Рафтинг и путешествие по рекам – сплав по реке и озеру + экстрим, ценны, путешествия
Сегодня мы расскажем о том, что такое сплав по реке. Мы уже разбирали эту тему в одной из предыдущих публикаций, но лишь частично. Теперь же расскажем обо всех деталях, которые обязательно нужно знать, в процессе сплава. Ведь занятие это достаточно опасное и специфическое. А рафтинг сильно отличается от стандартных туристических сплавов, которыми обычно занимаются простые любители. Давайте попробуем расставить все точки над i в этом вопросе, и разобраться в теме полностью.
![Рафтинг и путешествие по рекам – сплав по реке и озеру + экстрим, ценны, путешествия Рафтинг и путешествие по рекам – сплав по реке и озеру + экстрим, ценны, путешествия](/upload/iblock/9dc/9dcdbe2fdda9dfca4223d10047077a56.png)
Введение
Сплавами называют прохождение водных маршрутов по:
- Рекам.
- Озерам.
- Крупным водоемам.
- Каналам и т.п.
Это одна из разновидностей спортивного туризма. Правда некоторые виды сплавов можно отнести еще и к экстремальному спорту. Это называется другим термином-рафтинг. Дело в том, что рафтинг предполагает прохождение очень экстремальных маршрутов.
Человек без подготовки к рафтингу допускаться не должен. В противном случае риск того, что потом придется вызывать водолазов для поднятия трупа, увеличивается по экспоненте. Сплавляются на различных плавсредствах:
- Бублики
- Резиновые лотки.
- Плоты.
- Катамараны.
- Каяки.
- Байдарки.
- Рафты.
Давайте попробуем разобраться с тем, что это такое.
О бубликах
Начнем с самого нестандартного плавательного средства на данный момент. Это бублик, или карабубер. В частности, плавсредство под названием карабубер считается эксклюзивной разработкой российской компанией Кулик. Это достаточно необычное плавательное средство. Оно используется для прохождения:
- Узких водных артерий.
- Рек экстремальной сложности.
- Дальних маршрутов.
Особая конструкция позволяет проходить реки с самой высокой категорией сложности (шестая). В последние годы их постепенно начинают использовать профессиональные спасатели. За счет того, что эта конструкция неплохо подходит для автономных аварийно-спасательных работ.
Сам карабубер используется для прохождения крайне сложных и экстремальных маршрутов для двух пассажиров. На раме можно расположить целый комплект походного оборудования. Управлять этой нестандартной конструкцией могут сразу 2 человека. Комплектуется судно веслами для каноэ.
Безопасность карабубера в том, что пассажиры судна и гребцы сидят в самом "бублике" К корпусу есть дополнительная фиксация, при помощи обычных ремней безопасности. Кстати, сама конструкция ремней заслуживает отдельного внимания, ведь она фактически не стесняет движений гребцов.
Сами бублики это большое кольцо разделенное на несколько баллонов. Кроме того, конструкция ассиметрична. Соответственно, при перевороте судна, оно естественным образом возвращается в свое стандартное положение. За счет этого и обеспечивается высока проходимость по экстремально сложным маршрутам.
В отличие от традиционного судна, карабубер не переворачивается в постоянную позицию. А дно и верхнее покрытие баллонов сделано из специального ПВХ. Кроме того, каркас сделан из стали Д16Т. А в каждом баллоне по 2 отдельных емкости для надува. Соответственно, даже если вы умудритесь проткнуть часть баллона, судно полностью не утонет, ведь вторая емкость будет обеспечивать положительную плавучесть.
В длину карабубер 4 метра, а в ширину чуть меньше трех. Но ширину здесь надо воспринимать сразу по двум показателям. Ведь 2.7 метра ширины это размер по краям баллонов.А каркас шириной меньше полутора метров. В высоту карабубер 2 с половиной метра. Стандартный экипаж состоит из двух человек.
