Транспортное средство это что такое: виды транспортных средств + тяжеловесы, легковые, специальные
Что такое транспортное средство? Это техническая конструкция, которая предназначена для перевозки определенного груза или пассажиров. Впрочем, пассажир, это чересчур формализованный термин. Проще будет сказать, что транспорт необходим для перевозки людей. Если упираться в формальную терминологию, то транспортное средство всегда отличается от подъемно-транспортного устройства. Или от грузоподъемного устройства. Дело в том, что посредством транспортных средств людей всегда транспортируют на очень дальние расстояния. Или не очень дальние, если мы говорим о такой разновидности, как общественный транспорт. И вместе с тем, общая суть думаем вам будет понятна. Сегодня мы поговорим о такой простой вещи, как транспортное средство. И разберем это понятие со всех сторон, а не с какой-то одной конкретной. Потому что транспортное средство это не только общее название машины, самолёта или лодки. Но еще и термин в юриспруденции и действующем законодательстве.
Введение
Транспортные средства обычно имеют собственный движитель. Не стоит путать движитель с двигателем. Дело в том, что движитель может быть:
- В виде животных.
- В виде паруса (как на яхтах).
- В виде полноценного двигателя.
Кроме того, транспортные средства принято классифицировать еще и по методам передвижения по поверхности земли. Ведь транспорт бывает лыжным, рельсовым, гусеничным или колёсным. И это мы говорим только о наземном транспорте. Водный транспорт в этом контексте, особым разнообразием не отличается. Хотя, если вспомнить о некоторых советских проектах надводных катеров, то можно сказать, что и водный транспорт имеет свою внутреннюю классификацию по способу передвижения.
А еще транспорт бывает воздушным. Воздушный транспорт, в отличие от наземного или водного почти всегда предполагает одну из двух конструкций. Даже несмотря на то, что и в контексте воздушного транспорта, есть своя внутренняя классификация. Даже если взять такую простую вещь, как сверхлёгкий воздушный транспорт. Это не только дельталёт (его еще иногда называют мотодельтапланом). Существуют тут еще автожиры (интересное воздушное судно, которое похоже на вертолет, хоть таковым в привычном понимании и не является). А еще есть мотопарапланы и т.п.
Кстати, если говорить о самых нестандартных транспортных средствах (в системе общего понятия), то это еще и трубопровод. Да, трубопровод действительно является транспортным средством. А еще транспортной системой. И всё это одновременно.
Позиция действующего российского законодательства
А вот теперь переходим в раздел, где будут рассматриваться законы и приказы о транспорте. Итак, по определению 196 Федерального Закона, транспортным средством является определенное устройство, которое позволяет перевозить:
- Груз.
- Людей.
- Оборудование (обычно оно установлено на транспортном средстве).
Если же мы рассматриваем транспортные средства в контексте Кодекса об Административных Правонарушений, то здесь нужно обратиться к главе под номером 12. Именно там определяется транспортное средство в широком смысле. Но что же понимается под транспортным средством по КоАП РФ? Это средство транспорта, для вождения которого необходимо получить право (специальное) в соответствии с Российским законодательством. В данном случае это может быть как машина, так и квадроцикл или обычный мотороллер.
Транспортными средствами являются все самоходные машины. Т.е. это как трактора, так и дорожная техника (например).
Кроме того, по нормам действующего законодательства для прицепов (выходящих за рамки регламента), обязательна государственная регистрация. Если ваш прицеп не проходит по габаритам (например), то он тоже будет считаться транспортным средством. И разумеется, любое транспортное средство, которое соответствует 2 установленным критерием, будет по умолчанию регулироваться нормами действующего законодательства. Это:
- Скорость выше 50 км/час.
- Мощность двигателя (здесь речь об электромоторе) более 4 квт.
При этом, подразумевается как мототранспорт, так и автомобили или любые другие конструкции на их базе.
Но определяющие критерии для транспортных средств вышеупомянутым списком не ограничиваются. Дело в том, что есть еще критерий по объему двигателя внутреннего сгорания. Так вот, подлежат государственной регистрации любые транспортные средства (как на базе мотоциклов, так и автомобилей), имеющие ДВС с рабочим объёмом 50 кубических сантиметров.
Кстати, именно этим пользовались производители китайских мопедов до недавнего времени. Они выпускали мопеды объемом двигателя 49 кубических сантиметров. Ирония в том, что сегодня этот способ "обхода" действующего законодательства отныне не работает.
О примерах транспортных средств, в контексте действующего российского законодательства
Здесь нам придётся обратиться к 16 Федеральному Закону Российской Федерации. Дело в том, что именно этот закон устанавливает понятие вида транспортного средства. И в этом нормативно-правовом акте как раз определяют примеры транспортных средств. А также классифицируют их по разным категориям. Для удобства, мы разделим все эти группы транспорта сразу на несколько категорий. А именно:
- Водный.
