Зарабатывать на аренде спецтехники - бизнес идеи для начинающих и опытных
Сегодня мы расскажем о том, как можно зарабатывать на аренде спецтехники. Это достаточно стабильное направление, но в крупных городах на нем очень высокая конкуренция. Давайте разбираться.
Вводная
Бизнес этот мало кому покажется привлекательным. Ведь это не аренда:
- Представительских машин.
- Лимузинов.
- Свадебных экипажей и т.п.
И вместе с тем, этот рынок может разрастись до объемов больших, чем у каршеринговых компаний всех вместе взятых. Речь не о полноценном преимуществе, а скорее о:
- Динамике спроса.
- Капитализации.
В РФ область аренды спец.техники имеет свои внутренние особенности. Во-первых, лизинговая схема использования строительной техники снижает издержки. Ведь позволить себе приобрести целый парк специальной техники могут единицы. А что делать коммунальщикам или строительным компаниям? На деле, проще арендовать специальную технику, чем держать ее у себя на балансе. Фактически, схема аренды как раз призвана сильно сэкономить затраты на эксплуатацию. Общие цифры прироста показывают динамику около 10% в год.
Во-вторых, сам по себе объем рынка крайне незначительный. Если сравнивать с тем, что происходит в странах ЕС, мы отстаем по объемам в 20-30 раз. Ситуация примерно следующая:
- В ЕС объем порядка 20 млрд. долларов США в год.
- В России он равен всего 130-150 миллионам долларов в тот же период.
Кстати, 2-мя годами ранее (2018) спрос резко скакнул на 55-63%. Это касалось не только ИП с частниками, но и крупных корпоративных клиентов.
По цифрам получается что-то подобное:
- Усредненная прибыль около 400 тыс. рублей.
- Точка безубыточности в 2-3 месяца.
- Первоначальные инвестиции около 8 млн. рублей.
- Окупаемость не меньше 1.5 лет.
Кстати, некоторые схемы для лизинга могут даже субсидироваться государством. Обычно это касается тех направлений, что связаны с сельхоз-производством.
Сдача спецтехники в аренду и общие расценки
Для начала определимся с:
- Сильными сторонами.
- Слабыми сторонами.
- Угрозами и возможностями.
Начнем в правильной последовательности. Из сильных сторон можно выделить обширную область для поставки собственных услуг. В каналах продажи дефицита тоже не наблюдается. Что подкрепляется возрастающим спросом на аренду специальной техники. При этом, по нашему плану вы сможете адаптироваться к рынку, который будет меняться. Это касается того, что происходит в России сегодня. Плюс к тому, сильной стороной является индивидуализация подхода к каждому клиенту.
Слабых сторон тоже хватает. Во-первых, персонал может работать плохо, в нарушение всех регламентных норм. Тут появляется риск того, что спецтехника будет чаще выходить из строя. Ну и о конкуренции забывать не стоит, она все-таки существует.
Что до угроз, то это стандартный список. И одной из ключевых в нынешнее время является проблема снижения покупательской способности. Что приведет к фактическому снижению спроса на аренду спецтехники. Увеличение арендной платы тоже может ударить по бизнесу самым неожиданным образом. Высокая конкуренция на рынке является не самой опасной угрозой, но в нынешней ситуации она может перерастать во что-то большее. Да и увеличение стоимости расходников и топлива радости вам не добавит.
Что до возможностей, то тут есть куда расти. Вы можете заниматься побочно еще и другими направлениями:
- Лизинг.
- Сервисное обслуживание.
- Полноценная база ремонта.
Плюс к тому, для стабильной компании открывается возможность постоянной работы с муниципальными предприятиями и крупными корпоративными клиентами. Но там уже есть своя специфика. Да и расширять свой бизнес можно почти неограниченно. Естественно, рамки вашего населенного пункта и прилегающих территорий все-таки устанавливаются. Потому что гнать бульдозер из Владивостока в Брянск никто не будет.
