социально незащищенный. У него нет семьи (зачастую нет родственников). Мысль в том, что даже у человека выросшего в обычной семье, вполне сформировавшегося, могут отобрать квартиру. Естественно силовым или любым иным незаконным методом.
А уж с сиротой то все еще проще. Кроме того, сироты очень часто готовы были сами продавать эти квартиры, в обмен на что-то менее ценное. Но более необходимое в данный конкретный момент. Молодые люди могли передать права на владение собственностью мошенникам, которые могли использовать целый набор инструментов для давления и оказания другого влияния.
В этом плане, это все-те же люди, которые "работают" с пенсионерами. Умудряясь отбирать у них дорогостоящие квартиры и выселять в лучшем случае в недорогую жилплощадь. А то и вовсе на улицу. Эта проблема свойственна не только в отношении детей-сирот, но и всех социально незащищенных граждан.
В 2014 году были внесены важные поправки в действующее законодательство. Это позволило практически исключить вероятность мошенничества с социальным жильем. Естественно, ключевые проблемы обеспечения социальным жильем никуда не пропали. Но теперь квартиру у лиц, попавших в статус детей-сирот отобрать достаточно трудно. Скорее, практически не представляется возможным.
Кто может претендовать на жилье от государства и как это происходит?
Обязанность обеспечить детей сирот и граждан оставшихся без попечения родителей, легла на муниципалитеты. Они могут выдавать:
- Квартиры;
- В редком случае дома.
Все это жилье должно предварительно заноситься в социальный фонд, если таковой имеется.
Кроме того, как мы уже говорили выше, вместо положенной жилплощади могут выдать полноценный сертификат. Практика выплаты денежных компенсаций сейчас не рассматривается, так как с этими деньгами могут сделать все что угодно. В том числе и не выплатить. А сертификат имеет ограниченную целенаправленность-его можно потратить только на приобретение недвижимости (притом только жилой).
Сам механизм обеспечения жильем частично поменялся. Этому поспособствовали различные изменения действующего законодательства. Давайте рассмотрим подробнее.
Возрастные ограничения
Критерии для получения недвижимости от государства:
- Лицо имеет статус ребенка без родительской опеки или сироты;
- Минимальный возрастной порог - 18 лет (но в качестве исключения, жилье могут выдать и раньше);
- Было заявление о том, что потребность в гос.поддержке есть.
Стоит помнить о том, что лицо оставшееся без попечения родителей должно встать на учет и в очередь. В противном случае может произойти списание жилья в пользу другого нуждающегося. Уже в процессе распределения очереди и выделения денежных средств, закупается недвижимость и распределяется соответствующим образом.
Кроме того, если пропустить хоть 1 из этих моментов, то государство просто не предоставит жилье. И конечная ответственность с муниципалитета будет снята. Это вполне законная мера. Так как предполагается, что если гражданин не заявил о своих проблемах заранее, то они для него не являются такими уж критичными. Или их нет вовсе. Кроме того, порядок и очередность тоже поменялись. Теперь, лицо внесенное в список ожидающих, не будет исключено из списка по достижении определенного возраста (23 лет).
Раньше, соц. службы могли таким образом содействовать местным властям, в списании квартир. Соц. служба со своей стороны предоставляла стандартные отписки и тянула время. Муниципалитет же (вернее отдельные его сотрудники) был заинтересован в списании денежных средств. Вся схема выглядела следующим образом:
- Деньги выделялись;
- Жилье фактически не приобреталось;
- Нуждающегося просто "мариновали" до 23 лет;
- После чего списывали на вполне себе законных основаниях.
А купленную квартиру (допускался и вариант с приобретением) или денежные средства могли использовать уже для каких-то других задач.
Впрочем, рамки действующего закона установлены достаточно адекватно. Человека могут убрать из очереди за государственным жильем только в нескольких случаях:
- Включение в список в другом субъекте;
- Отказ от гражданства;
- Смерть заявителя;
- Утрата основания
- Предоставление жилого помещения.
