Себестоимость по общему понятию: какие бывают виды себестоимости + риски, расчет, уменьшение, снижение
Себестоимостью называют ключевой показатель, от которого и стоится прибыль и ее размеры. Фактически, любое производство или отдельная компания гонятся за тем, чтобы увеличить свою прибыль, сократив таким образом издержки. Если издержки достаточно высоки (в соотношении с доходом), то от прибыли ничего не остается. Более того, некоторые предприятия остаются убыточными и работают в минус какое-то время, что сильно бьет по резервным фондам. Не все гонятся за снижением себестоимости изделия, обычно об этом вспоминают только в кризисный момент. И это очень поверхностное отношение, ведь именно на себестоимости и ее снижении базируется механизм увеличения прибыли. Сегодня мы расскажем о том, как считать себестоимость и что можно сделать для того, чтобы она снизилась.
Общее определение
Что такое себестоимость простыми словами: это все технические расходы компании или производства для создания своего товара. При этом, себестоимость может рассчитываться не только для продукции, но и для услуг. Грубо говоря, это тот показатель, который отражает реальные затраты бизнеса для создания продукции или товара, и сопровождения ее до конечного потребителя. Кроме того, себестоимость всегда считается в денежном эквиваленте. Естественно, содержание расходов может зависеть от ряда особенностей:
- Смена поставщиков.
- Изменения в линейке продукции.
- Сезонность и т.п.
Кроме того, сама структура построения этих расходов сильно меняется, в зависимости от отрасли и направления. Если говорить проще, то производство солнечных батарей считает себестоимость совсем по-другому, а для той же лесопилки есть ряд своих специфических расходов. Давайте просто представим, что на лесопилке нужны открытые помещения, серьезное промышленное оборудование для работы с тяжелыми бревнами, распиловочные станки и т.п.
Тогда как для производства солнечных батарей нужно много электричества, крытые помещения, отдельные реагенты, большое количество полимеров и т.п.
Вернемся к нашим критериям. Смена поставщика может сильно ударить по предприятию. Особенно, если поставщик доставлял качественно иное сырье, которое позволяло производить продукцию очень быстро. А следующий поставщик может отличаться по качеству сырья в худшую сторону, и это уже приведет к серьезным потерям.
Не надо забывать и о том, что внедрение каких-то новых товаров всегда требует дополнительных расходов. Сезонность тоже сильно влияет на затраты. Например в летнее время вам не придется тратиться на отопление, зато увеличатся расходы на кондиционирование помещений (если мы говорим об офисных зданиях).
По общей теории себестоимость прямо влияет на образование цен. Однако, на деле это не всегда так. Потому что так или иначе, но цены регулируются паритетом спроса и предложения. Конечно, бывают частные случаи, когда откровенный шлак продают за большие деньги при копеечной себестоимости. Именно так кстати, устроена сфера торговли в России. И все-таки, себестоимость является фундаментом для определения цены на конечную продукцию.
Общая классификация
Теперь о том, какие могут быть виды себестоимости. Для того чтобы рассчитывать себестоимость, нужно учитывать массу показателей, которые мы рассмотрим чуть позже. Проблема в другом, у себестоимости есть несколько видов, которые нужно учитывать в расчетах. Классификация может быть:
- По целям определения.
- По месту появления.
Если мы говорим о целях, то тут подразумевается анализ или планирование. Например фактическая себестоимость считается по результатам какого-то уже прошлого периода. Все предельно просто:
- Берем плановые показатели себестоимости.
- Сравниваем их с тем, что получилось на самом деле.
После расчетов руководство должно принять какие-то меры, если плановая себестоимость не приблизилась к фактической.
Еще здесь может быть проектная себестоимость. Она необходима для разработки новых проектов и внедрения более современного оборудования или запуска целых производственных линий. Проектная себестоимость позволяет понять целесообразность запуска нового направления.
Ну а плановая себестоимость определяется для конкретного периода активности предприятия. Обычно ее считают на последующие 12 месяцев. Естественно, плановая себестоимость предполагает целый каркас из различных расходов, это не только топливо, амортизация и сырьё, но и оплата труда, рыночные тенденции и т.п. А вот по месту возникновения есть классификация 3 видов себестоимости:
- Полная.
- Производство.
- Цех.
Полная себестоимость включает в себя все расходы, в том числе и процесс реализации товара.
Производственная себестоимость будет включать в себя цеховые затраты, однако сюда еще добавляются траты общехозяйственного плана. Сюда же включают любой производственный брак. Кроме того, если производственная линия дополняется разнообразными сервисными ответвлениями (вроде ремонта или постоянного мониторинга), то для расчета производственной себестоимости включают расходы на их содержание.
Ну а цеховой себестоимостью называют показатель, определяющий все локализованные затраты на производство товара или услуги в пределах конкретного объекта. В качестве объекта могут использовать конкретный цех или определенную линию производства. Именно цеховая себестоимость позволяет выявить малоэффективные участки всего предприятия и принять соответствующие меры впоследствии.