Что до услуг, то как вы понимаете, это предоставление спецтехники в аренду. Речь о технике на колесном ходу, водителя от компании здесь не предлагается. Основных направлений 4:
- Автоцистерна (ассенизаторы, 1120 рублей за 60 минут).
- Экскаватор-погрузчик (1.4 тыс. рублей).
- Автокран (1.2 тыс. рублей).
- Самосвал на 20 тонн (около 1000 рублей).
Есть еще и система лояльности для тех, кто будет брать технику в аренду на долгосрочное пользование, предоставляется скидка до 20%. Скидка рассчитывается от почасовой ставки.
О рынке сбыта
Какие-то усредненные прогнозы и исследования делать еще рано. Слишком молодое направление. И вместе с тем, какие-то общие традиции и тенденции уже намечаются. Поэтому их можно использовать при расчете бизнес-плана. Это не бизнес-план на покупку с х техники. Важно понимать эту особенность, так как для сельскохозяйственной техники. Как мы уже говорили выше, ситуация примерно следующая:
- Мировой рынок в докризисное время имел около 50 млрд. долларов США оборота.
- На страны ЕС приходилась доля в 40-50%.
- РФ занимает в этой области всего 5% от общего объема.
Среднегодовая динамика роста устанавливалась на уровень в 10%. Это до самоизоляции и пандемии. Что будет дальше еще не совсем понятно. Но темпы роста в 10 процентов позволяют окупать инвестиции примерно за 4-5 лет.
Вернемся к структурной схеме спроса. Практика показывает, что около четверти общего объема спроса приходится на грузоперевозки с возможностью самопогрузки. Обычно это:
- Автоплатформы с собственными манипуляторами.
- Самосвалы разной грузоподъемности и т.п.
На втором месте у нас область в 15% от общего объема спроса. Это касается:
- Трейлеров.
- Удлиненных грузовых платформ.
Ну а на подъемную технику приходится порядка 10% общего объема. Это манипуляторы, отдельные вышки и краны. Замыкают список автомобили для коммунальных служб. Это:
- Мусоровозы.
- Чистящие автомобили.
- Автоцистерны.
- Экскаваторы и т.п.
В качестве клиента здесь видятся жилищные кооперативы, товарищества собственников жилья и отдельные компании. Сторонние юридические лица обычно занимаются благоустройством города.
Крупных игроков на этом рынке пока не намечается. Но, как и все в РФ, тут тоже выигрывают компании работающие на государство. Представителями категории государственных клиентов тут выступают:
- Минсельхоз.
- Минпромторг.
Надо понимать, что на первых порах получить такой контракт не удастся. Потому что война там ведется нешуточная. Впрочем, это уже к вопросу об особенностях внутреннего устройства рынков в РФ. Практически везде ведется борьба за право сотрудничать с государственными службами и органами. Это можно сказать уже сложившаяся практика.
Подытоживая этот раздел, отметим, что рынок аренды спецтехники имеет хорошие перспективы. И ориентироваться надо на удовлетворение спроса со стороны:
- Государственных ведомств и муниципалитетов.
- ИП.
- Частных клиентов.
А теперь немного о продажах.
Маркетинговый анализ
Начнем с определения ЦА. Группу своих потенциальных клиентов надо изучать на примере конкретного города или региона. Специфика регионов здесь очень сильно сказывается на успехе вашего будущего предприятия. И базовой категорией клиентов являются:
- Единичные корпоративные компании (на разовых контрактах).
- Строительные компании среднего размера.
Спецтехники у них собственной нет. И строители например, арендуют ее для того, чтобы отремонтировать какую-нибудь крышу. Также им нужно копать котлованы, но держать ради этого экскаватор у себя в автопарке они не будут. Корпоративные клиенты тоже преследуют аналогичные задачи и цели. Они работают по схеме, предусматривающей единичный ремонт каких-то инженерных коммуникаций. Практика показывает, что на эту группу клиентов приходится от 25 до 50% общего объема спроса.
