Почему ГИБДД долго едет на место ДТП + какой есть регламент по прибытию сотрудников полиции
Из-за постоянно увеличивающегося количества ТС, особенно в больших городах, также увеличилось количество совершаемых ДТП как с материальным ущербом, так и с некоторым количеством человеческих жизней.
И проблема этих ДТП заключается не только в жертвах или в ущербе, но также и в том, что участникам совершаемого ДТП очень часто приходиться ждать того момента, когда сотрудник службы ГИБДД прибудет на место совершенного ДТП. В некоторых случаях это происходит через 20-30 минут, а в некоторых, но не особо часто встречающихся ситуациях приходится ожидать приезда людей из правоохранительных органов едва ли не несколько часов. А ведь участники ДТП не имеют никаких прав на то, чтобы покидать место ДТП.
Также они не имеют право на то, чтобы менять положение ТС. Все эти запреты становятся причиной появления пробок. Такая ситуация, в итоге вызывает очень большое недовольство среди всех остальных участников движения.
По этой же причине многих водителей волнует вопрос о том, какими должны быть установленные или хотя примерные сроки появления на месте ДТП с машинами работников ГИБДД к месту случившегося ДТП и регулируются ли подобные сроки на уровне действующего законодательства.
Законодательная база
Приказ МВД под номером 185 – это один из основных и основополагающих документов, в котором можно найти большое количество пунктов. Все эти пункты являются своего рода инструкцией и выполняются сотрудниками правоохранительных ГИБДД органов в обязательном порядке. Тем не менее, даже в этом документе нет никаких данных о том, в течение какого срока и какого времени на место ДТП должны приезжать сотрудники полиции. (Интересно знать и почитать: Какие есть полномочия у сотрудников ГИБДД по закону и практике)
Правила прибытия человека из ГИБДД на ДТП место регламентированы несколькими статьями приказа 185 – это статьи 207-219 приказа. В статьях максимально подробно и точно описаны порядки действий работника ГИБДД, а также список обязанностей работника.
К примеру, согласно статьям 207 и 208, одним из оснований для того, чтобы человек из полиции на место случившегося ДТП – это указание со стороны дежурного в ГИБДД, или такое же указание, но со стороны одного из участников (или, как вариант, очевидца) ДТП. Конечно, во втором случае это возможно в двух случаях – ДТП произошло возле ДПС поста или в точке маршрута патруля ГИБДД.
Помимо всего прочего, в ПДД, являющихся основой и самой настоящей базой законов для всех владельцев ТС и для всех невольных участников ДТП, ничего не сказано о том времени, в рамках которого работник ДТП обязан приехать на место ДТП. Одновременно с этим там указано, что у участников ДТП нет никаких прав на то, чтобы покидать место ДТП до прибытия работника ГИБДД.
Почему нет сроков в случае ДТП без жертв
Россия – достаточно большое по своей территории государство, отличающееся различными уровнями благополучия, качеством дорог и условиями климата. И все это – основные причины того, что почему невозможно установить единые нормы прибытия работника ГИБДД к месту ДТП.
Помимо этого, аварии, к великому сожалению, отличаются друг от друга различной степенью тяжести, ведь в некоторых случаях речь идет не только о нанесенном материальном ущербе, но также о человеческом здоровье и о жизни. В таких ситуациях человеку в погонах нужно появиться на месте аварии машин максимально быстро. А для некоторых случаев у человека в форме даже есть установленное время, в течение которого ему нужно быть там, где произошли аварии.
Еще необходимо упомянуть и те факты, при которых аварии с ТС и иные виды ДТП происходят вообще далеко за пределами городов и иных населенных пунктов. Тогда люди из ГИБДД физических не смогут прибыть на место совершенного ДТП.
Согласно официальным данным, представленным пресс-службами МВД, работники ГИБДД приезжают прежде всего на те случаи ДТП, когда есть пострадавшие. Причем пострадавшие в этой рассматриваемой ситуации – это любые пострадавшие, вне зависимости от степени или тяжести повреждений. Также они выезжают на те ДТП, при которых есть вероятность блокирования дорожного движения.