Собрать это плавательное средство можно буквально за час, а весит оно всего 50 килограмм. В сложенном виде отличное помещается в салоне автомобиля.
Но эти данные заявлены только для конкретного судна, производимого одной компанией. Существуют экземпляры из специальной ткани ТЛФ. А сами баллоны изготавливаются из воздухонепроницаемого полотна. Оно базируется на основе из синтетического материала, и покрывается резиной с обеих сторон.
Кстати, сама конструкция появилась еще в 1981 году. Когда туристы в СССР начали экспериментировать с различными весельными плотами. Именно тогда придумали механизм с противо-переворотными гондолами. Правда сама конструкция не дает 100-процентной безопасности. Да, на сайте продавца говорится о безопасности при прохождении, и указываются характеристики.
Но на деле, это все-таки не самое надежное плавсредство. Упоминают о том, что было несколько случаев попадания в так называемую "бочку". Плавсредство крутилось в этой бочке почти час, пока баллоны не начали рваться. Именно после таких прецедентов начали использовать водные парашюты в обязательном порядке
Поэтому вездеходность и абсолютная безопасность не достигается даже при использовании таких плавсредств. Кроме того, уже есть немало случаев, когда люди все-таки погибали. Ремень безопасности аналогичным образом является слабым местом конструкции. Поэтому продумывать собственную экипировку придется все-таки самостоятельно. А если вы будете полагаться исключительно на плавсредство, то есть большая вероятность столкнуться с непредвиденным обстоятельствами.
О плотах и их постройке
Если бублик имеет хоть какое-то реальное производство, то вот направление плотов так никто до сих пор в коммерческих целях и не освоил. Поэтому большая часть моделей это любительский самострой. Давайте попробуем разобраться со строительством простого плота. Сплавы по рекам на плоту допускаются только на очень тихоходных артериях. Речи о том, чтобы пройти на плоту серьезную горную реку, даже не идет. Потому что ни одна конструкция просто не выдержит малейших боковых перегрузок или сильных ударов. Да и сама концепция сплава на плоту предполагает простое и умиротворяющее путешествие, а не виражи и жесткий экстрим.
Описываемая конструкция подходит для равнинных рек со следующими характеристиками:
- Усредненная ширина 150-200 метров.
- Скорость течения от 2 до 5 километров в час.
- Судоходство отсутствует.
По крайней мере, никаких барж на таких реках быть не должно. Максимум небольшие частные лодки или баркасы. Это позволяет создать идеальные условия для простого и спокойного путешествия.
Строится плот по заданным чертежам и из автомобильных камер. Есть большое количество разных сложных схем, но плоты на камерах используются практически повсеместно. Они получают лучший эффект скольжения по поверхности воды, нежели стандартные бревенчатые конструкции.
Естественно, в обычных городских условиях все составляющие элементы конструкции найти проще. Потому что в условиях квартиры вы не сможете хранить сразу 20-30 бревен.
Ну и бревенчатый плот имеет ряд недостатков. Он не идеален хотя бы потому, что большая его часть по умолчанию находится на воде. И стоит лишь начаться незначительному волнению, как все затопит. С плотами на автомобильных камерах все проще, ведь до воды остается 20-30 сантиметров. Этого хватает для спокойных тихоходных рек.
Да и мели на таких плотах переходить проще. Потому что на бревенчатом плоту вы закончите собственное путешествие на первой же мели или перекате, Перетащить его целиком не получится, а на переборку уйдет такое количество времени, что проще будет вернуться домой.
Кроме того, вам потребуются предварительные расчеты. Все формулы и чертежи вы можете найти в свободном доступе в интернете. В нашем случае получаются следующие параметры плавательного средства:
- Грузоподъемность 800 килограмм.
- Парус (5,5 метров квадратных).
- Ширина 2.7 метра.
- Высота по мачте 3 метра.
- Длина 5.5 метров.
- Длина по щиту (4.5 метра).
