Сделать прыжок с парашютом: сколько стоит прыгнуть + инструктор, самостоятельно, подготовка
Ниже вы узнаете о том, как происходит обучение прыжкам с парашюта. А заодно расскажем о том, какими видами спорта на парашютах и подобных им конструкциях вообще можно заниматься. Для обывателя парашют может казаться верхом мечтаний, но на деле, это лишь первая ступень. А ведь существуют даже моторизованные парашюты, при помощи которых люди улетают на достаточно большие расстояния. Вот обо всём этом мы сегодня и поговорим.
Введение
В классическом понимании, парашютом называют отдельное устройство (зонтичного типа) из ткани или полимерных материалов, на котором человек спускается при прыжке с самолета или любого другого летательного аппарата. Стандартный парашют состоит из:
- Купола.
- Строп.
- Подвесной системы.
Парашюты бывают разных типов и форм, одни из них управляются, другие нет. Естественно, военные парашюты сильно отличаются от того, на чем прыгают спортсмены и любители.
Впрочем, с любителями не все так однозначно. Надо понимать, что прыжки с парашютом в России это не просто какое-то баловство для туристов. Во времена СССР это была целая школа на базе ДОСААФ. Отчасти, развитие парашютного спорта в РФ продолжилось как раз благодаря старым традициям и остаткам инфраструктуры. Так что не удивляйтесь тому, что вам предложат прыгнуть на еще условно (советском) парашюте в первый раз. Это для нашей страны норма. Никто не даст новичку управляемый парашют-крыло, на котором он через 10 секунд уйдет в штопор, а через 20 намотается на линию электропередач вблизи места приземления.
Сначала теория, потом практика
Куда бы вы не обратились, вам везде придется пройти теоретическую подготовку. Может быть в тандемном прыжке где-нибудь в Турции этого и не будет, но в России теория присутствует в обязательном порядке. Не все способны стать настоящими спортсменами парашютного спорта, из тысяч желающих остаются десятки, если не единицы самых упорных. Условно, всех парашютистов можно поделить на несколько категорий:
- Любители.
- Профессионалы.
Любители могут иметь за плечами достаточно большое количество прыжков, но до профессионалов им, как правило, очень далеко.
Другой вопрос в том, что и профессионалам приходится трудно. Ведь они участвуют в соревнованиях, совершают тысячи прыжков и даже пытаются ставить мировые рекорды. Соревнования предполагают:
- Акробатические упражнения.
- Пролонгацию свободного падения.
- Выстраивание фигур в воздухе.
- Установку точности приземления и т.п.
Обо всём этом поговорим чуть позже. А пока давайте разберемся с парашютными прыжками для новичков.
Что выбрать?
Для любого начинающего "десантника" есть 2 сценария:
- Самостоятельный прыжок.
- Тандемный прыжок.
С самостоятельным все предельно просто. Обычно высота больше 850 метров не поднимается, в таких условиях человек пролетает на раскрытом парашюте около 2.5 минут. Естественно, свободного падения вы не почувствуете в таких условиях, но вот для тех, кто боится высоты и этого хватит.
Прыжки обычно осуществляются с классическим парашютом Д-6, где есть страхующий механизм, раскрывающий купол парашюта вместо вас (если вы об этом забудете).
Естественно, чтобы вы не забывали, вам проводят 4-5 часовой инструктаж на поле. При помощи специальных тренажеров и стендов человека учат:
- Анализу состояния парашюта (купола).
- Определению движения ветра.
- Отделению от самолета.
- Безопасному приземлению и т.п.
Да, падать с парашютом тоже нужно правильно. Даже на таких простых парашютах как Д-6, где от человека почти ничего не зависит, вы легко сломаете ногу, даже с приземлением на матрас. Потому что приземляться нужно правильно.
Простое правило (одно из): при приземлении ноги должны быть вместе, а не в разные стороны. Иначе вероятность сесть на шпагат и в таком состоянии уехать в больницу будет крайне высока.