А теперь о том, как складывается состав себестоимости.
Из чего складывается себестоимость?
Начнем с законодательного регламента. Фактически, изначально было отдельное положение (под номером 552) изданное в 1992 году, которое определяло состав затрат. Проблема в том, что этот документ уже утратил свою юридическую силу. Соответственно, других регламентирующих документов так и не предусмотрели. Если вы считаете свои затраты для налогообложения (по прибыли), то опираться придется на Налоговый Кодекс РФ (статью 252). А вот во всех остальных случаях предприятие самостоятельно:
- Анализирует расходы.
- Закрепляет траты на уровне учетной политики и внутренней документации.
При этом, расходы могут быть как косвенными, так и прямыми.А еще некоторые затраты могут попадать сразу в 2 категории. И начнем пожалуй с косвенных расходов. Это те траты, которые включаются в себестоимость продукта обходными путями, а не напрямую.
О косвенных расходах в себестоимости
Условно, все косвенные расходы принято делить по:
- Характеру изменяемости.
- Коммерческой составляющей.
А еще сюда стоит включить еще и издержки административного характера. Под такими издержками мы подразумеваем все расходы на кадровое агентство, программное обеспечение, подготовку персонала и т.п. При этом, не нужно пытаться раздувать себестоимость за счет включения затрат на какие-то увеселительные мероприятия. Если обслуживание станка на котором вы делаете товар подходит для включения в себестоимость, то приобретение огромной плазменной панели в кабинет директора не годится. Потому что он и без этой панели может спокойно себе управлять, и его увлечение хоккеем, который он хочет смотреть на большом экране никак не влияет на производство.
Что до характера расходов, то они бывают переменными или постоянными. Переменные расходы это те, которые снижаются со временем и могут исчезать при простое предприятия. Грубо говоря, вы не будете их нести в каких-то определенных обстоятельствах.
А вот постоянные затраты придется учитывать в любом случае. Потому что вы несёте их даже в том случае, если норма производства снизилась или вообще всё встало. В частности, постоянными расходами принято считать какие-нибудь кредиты (их обслуживание), плату за аренду и т.п. С арендой в нынешнее время не всё так очевидно, ведь некоторые собственники помещений все-таки позволяют своим арендаторам не платить за время простоя.
А еще есть коммерческие расходы. Они не ассоциируются с самим производственным процессом, но для сопровождения товара они все-равно необходимы. Такими коммерческими расходами называют:
- Рекламные акции и презентации.
- Затраты на хранение товара.
- Расходы непосредственно связанные со сбытом.
- Транспортировка.
- Упаковка и тара.
Обращаем ваше внимание на то, что для включения рекламных расходов в эту категорию, вам придется подтвердить целесообразность документально. Если вы заказываете какие-нибудь рекламные материалы, то нужно сохранить все договора с рекламным агентством и другую документацию подтверждающую расходы. Это может быть проект дизайна и т.п.
И не забывайте о том, что если покупатель будет оплачивать все расходы на упаковку и транспортировку, то вы не имеете права причислять такие расходы к своим, а уж тем более коммерческим. Ну и никакого влияния на себестоимость тут тоже не будет.
Ну а теперь о том, что может повлиять на себестоимость очевидным образом.
О прямых расходах
С прямыми расходами все достаточно просто. Пойдем от обратного, т.е. с конца. Первыми по списку у нас сегодня будут отчисления на амортизацию. Это фактическое распределение стоимости основных фондов вашей компании на продолжительный период времени. Фактически, механизм разнесения дает возможность создания амортизационного фонда, который потребуется для замены отдельных комплектующих или цельного агрегата.
Не забываем и о том, что вместе с обычной заработной платой предприятие будет перечислять ряд средств на пенсионное обеспечение, выплачивать деньги по листам нетрудоспособности и делать обязательные взносы. Это тоже включается в себестоимость.
Ну и естественно, очень сильно влияет на себестоимость фонд оплаты труда. Эти расходы состоят из:
- Основной заработной платы.
- Отдельных премий и надбавок.
- Доплат разного характера.
- Надбавок по условиям нахождения на Крайнем Севере и т.п.
А еще включите сюда разного рода выходные пособия, отпускные, декретные и прочие выплаты. Всё это тоже влияет на себестоимость, причем достаточно ощутимо. Ну а еще в категории прямых расходов будут производственные траты. Это ядро себестоимости, ведь эта категория трат и определяет, что именно нужно сделать и сколько нужно потратить, чтобы теоретически товар появился. Производственные расходы включают в себя:
- Контроль качества.
- Материалы и сырьё.
- Энергию, другие ресурсы (газ, вода и т.п.).
- Комплектующие.
- Специальную одежду для персонала, инструменты и т.п.
- Какие-нибудь природные ресурсы.
- Содержание цехов, оборудования, линий коммуникации и т.п.