Естественно, одним щитом дело не ограничивается. Сам щит будет базироваться на камерах от грузовых автомобилей. На проект с заявленными данными потребуется 8 камер от МАЗа или Камаза, тут уже сами решайте, что вам будет проще достать. Обвязку камер нужно осуществлять при помощи капрона. Дело в том, что ни одна веревка не выдержит постоянного воздействия воды Плюс к тому, капроновая веревка не растягивается от длительного смачивания.
Обвязка осуществляется в местах сочленения камер. Естественно, щит будет стоять на несущих брусьях, желательно квадратного сечения. Палуба делается из обычных досок, но проследите за тем, чтобы они были нормального качества. Впрочем, если поблизости нет нормальной лесопилки или строительного магазина, то можно просто воспользоваться какими-нибудь отходными материалами. Но не используйте срезки., так как в большинстве случаев обтачивать и прибивать там нечего. Палуба должна быть качественной и прочной, так что выбирайте материал исходя из здравого смысла.
Разнос платформы должен быть по 0.5 метра с каждой стороны. Краями плот будет опираться на берег, иначе пробить камеру получится очень быстро. А так, камеры не будут упираться в берег.
Сам плот наверняка стоит оборудовать каким-нибудь навесом. Установка полноценной мачты с парусом это лишь вопрос личных предпочтений. Не забудьте оборудовать сидячие места с опорой спины для гребущих мест. Иначе спины гребцов откажутся сгибаться уже буквально на следующий день.
По тихими и спокойным рекам обычно даже не используется рулевое весло, но его нужно обязательно устанавливать. Кроме того не забудьте взять с собой пару запасных камер. Потому что представленная конструкция обязательно начнет крениться сразу после того, как вы проколете одну из камер. И это автоматически приведет к ухудшению управляемости. Поэтому нужны запасные камеры.
Кроме того, платформу стоит оборудовать трапом. Чтобы сходить на любой берег. Так как при швартовании в камышах без трапа вам придется несладко, ведь под ногами может оказаться минимум полметра болота или просто воды. А значит, придется испытывать дополнительные проблемы.
О каяках и байдарках
В принципе, серьезных различий между этими двумя суднами нет. Конструкция одна и та же. Общие признаки тоже присутствуют:
- Есть упоры для спины и ног.
- Управление при помощи весел (на 2 лопасти).
- Гребной в судне или на нем.
- Корма и нос прямые.
- Днище судна килевое (по умолчанию).
Правда и различия между каяками и байдарками все-таки существуют. В первом случае подразумевают обычно 1/2-местные. А вот для каяков есть и 3-4 посадочных места. Как раз такие многоместные каяки предназначены для серьезных плавов. Для сплавов по более или менее спокойным рекам можно использовать надувные судна. У них есть ряд характеристик:
- Грузоподъемность.
- Осадка.
- Защита.
- Простота сборки.
- Устойчивость.
- Компактность.
- Малый вес.
Параметры грузоподъемности прямо зависят от того, какую конкретную модель вы выдержите. Если у вас 1-2 человека максимум, то можно начинать подбор со стартовой грузоподъемности в 300 килограмм. Этого хватит не только для двух взрослых людей, но еще и для оснащения (туристического).
По осадке ориентируйтесь на диапазон в 10-15 сантиметров. Благодаря этому вы сможете легко проходить мелкие места. Ну и защита от потопления тут обязательная. Так как речь все-таки идет о надувной конструкции. При протыкании одного из баллонов судно будет оставаться на плоту еще какое-то определенное время.
Устойчивость к перевороту это обязательная характеристика. В особенности, если вы собираетесь сплавляться с детьми.
Скорость подготовки не так уж важна по сути, но обычно за 15 минут удается подготовить всю конструкцию для сплава. Естественно, без обвязки багажа и погрузки экипажа. Ну и последним требованием к надувным каякам является вес. Обычно двухместные каяки надувной конструкции ограничиваются весом до 20-35 килограмм.