В среднем, первый самостоятельный прыжок с предварительной подготовкой на стандартном парашюте обходится в 4-6 тысяч рублей. Ну и не забывайте о том, что за эти деньги вы получите снаряжение и медицинскую страховку. Иногда они оплачиваются отдельно, тут уж все зависит от конкретного летного клуба.
Естественно, как для самостоятельного прыжка, так и для тандемного, не надо наряжаться. И каблуки оставьте дома, а вот если у вас на балконе валяются старые берцы, то их с собой обязательно прихватите. Потому что придется не только висеть на растяжках, но и прыгать с площадок и даже кувыркаться.
Интересный момент: если вы передумаете прыгать после взлета самолёта, то никто деньги возвращать не станет. Поэтому начинайте паниковать до взлета самолета.
А еще в большинстве летных клубов новичкам не дают возможности обвешивать себя разнообразными камерами. Это не только вопрос безопасности, но и коммерции. Да и снять за такой короткий промежуток времени ничего толком не получится. Для самостоятельных прыжков с парашютом вы должны соответствовать следующим критериям:
- Отсутствие переломов за последние 1.5 года.
- Вес минимум 45, максимум 90.
- Возраст (14 лет).
Кстати, на земле вас будет ждать инструктор. Впрочем, это уже зависит от того, как выстроена схема работы с новичками в конкретном аэроклубе.
О тандемных прыжках для новичков
А вот прыгать в тандеме не так страшно. С другой стороны, это дороже. Ведь вы по сути становитесь лишь грузом, который подвесной системой крепится к инструктору. Если вы хотите поставить галочку, возле строки прыжков с парашютом, но очень боитесь высоты, то тандем это для вас.
Вам ничего не придется делать, но парашют для тандема используется уже управляемый. Инструктор занимается всем:
- Управлением.
- Координацией при приземлении.
Тандемные прыжки позволяют ощутить свободное падение и получить всю гамму эмоций. Вам просто не нужно мешать инструктору. Так как тандемные прыжки более дорогостоящие, то снимать тут разрешается. В отдельных случаях можно даже взять с собой селфи-палку.
Падать (свободно) в тандеме с инструктором вы можете до 1 минуты. После чего вас ждет непродолжительный полёт до 3.5 минут. Если пассажир еще не потерял сознание и в состоянии воспринимать адекватные команды, то инструктор может даже дать "порулить". Вот здесь вы и прочувствуете сложность парашютного спорта. Потому что натягивая одну стропу вы будете поворачивать. А если натягиваете обе, то парашют будто "зависает". Если же вы отпускаете стропы, то скорость начинает неумолимо нарастать. Естественно, подобные фокусы с участием пассажира проделываются только в диапазоне безопасной высоты.
Кстати, для тандемных прыжков требования менее жесткие. Тут даже могут взять ребенка возрастом старше 8 лет. Ну и вес человека не должен быть больше 100 килограмм. Это усредненный показатель. Некоторые аэроклубы могут предложить планку в 120 килограмм, но за это придется доплатить.
Кстати, в среднем, тандемный прыжок обойдется в 9-11 тысяч рублей. Если у вас нет уверенности в непогрешимости своего вестибулярного аппарата, то мы рекомендуем взять с собой таблетки от укачивания.
Универсальный совет: не планируйте ничего на дату прыжка. Дело в том, что погода может меняться с фантастической скоростью. А выпускать вас в торнадо никто не станет. Потому что искать потом придется с собаками, вертолетом и поисковыми группами. Очень часто прыжки откладываются, в отдельных случаях их даже переносят на другую дату. Всё это не из-за вредности метеорологов, а для безопасности. Прыжки в сильную непогоду могут погубить даже профессионального спортсмена, о новичках тут даже и говорить не стоит.
Теперь вы знаете о том, сколько стоит прыгнуть с парашютом для новичка.
Правильный ответ на детский вопрос
Любой пассажир крупного гражданского самолёта хоть раз задавался следующим вопросом:
Почему не выдают парашюты?
