Сооружение это что такое: виды сооружений + частные, строительные, специальные
Сооружением называют строительную систему. Система эта может быть как объемной, так и плоскостной или линейной. Сооружение может обладать подземной и надземной частью. Сооружения предполагают наличие несущей конструкции. Нередко сооружение имеет ограждающую конструкцию, которая позволяет выполнять массу задач и процессов производственного характера. Сооружения имеют отдельную инфраструктуру для хранения продукции, пребывания людей и транспортировки различных грузов. По общему понятию, сооружение является конечным результатом строительства. Впрочем, сооружения могут быть и временными, а не стационарными. В этом случае конструкция возводится для решения какой-то промежуточной задачи. В каком-то смысле, временным сооружением можно назвать бытовку для строителей. Это пункт временного размещения на участке. После того как объект достроен, бытовку перевозят в другое место. Или просто демонтируют, если она не серийного образца, а самодельная. Строительство сооружений сопряжено с огромной базой нормативно-правовых актов, различных стандартов и требований. Потому что при отсутствии регулирования, дома начнут обваливаться и гореть. А под обломками коммерческих объектов недвижимости останутся десятки и сотни трупов. Это если мы не затрагиваем вопрос инженерных сооружений. От прочности которых порой зависят жизни целых населенных пунктов. Например, гидроэлектростанция. Если ее не строить по правилам, то рано или поздно, это приведет к серьезным проблемам. Вплоть до разрушения плотины и последующего затопления районов. Поэтому сегодня любое сооружение имеет собственную классификацию и нормативное определение. Давайте разбираться.
Общая классификация сооружений по критериям
Сразу скажем о том, что с позиций стандартизации и унификации, разобрать каждую из классификаций в полном объеме не получится. Потому что это слишком сложная для обывателя тема. А количество специализированных терминов на 1 квадратный сантиметр будет запредельным. Поэтому, вскользь пробежимся по каждой классификации. Начнем пожалуй с огнестойкости. Но перед этим, нужно провести четкую границу между понятиями:
- Здания.
- Сооружения.
Если вы думаете о том что это одно и тоже, вы серьезно ошибаетесь. Официальная система определений дает ряд различий. Например, для построек технического назначения, свойственно употреблять термин сооружения. Человек не находится в сооружениях постоянно. Он может заниматься эксплуатацией, обслуживанием или ремонтом. Само по себе сооружение, обычно позволяет обеспечить какие-то потребности общественного характера. Но на сооружении люди не находятся постоянно. Грубо говоря, постоянное размещение людей, это не цель для стройки сооружения. Как раз такой объект недвижимости и будет назван сооружением.
А вот для здания существует другое определение. Дело в том, что здание это как раз объект недвижимости, который был возведен для целей размещения людей. В зданиях люди бывают постоянно. При этом, здания могут быть не только жилыми. Ведь в медицинских учреждениях (например), люди не проживают на постоянной основе. И в учебных заведениях люди бывают не постоянно, а лишь в дневное время. И вместе с тем, именно такие постройки называются зданиями, а не сооружениями. С этим разобрались.
Теперь переходим к теме огнестойкости. Итак, в данной классификации определяются не сами строения, как цельная конструкция, а лишь отдельные перекрытия. И вот как раз по огнестойкости отдельных перекрытий устанавливается базовая классификация. Естественно, если материал хорошо противостоит пожару, то огнестойкость выше. Если же перекрытие (например деревянное), не имеет соответствующей пропитки, то оно загорается вмиг. Показатель огнестойкости в этом случае будет ниже.
При этом, огнестойкость измеряется сразу по 3 показателям:
- Влияние перекрытий.
- Образование пробоин.
- Обвалы.
В первом случае, определяется влияние самого перекрытия на то, как распространяется пожар в здании. Тут все предельно просто. Если перекрытие деревянное, то оно будет только способствовать распространению пожара. А если бетонное, то едва ли оно будет способствовать распространению огня.
С образованием трещин или пробоин точно такая же ситуация. Ну а обваливание обычно предполагает наличие деревянного перекрытия. Впрочем, при хорошем пожаре и высоких температурах, обвалиться может не только деревянное перекрытие. Для такой характеристики как огнестойкость, используется несколько "пределов". Естественно, самые огнестойкие перекрытия это каменные. Именно они занимают 3 первых класса:
- Несгораемый.
- Трудносгораемый.
- Сгораемый.
А вот последние 2 класса это древесные перекрытия. Разница тут лишь только в том, что один класс присваивается для оштукатуренных деревянных перекрытий. А второй класс присваивается как раз для перекрытий без отделки.
Но и пределом огнестойкости всё не ограничивается. Существует еще такой параметр, как граница. И вот этот показатель измеряется в секундах, минутах и часах. Граница огнестойкости отражает скорость разрушения конструкции под воздействием высокой температуры. Если мы говорим о лучших показателях, то они у бетона и кирпича. Перекрытия из этих материалов выдерживают от 4 до 5 часов. Если же мы говорим о древесине (пусть и с покрытием), то она может продержаться от 40 до 70 минут максимум. Кстати, это еще не самый плохой показатель. Потому что у металлического перекрытия показатели границы огнестойкости будут еще хуже. Уже через 15-25 минут с начала пожара, металлическое перекрытие начинает разрушаться.