Сплав по реке может быть обычным туристическим, или спортивном. Для последней категории придумано даже специальное название, именуемое рафтингом.
Что такое рафтинг?
Традиционно считается, что рафтинг это необходимая мера американской армии, которая была во Вьетнаме. По сути, американцам надо было как-то транспортировать груз и свой личный состав между базами, а через джунгли проходить было по меньшей мере опасно для жизни. На реках тоже была не лучшая обстановка, и все-таки безопаснее чем на земле. Именно так и появились предпосылки к появлению нового вида спорта. Именно в США в итоге этот вид спорта и появится.
А первые соревнования уже в СССР проведут в 1989 году на речке Чуя. Тогда почувствовали 14 государств и больше 100 различных команд.
Первый неофициальный чемпионат мира как ни странно был спонсирован брендом Camel и проведен в 1995 году. Условно, весь рафтинг можно разделить сразу на 3 больших категории:
- Туристический.
- Походный.
- Спортивный
Туристическим рафтингом часто называют обычные сплавы по рекам. Иногда они даже укладываются в 4-5 часов. Однако, даже для туристического рафтинга нужен опытный человек. Который и будет координировать действия всей команды.
Походный рафтинг это некий симбиоз спортивного и туристического направлений. Походный рафтинг обычно предполагает сразу несколько ключевых этапов, которые нужно будет проходить. Ну а спортивное направление это высший пилотаж. Сюда без подготовки просто не пустят, и для жизни это не самое безопасное занятие.
Рафтинг все-таки имеет обособленное выделение среди обычных сплавов. Все дело наверное в том, что здесь используется специальное судно. Созвучное судно (называется рафтом). Рафт это такая специальная лодка, которая имеет несколько секционных баллонов и палубу (самосливную). Палуба эта находится выше ватерлинии. Естественного, разрабатываются рафты с таким расчетом, чтобы их было крайне сложно утопить.
Именно на рафтах можно проводить мелководье, стремнину или крутой речной порог. И рафты заслуженно получили свое признание, ведь любая жестка лодка может сломаться об камень, если ее развернуть бортом.
Рафту же это не грозит, там почти нечему ломаться. Ну кроме опорно-двигательной системы и черепов сидящих в нем. Поэтому этот вид спорта считается крайне экстремальным.
Удивляет и количество народу, которое может находиться на одном борту. Минимум 2, а максимум 18. Правда 18 это что-то уже из мира плотов, и по крутым горным рекам обычно таким количеством народу не сплавляются. Потому что контролировать действия такой толпы людей крайне сложно, а любой неверный маневр будет крайне сложно исправить.
Стандартные рафты рассчитываются на 2, 4 или и 6 человек. Тут используются 1-лопастные весла. Кроме того, рафт в обязательном порядке оснащается леером по периметру. Леером называют канат, за который вы сможете ухватиться, если вдруг выпадете за борт.
Правда леер не всегда помогает, так что это скорее побочное спасательное средство, но точно не первоочередное.
Кроме того, рафтингом не называются простые равнинные заплывы по крупным рекам. Это всегда наличие рафта, горной реки и препятствий. Препятствия бывают разными, и тут уже все зависит от того, какая категория сложности установлена для маршрута. Рафтинг не предполагает прохождения против течения. Потому что против течения, по местам где бывают рафтеры, не получится даже нормальной встать или закрепиться. О том, чтобы плыть, не идет даже и речи.
Экстремальный сплав на рафтах
Для новичков это судно достаточно безопасное. Естественно, если человек сразу не пытается спускаться по горной реке без опытного рулевого. Каждый рафт имеет собственный баллон, деленный на несколько секций. Практика показывает, что тут есть прямая зависимость между:
- Маневренностью.
- Количеством секций.
- Безопасностью.
Грубо говоря, чем больше этих секций у баллона будет, тем хуже маневренность судна. С другой стороны, большое количество баллонов позволяет получить большую безопасность.