Вопрос действительно интересный. И для воздушного судна малой авиации есть даже отдельное техническое решение. Грубо говоря, есть ряд малых самолётов (для частного использования), которые имеют в своей конструкции спасательную систему. Более того, такой парашют может нести на себе:
- Самолёт.
- Груз внутри него.
И на удивление, в малой авиации это работает. Другой вопрос в том, что это по-сути средство последнего шанса. Парашют отстреливается специальными пиропатронами и не управляется. Он нужен только для того, чтобы замедлить приземление, и оставить пилоту жизнь. По состоянию на 2020 год такие спасательные системы сохранили жизнь по меньшей мере 250 частным пилотам по всему миру.
Кстати, некоторые самолёты после активации такой спасательной системы зачастую не поддаются восстановлению. Потому что делают их из композитных материалов. И хоть приземление сохраняет человеку жизнь, самолет получает необратимые повреждения. А вот с крупными пассажирскими аэробусами все сложнее. Начнем с того, что таких парашютов (спасательных систем) для них никто не изобрел. Это технически невозможно, в силу разных причин. Ну и хотя бы в силу размеров вышеозначенных самолетов. Но это еще пол-беды.
Дело ведь еще и в том, что парашюты в пассажирской авиации просто не будут эффективны.
А как же катапультирование? Это другой разговор. Начнем с того, что с технической и финансовой точки зрения, пилот истребителя слишком ценная единица. Ведь на его подготовку уходят годы. Плюс к тому, для катапультирования используется специальная выбрасывающая система. Катапультируется пилот в фиксированном состоянии, что скоростной поток не травмировал пилота. И то, не все возвращаются в небо даже после 1 катапультирования. Это, прямо скажем, не самый универсальный механизм.
А теперь представьте, что у нас салон стандартного А320. Это 150-180 человек. У каждого из них есть парашют. Самолет начинает падать. Скорость 400 километров в час.
Для тех кто разбирается в вопросе, этот пример покажется лишь иронией. Потому что даже с подготовленными парашютистами в таких условиях и с нормального десантного самолета устроить высадку крайне проблематично. Т.е. даже в случае, если десантный самолет управляется, а все пассажиры опытные и знают что делать, задача остается нетривиальной.
Но ведь обычными самолетами летают не только подготовленные мастера парашютного спорта? Фактически, даже в номинальных условиях для такой экстренной "высадки" пассажиров за борт нужно:
- Большое количество времени.
- Иметь на борту специальный десантирующий механизм.
Если этого всего нет, то пассажиров ничего хорошего не ждет даже с парашютом. Если есть запас времени, то проще сажать самолет планированием, а не выбрасывать пассажиров за борт.
И это мы еще не сказали о том, что выходов обычно 2-3, а желающих прыгнуть за борт через 5 секунд после начала "тревоги" будет уже 2 десятка у каждого входа.
Опять-таки, при отсутствии запаса высоты, выпрыгнуть смогут лишь единицы. И это в нормальных условиях. Если ваш аэробус ушел в штопор, то можете быть спокойны. Даже профессиональный спортсмен-парашютист в большинстве случаев не сможет его покинуть.
Экстремальный прыжок с вертолета
Вот уж про прыжки с вертолета в Интернете рассказано немало. Проблема в том, что основное содержание таких историй сводится к:
- Прыгать нельзя, в винт засосёт.
- С вертолетов не прыгают вовсе и т.п.
На деле, все с точностью до наоборот. В некоторых аэроклубах даже организовываются тандемные прыжки с вертолетов МИ-8 (например). Более того, в сети давно есть сканированная методичка по десантированию из вертолета этой серии. Особенность того же МИ-8 в том, что десантироваться (выпрыгивать) нужно через грузовой люк (сзади). Сбоку (в теории) тоже можно прыгать, но это прямое нарушение техники безопасности, да и риск неблагоприятного исхода слишком велик.