В первом случае, имеет место смена жительства нуждающегося. Для того, чтобы он не смог получить сразу 2 квартиры в разных регионах Российской Федерации, соц. служба по месту прибытия вносит сведения о постановке на учет у себя. После чего аналогичный орган в месте отбытия аннулирует учет.
Кроме того, основание для предоставления жилого помещения может быть просто утеряно. Например, если у человека вдруг появилась собственная квартира.
Со смертью и прекращением действия гражданства и так все понятно. А вот предоставление жилого помещения - это и есть конечный процесс нахождения в очереди.
Основные критерии для предоставления прав на жилье для сироты
Теперь подробнее о том, какие требования предъявляются к человеку, рассчитывающему на предоставление жилого помещения. Он не должен:
- Иметь в собственности другое жилое помещение;
- Быть нанимателем по стороннему договору соц. найма.
Иными словами, получить квартиру от государства, имея собственную уже не получится. Равно как и не получится получить еще одну квартиру, получив договор социального найма на предыдущую.
Кроме того, в занимаемом помещении должны быть созданы невозможные условия. Иными словами, есть список условий, которые делают дальнейшее проживание человека на прежнем месте невозможным. А больше идти ему некуда (только на улицу). А именно:
- Жилое помещение не является пригодным для проживания;
- В квартире есть лицо с тяжелым хроническим заболеванием (и совместное проживание просто невозможно);
- Площадь занимаемого помещения меньше установленных норм;
- В помещении на законных основаниях живут бывшие родители (лишенные родительских прав);
- Другие обстоятельства.
В принципе, остается только прояснить понятие "бывших родителей". Оно не закреплено на законодательном уровне. Эту ситуацию проще описать на примере:
Александр вынужден ютиться со своей матерью, страдающей от алкоголизма, в маленькой комнате коммунальной квартиры. Ему только исполнилось 18. У матери нет родительских прав и между ними постоянно происходят конфликты. При этом, комната оформлена в собственности матери.
Мы можем предполагать, что нарушается не 1, а сразу 2 аспекта, предусмотренных законом. Поэтому Александр имеет полное право на получение собственной жилплощади. (Интересно знать и прочитать: Алименты в твердой денежной сумме - как делается расчет, алиментных обязательств + с чего складывается сумма алиментов)
Естественно, перечисленные выше обстоятельства должны подтверждаться документально (каждое). В противном случае, никто брать во внимание их просто не станет.
Реализация жилья
Так как с жильем и сиротами очень много случае мошенничества, всю процедуру пересмотрели на законодательном уровне. Теперь все выглядит следующим образом:
Молодой человек получает право на аренду жилья у муниципалитета;
- Для детей-сирот это договор социального найма;
- По истечению 5-летнего срока, договор может быть продлен.
Обратите внимание: договор может быть продлен неограниченное количество раз. Это связано с тем, что проживающий мог не справиться со своей сложной жизненной ситуацией. Обстоятельства описаны в отдельных нормативных документах.
Уже после того, как обстоятельства для оказания помощи отсутствую, проживающему могут передать предоставленную квартиру (по закону, жилое помещение) в бессрочное пользование. И он сможет оформить на нее право собственности.
Что запрещено договором соц. найма?
Арендующий не имеет права сдавать жилье в субаренду. Иными словами, сдавать жилье кому-то за денежное вознаграждение. Ведь при этом, он фактически проживает в другом месте. А значит встает вопрос о наличии у него жизненных трудностей. И необходимости тратить социальное жилье на тех, кто может обеспечить себя местом проживания самостоятельно.
Кроме того, договор соц. найма требует своевременной оплаты всех коммунальных платежей. Правда речь идет о социально незащищенных слоях населения. Поэтому расторжение возможно в случае полугодовой просрочки платежей по коммунальным услугам.
Система соц. найма и впрямь позволила сильно сократить злоупотребления и мошенничество с социальным жильем.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.