Общий смысл тут в том, что крупные секции при пробитии быстро выпускают воздух из себя, и положительная плавучесть судна снижается. Остальным секциям придется удерживать плавсредство на воде. Соответственно, чем больше секций, тем меньше воздуха (и плавучести как следствие) вы потеряете из баллона.
Естественно, для рафтинга используется полный комплект снаряжение, от спасательного жилета, до каски. Порой не помогает и это. Но сплавляться без этого нельзя, так как шансы утонуть или оставить содержимое головы на камне очень велики, надо это понимать. В особенности, когда рафт проходит какой-нибудь серьезный порог.
Стремительное горное течение может вынести вас на камень, кто-нибудь вывалится, и в случае, если он был без жилета, шансов у него будет крайне немного. Даже опытные пловцы в таких ситуациях ничего толком не могут предпринять. Поэтому безопасность прежде всего.
Сплав по рекам России на рафте можно сделать обычно в трех местах:
- Алтай.
- Карелия.
- Кавказ.
В первом случае вы можете найти разнообразные маршруты, как для профессионалов, так и для новичков. Это хороший выбор в том случае, если вы собираетесь путешествовать достаточно долго.
Отправляться в Карелию стоит новичкам. Там потрясающая природа и крайне спокойные реки. Мы уже рассказывали о том, как сплавляются туристы в Карелии. Ну и для самых настоящих экстремалов годятся реки Кавказа. Но учтите, без хорошей физической подготовки и опыта там делать точно нечего.
Кроме того, существует в рафтинге еще и своя собственная классификация. Это категории сложности водных артерий. Давайте разберемся и с этим вопросом.
Общая классификация
Начнем с первой категории. В таких реках обычно существуют крайне простые препятствия, которые достаточно сложно назвать серьезными. Вам даже не придется подбирать траекторию для движения судна или проводить предварительную разведку. Подобные препятствия называют:
- Перекатами.
- Валами (небольшими).
- Стремнинами.
Стремнина кстати, это участок, где течение быстрее, чем на остальных участках. А перекатом называют мелководье.
С реками первой категории может справиться даже команда туристов не имеющих опыта в рафтинге вовсе. Даже если на маршруте первой категории вы окажетесь вне лодки, то до берега доплыть у вас все-таки получится. Максимум поцарапаете лодку, а снаряжение не пострадает.
Вторая категория сложности описывает маршруты с простыми препятствиями (это сравнительное определение). В принципе, все преграды по таким маршрутам тоже можно проходить без разведки. Общий уклон небольшой, да и скорость течения не сильно большая. Линия движения с воды видна. Однако, если вы вылетите из судна, то нужно в срочном порядке выбираться на берег. Весла обычно теряются, поэтому разыскивайте их уже ниже по течению. На таких маршрутах лодку уже можно повредить о камни под водой.
Третья категория водных артерий предполагает наличие сложных препятствий. Тут есть всё, чтобы оказаться за бортом:
- Шиверы (мелководье со скоростным течением).
- Завалы.
- Камни и т.п.
Вываливаясь за борт с вещами можете в принципе с ними распрощаться. Практика показывает, что на маршрутах с такой категорией поймать уже ничего не удается, поток сносит всё за секунды. Если судно жесткое, то вмятины на нем могут остаться в большом количестве. В случае неудачного прохождения каких-либо препятствий разумеется.
Ну и следующая категория уже потребует разведки. Дело в том, что линия движения с воды уже не наблюдается. Поэтому перед тем, как проходить какое-либо препятствие вам придется проводить разведку. Более того, здесь могут быть:
- Серьезные валы с камнями.
- Бочки.