- Воздушный.
- Наземный.
Итак, водный транспорт согласно этой классификации, тоже будет иметь свое внутреннее разделение. Например, по закону, есть группа судов, которые применяются для работы на внутренних водных маршрутах. Они применяются для перевозки пассажиров, однако здесь есть ряд внутренних исключений. В частности, в эту группу не попадают суда, перевозящие груз повышенной опасности. Потому что для таких перевозок нужны отдельные разрешения. Кроме того, сюда же не входят парусные суда (спортивные) и прогулочные.
Следующей категорией будут суда для мореплавания (торгового). Тут тоже исключаются спортивные суда на парусах и прогулочные. А еще в эту группу не входят сооружения искусственного характера. Речь разумеется о различных земснарядах и других специфических установках.
С водным транспортом разобрались, теперь разберем вопрос воздушного. Передвижение транспорта по воздуху вообще связано с очень высокой опасностью, поэтому мечты о собственном самолёте, как на территории Европейского Союза, оказываются несбыточными.Итак, согласно принятой классификации, воздушные суда бывают общего назначения. Они определяются отдельными нормативно-правовыми актами. А еще есть воздушные суда, которые действуют в сфере гражданской коммерческой авиации.
Ну и естественно, не стоит забывать о наземных транспортных средствах. Тут есть несколько обособленных категорий. Это городской электротранспорт, железнодорожный состав (подвижной). Ну и естественно это весь автотранспорт. Сюда входят и маршрутные транспортные средства.
На этом мы пожалуй и остановимся. Потому что далее пойдет речь о доступности различных транспортных средств для обычного гражданина. Мало кто знает, но помимо машины и мотоцикла вы можете приобрести и что-нибудь другое. Например, лодку или даже небольшое летательное средство. Другой вопрос в том, что ограничения на такой транспорт в России очень жесткие.
Специальная техника рассматриваться сегодня не будет, хотя и ее мы вскользь упомянем. В теории, обычный гражданин может быть владельцем даже демилитаризованного военного бронетранспортера. При наличии денежных средств, разумеется.
О воздушном транспорте
Итак, согласно приказу Министерства Транспорта Российской Федерации под номером 147, на воздушное судно менее 115 килограмм весом никаких отдельных лицензий и прав не потребуется. Практика показывает, что под такие характеристики условно может подпадать:
- Параплан.
- Дельтаплан.
- Дельталёт.
По действующему законодательству, такие легкие транспортные средства не нуждаются в отдельной регистрации и лицензировании. Следовательно, если вес вашего аппарата меньше 115 килограмм, то вы можете спокойно на нем летать без каких-либо существенных забот и проблем. На деле, проблем и забот конечно будет предостаточно. Потому что летать такие аппараты могут исключительно в зоне G.
При этом, с терминологией тоже все очень часто путаются. Потому что некоторые ошибочно считают, что зона G (в которой можно передвигаться свободно, без уведомления наземных служб), ограничивается по высоте. А это не совсем так. Класс пространства с буквой G определяется соответствующим нормативно-правовым актом в определенном районе. Например, рядом с каким-нибудь ЗАТО вы точно полетать не сможете. А в глухом лесу, в теории можете. Естественно, без наличия соответствующих карт, вылетать категорически не рекомендуется. Стоит для начала изучить все условия и специфику вашего региона, и конкретного района местности.
Потому что вблизи крупных городов например, зоны могут оказаться ограниченными. Для того чтобы летать в таких ограниченных зонах уже придется соблюдать расписание. Иначе в один прекрасный момент вы рискуете оказаться под воздушным потоком от взлетающего ЯК-52. А это, в условиях такого малого веса вашего воздушного судна, может оказаться фатальным аспектом.
О регистрации воздушного судна
Если же мы говорим об автожирах и более или менее серьезных дельталётах, то без регистрации ничего сделать не удастся. Следовательно, придётся проходить:
- Регистрацию.
- Сертификацию.
А еще придётся проходить обучение в соответствующем летном центре, и получать удостоверение пилота.
Под сертификацией подразумевается отдельная процедура. После ее прохождения вы можете получить сертификат летной годности. Этот документ в обязательном порядке нужен для всех летательных аппаратов малой авиации.
Ниже будет описана инструкция, которая применима практически к любому "серьезному" летательному аппарату, весом больше 115 килограмм. Это может быть как автожир, так и полноценный самолет Цессна, привезенный из другого государства. В последнем случае вам еще и растаможкой придётся заниматься в отдельном порядке.
Стоит понимать, что ситуация с воздушным транспортом у нас в России всегда была очень непростой. И дело даже не в том, что марки транспортных средств могут не соответствовать каким-нибудь локальным документам и регламенту. Вовсе нет, просто ситуация с регистрацией воздушного судна всегда была крайне тяжелой для владельца. Предположим, вы приобрели себе самолёт. Как его зарегистрировать? Для начала придётся заняться поиском центра сертификации. И уже в центре сертификации должны подтвердить своё согласие на проведение соответствующей процедуры. Если центр сертификации отказался, придётся искать другой. Учтите, без сертификации использовать своё воздушное судно вы попросту не сможете.
