Противодействие отмыванию доходов: Как с этим государство борется
Пожалуй нет более ожесточенного процесса, чем борьба государства с отмыванием денег. И дело тут даже не в том, что бизнес пытается всеми правдами и неправдами избежать налогообложения и увести огромный поток денег мимо налоговой и других ведомств, занимающихся контролем финансовых потоков. С точки зрения закона, само существование черного рынка подрывает авторитет государственной власти и ставит под вопрос целесообразность ее существования. Вот только эта медаль имеет и оборотную сторону. С одной стороны есть бизнес, тесно связанный с местным управлением, а с другой стороны есть физ. лица и мелкие предприниматели, ведущие деятельность незаконно. Об этом сегодня и поговорим.
![Противодействие отмыванию доходов: Как с этим государство борется Противодействие отмыванию доходов: Как с этим государство борется](/upload/iblock/85d/85df5b3bb3a4e5964b3c8bc0973cefba.jpg)
Фундаментальность проблемы
Вообще, проблема с торговлей и ее контролем существовала всегда, при любой системе государственного управления. Вне зависимости от того, насколько жестким будет контроль и регулирование. Везде, где существует рынок, будут работать нечистые на руку дельцы, старающиеся увести из-под надзора часть финансовых средств. Обычно, это обосновывается повышением налоговой нагрузки, ослаблением контроля в какой-либо отрасли и т.д. Когда инструментарий и рычаги контроля начинают работать как должно, противостояние ужесточается. И вот здесь как раз таки встает вопрос современности.
Увести деньги из-под контроля не такая уж и большая проблема. Но как их использовать? Согласитесь, объяснить появление даже пары лишних миллионов у компании или конкретного лица сложно. А что делать, если речь идет не о единицах, а о десятках и сотнях? Ужесточенный контроль и бухгалтерия не дают возможности "влить" в компанию такую денежную массу. Но о способах ведения дел в обход государственной машины поговорим чуть позже.
А что делать тем, кто зарабатывает деньги открыто незаконным путем? Например:
- Мошенническими схемами;
- Торговлей наркотиками и прекурсорами;
- Торговлей оружием и т.д.
Вот как раз такие "дельцы" и создают спрос на отмыв денежных средств. Потому что, даже при всей изворотливости и хитроумности схем, заниматься подобным опасно. Так как государство жестко контролирует оборот наркотических средств и препаратов, содержащих таковые. Не говоря уже о том, что само производство оружия связано с большими рисками. Даже если работать по гос.контрактам. А делая это "в черную" можно привлечь не только здоровый интерес налоговой службы, но и силовиков, а также спецслужбы.
Как это происходит?
Для примера, приведем нашумевший случай, получивший наименование "Ландромат". Раскрытие этого механизма, по уводу денежных средств мимо государственного контроля, стало возможно благодаря двум локальным средствам массовой информации. Эта схема работала в международном поле, и стала финалом в жизни нескольких молдавских и российских банков.
Весь процесс выглядел следующим образом:
- Мошенники воспользовались поддельными договорами займа;
- Сами контракты были по умолчанию фиктивны и заключались между молдавскими компаниями;
- С другой стороны присутствовали поручители (как с российской, так и молдавской стороны) которые "погашали" займы.
Интересно то, что договор займа был для отвода глаз. В качестве поручителей использовались граждане Молдавии. С российской стороны обычно выступали российские юр. лица. После заключения договора, объявлялось о невозможности исполнения обязательств. Фиктивный кредитор со своей стороны, выставлял требования. Все это заканчивалось судебным разбирательством, где русская фирма должна была вернуть денежные средства, взятые в долг*
*судья тоже покупался. Мошенникам удалось очень тонко сыграть на особенностях молдавского законодательства и судебной системы. С юридической точки зрения, все было сделано очень разумно. Естественно в схеме участвовала и служба приставов, поучаствовавшая в отмыве денежных средств. Обычно, по таким делам назначался один-единственный пристав, который принимал денежные средства на счет в Moldindconbank.
Надо понимать, что российская компания гасила несуществующий долг на реальный счет в молдавском банке. Без содействия служащих такой "конвейер" вряд ли мог бы долго просуществовать. Но речь не только о молдавской банковской системе, она нам не очень интересна. С российской стороны, в деле замешано не меньше 15 банков с российской стороны*
*почти все лишились лицензий к 2016 году.
В Молдове же, участвовало не меньше 20 судей и около сотни различных сотрудников ведомств и контролирующих учреждений.
Печальная развязка
Проработал этот механизм по отмыву денежных средств не меньше 4 лет. И за это время, было проведено не меньше 20 млрд. долларов США. Вообще, надо отдать создателям должное. Они устроили "интернациональный" салат:
- Номинальных директоров нанимали с Украины;
- Управляющие компаний обитали где-то на островах карибского бассейна*
*управляющие были тоже подставными, об этом расскажем далее.
На данный момент задействована прокуратура Мюнхена и МВД России. Возбуждено несколько уголовных дел. Чем все закончится, пока не совсем понятно.