Ну и не стоит забывать о том, что даже самые неустойчивые к огню перекрытия должны в обязательном порядке проходить специальную обработку. В случае с древесиной это пропитка. Да, полностью защитить древесину от возгорания даже в этом случае не получится. И вместе с тем, для деревянных домов это требование обязательное.
На этом пока и остановимся. Мы узнали что жилые и нежилые объекты недвижимости это здания. Строения и дома можно классифицировать несколькими разными способами. Самое время разобраться с другими сооружениями.
Важно: фундамент для нормативно-правовой базы в этой сфере образован из двух кодексов. Это Градостроительный кодекс Российской Федерации. И Жилищный Кодекс РФ.
Вернемся к видам сооружений.
Какие бывают инженерные сооружения?
Инженерные сооружения это фактически инфраструктура, которая позволяет обеспечить жизнедеятельность городов, населенных пунктов регионального значения и т.п. В общей системе определений, инженерными сооружениями можно называть:
- Трубы.
- Плотины.
- ЖД-дороги.
- Обычные автомобильные дороги.
- Дамбы.
- Эстакады.
- Мосты.
- Аэродромы и т.п.
Да, всё это можно назвать инженерным сооружением. Например, такая простая и понятная вещь как дорога. Простая и понятная она только для тех, кто ездит по дороге. А вот для строителей, разработчиков стандартов, технологов и дорожных рабочих, все не кажется таким простым.
Автомобильную дорогу называют сооружением линейного типа. Традиционно, дорога имеет достаточно большую протяженность площади для строительства. И не стоит забывать о том, что строительство дорог и автомагистралей ведется в условиях сложной инженерной и геологической обстановки. Особенно, если мы говорим о каких-то крайне серьезных и сложных регионах. Вроде Кавказа или Урала. Где строительство обычной дороги может превратиться в настоящее приключение. Ведь кроме подтопления, в горной местности дорогу может просто завалить. А на отдельных участках ландшафта, для строительства дороги приходится в буквальном смысле "двигать горы".
Естественно, у такого линейного сооружения, как автомобильная дорога, тоже есть своя внутренняя классификация. Ведь бывают не только асфальтированные дороги, как в крупных городах. Но и грунтовые или отсыпные.
Кстати, инженерные сооружения могут быть и на дорогах. Например, для того чтобы защитить автомобильную или железную дорогу от размытия или осыпания, используют отсыпку. Кроме того, для отведения поверхностных вод применяют системы каскадного водоотведения. Чтобы дорогу можно было переходить, используются мосты и другие переходы. Это эстакады, путепроводы и т.п.
Железная дорога это еще более сложное инженерное сооружение, в отличие от автомобильной. Потому что в отличие от автомобильных дорог, железные имеют собственную (уникальную) специфику. Поэтому для прокладки железных дорог приходится привлекать узкоспециализированных специалистов, больше персонала и т.п.
Если мы говорим о таких побочных инженерных сооружениях как путепроводы, мосты и трубы, то для их возведения используются дополнительные материалы. Это бетон (в том числе и армированный), специальные металлические фермы и другие составные части.
Кстати, инженерным сооружением в этом контексте можно назвать еще и туннель, сочетающийся с автомобильной трассой или железной дорогой. Кстати, для работы с такими инженерными сооружениями приходится привлекать еще больше ресурсов и персонала. А квалификация инженеров здесь требуется особая. В противном случае тоннель просто обрушится. Если же мы говорим о каких-то крупнейших туннелях, то порой, такие сооружения возводятся десятилетиями. И обслуживаются на постоянной основе сотнями, если не тысячами сотрудников. Ведь в каком-нибудь крупном тоннеле нужно следить за:
- Безопасностью движения.
- Вентиляционными системами.
- Работоспособностью всей автоматики.
- Пожарной безопасностью и т.п.
В этом контексте, крупные и длинные тоннели можно назвать одним из самых сложных линейных инженерных сооружений. По уровню, такие инженерные сооружения сравнимы с мостами через проливы и крупные каньоны (в условиях местности некоторых штатов в США).
Что такое гидротехническое сооружение?
Строительство сооружений этой категории всегда связано:
- С огромным риском.
- С крайне сложной технологией строительства.
- С необходимостью использования специализированных материалов.
- Со сложностью проектирования сооружения и т.п.
По общему правилу, гидротехническим сооружением называют некий объект, который возводится рядом с водой. Или прямо на воде. Такой объект необходим для потребления воды, или для ее ограничения. Кроме того, гидротехническим сооружением можно назвать систему отведения вод. Естественно, не каждую систему водоотведения можно назвать гидротехническим сооружением. И вместе с тем, это одна из разновидностей.
