Сокращение чиновников и государственных служащих - как делается все по практике и закону
На 2020 год в России запланировали сокращение чиновников и служащих. Не совсем понятно, каких целей при этом пытаются добиться инициаторы. Ведь о фатальных сокращениях речи даже не идет. А сама процедура едва ли повлияет хоть на что-то, не считая зарплаты всех оставшихся чиновников. Которым надо полагать ее опять подымут. За счет сокращений. Давайте разберемся подробнее.
Что известно?
Впервые, об этом рассказала Татьяна Нестеренко. (один из заместителей действующего министра финансов РФ). При этом, новость создала эффект разорвавшейся бомбы. Все начали с пылом и жаром обсуждать ее, предполагая и додумывая что-то самостоятельно. При этом, ситуация достаточно стандартная:
- Расходы постоянно урезаются (уже последние несколько лет);
- Гос.аппарат был сильно раздут.
Поэтому, это сокращение (и последующие) не более чем очередная "оптимизация". Только в стане чиновников и государственных служащих. Видимо денежных средств не хватает не только на медицину и образование. Но уже и на содержание многочисленных служащих, которые просто занимают хорошее место. Не выполняя при этом никаких ключевых функций.
Чуть позже, в министерстве финансов подтвердили, что на сокращения собираются потратить почти 5 млрд. рублей. И это только на то, чтобы уволить федеральных чиновников. А значит, в ближайшие 3 года численность персонала сократится в среднем на 13-14 тыс. человек.
Экспертное сообщество считает, что в первую очередь начнутся увольнения молодых служащих и пенсионеров. Сюда же присоединяют очередную "оптимизацию" министерства, которая была анонсирована ранее. Там речь идет об экономии в 100 млрд. рублей в год.
Последствия прошедших лет
Министерство финансов подготовило целый пакет рекомендаций для субъектов РФ, Касаются они того, что нужно оптимизировать региональные бюджеты в рамках работающих программ. В частности, под оптимизацию подпадают;
- Сотрудники бюджетных направлений;
- Социальная поддержка населения;
- Расходы на содержание бюджетной инфраструктуру;
- Расходы на муниципальное/государственное управление;
- Траты на финансирование хоз. субъектов и т.д.
Рекомендации касаются еще и инвестиционных расходов. Но для регионов это скорее второстепенная задача. Так как с инвестициями у нас все плохо даже столице и других городах фед. значения. Не говоря уже о том, что инвестировать то и некуда
О том, как будут "оптимизировать" меры социальной поддержки и так понятно. Урезать еще больше. Ведь бюджета на всех уже не хватает, раз дело доходит до сокращения аппарата гос. служащих и чиновников. Кстати об этом.
О помощниках судей, можно прочитать статью: Помощник судьи - работа в суде + оплата и обязанности
Как оптимизируют расходы на управление?
Чтобы снизить и стабилизировать траты на управление, министерство рекомендовало всем субъектам:
- Искать дублирующие должности;
- Устранять места избыточного управления.
Иными словами, если в каком-то конкретном регионе (городе) найдутся 2 госслужащих, которые выполняют одну и ту же работу, то их будут проверять. Если с этой работой может справиться 1 специалист и никакого доп. контроля и регулирования не требуется, то второго служащего точно сократят.ю
Говоря об избыточном управлении, мы подразумеваем целые отделы, которые занимаются невесть пойми чем. Частенько, такие "фермы" существуют на бумаге, а заработная плата на эти "мертвые души" идет в карман непосредственному руководству.
Но это стандартная ситуация, которая характерна только для зажиточных регионов (да, в РФ бывают и такие). А в остальных начинаются массовые укрупнения. Как поступают например с органами власти.
Для остальных же есть механизм сочленения с другими сотрудниками. Естественно, при таких действиях неизбежно отсекается часть штата служащих. Но не все так однозначно. Мы еще поговорим об этом.