За ними следуют коттеджные, садовые и дачные кооперативы. Это могут быть и товарищества, юридическая форма здесь не так уж и важна. У них есть потребность в периодических работах по благоустройству. Сюда же добавляются различные ТСЖ и другие объединения собственников многоквартирных домов. По некоторым подсчетам, на этом направлении концентрируется до 40 процентов общего спроса.
Ну и замыкают список частные клиенты, которые арендуют специальную технику для единичных задач. На это уходит около 10% от общего объема. Задачи здесь в основном связаны с частными домами, но могут попадаться клиенты с офисными зданиями и т.п.
Не забывайте и о заказчиках со стороны муниципалитетов и государственных органов. Правда вся работа выстраивается здесь через:
- Тендеры.
- Аукционы.
В некоторых регионах они занимают до половины общего объема спроса. Проблема только в том, что конкуренция концентрируется именно на таких заказчиках. А кто у нас в России обычно выигрывает тендер мы уже прекрасно знаем. Обсуждать тут нечего, и вместе с тем, нацеливаться на таких заказчиков стоит. Но только после того как вы наработаете уже частную клиентскую базу.
О стимулировании продаж
Торговля спецтехникой на этом этапе нас еще не очень интересует. Мы займемся этим вопросом чуть позже. Остановимся на рекламе. Методов и направлений достаточно много:
- Баннеры и рекламные щиты.
- Электронные СМИ.
- Печатные площадки и т.п.
В приоритет для размещения своих щитов и растяжек надо ставить коттеджные и дачные поселки. А также строительные рынки, промзоны и т.п. Стоит исследовать и супермаркеты, строительные магазины и т.п. А вот с электронными СМИ все немного сложнее. Обычно это касается тех ресурсов, которые работают по смежным тематикам:
- Транспортные услуги.
- Благоустройство.
- Строительство.
- Ландшафтный дизайн и т.п.
В период после самоизоляции восстановятся некоторые аукционы и выставки. Есть смысл участвовать в таких мероприятиях с собственными стендами. Не забывайте и о необходимости разработки собственного сайта в интернете. Конкретную модель мы советовать не будем, но обычно это выглядит следующим образом:
- Затраты в среднем 50-60 тыс. рублей за месяц.
- Визитка или сайт для прямого сбора заявок.
- Лендинг для коммерческого предложения.
На этом с рекламой пока притормозим. И перейдем к самому плану производства.
Какую купить специальную технику для бизнеса?
Содержание автопарка можно представить следующим образом:
- FAW 3310 (самосвал)
- WZ30-25 (экскаватор колесный).
- КО-503 (автоцистерна).
- ГАЗ 3309 (автокран).
Оборудование будет представлено несколькими категориями. Это офисные комплекты, бытовое оборудование и противопожарное оснащение. В принципе, сюда же можно добавить очень уплотненную автомастерскую (мобильную). Она будет обслуживать технику.
Все автомобили будут использоваться без жестких ограничений по сезону. Приобретать спецтехнику придется со вторичного рынка или по лизинговому договору. Практика показывает, что стоит обратить внимание на аукционы, где ведутся торги банкротов. Это сильно экономит первоначальные затраты.
Вопрос о том, стоит ли покупать экскаватор погрузчик для работы, как правило, не стоит. В рамках нашего бизнес-плана. Но вы можете его откорректировать и подстроить под специфику своего региона и населенного пункта. Возможно в вашем случае экскаватор и не потребуется.
Вопрос юридической регистрации
Оптимальным вариантом для регистрации подобного бизнеса считается индивидуальное предпринимательство. Обычно используется УСН по ставке 6% с дохода. Регистрировать компанию придется в формате заявления в местный ФНС. Вариантов несколько:
- По месту жительства.
- По месту нахождения.
Практика показывает, что весь процесс регистрации обходится в 10-15 тыс. рублей. Тут есть целый список ОКВЭД-ов, но мы на них останавливаться не будем. Дело в том, что для регистрации потребуется еще несколько процедур:
- Постановка транспорта на учет.