Номинальный или фиктивный директор?
В соответствии с российским законодательством, проще всего зарегистрировать компанию в формах:
- ИП;
- ООО.
В случае с ИП, личность владельца напрямую привязывается личности юр. лица. И в случае каких-либо проблем, владелец понесет не только убытки в виде юр. лица, но и будет погашать обязательства собственным имуществом.
С ООО все куда проще. По факту, владелец не будет нести ответственность собственным имуществом и финансовыми средствами, в случае банкротства или разорения.
Это продиктовано ФЗ No129 и ФЗ No 14.
Но это лишь базовое законодательство. Реальность куда изощреннее и сложнее, нежели описано в законах. Открытие ООО не освобождает от всех проблем. Но к такой компании куда меньше внимания и работать с ней проще. И на этом играют при отмыве денежных средств. ИП является персонализированным юр. лицом, и работать с подставными людьми не получится. Да и возможностей у такой организационной формы куда меньше, чем у общества с ограниченной ответственностью.
ООО же позволяет поставить во главу угла фиктивного управляющего. И проводить через него все "темные" дела. Когда компанией заинтересуются органы, то владелец просто исчезнет. А номинальный директор, нанятый буквально "с улицы" будет нести ответственность. Возникает вопрос: что же движет людьми, соглашающимися на такие условия. Все предельно просто:
- Отсутствие денежных средств;
- Привлекательная зарплата;
- Юридическая неграмотность;
- Отсутствие понимания последствий.
А последствия могут быть серьезными.
Понятие номинальности и наказание
История с номинальными директорами не нова, и у налоговой службы уже существует рабочий механизм доказательства номинальности. А именно:
- Результаты почерковедческой экспертизы;
- Свидетельскими показаниями (самого директора или иных свидетелей);
- Отсутствие обмена документами с налоговой.
По сути, основной задачей такого подставного директора фирмы является:
- Присутствие на рабочем месте (оговаривается с факт. руководством);
- Подпись документов и приказов (ключевой момент);
- Сопровождение переговоров и встреч*
*именно сопровождение, а не ведение. Номинал не принимает и не должен принимать самостоятельных решений. Им руководят фактические владельцы, а директор - просто наемное лицо, исполняющее конкретные задачи.
Как раз за подписи и собственноручное (с виду) участие и платится хорошая зарплата. Существуют даже "профессиональные" директора, успевшие "навесить" на себя не одну компанию, а несколько. Это вообще отдельная тема для разговора.
Сама по себе "номинальность" директора уже считается преступлением. Не нужно даже нанесение ущерба, есть отдельная статья УК -173.1 и 173.2 соответственно. Если документы были подлинными (принадлежат подставному лицу) то наказание будет следующим:
- Часть 1 ст. 173: исправительные работы до 24 месяцев;
- Часть 2 ст. 173: до 3 лет лишения свободы.
Опять же, не стоит забывать и о другой ответственности-налоговой. Она устанавливается статьей 199 УК РФ. Список наказаний следующий:
- Исправительные работы;
- До 2 лет лишения свободы;
- Штраф до 300 тыс. рублей.
Это номинальное наказание для номинального директора. Какой бы тавтологией это не показалось. Есть еще и ужесточения, когда имеет место умысел или в ситуации, когда государство недополучило налогов в большем объеме. Соответственно, наказание будет жестче, а штрафы больше.
Закон расходится с реальностью
А теперь, немного о профессиональных номинальщиках. Обычно это люди, испытывающие постоянный недостаток денежных средств. И идут на такую работу не от хорошей жизни. Но интересно то, что некоторые из них умудряются открывать больше 20 фирм. Есть тут и свои "чемпионы" где количество компаний превышает тысячи. Что закономерно вызывает вопрос к контролирующим органам и самой системе регуляции в целом. Увы этот вопрос, по понятным многим причинам будет оставлен без ответа.
Как правило, чем громче и грандиознее дело, чем больше масштаб и количество сотрудников различных ведомств и служб, тем меньшее наказание будет применено. Еще одна интересная закономерность. Но есть и мифы, которые распространяют не самые адекватные новостники и агентства:
- В номинальные директора нанимают бомжей с улицы;
- Людей шантажируют и запугивают.
Опровергать единичные случаи нельзя. Но это остается на усмотрение тех, кто работает с таким "персоналом". Предпринимательство это риск, а ведение аналогичной деятельности, идущей намеренно в разрез с законодательством - риск еще больший. Поэтому, на места номинальных директоров нанимаются вполне осознанные, и порой очень образованные люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Как раз в таких историях и наблюдается "необязательность" исполнения закона. Обычно, 173 УК не работает сама по себе - для ее вменения придется использовать дополнительные статьи.
Если же речь идет об обналичивании средств, то номинальные директора и вовсе становятся свидетелями. Конечные перспективы для такого подставного лица не радужные, и они в основном, связаны с банками. Так, крупные банки противодействуют следующим образом:
- Формируют списки таких агентов;
- Перестают их обслуживать.