В этот же момент нужно определиться со статусом воздушного судна. Тут без профильного юриста вы точно не разберетесь, так что можем только порекомендовать поиск адвоката. Это слишком объемная тема, чтобы охватить ее рамками одной публикации.
После чего пишется отдельное заявление в Управление государственного авиационного надзора. Это управление в обязательном порядке проверит готовность центра сертификации. Если вы обманули управление, то заявление будет отклонено. А зарегистрировать воздушное судно впоследствии вы скорее всего просто не сможете. По причинам, которые мы не будем сейчас описывать. Просто поверьте, лучше в этом деле не совершать несколько попыток. Слишком уж забюрократизирована система регистрации воздушных судов в России.
После присвоения специального номера, вы подаете заявление на регистрацию. И уже после того как вся процедура закончится, вам выдадут соответствующий сертификат.
И это только первый этап. Вторым этапом будет прохождение процедуры сертификации лётной годности.Эта процедура проводится в несколько этапов:
- Изучение всех бумаг.
- Прохождение технической комиссии.
- Устранение всех замечаний.
- Повторная проверка.
После этого может потребоваться облёт воздушного судна. Сделать это можно как самостоятельно, так и с привлечением летчика-испытателя. И разумеется, если у вас не автожир, а полноценный вертолет, то найти себе испытателя вы не сможете. Если техническая комиссия пройдена, то выдается соответствующее заключение. И уже на основании этого заключения выдается сертификат летной годности. Кстати, этот сертификат нужно еще и продлевать. Но углубляться в эту тему мы сегодня не будем.
И не стоит забывать о том, что вам еще придётся получить удостоверение пилота. А это отдельная и очень большая тема для разговора.
О водном транспорте
Регламент тут примерно такой же, как и с воздушным транспортом. Вам не придётся регистрировать резиновую лодку, которая:
- Весит меньше 200 килограмм.
- Не имеет мотора.
- Имеет мотор, но мощностью менее 8 кВт.
Если же вы выходите за пределы этих условий, возникает очередная проблема. Это специальный транспорт на воде. Владелец транспорта будет вынужден получать специальное удостоверение, на право управления маломерными судами. Обучение проходит на базе ГИМС, там же придётся и регистрировать своё маломерное судно.
Естественно, для получения разрешения на управление, придётся пройти:
- Обучение.
- Тестирование.
Вся программа состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя изучение:
- Специфики устройства маломерных судов.
- Классификации судов.
- Правил стоянки.
- Гидрометеорологии.
- Радиосвязи и т.п.
И это далеко не полный список. В дополнение к теоретической части, используется и практическая. На практике вам придется проходить всё то, что вы изучали на теории. На данный момент практические занятия в ГИМС-ах чаще всего проводятся на тренажерах. Впрочем, в отдельных регионах занятия могут проводиться и на реальных маломерных судах.
Стоит помнить еще и о том, что маломерные суда имеют несколько разрядов. И даже на этом проблемы не заканчиваются. Существуют разрешенные районы плавания (они везде разные). Углубляться в процесс регистрации такого судна мы сейчас не будем. Перейдем к завершающей части.
Как получить права на броневик?
В данном контексте мы рассматриваем исключительно одну бронемашину, под названием БРДМ. Это один из самых доступных броневиков для гражданского оборота на данный момент. В общих чертах, система предельно простая:
- Страхование специальной техники.
- Получение регистрационных номеров.
- Получение прав.
- Прохождение технического осмотра.
Вот только БРДМ это не легковушка. Страховые компании оформляют полиса для "тракторов". Расширенную страховку получить скорее всего не удастся.
Страховка тут первична. После чего транспортное средство регистрируется. Но не в ГИБДД, а в ГосТехНадзоре. Обратите внимание на их портал, там описана подробная инструкция для всех владельцев самоходной техники.
Для управления БРДМ необходимо получить:
- Удостоверение тракториста-машиниста.
- Категорию С.
И категория С именно тракторная. Для ее получения придётся пройти еще одну программу обучения. Однако, у граждан, желающих передвигаться на броневике, обычно особых проблем с этим не возникает.
Заключение
На этом пожалуй и закончим. Сегодня вы узнали о том, как определяется транспортное средство в законодательстве Российской Федерации. А заодно, кратко ознакомились с регламентом получения прав на транспортные средства разных видов. Естественно, это слишком объемная тема, чтобы охватить ее одной публикацией. Поэтому поговорим об этом в следующих статьях. Будем надеяться, информация была для вас полезной. Ну а на сегодня всё.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.