Реформа в МЧС - почему сокращают сотрудников и места
Не успела пройти волна недовольства по поводу пожарной охраны, как уже ожидается новая реформа МЧС. Если кратко, то ни к чему хорошему это опять не приведет. Повсеместная оптимизация и улучшение пока только вызывают недовольство у оставшихся в штате сотрудников. И еще большую агрессию у тех, кого в результате оптимизации увольняют. Ведь проще сокращать финансирование и экономить на всем. Чем адекватно подойти к управлению министерством, и сохранить хоть часть разрушенной системы. Которая по крайней мере, работала и неплохо. Об этом и поговорим.
Как появилась структура МЧС?
По сути, это министерство было реформировано из Российского корпуса спасателей. Он в свою очередь, был создан в 1990 году. Уже в 1991 году министерство было возглавлено Сергеем Шойгу. Который по сути, и занимался формированием этого министерства больше, чем кто-либо. В частности, он занимал пост министра с 1994 по 2012 год.
Кстати, МЧС является военизированной организацией с соответствующей структурой. И несмотря на "мирный" характер ее основных целей, МЧС может закупать боевое стрелковое оружие (или любое другое).
Интересный факт: больше четверти всех проверок и контролирующих мероприятий в РФ, проводится службами и инспекторами МЧС. В основном это касается пожарной безопасности.
Краткая история развития
В 1995 году был утвержден День Спасателя (27 декабря). Он был утвержден Президентским указом. В 1991 году корпус спасателей был реформирован и преобразован в ГКЧС. Но уже через 3 года этот комитет был преобразован в современную форму (МЧС РФ).
В 1992 году же, на базе курсов (ГО) была создана специальная академия гражданской защиты. Кстати, на тот момент аналогов в мире, это учебное заведение не умело. Но сегодня не об этом.
Вся деятельность МЧС регулируется следующими законами:
- 294 ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- 3 ФКЗ О Чрезвычайном положении;
- О статусе Военнослужащих 76 ФЗ;
- 79 ФЗ О государственной гражданской службе
- 174 ФЗ Об автономных учреждениях;
- 151 ФЗ Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей;
- 123 ФЗ О требованиях пожарной безопасности,
- 184 ФЗ О техническом регулировании и другие.
Все перечислять не будем, так как их огромное количество.Все дело в том, что в задачи МЧС и его структур входит огромное количество проверок и мероприятий, связанных с поддержанием правил и норм безопасности.
И это еще мы не начали перечислять многочисленные СНИПы, инструкции, постановления и т.д.
О главном контрольном управлении можно прочитать в статье: Москва - главное контрольное управление (ГКУ) + что это такое и за что отвечают
Чем занимается МЧС?
В общих представлениях, МЧС это исключительно спасательная служба. И действительно, еще в 2002 году в структуру министерства включили ГПС (Государственную противопожарную службу). Кроме того, в структуру входили:
- Гражданские формирования;
- Воинские спасательные формирования;
- Отдельные службы и отряды.
Кроме того, в структуре министерства существуют специальные учебные центры и другие учебные заведения, которые нужны для подготовки и обучения отдельных специалистов.
Но не стоит забывать о том, что МЧС все-таки остается на "военных рельсах". В этой организации помимо гражданского персонала существуют еще и воинские специальности.
Чем занимаются спасатели?
Практически всем, что касается каких-либо проблем бытового характера или катастроф. Иными словами, спасатели применяются практически в любой экстремальной ситуации. И естественно, для устранения ее последствий. Например:
- Обвалы;
- Пожары;
- Теракты;
- Наводнения;
- Обрушения и т.д.
Кроме того, спасатели МЧС помогают вскрыть дверь, если ключи были забыты внутри. С присутствием и разрешением полиции естественно.
Их вызывают даже при дорожно-транспортных происшествиях. Ведь очень часто, из машины достать человека просто не удается. Он зажат как в консервной банке. И для его извлечения тоже вызываются спасатели МЧС со специальным оборудованием.
Кстати, ВУЗы в структуре этого министерства, готовят настоящих "универсальных солдат" . Которые могут не только разобрать машину превратившуюся при столкновении в груду металла. Но и оказать полноценную медицинскую помощь, до прибытия медиков. Существуют и подразделения с полноценными медиками в отрядах. Поэтому спасатели могут даже замешать медиков в экстремальных ситуациях.
Что до деления по специальностям, то в основном это:
- Альпинисты (промышленные, в том числе);
- Водители;
- Медики;
- Водолазы:
- Пожарные.
Кроме того, спасателям в отрядах приходится работать с крупными техногенными катастрофами. В том числе устранять последствия химических или радиационных загрязнений например. Впрочем, для этого существует отдельный род войск РХБЗ.
Это вовсе не означает, что спасатели могут заменить войска химической и биологической защиты. Просто фактически, им быстрее удается мобилизовать личный состав при поступлении сигнала. А военные появляются уже много позже.
Об основных обязанностях
Система была устроена таким образом, чтобы организовать оперативное реагирование и доставку личного состава к месту вызова. Однако, реформы фактически подкосили все, что выстраивалось годами.