И на производственных расходах все не заканчивается. Есть еще ряд издержек, которые тоже влияют на себестоимость, но они не могут быть отнесены к одной из вышеупомянутых категорий.
Это затраты, возникающие в результате каких-то непредвиденных или даже форс-мажорных ситуаций. А еще затраты на проведение внеплановых и непрофильных предприятий. Разница в курсе или дебиторская задолженность тоже может быть внесена в группу издержек. Процесс участия в уставном капитале другого производства тоже может повлиять. Не забываем о том что компании могут нести издержки из-за аренды оборудования или конкретных объектов недвижимости. Сюда же включим расходы на авторские отчисления и т.п.
Факторы влияния на показатель себестоимости
Себестоимость продукции не может быть фиксированной, со временем она увеличивается или снижается. Естественным образом она скорее увеличивается, однако грамотный руководитель в коллективе с технологами и развитой сетью поставщиков может добиться снижения себестоимости. А еще факторы влияющие на себестоимость бывают:
- Внутренними.
- Внешними
К внутренним например относится модернизация политики по ассортименту. Если вы пересмотрите номенклатуру своей продукции и поменяете объём производимых товаров, то себестоимость может снизиться. Обычно увеличение масштабов производства приводит к качественному снижению себестоимости. Более того, нужно откорректировать номенклатуру, ведь не вся продукция пользуется одинаково успешным спросом.
Мотивация и квалификация персонала негативным образом отражаются на себестоимости. Если мы говорим о квалификации, то вы конечно можете сократить издержки за счет того, что найдете менее профессиональных работников. Вот только качество продукции при этом не должно пострадать. Аналогичным образом дело обстоит с мотивацией. Если ее недостаточно, то даже квалифицированные специалисты не будут работать с полной отдачей.
А еще на себестоимость сильно влияет техническая оснащённость. В идеальной ситуации это должна быть полная автоматизация, в этом случае сотрудников много не требуется, а оборудование обычно обходится дешевле, даже с комплектующими и другими статьями расхода, чем традиционный ФОТ, вмещающий в себя огромное количество рабочих. Но не все так просто. Помимо внутренних факторов, есть еще и внешние. И вот на них вы влиять не можете. Вы можете лишь подстраиваться. Внешние факторы это:
- Кредитные ставки.
- Местоположение компании.
- Давление государства.
- Качество поставщиков.
- Инфляция.
На инфляцию и давление государства вы точно не сможете повлиять. Зато можете поискать социальные программы или выбить их у местных властей, если обладаете достаточным авторитетом и ресурсами. На поставщиков вы можете влиять, тем, что их меняете. Условия у поставщиков тоже сильно влияют на конечную себестоимость (сырье дорожает на 30% и конечная цена вашей продукции тоже начнет увеличиваться).
Местоположение площадки в России играет огромную роль. Одно дело площадка рядом с потребителем, а совсем другое-производство где-нибудь в Сибири, куда добраться в межсезонье даже на танке проблематично. Ну и о ставках по кредитам забывать не стоит. Банк может увеличить ставку в обход 395-1 ФЗ, для этого есть база оснований.
А теперь о том, кто и как рассчитывает себестоимость.
Как самостоятельно посчитать себестоимость продукции?
Начнем с показателя на реализованную продукцию. Для этого есть 2 принципиально разных подхода:
- Количество реализованного мы умножаем на предельную себестоимость партии.
- Из полной себестоимости нужно вычитать всё что осталось на складе.
Соответственно, вам как минимум понадобится производственная и полная себестоимость, чтобы проводить дальнейшие расчеты.
Для полной себестоимости есть предельно простая формула. Это:
Производственная себестоимость + коммерческие расходы.
Значит, нам нужно высчитать производственную себестоимость. Как это сделать? Это задачка посложнее. Формула следующая:
Общехозяйственные расходы+все остальные затраты+производственные потери от выбраковки+амортизация+фондовые отчисления+оплата труда+материальные затраты.
Расчетами себестоимости занимаются финансисты и бухгалтера. Но хороший руководитель умеет не только управлять, но и знает из чего складывается себестоимость на собственном производстве. И может повторить стандартные расчеты самостоятельно.
Правда, обычно руководство интересуется снижением себестоимости больше, чем процессом ее расчета.
Реальные способы снижения себестоимости
Придерживайтесь простых правил, и вы сможете снизить себестоимость:
- Анализируем рынок и подстраиваем ценовую политику.
- Ищем скрытый резерв.
- Сокращаем выбраковку (вплоть до модернизации всей производственной линии).
- Оптимизируем работу с поставщиками.
- Оцениваем расход всех материалов и эффективность внутренних систем производства.
- Повышаем уровень производительности.
- Модернизируем производственную цепочку.
- Наращиваем объем производства (в разумных пределах).
Помните о том, что некоторые в погоне за низкой себестоимостью забывают о качестве и рыночных реалиях. Делать этого категорически нельзя. Иначе получив сниженную себестоимость вы можете очнуться на горе некачественного товара, который просто некому покупать.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.