В первой ситуации вместе с представителями местного ГИБДД-отделения на то место, на котором и произошло столкновение единиц транспортной техники, приезжают еще и работники медицинской службы на тот случай, если необходимо будет оказать медицинскую помощь тем водителям, которые пострадали от ДТП.
Важный момент: несколько лет назад, а именно в 2012-ом году, органы прокуратуры выдвинули предложение о том, чтобы обязать людей из ГИБДД появляться на месте совершенного ДТП в пределах определенных сроков. Но по целому ряду причин, упомянутых выше, невозможно воплотить подобную идею на уровне действующего законодательства. (Интересно будет знать и почитать: Можно ли снимать сотрудников полиции и государственных служащих + съемка должностного лица)
Из всего этого следует то, что на данный момент в нормах действующего законодательства нет никаких четко обозначенных сроков, в рамках которых люди, работающие в ГИБДД, должны появляться на месте совершенного ДТП только с финансовым для сторон ущербом. Но, если речь идет о ДТП, отягощенном не только разбитыми бамперами, о и жертвами (начиная от ссадин и синяков и заканчивая смертью). В таких случаях дело обстоят несколько иначе.
Сроки приезда при ДТП с пострадавшими
Известно, что человеческая жизнь является достаточно серьезной ценностью, и это одна из ключевых причин создания в нормах законодательства строгих сроков появления людей, работающих в органах ГИБДД, на месте совершенного ДТП с гражданами, получившими повреждения или скончавшимися.
К примеру, если ДТП произошло на территории Москвы или же СПб, и ДТП было отягощено человеческими жертвами или человеческой смертью, у работников ГИБДД есть ровно 20 минут на то, чтобы прибыть на место ДТП, Связаны такие сроки с достаточно большой плотностью трафика на дорогах. В иных городах эти сроки не превышают и 15 минут.
Для тех аварий, которым не повезло оказаться на трассах, имеющих значение федеральных, показатель тоже равен 20 минутам. Но вот если речь идет об иных населенных пунктах или иных трассах, то там максимально возможное время ожидания работников ГИБДД равно одному часу.
Альтернативный вариант
Сейчас у участников ДТП есть право на то, чтобы, основываясь на обоюдном согласии, своими силами и знаниями запротоколировать детали совершенного ДТП, а также произвести как видео, так и фотофиксацию аварии. После этого у них есть право на то, чтобы взять все материалы ДТП и отправиться вместе с ними в любое отделение ГАИ, расположенное недалеко от места ДТП. Но, как понятно, подобная возможность у участников ДТП есть лишь в случае отсутствия пострадавших в аварии.
Важно помнить о том, что подобный вариант подойдет не всем и не всегда. К примеру, так не получится сделать при отсутствии телефона с хорошей камерой, а также при ДТП, совершенном ночью, когда у владельцев пострадавших от аварии ТС нет возможности все самостоятельно зафиксировать и отметить основные детали происшествия.
Особенности оформления ДТП
В действительности существует только два типа ДТП. При первом типе водителю ТС необходимо в обязательном порядке дождаться того момента, когда приедут работники ГИБДД, а при втором типе участники ДТП способны справиться с оформлением случившегося самостоятельно.
Вопреки установленному мнению, процессы оформления ДТП любыми способами из перечисленных выше – это обязательная часть ДТП. Ведь в том случае, если ДТП не будет задокументировано и оформлено как следует, владелец ТС может быть привлечь к некоторым дополнительным типам и мерам ответственности, но в данном случае уже не только за ДТП и свое участие в нем, но и за то, что место ДТП было остановлено.
И наказание для тех, кто оставил место ДТП при своем участии в нем, намного тяжелее, нежели если человек останется на том же месте, на котором он был в момент аварии. К примеру, человека могут наказать или штрафов, или лишением удостоверения водителя на 2 года.