Так вот сокращение и оптимизации неизбежно связаны с:
- Делегированием полномочий поселений для местных;
- Сокращением количества служащих (в муниципалитетах).
Кроме того, затронули и "святая святых" - бюджет. Министерство финансов постепенно внедряет систему электронного бюджета.Это централизует все расходы и закономерно их сократит. По крайней мере, основная мысль как раз в этом.
А бюджетным или бухгалтерским учетом будут заниматься в администрации поселения например. Или вообще в казенном муниципальном учреждении.Естественно упор идет на работу с электронными системами и БД, Это позволяет отслеживать все изменения без непосредственного выезда на место. И делает систему управления и финансирования более прозрачной.
А вот теперь поговорим о том, что предлагается для управления муниципальным имуществом.
Очень сомнительные "крайние меры"
Так, министерство предложило еще и целый набор способов, как содержать бюджетные учреждения. Естественно предлагают соединять и объединять объекты с загрузкой меньше 50%.
А вот что до разнопрофильных учреждений, то их предлагают теперь укрупнять и объединять под 1 крышей. Простой пример, в одном здании размещать сразу:
- Несколько секций;
- Библиотеку;
- Школу и т.д.
Сомнительно, что подобное будет одобрено местными проверяющими органами. Да и к школам все-таки требования очень повышенные. И едва ли такое объединение будет эффективным.
А вот на базах дворцов культуру, тех же школ или колледжей предлагают размещать "центры пользования". Коллективного естественно.
Эта идея не такая уж и плохая. Но ее реализация пока видится крайне туманной.
Кроме того, дело дошло уже до распродажи имущества, которое не используется. Или до его консервации, если возможность продажи отсутствует. Кроме того, предлагают даже сдавать в аренду земельные участки. Понятное дело, результат будет очень сомнительным.
А вот тут самое интересное. Министерство финансов предлагает сокращать обслуживающий персонал и специалистов. Естественно, проще выкинуть на улицу обычного работника, чем "подвинуть" пару-тройку госслужащих на дублирующих должностях. Особенно, если за этих служащих очень сильно "попросили".
А под обслуживающим персоналом понимаются не только дворники или уборщицы. Но и:
- Электрики;
- Водители;
- Завхозы;
- Охрана и т.д.
Естественно, ряд их функций предлагают передавать на аутсорсинг. И это касается не только теплоснабжения например или питания, что уже давно используется в РФ, Но и транспортное обеспечение например. А медиков предлагают выводить в систему здравоохранения. Где их могут "добить" очередными оптимизациями.
Не говоря уже о том, что штатный мед. работник в школе или детском саду сделает куда больше. И удерживает лучший контроль. Чем приписанный врач из больницы. Но сами понимаете, экономить надо и оптимизировать. Что до мероприятий по энергосбережению, то тут и так все ясно.
Целесообразность сокращений госслужащих
Естественно, с тем что слишком много народу нынче питается за счет бюджета, согласны даже сами чиновники. Тут есть не только отдельные служащие и избыточные отделы, но и целые структуры:
- Дублирующие друг друга;
- Работающие впустую.
Однако, как показывает практика сокращения это не панацея. Центробанк например, очень уверенно показывает это на своем примере. Там уже лет 5-10 увольняют персонал, без каких-либо перерывов.
И на удивление, на его работу это никак не влияет. Видимо по той причине, что ЦБ это крайне малоэффективный регулятор вообще. А люди стоящие в управлении и составляющие "каркас" этой структуры, уже давно должны быть на пенсии. Или еще где-нибудь, но точно не на управляющих местах регулятора РФ.
Естественно, избавляться будут от штатного низкоквалифицированного персонала. И от тех, кто явно отделяется от коллектива. Или имеет плохую репутацию. Так как более или менее адекватные специалисты объединившись просто не дадут себя уволить.