Сам процесс первичного проектирования гидротехнического сооружения уже связан с серьезными проблемами и повышенной сложностью. Ведь одних теоретических выкладок будет явно недостаточно. Тут нужен научный подход, проверенные временем решения и специальные технологии. Кроме того, для возведения таких серьезных объектов сегодня используется целая отраслевая наука. Это гидротехника. Именно это научное направление позволяет вырабатывать правила и нормы для возведения и проектирования гидротехнических сооружений. Но одной лишь гидротехникой дело не обходится. При строительстве гидротехнических объектов применяется и масса других смежных сфер.
Гидротехнические сооружения в примерах
Самое понятное для обывателя гидротехническое сооружение это дамба. Дамбой могут называть даже гидроэлектростанцию. Но в формальной системе определения дамба это преграда, позволяющая отделить участок местности от воды. Изредка дамбы сооружают для того, чтобы защититься от лавин из снега. Однако, наиболее часто дамбы используются все-таки для защиты от обычной воды. Дамба это насыпь из грунта (не всегда), позволяющая регулировать потоки воды. Нередко дамбы используются в качестве дорог:
- Железных.
- Автомобильных.
Сечение дамбы всегда трапециевидное. Так как именно эта форма позволяет сохранить целостность дамбы и снизить вероятность ее разрушения. Да, именно снизить вероятность, а не исключить полностью. Потому что дамбы рассчитаны на определенный поток воды, и при его увеличении, они могут прорываться. Прорыв дамбы это не самое приятное событие. А иногда и смертельно опасное.
Что до верхней части дамбы, то она может быть открыта для пешеходов или автомобилистов. В отдельных случаях, на верхней части дамбы размещают железнодорожный путь. В любом случае, дорожное полотно должно размещаться на высоте не менее 1 метра, от метки предельного уровня воды.
Кроме того, ширина дамбы определяется по разным формулам. Если мы говорим о верхней части, то обычно ее определяют по ширине размера дорожного полотна. Если же мы говорим о морских и речных дамбах, то здесь применяется другая технология расчета ширины. Обычно морские и речные дамбы строятся с учетом условия устойчивости.
Опять-таки, для возведения дамбы не получится использовать любой грунт. Да, ограничения есть даже по виду грунта. Если грунт удерживает в себе жидкость, то для строительства дамбы он не годится. В противном случае всё сооружение начнет разваливаться.
Гидроэлектростанция, как сооружение
А вот полноценная электростанция на реке, это куда более серьезное гидротехническое сооружение, в сравнении с обычной дамбой. Ведь задача гидроэлектростанции в том, что она генерирует электрический ток за счет турбин. Такие электростанции приходится возводить:
- В крупных каньонах.
- На реках.
Сложность ландшафта это не единственный критерий, который необходим для строительства полноценной ГЭС. Дело в том, что для гидроэлектростанции нужен постоянный источник воды. А вот с этим не всё так просто, как может показаться изначально. Для того чтобы гидроэлектростанция вообще сохраняла работоспособность, она должна иметь запас воды. Этот запас воды организуется посредством создания специальных и очень крупных дамб. Такие дамбы называются плотинами. И если дамба это достаточно простое (с инженерных позиций) сооружение, то с плотиной все намного сложнее. Это тоже гидротехническое сооружение, но для его возведения приходится потратить очень много ресурсов, времени и усилий. Ведь задача плотины в том, что она сдерживает огромные запасы воды. Следовательно, плотина должна быть очень прочной. Иначе, при ее прорыве катастрофы избежать не удастся.
Изредка, гидроэлектростанции работают и без плотин. Это обеспечивается за счет деривации, т.е. естественного потока воды. Хорошим примером является ДнепроГЭС. Впрочем, даже на этой крупнейшей гидроэлектростанции, без плотины обойтись не удалось. Это целая система каскадов, инфраструктурных гидротехнических сооружений, пунктов управления и шлюзов.
Ну и раз мы затронули вопрос ГЭС, не будет лишним упоминание и о плотинах. Традиционно, плотиной называют гидротехническую конструкцию, которая создает преграду для потока воды. Сама плотина позволяет создать водохранилище, которое и создает напор для ГЭС. Плотины бывают разными, но сейчас этот вопрос мы широко раскрывать не будем. Так как это тема для отдельной, и очень крупной публикации.
Заключение
Ну а на этом пока и остановимся. Мы не успели разобрать сооружения для спорта, разные классификации для городских и промышленных сооружений. Не рассмотрели все критерии для классификации сооружений. Но успели разобраться с вопросом различия здания и сооружения. Так или иначе, но тема любых сооружений требует детализации в каждом моменте. Что не удастся организовать в рамках одной публикации. Поэтому, в следующих статьях мы обязательно рассмотрим отдельные разновидности сооружений, а также поговорим о нормативно-правовой базе, регулирующей каждую классификацию. Ну а на сегодня всё.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.