Помимо этого, без правильно оформленных документов о случившемся ДТП пострадавший в этом самом ДТП владелец автомобиля не сможет получить деньги от своей компании-страховщика. И, конечно же, в таком случае он будет вынужден самостоятельно и полностью оплачивать все восстановительные работы своего ТС.
Особенности самостоятельного оформления
Оформление ДТП самостоятельно (при использовании европротокола) возможно лишь при выполнении нескольких важных и обязательных в данном случае условий:
- В результате ДТП ущерб и повреждения коснулись лишь ТС. То есть никто из граждан не получил каких-либо травм, даже самых минимальных.
- Виновная в ДТП сторона полностью признала собственную вину за случившееся.
- Между участниками ДТП нет разногласий по части того, как именно произошло ДТП.
- У водителей есть ОСАГО полисы.
Если случившееся ДТП полностью удовлетворяет всем перечисленным условиям, обе стороны имеют право на то, чтобы оформить происшествие своими силами и после этого уехать с места ДТП, не думая о работниках ГИБДД и о том, через сколько именно времени работники приедут (к слову, можно работников совсем не вызывать, чтобы ситуация не была зафиксирована в диспетчерской).
Особенности оформления работниками ГИБДД
К великому сожалению, не всегда ДТП завершаются повреждением машин. Обязательными условиями для вызова работников ГИБДД являются следующие:
- Пострадавшие в ДТП.
- Ущерб больше 50 тысяч рубелей.
- Виновная сторона отказывается признавать собственную вину.
- Виновная сторона скрылась с места ДТП.
- У участников ДТП есть какие-либо споры по поводу обстоятельств.
- Наличие обоюдной вину.
- Явного виновника нет, а ДТП произошло по тем причинам, которые никак не зависят от водителей (плохая погода, обледенение дороги и т.д.).
И все это – далеко не все распространенные случая, при которых водителям необходима помощь со стороны работников полиции.
Что может сделать водитель в период ожидания
Ожидать того момента, когда приедут работники ГИБДД, можно долго. Некоторые водители стараются занять себя чем угодно, но при этом забывают, что обычно результат ДТП и ущерб зависит от их действий и показаний.
Каким бы ни бы способ оформления ДТП, выбранный управляющим ТС, водителю важно заполнить извещение о случившемся. Извещение позднее будет передано непосредственно в организацию по страховке ТС и ответственности того, кто ТС управляет.
Особенности заполнения извещения
Согласно нормам законов, бланк на случай ДТП получает каждый водитель ТС, причем происходит выдача извещения одновременно с выдачей полиса ОСАГО. Документ представляет собой два соединенных друг с другом листа, причем нижним лист будет копией верхнего из-за копирующегося слоя.
Лицевая сторона документа должна быть заполнена только ручкой, причем писать заявление необходимо разборчивым почерком – так у работников страховой компании не будет никаких проблем и затруднений с разбором того, что написано (в противном случае на разбор документа уйдет очень много времени или его придется переписывать).
Согласно требованиям и нормам страхового законодательства, владельцам ТС стоит самим и правильно заполнить документ в любом случае, даже если авария была незначительной. Поэтому водители, ожидая работника ГИБДД, могут заполнить документ-извещение или хотя бы лицевую его часть.
Необходимо заполнить все пункты документа, иначе компания-страховщик вполне может обоснованно отказать в приеме не до конца заполненного извещения. В таком случае, понятное дело, водитель не получит никаких денежных средств и страховых выплат, за счет которых можно было бы восстановить свое ТС. (Интересно знать и почитать: Чем занимается полиция в Москве - отделения МВД по городу Москва)
Вопреки мнению, работник ГИБДД, появившийся на месте ДТП, не занимается и не будет тратить время на то, чтобы заполнять извещение о совершенном ДТП. У работников правоохранительных органов есть свои документы, и они будут заниматься лишь их заполнением и составлением (протокол, справка о ДТП, постановление об ответственности граждан).