Кстати, материально техническая база и учебные центры были организованы на сети:
- Бывших военных частей;
- Пожарных частей;
- Отдельных пожарных и спасательных отрядов;
- Объектов гражданской обороны.
И именно гражданская оборона стала базой для работы МЧС. По крайней мере именно ее существование позволило организовать министерство в его современной форме. В СССР этому уделялось очень много внимания. Сейчас же фактически, выстроенная структура и идеи стремительно исчезают.
Что до обязанностей конкретного спасателя МЧС, то в его обязанности входит:
- Готовность к передислокации;
- Совершенствование физ. подготовки;
- Прохождение периодической квалификации;
- Выполнение спасательных работ;
- Содержание оснащения и оборудования в нормальном состоянии;
- Соблюдение установленных мер и требований по безопасности.
Иными словами, задач и обязанностей крайне много. Проблема только в том, что основополагающая идея МЧС была утеряна. Не только в результате многочисленных реформ и перестановок, но и после массовых сокращений и "оптимизаций".
Коррумпированность подмосковного МЧС
Вообще, проблемы были в министерстве всегда. Но после того, как его покинул Шойгу, их стало еще больше.Несмотря на:
- Сильную критику его деятельности;
- Пространные публикации политического характера.
В частности, чиновники министерства просто начали разваливать противопожарную службу. Проблем в самой структуре МЧС было крайне много:
- Раздувание центров управления;
- Урезание личного состава (массовые сокращения);
- Незаконная деятельность на местах.
Хорошим показателем работоспособности системы была практика выдачи указания без финансирования. Иными словами, воровство денег было просто катастрофическим. Так как финансирование буквально не доходило до цели. Его просто разворовывали по пути.
Естественно, все это порождало безнаказанность. При этом речь идет не только о подмосковном секторе. Что творилось в регионах никакими словами описать не получится. Кроме того были нарушения действующего федерального закона (№ 69). В частности, подчиненные вынуждены были исполнять то, что нужно было непосредственному руководству. В ущерб регламенту и фундаментальным правилами.
Простой пример: личный состав загружался исполнением функций по части МО, в ущерб плану противопожарной охраны например. Кроме того, управление региональными отрядами доходило просто до абсурда. Когда отдельные приказы и локальные документы открыто противоречили даже существующему внутреннему регламенту.
Естественно, систему решили реформировать. Правда это привело к еще большим печальным последствиям.
О следователях и следствии, можно узнать из статьи: Следователь следственного комитета - как стать следователем + требования и обязанности
Отставка Пучкова из МЧС
После того как в Кемерово сгорел торговый центр, министр по ЧС (непосредственный руководитель МЧС) Владимир Пучков отправился в отставку. Он заступил на место Шойгу , когда тот покинул МЧС. И пробыл на этом посту 6 лет. Успев за это время сильно ослабить министерство.
И все бы ничего, но это подтверждают:
- Сами сотрудники;
- Факты тотального расхищения;
- Подход к оценке жертв при пожарах.
И тут достаточно привести один реальный пример.О событиях, которые произошли в 2016 году, на воркутинской шахте "Северная". Где сразу погибло 4 человека, а еще 26 просто были завалены.
Естественно, он создавал впечатление уверенного в себе начальника. И сразу всех "обнадежил" пообещав достать всех шахтеров живыми и невредимыми. Вообще не понимая того, о чем идет речь. Что сразу на месте отметили непосредственные подчиненные. Плюс к тому есть мнение эксперта о том, что все заваленные шахтеры погибли практически сразу. В условиях пожара было всего 2 часа (и это по максимуму) чтобы вообще достать кого-либо живым.
Пучков же предпочел дать громкое и гордое обещание спасти заваленных шахтеров. Уже 27-го числа Владимира Пучкова предупредил его подчиненный (начальник военизированных горноспасательных частей) о том, что нужно прекратить операцию. Но Пучков продолжал свою пиар-компанию доставляя различное оборудование и роботов к шахте. Однако техника эта не потребовалась. 28 февраля в результате взрыва погибло сразу 6 спасателей. Забавно, но Пучкову удалось свалить всю вину за произошедшее на других. На спасателей. И он просуществовал на своем месте еще 2 года.
Неэкономная экономия
Фактически, при заступлении Пучкова на руководящую должность, изменения коснулись всех. И в первую очередь пожарных:
- Они перестали ездить на периодические учения;
- Перестали контролировать планировку на своих подведомственных участках (речь о зданиях);
- Количество проверок имущества и оборудования сократилось к минимуму.
А некоторые говорят и о том, что после 2012 года их чуть ли не заставили формировать поддельную статистику по пожарам. Пожары стали переводить в статус ЧП. И начали заниматься открытыми фальсификациями, только ради того, чтобы "подтянуть показатели".
Кроме того, в 2015 году появился и еще более катастрофичный приказ. Который сильно обескровливал личный состав. Так, при увольнении рядовой водитель или пожарный мог перейти на другое место (в другую часть). Теперь этого не происходило, ведь на подобные действия был наложен запрет (Письмо Министра МЧС РФ (43-331-4 от 30 января 2015 года).