Более того, Центробанк уже давно создает собственную БД, в которую вносятся потенциально опасные контрагенты. Ничего хорошего от такого отношения ждать не приходится,в кредитах будут отказывать, закроются дебетовые счета. И это тот минимум, который применяется к человеку "засветившемуся" на посте номинального директора. Это создает реальные проблемы и несколько осложняет жизнь.
Отмыв денег и криптовалюты
Криптовалюты стали настоящим алтарём для всех преступников и злостных неплательщиков налогов всех рангов и калибров. Чего только стоит история закрытия SilkRoad. Но сейчас не об этом. Проблема немного глубже: государству действительно недоступны все ресурсы и финансы, которые обращаются в этой среде. И проблема стоит столь остро, что уже всерьез ведутся разговоры о том, чтобы запретить обращение криптовалют или жестко их ограничить. И это в то время, когда:
- Роскомнадзор уже 7 месяцев ведет "крестовый поход" на мессенджеры;
- Пытаются контролировать денежные средства самозанятых через банки.
Надо проявить здравую долю скептицизма, к подобным радикальным заявлениям. Ни материальной, ни технической базы для этого нет. И любая попытка проконтролировать рынок криптовалют пока ведет к провалу или квадратно-гнездовой фортификации всех ресурсов и узлов, что доставляет больше проблем, нежели пользы.
Но так ли страшен криптовалютный "зверь" как его малюют?
Отмыв денег через криптовалюты: надуманность и ошибки
Все платформы работающие с OTC вынужденно идентифицируют своих клиентов. И провести более или менее крупную сумму через них, без такого подтверждения личности не получится. А когда речь идет об отмывании денег, важно понимать, что речь о паре миллионов долларов не идет. Их должны быть десятки.
Есть и другой способ - биткоин миксеры. Этим механизмом пользуются небольшие маркетплейсы и торговые точки наркотическими средствами. Но оборот там сравнительно небольшой. Это позволяет запутывать транзакции, делая отслеживание финансовых путей невозможным. Это общепринятая точка зрения. Но реальность говорит об обратном:
- Представительство DFA 2 года назад заявило о том, что криминальных транзакций стало в разы меньше (последние 3 года).
- Раскрыть личность владельца кошелька или промежуточного узла не является невыполнимой задачей;
- Помимо прямого выявления, есть еще и традиционный способ сопоставления сумм и потоков во временной плоскости.
Все это говорит о том, что искоренить отмыв денежных средств через криптовалюты можно. Проблема лишь с несколькими монетами, которые пока действительно не поддаются изучению. Но это, как показывает практика, лишь вопрос времени.
Торжество справедливости или вопрос выгоды?
Обналичивание денежных средств - еще один процесс, который неизбежно идет рука об руку с отмыванием денег. Потихоньку, законодательное регулирование и ужесточение контроля выбивает привычные "схемы". Но они неизбежно заменяются другими, и не видно этому ни конца ни края. Так, после того, как услуги по обналичиванию подскочили в стоимости до 8-10 %, все "дельцы" просто перенаправили свою работу в регионы, где контроля меньше, а возможностей больше.
Более того, сами банки заинтересованы в том, чтобы бизнес этот процветал. Доходит до абсурда - повязанные банкиры и теневые "лица"сотрудничают настолько плотно, что первые предупреждают вторых о различных приказах и постановлениях Центробанка. Судебная практика и журналистские расследования только подтверждают это. Единственной угрозой, для конкретного банка является риск отзыва лицензии. Что тоже считается не самым адекватным и приятным способом контроля, но он хотя бы в какой-то мере сдерживает процесс.
Столкновение интересов
Борьба государства с отмыванием денег хоть и ведется, но победителей скорее всего не будет. По крайней мере до тех пор, пока на законодательном уровне не будет принято жестких мер. Конечный результат ожидаемо может быть неприятным для самых неожиданных категорий населения. Не говоря уже о политической стороне вопроса. Рано или поздно наступает перегиб в ту или иную сторону и происходит своеобразный "взрыв" и недовольство.
Практика показывает, что чем жестче условия и контроль, тем изощреннее становится теневой рынок. И эта гонка лазеек и законов пока не имеет победителей.
В теории, решить проблему можно. Жесткие ограничения, огромные сроки заключения и т.д. Но это несет за собой такой багаж последствий, который пережить в состоянии не каждая система. В этом и кроется фундаментальная проблема. Если обратиться к опыту "зарубежных" партнеров, то можно заметить, что Россия сейчас повторяет громкую историю 70-80х США. Само собой, это дополняется IT-индустрией и новыми технологиями.
Но суть человеческой сущности остается одна. Решить проблему не удастся, если:
- Законодательство не будет жестко ограничивать обмен денежными средствами;
- Мошенники и лица, связанные с ними не будут получать огромные сроки;
- Финансовая отрасль не будет жестко зарегулирована;
- Все новшества и инновации не будут подвергаться жесткому разбору и запрету/одобрению.
Это набор мер в вакууме. Реальность же такого "диктата" может привести к совсем неожиданным последствиям и событиям.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.