Если вы помните, то мы упомянули о бочках в самом начале. Это такие пенные ямы, где вода движется хаотично. Обычно после таких серьезных препятствий наблюдается спокойный и достаточно длинный участок реки. Однако для этой категории препятствий придется уже использоваться страховочную экипировку. Если вам нужна 100-процентная безопасность, то высаживайтесь на берег и просто обходите препятствие. На реках с 4-й категорией вам будет крайне сложно выбраться на берег, если вы выпали из лодки. В отдельных случаях целесообразнее будет не выбираться на берег. Все вещи будет смывать течением, в том числе и вас вместе с ними. Лодка тоже может застрять прямо в центре порога.
Пятая категория сложности уже предполагает достаточно серьезные препятствия. Это сложнопроходимые:
- Пороги.
- Шиверы.
Кроме того на водоемах этой категории уже очень крупные валы и бочки. Препятствия кстати идут здесь в последовательности. Поэтому исключение разведки фактически делит всю команду на ноль. Обязательно использование страховки и разведки.
С пятой категорией сложности уже никаких шуток. Любое неудачное прохождение несет безвозвратную утерю части снаряжения. Возможно всего снаряжения целиком. Лодку придется в итоге ремонтировать или просто выкидывать, так как восстановлению она после некоторых порогов уже не будет подлежать (все зависит от обстоятельств и масштабов повреждения). Если вы выпали за борт, то есть риск получить:
- Множественные переломы.
- Сотрясение мозга.
- Переохлаждение и т.п.
В принципе, чтобы убиться, обычно хватает и 4-й категории сложности, но на пятой шансы буквально растут в геометрической прогрессии. Цена ошибки здесь очень высока, и на таких речках делать новичкам точно уже нечего. Даже профессионалы на 5-х категориях не всегда справляются,
Ну и последняя категория сложности маршрута это шестая. Тут целый набор препятствий, которые представляют собой чуть ли не единый ансамбль. Страховку на таких реках использовать сложно, или вовсе не получится. Шестая категория для той горстки профессионалов, которые в принципе не особо боятся разбиться и умереть. Потому что шансы остаться там навсегда, и только в виде памятника очень высоки.
С вопросом о том, на чем сплавляются по горным рекам мы с вами кратко разобрались. Теперь давайте поговорим о том, что вам еще нужно знать про сплав по горным рекам.
Что делать новичку?
Прежде чем вы решите отправляться в сплав на байдарках, или катамаран купить, нужно понять, что это действительно высокий риск. Если вы хотите участвовать в туре, то нужно изучить маршрут который вам предлагается. Новичкам без специальной подготовки запрещают любой маршрут начиная с 4-й категории включительно. Грубо говоря, начинать вы может только с третьей категории.
Более того, для каждой реки есть свой сезон. Грубо говоря, некоторые реки вы можете пройти только весной или наоборот, осенью. Тут уже все зависит от конкретного маршрута.
Рекомендация об уровне сложности для новичков написана кровью. Поэтому мы еще раз вам повторим о том, что первый раз не берите маршрут выше 3 категории. Мы живем в России, поэтому у нас и самолет младенцу могут доверить, но это вопрос осознанности и ответственности перед собой в первую очередь.
И не надо думать о том, что маршруты 3 категории это скука смертная и вообще обстановка как в собственной ванной комнате. Международная классификация определяет плотность и сложность препятствий. Сами реки от уровня сложности хуже не становится. Попробуйте сначала на нижних маршрутах, а если понравится, сможете пройти специальную подготовку, и переходить на более опасные участки.
Коммерческие сплавы отличаются тем, что всегда предоставляют опытного инструктора. Более того, он и будет своеобразным капитаном вашего судна, командуя что делать в определенной ситуации.
Если речь о туристической фирме, то обычно нанимают какого-нибудь профессионального спортсмена. Он дает новичкам простые задачи, а те их быстро исполняют. Молниеносно, надо сказать, выполняют.
И если все слаженно будут реагировать на команды, то лучше будут проходиться препятствия. И не нужно возмущаться тому, что инструктор не так уж много гребет. У него совершенно другая задача. В момент, когда вы вдруг вылетите на какой-нибудь перекат, без инструктора вы с него можете и не выбраться. Ведь группа новичков просто друг друга не знает, а как вести себя при прохождении препятствий вообще никто даже не подозревает.