И эти запретительные меры привели к следующему:
- Появился дикий недобор специалистов;
- Тот кто оказался уволенным, не мог вернуться на работу.
И фактически, из пожарной службы начался отток профессионалов. Не понадобившихся и выдавленных с рабочих мест. А восполнить их было нечем, ведь на службу просто не принимали новых сотрудников.
Караулы резко сократились. В таких условиях тушить пожары просто не получается. В конечном счете, ситуация с пожарной охраной просто катастрофическая. Дошло до того, что все это попало на федеральные телеканалы. Но никакой конструктивной реакции не последовало.
Об оперативной работе полицейских, можно узнать из информационного материала: Кто такой опер в полиции? + права и обязанности
В чем реальные проблемы МЧС на сегодня?
Во-первых, речь идет об устаревшей технике и инструментах. Пожарные машины советского производства уже давно выработали свой ресурс, а новое оснащение практически не закупается. Естественно в городах фед. значения с этим получше, но в регионах ситуация просто катастрофическая.
Огромные проблемы с обмундированием и его поставками:
- Единой формы на всех не хватает;
- Вместо защитной одежды порой закупают обычную;
- Воровство на закупках продолжается и по сей день.
Немало проблем и со специальностями. Готовят профессионалов не везде, но все образование еще не развалили. Выпускают:
- Взрывников;
- Водолазов;
- Парашютистов и т.д.
Проблема в том, что при переводе в другие подразделения подготовка просто не поддерживается. Иными словами, специалистов готовят "в никуда". И при переводе в другую часть специалист просто не может заниматься тем, к чему его подготовили. Из-за особенностей и требований по регламенту. Абсурдная трата ресурсов и времени впустую. Что до средств связи тот тут вообще караул. Используются старые советские "Граниты" которыми хорошо отбиваться от медведей. Но никак не пользоваться и передвигаться на месте крупной аварии или во время катастрофы.
О воровстве на закупках
Ну это вообще отдельная традиция. Схем воровства денежных средств на закупках амуниции и оснащения просто вагон и маленькая тележка. В дело идет все:
- Квадрокоптеры;
- Вертолетные носилки;
- Комплекты спец. обмундирования.
Так, квадрокоптеры закупаются китайские. По бумагам они стоят в 4-5 раз больше, чем в розничной торговле. При том, что для работы пожарных служб такое количество коптеров и не нужно. А в зимнее время они и вовсе не справляются с работой.
Еще 1 пример с вертолетными носилками. УТ-2000. Которые стоили на момент закупки по 90 тыс. рублей/комплект. Хотя была возможность наладить производство собственное, с сертификацией. И сэкономить огромные денежные средства.
Стоит ли говорить, что в столице уже существуют добровольные отделения спасателей. Которые финансируются кем угодно, но только не государством. А пожарные часто привлекают их для помощи, ведь не всегда хватает личного состава.
Надо ли говорить, что в таких командах (тот же СпасРезерв например), работают исключительно добровольцы. Которые выполняют часть задач МЧС. В основном бытового характера, и все-же.
О поисковых отрядах и целых системах (Лиза-Алерт например) и говорить не стоит. Это как раз тот явный пример, когда общество начинает выполнять задачи государства самостоятельно. Собственными силами. И без особой помощи со стороны министерств и служб, для этого предназначенных. Ведь именно добровольцам и волонтерам в московских лесах удается разыскивать людей. Так как до них, этим фактически никто не занимался. Существовал официальный регламент, но за это время человек просто оставался без какой-либо помощи.
Но едва ли это вообще кому-либо интересно. Ведь на грядущие годы уже запланирована очередная реформа в МЧС.
Новые реформы в МЧС
Министерство готовит перевод на новую организационно-штатную структуру. По крайней мере официальный портал говорит о том, что будут урезаны "раздутые" звенья для управления и дублирования различных функций. Что по идее, должно упростить схему управления. И увеличить эффективность работы министерства.
И перестановки действительно начались. На момент публикации статьи уже уничтожили 4 центра в регионах. И все их подчиненные узлы для управления.
Кроме того, к концу 2019 года уничтожат 578 дополнительных учреждений и структур МЧС. И по всей видимости, менять их будет нечем. Это касается не только пожарных подразделений, но и центров ГИМС например.
Естественно, это породит волну сокращений. Единственным противовесом к очередному "реформированию" являются обещания об увеличении заработных плат для сотрудников (рядовых) и гражданских специалистов. Как всегда, обещается, что по-возможности будут переводить сокращенных на службу в другие части. Но мы отлично знаем как это работает на примере с медиками. Едва ли тут будет что-то другое.
С другой же стороны, реформа МЧС позволила истребовать увеличение финансирования. Чуть ли не по личному указу Президента РФ еще летом 2019 года. И все-таки, к чему это все приведет, пока не ясно. Ведь под видом сокращения "ненужных" дублирующих узлов и ведомств, могут уничтожить все то, что позволяло сохранить работоспособность системы МЧС. А пока, мы лишь наблюдаем очередные попытки "поднять с колен" МЧС и всю структуру. Или просто сократить расходы на министерство.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.