Более того в России существует целая система "качелей" с госслужащими. Уже неоднократно замечено, что как только их сокращают в одном месте, в другом тут же набирают. Видимо возможность получать бюджетные деньги это все-таки привилегия, которая дается 1 раз и на всю жизнь. И эффективность тут ни разу не влияет на сокращение сотрудника.
О патрульной постовой службе, можно узнать из статьи: ППС - что это за подразделение + какими законами и приказами регулируется деятельность
О "масштабных сокращениях"
Вообще, о количестве сотрудников государственного аппарата ходят разные слухи. А ситуация, в которой статистические показатели "подгоняют", никак не делает результаты объективными. Где-то говорят о полутора миллионах госслужащих. Другие говорят о том, что примерно 2 человека являются чиновниками (или мелкими их помощниками) из 100 населения.
Так, на примере Ростовской области посчитали, что в 2017 году было около 58 тыс. госслужащих.
Основная проблема в том, что государственный аппарат имеет несколько неприятных особенностей:
- Разрастается;
- Становится малоэффективным;
- "Отжирает" очень большую часть бюджета.
Кроме того, сами по себе чиновники заставляют увеличивать количество рабочих мест. Как показывает практика, на 1 должностное лицо приходится вводить не меньше 5 госслужащих в регионах. Чтобы установленные задачи были хоть как-то исполнимы.
Надо ли говорить о том, что у руководящего состава еще есть их заместители. А у исполнителей есть еще и помощники, секретари и т.д.
Иными словами, количество бездельников увеличивается в геометрической прогрессии. И уж они то точно не дадут себя выкинуть до конца. Так как это не только привилегии, но и очень хорошее денежное обеспечение. Особенно в регионах.
Это очень показательный момент. Ведь к 2022 году планируют сократить около 15% госслужащих. Причем в 2021 году 5%, а уже через год еще 10. Не такие уж и серьезные изменения. Недавние заявления о безработных 15-20 млн. населения на их фоне кажутся вообще чем-то странным.
Что до законодательного регулирования, то здесь используется 79 ФЗ (О государственной гражданской службе).
Основные причины сокращения
Как мы уже говорили выше, денег стало катастрофически не хватать. Поэтому уже несколько лет назад были масштабные сокращения (1/5-я от всего численного состава). Но эти меры не дали никакого результата:
- Часть сотрудников взяли на работу в других структурах;
- Численность увеличилась еще на 100 тыс. служащих.
И увеличение зафиксировали даже на уровне Правительства РФ. Надо ли говорить, что сокращения служащих закономерно привели к увеличению их количества. Просто фантастическая математика.
Однако дело тут в заработной плате. И основная идея тут в том, что у мелких служащих она просто неконкурентоспособна. Иными словами, Минфин не пытается сократить расходы бюджета. А просто хочет увеличить заработные платы всем оставшимся. Довольно забавное объяснение, но именно эту позицию озвучила г-жа Нестеренко на своем выступлении в Правительстве.
Кого именно будет сокращать?
Под программу сокращения, разделенную на 2 этапа, попадут:
- Служащие фед. исполнительной власти;
- Персонал территориальных органов исп. власти.
Это первый этап. По его итогу будет уволено около 15% от общего состава.
А вот уже на втором этапе уволят еще 5% служащих территориального состава.
Как раз за счет этого собираются увеличивать окладную часть заработной платы оставшимся чиновникам. После сокращений она будет увеличена до 60 процентов. Сейчас же, она всего 40%. А все остальное это:
- Премии;
- Сторонние выплаты.
При этом, надо понимать, что здесь ведется явно не благоразумная повестка. Просто чиновники "зачистят" свой аппарат, чтобы увеличить себе гарантированную заработную плату. Ни о какой экономии бюджета речь не ведется. А значит, и новость эта в принципе, не должна подаваться под соусом того, что сокращения позволят:
- Увеличить эффективность работы госслужащих;
- Упростить схему работы с населением.