Даже если вы берете маршрут первой категории, относиться к нему надо столь же серьезно, как и к аналогичному пути, но уже второй или третьей категории. Да, напряжения тут в разы меньше, но потерять что-нибудь или даже выпасть можно и из стоящей неподвижной лодки. Все должно быть в порядке:
- Каска на голове.
- Жилет на теле.
- Рафт с ребрами жесткости.
Средства страховки от выпадения на месте и т.п.
Обычно все снаряжение выдается компанией, которой вы и оплачиваете тур. Но далеко не всегда у них есть в наличии вообще все, что используют рафтеры. Ведь холодные горные реки например, без гидрокостюма проходить будет очень проблематично.
Опасности и риски сплава: техника безопасности
Эта публикация рассчитана все-таки на новичков. Поэтому мы с вами разберем еще и основные моменты, затрагивающие вопрос безопасности. Для начала несколько простых правил:
- Правильная посадка.
- Правильный хват весла.
- Подгонка экипировки.
Итак, сидеть в рафте нужно правильно. Дело в том, что на внутренних баках нельзя сидеть, так как это ребра жесткости для вашей лодки. Сидеть нужно на бортах. Кроме того, баки позволяют зафиксировать ноги.
Весла берите обеими руками. Одна в 15 см. от самой лопасти, а другой хватайте рукоять. Это идеальный вариант удержания весла. Если вы начнете брать их как-то по-другому, то есть риск зарядить веслом куда-нибудь своему сокоманднику. Или же он вам при аналогичном неправильном хвате может заехать веслом. А получение травм в быстрой реке и ли на перекате чревато тем, что помощи придется дожидаться только после прохождения. Увы, реку замедлить не удастся, и на паузу лодка не встанет.
Ну и не забывайте об обязательной подгонки шлема и спасательного жилета под себя. Это не просто вопрос удобства и комфорта. Если шлем будет болтаться на голове, и вы вылетите из лодки, то сначала он сорвется, и только потом по закону подлости вы протараните лбом кусок скалы например. Даже на тихих и спокойных участках каску с головы снимать категорически запрещается.
Нельзя терять весла. Если вам прилетит по уху за это, то можете сколь угодно потом писать заявления на инструктора, но с точки зрения техники прохождения, инструкций и опыта, он окажется прав. Потеря весла автоматически превращает вас в бесполезный балласт, а компенсировать вас как гребца должен теперь еще кто-то и с удвоенной силой. Поэтому постарайтесь никогда не терять весел, даже если вам показалось после очередного поворота, что вы даже оторвались от земли.
Если рафт перевернулся, то в первую надо хвататься на леер. Это веревка которая натянута по бортам. Не надо разгоняться брассом к берегу, отдышитесь зависнув на леере, и оцените окружающую обстановку. Перевернутый рафт не теряет плавучести. Только пробитый по секциям
В случае, если вы перевернулись на самом рафте, и оказались внутри кармана, то не надо пытаться его перевернуть головой. И не паникуйте, ведь вы в воздушном кармане. Просто отталкивайтесь от дна по траектории потока и вы из под-него выскользните. Но не забывайте сразу после этого хвататься за леер, иначе снесет течением.
Хвататься за леер есть смысл и при сильном ударе. Если выпал из лодки кто-то другой, то в обязательном порядке подаем ему весло, подтягиваем и затаскиваем в рафт.
Процесс затаскивания в рафт тоже достаточно специфичен. Человека нужно тянуть не спиной, а животом неа себя. Грубо говоря поворачиваем плавца за бортом к себе лицом, хватаемся за его жилет и тянет только собственным весом. Не надо во всю упираться в борта ногами и делать что-то совсем уж невразумительное.