Поиск свидетелей
В действительности ДТП без хотя бы 1-2 свидетелей практически не существует. Согласно статистике, подавляющее количество аварий происходит в больших городах, в которых ТС двигаются в одном большом потоке. Поэтому очевидцы ДТП есть всегда, и они способны дать показания по поводу случившегося.
В государствах Европы свидетели ДТП вообще сами звонят в правоохранительные органы и рассказывать об аварии. Но на территории России подобное поведение не встречается. В России свидетелей приходится или уговаривать, или платить им за показания.
Лучше всего при поиске потенциальных свидетелей проверить те машины, которые припаркованы рядом. Вполне может быть, что в одной из машин есть видеорегистратор, записавший ДТП. При судебном разбирательстве записи видеорегистратора может послужить одним из доказательств не только совершения ДТП, но и доказательств того, кто в ДТП стал виновной стороной.
Фотофиксация
Фотофиксация ДТП – полезное занятие, но важно здесь придерживаться нескольких обязательных правил:
- Все возможные объекты на фото должны быть с привязкой к тому месту на трассе, где и произошло ДТП.
- В кадре должны быть номерные знаки ТС.
- Важно делать фотографии максимально понятными и максимально четкими.
- Если у владельца машины нет технических возможностей для того, чтобы сфотографировать ДТП и все обстоятельства, лучше всего вообще не фотографировать и тем более не отдавать фотографии в страховую организацию.
- Если съемка производится на смартфон, нелишним будет включить на телефоне геолокацию.
Первая помощь
Если есть жертвы, первой и самой приоритетной задачей автовладельца будет заключаться в оказании первой помощи всем пострадавшим в ДТП. Также при этом важно вызвать на место ДТП наряд СМП. Лишь после помощи пострадавшим можно приступить к оформлению всех обязательных документов о ДТП.
Важный момент: согласно законодательным требованиям, если кто-нибудь из участников ДТП получил какие-либо повреждения вне зависимости от их степени тяжести, нельзя оформлять случившееся по европротоколу, то есть самостоятельно.
У водителя может быть исключительное право покинуть место ДТП, но это допускается лишь в тех случаях, когда водитель забирает пострадавших и отвозит их в больницу. Обычно это может быть в тех ДТП, которые произошли далеко не любых населенных пунктов. Но после этого водителю надлежит вернуться туда, где было ДТП, чтобы дождаться приезда работников ГИБДД.
Вместо заключения
Понятно, что продолжительное ожидание работников ГИБДД, особенно если речь идет о ДТП как о стрессовой ситуации, способно любого человека просто вывести из себя. Однако необходимо помнить – работники правоохранительных органов появляются на месте ДТП не сразу, а из-за нескольких причин. К примеру, из-за нехватки кадров среди небольших городов и иных населенных пунктов, где слишком маленький штат работников. Также причиной может быть слишком плотный автомобильный трафик – это уже причина долгого прибытия в больших городах. (Интересно будт знать и почитать: Могут ли проверять документы на улице + порядок проверки и основания)
Что же касается требований относительно сроков прибытия работников ГИБДД на ДТП, то в регламенте отмечается лишь то, что работники ГИБДД должны появиться на месте ДТП максимально оперативно, без указания каких-либо конкретных сроков и времени. Это только то требование, которое касается пришествия с транспортном или с несколькими его единицами, но без пострадавших и без летальных исходов при этом. При более серьезных авариях у сотрудников ГИБДД есть не больше 30 минут на то, чтобы оказаться на месте ДТП.
Водителям во время ожидания следует собрать как можно больше доказательств ДТП и обстоятельств случившейся с несколькими машинами ситуации, а еще заполнить извещение о ДТП для подачи в страховую организацию и, если это нужно в сложившейся ситуации, как можно более оперативно, быстро и, что важно, качественно оказать пострадавшим помощь медицинского характера.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.