- Оформление страховых полисов.
С регистрацией все и так понятно. Придется регистрировать свой парк техники в ГИБДД и получать дополнительные разрешения. Дополнительные разрешения обязательны, так как речь идет об эксплуатации специальной техники. Что до страховой процедуры, то бюджет на сертификацию равен сумме в 140-160 тыс. рублей. Не забывайте и о том, что придется оформлять страховку подвижного состава. На парк в 9 единиц техники потребуется сумма в 700-900 тыс. рублей.
Объекты недвижимости
С главным офисом все в принципе понятно. Он должен быть доступен (с позиций логистики) для клиентов. Поэтому, если вы собираетесь работать вблизи коттеджного поселка, то и офис должен располагаться где-то неподалеку. По нашему плану предполагается наличие:
- Офиса.
- Стоянки техники.
Специальные требования для офиса мы не устанавливаем, он должен рассчитываться на 3-5 человек персонала. Можно организовать комнату для работы с клиентами.
А вот для стоянки техники придется подыскивать подходящее место. Самый хороший вариант-производственные утепленные гаражи. Если ничего такого не наблюдается, то ориентируйтесь на стоянки с охраной. Но без навеса эксплуатировать такую площадь точно не стоит. Иначе большая часть машин начнет откровенно "сыпаться". Такова уж специфика наших климатических условий. С южными регионами в этом плане проще. Но и там без навесов на открытой площади делать нечего.
Фонд оплаты труда мы посчитали в объеме 180 тыс. рублей. Это 5 сотрудников включая и директора + страховые взносы. Директор в среднем будет получать 50 тыс. рублей (это оклад + дополнительные надбавки). Механик будет получать 30 тыс. рублей без прибавки (т.е. голый оклад).
Ключевым по квалификации будет механик. Их у нас в калькуляции 2. Заниматься им придется обслуживанием транспортного парка. Плюс к тому, механики будут заниматься периодическими проверками и осмотром специальной техники. И до того как она будет передана клиенту, и после того. От подготовки механика зависит работоспособность всего парка техники. Плюс к тому, именно он будет выявлять скрытые повреждения, принесенные очередным клиентом.
Есть в штате и специалист по работе с претензиями. В частности, он будет опираться на профессионализм механикам. Этот же сотрудник будет сопровождать и разрешать конфликтные ситуации, вести базу договоров и выполнять другие, не менее важные задачи. Естественно, у этого сотрудника должно быть юридическое образование (высшее). Не помешают и профильные знания в области дорожной и строительной техники.
Менеджеру придется заниматься работой с клиентами. Он же организовывает весь делопроизводственный процесс. Готовит контракты, производит расчеты по оплате и т.п.
Ну а директор займется общим администрированием, и общим взаимодействием с клиентами. На директора "вешаются" задачи связанные с рекламой, интернет-продвижением.
План финансовых расходов
Для сотрудников предусмотрены официальные договора по ТК РФ. Работать будут на графике 5/2. Для менеджера и директора помимо оклада открыта еще и премиальная часть заработной платы. Она привязана к проценту от заключенных сделок. Бухгалтерский учет будет передан на аутсорсинг. Поэтому в калькуляцию мы его не закладываем. В качестве первоначальных инвестиций мы заложили:
- Закупку техники и оборудования (7 млн. рублей).
- Регистрацию 150 тыс.
- Подготовку помещений (300 тыс.).
- Работу с сайтом (50 тыс. рублей).
- Регистрацию автопарка и страховка (400 тыс. рублей).
В категорию других расходов уходит еще 100 тыс. рублей.
Не забывайте о том, что по текущей модели одних только ежемесячных расходов "накапало" порядка 1 млн. рублей. И это не только сервисное обслуживание, но и топливо с расходниками (самая крупная статья расходов).
В остальном, все укладывается в рамки. И все-таки, стоит понимать, что расчеты условные, так как были произведены в период до всеобщей самоизоляции. Сейчас ситуация сильно поменялась.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.