Но не запутайтесь. Если человека выбросило так далеко, что и веслом не достать, то потребуется веревка. Она забрасывается плавающему, после чего он поворачивается спиной и его быстренько затягивают к лодке. Кроме того, нужно понимать технику плавания в порогах. Есть 2 варианта:
- Самосплав.
- Кроль.
Первый вариант это по сути пассивное дрейфование. Вы выставляете ноги по течению (т.е. плывете ногами вперед). Учтите, ноги нужно выставлять так, чтобы они были на воде. Весь смысл самосплава в том, что при любом препятствии у вас на пути вы сможете столкнуться с ним ногами, и минимизировать ущерб. Ведь если вы налетите на камень со всего маху боком туловища, ребра потом будут срастаться очень долго.
Кролем плавать можно только на спокойных участках и лишь по траектории выхода на берег. Грубо говоря, если вы выпали и вас уже похоже никто ловить не будет или не сможет, то нужно на самосплаве добираться до ближайшего спокойного участка. После этого разворачиваемся на 70 градусов (против течения) и гребем изо всех сил к линии берега.
Кроме того, опасность представляет еще и бочка. Это устойчивый участок, в котором вода циркулирует или хаотично, или не так как везде. В случае попадания в небольшую бочку, просто затопите себя. Да, это не шутка, вам нужно просто обхватить колени руками, задержать дыхание и "камнем" уйти на дно. Там вас подхватит другое течение и вас выбросит из образовавшейся бочки. Но после выброса расслабляться нельзя, старайтесь уплыть как можно дальше. Иначе этот "аттракцион" захватит вас по следующему кругу.
Если же бочка достаточно огромная, то просто плывите лицом в слив. Кроль подойдет отлично. Через слив вы естественным образом опять попадаете на дно, а уже оттуда донное течение вновь выбрасывает вас из бочки.
Простые рекомендации желающим попробовать рафтинг
Так как в первый раз вы скорее всего попробуете коммерческое прохождение маршрута, то у вас наверняка будет инструктор. Запомните раз и навсегда, инструктора слушаемся в независимости от того, нравится вам он или нет. От него в буквальном смысле будет зависеть итог вашего путешествия.
Кроме того, гиду лучше задавать все вопросы еще перед тем, как вы сядете в лодку. Потому что во время сплава придется заниматься чем-угодно, но только не долгими и обстоятельными разговорами.
Прокатное снаряжение нужно всегда подгонять под себя. И прежде чем вообще его брать с собой, внимательно осмотрите. Если вас смущает трещина на шлеме, то не стесняйтесь указать на это гиду или инструктору. Такую же трещину в голове вам никто не проделает, а просто дадут нормальную каску. Аналогичным образом проверяйте работоспособность ремешка для крепления. Если шлем слетит с вашей головы уже на перекате, то запасной из воздуха у вас не появится. Любой вылет или переворот без шлема, и вот вы уже весело летите на скалу. Шансов остаться без головы будет намного больше. А в шлеме можно отделаться лишь сотрясением мозга.
Естественно, не надо тащить с собой в лодку дорогущий фотоаппарат (если только он у вас водонепроницаемый). А если нужно взять с собой какие-то личные вещи, то обязательно герметизируйте их. Рафтинг это очень специфическое занятие, и вы сидя в лодке можете даже не знать о том, что до вашего фантастического полета с погружением остается всего 15 секунд. К вылету из лодки прямо в бурлящую речку нужно быть готовым всегда.
Заключение
Рафтинг это крайне увлекательное занятие. Но оно требует слаженности команды и хорошей физической подготовки. Будем надеяться что кто-то из вас сможет открыть это увлечение для себя, и даже достигнет серьезных результатов.
Важно понимать! Лучше всего пользоваться услугами профессионалов. Может это и накладно и может обойтись в немаленькую сумму, но безопасность и удовольствие н купишь не за что. Цены и условия, можно всегда узнать у организаторов туров.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.