Что до "засасывания" в лопасти, то тут все интереснее. Фактически, вертолет летит "потоком к земле". Т.е. он не всасывает воздух винтом отбрасывая его наверх, а делает ровно наоборот. Соответственно, как только вы выпрыгиваете из вертолета, мощный воздушный поток придает вам ускорения в падении. В таких условиях, наматывание парашюта на лопасти это что-то из разряда фантастики.
И все-таки, чаще всего новичкам устраивают полёт на самолете с последующей "высадкой". Классическим самолетом в этом плане стал АН-2. Именно с него прыгают новички.
Как раскрывается парашют?
Для полного понимания нам нужно ввести несколько специфических терминов:
- Медуза.
- Стреньга.
- Камера купола.
- Крыло.
- Стропы.
Все предельно просто. После того как вытяжное устройство было вами активировано, выбрасывается медуза. Медуза это вытяжной парашют, который "потащит" за собой всё остальное ввысь. Медуза наполняется воздухом и по естественным причинам начинает вытягивать стреньгу. А стреньгой называется трос, который соединяет вытяжной парашют с основной конструкцией. Кстати, этот трос является основой конструкции в классической модели парашюта. Именно стреньга выдернет шпильки и камеры основного купола начнут наполняться воздухом, раскрывая весь парашют целиком.
Кстати, на наполнение основного парашюта обычно уходит от 3 до 6 секунд. Если вы падаете уже 10 секунд, а парашют еще не раскрылся, значит что-то идет не так.
О парапланах и их модернизациях
Парапланом называют летательный аппарат на базе парашюта. Кстати, эта конструкция легко помещается в рюкзаке, и может:
- Поднять вас на высоту до 4 тысяч километров.
- Пронести больше 200-300 километров.
Параплан состоит из самого парашюта (крыла) и подвесной системы, на которой и висит человек. Конструкция эта используется для горизонтальных полетов. И вот тут, что называется, почувствуйте разницу:
- Параплан: горизонтальный полет.
- Парашют: спуск по-вертикали.
По сути, параплан использует восходящие потоки, которые и подхватывают пилота, унося его ввысь. Но за эту возможность приходится платить, иногда ценой собственной жизни. Несмотря на кажущуюся легкость, для управления парапланом придется долго и усердно обучаться. Параплан предполагает лишь разбег самого пилота. Тогда как его моторизованная версия поднимается в воздух за счет полноценного мотора.
Мотопараплан предполагает видоизменение основного крыла (парашюта) и добавление в эту конструкцию мотора. Мотор вешается прямо на пилота, отчего тот отдаленно напоминает Карлсона. Впрочем, есть модели в полноценном каркасе. Но это уже называется паралётом. Кстати, мировой рекорд полета на параплане (на крыле без мотора и тележки) принадлежит спортсмену из ЮАР. Он в 2008 году сумел пролететь на параплане 502 километра.
Хочу стать парапланеристом: что делать?
Лучше не стоит. А если вы уж так настойчиво желаете, то для начала освойте парашютный спорт. Даже на то, чтобы стать профессиональным парашютистом уходит большое количество:
- Денег.
- Времени.
Средняя продолжительность подготовки парашютиста для выхода "в свет" составляет 1-2.5 года.
А в случае с парапланеристами, используется еще и дополнительная система обучения. Где только по теории придется изучать:
- Воздушное право.
- Метеорологию.
- Аэродинамику и т.п.
Параплан и парашют это хоть и схожие по началу, но такие разные по содержанию слова.
Заключение
Парашютисты как почетная профессия воспринимаются в основном в контексте армии и отдельных родов войск. В остальном же, это еще один экстремальный вид спорта. И некоторые находят себя в этом занятии, отмечая сотые и тысячные прыжки. Попробуйте, возможно и вам придется по душе прыжок с парашютом, и вы захотите стать в этом настоящим профессионалом. И помните: прыгать страшно не в первый, а во-второй раз.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.