Вовсе нет. Кроме собственной выгоды, госслужащие больше ничего не получат. Зарплата (гарантированная) увеличится. И на этом все. А увеличится она теперь не за счет бюджетных поступлений, а за счет сокращений тех, кто по мнению уполномоченных органов просто не нужен.
В основном это технические должности. Сокращать будут тех, кого можно заменить:
- Автоматизированной бухгалтерией;
- Информационными системами.
Кроме того, планируют разработать проект "цифрового" государственного управления. Надо ли объяснять, что оно может быть весьма непрозрачным. Так как госслужащие не очень заинтересованы в неукоснительном исполнении действующего законодательства.
Как проходит сокращение в министерстве чрезвычайных сетуаций, можно узнать из материала: Реформа в МЧС - почему сокращают сотрудников и места
О выплатах в момент сокращений
Так как госслужащие тоже подчиняются трудовому кодексу, то они получают гарантии при сокращении штатов. В частности, уволенные смогут рассчитывать на:
- Выходное пособие;
- Компенсации;
- Заработную плату (которая была не выплачена до момента увольнения).
При этом пособие и его выплата регулируется 178 статьей Трудового Кодекса РФ. Его выплачивают в размере средней заработной платы в момент аннулирования контракта. И в течение 2 месяцев в аналогичном размере (в момент трудоустройства).
При этом, последние начисления называются сохранением заработной платы. И период "сохранения" могут увеличить до 3 месяцев. Обычно это делается в отдельных случаях. И только после того, как это одобрит местная служба занятости.
При этом, надо понимать средний размер заработной платы госслужащего. Который только за 2018 год (и это по данным Росстата) составляет 125-130 тыс. рублей.
Кроме того, компенсация в размере 3 окладов выплачивается почти всегда в "исключительных случаях". Опять-таки, эксперты говорят о том, что планируемые "расходы на сокращения" это еще не реализация самих сокращений.
Иными словами: то что заявленная сумма расходов на увольнения не увеличится (раза так в два), никто не может гарантировать. Потому что с реализацией намеченных планов в РФ вообще всегда начинаются проблемы. А уж с тем, как работает закон знают практически все. Поэтому на особо "жесткое" отношение госслужащим рассчитывать не придется.
Кроме того, никто не дает четких гарантий того, что "карусель" с увольнениями не приведет к очередному разрастанию аппарата.
С другой же стороны, есть мнение о том, что уволенные не смогут вернуться на работу. Так как в их опыте работы уже не будет необходимости. Поскольку грядут системные реформы. И сотрудники занимающиеся бумажной работой и дублированием друг друга станут просто экономически невыгодны. А их место займет единая информационная система и программы.
Которые кому-то опять придется обслуживать.Впрочем, с этим особых проблем не возникает. Так как обслуживание можно отдать на аутсорс, по рекомендациям все того же МинФина.
Прогнозы по дальнейшей ситуации
В принципе, есть 3 основных направления:
- Целенаправленные технические сокращения;
- Механические сокращения;
- Выборочные увольнения по нескольким должностям.
Так, наиболее проблематичными будут целевые приказы. Например, в какое-нибудь региональное управление поступит разнарядка с требованием сокращения 20% штата. Естественно, тут же начнутся проблемы в самом коллективе. И уволят, как всегда не тех, кто плохо работает. А тех, кого не жалко.
С должностями все немного интереснее. Однако и тут региональный контроль очень ослабнет. Ведь "своих" будут переводить на защищенные должности. Вот и все.
В любом случае, уже само появление подобных планов и инициатив указывает на то, что денег в государстве катастрофически не хватает. И начали сокращать штат те, кого обычно трогают в последнюю очередь. Впрочем, намерения эти не благие, а рационально обоснованные.
Подводя итоги
Сокращение чиновников и служащих не приведет к мгновенным качественным изменениям в системе сразу. Для этого потребуется поменять правила, установленные на уровне законодательства. А вот с этим у нас как раз очень много проблем.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.