Написать ответ на вынесенное представление прокурора
Прокуратура является надзорным органом, которые разрешает множество различных вопросов. Лицо или организация может получить представление прокурора, на который желательно дать ответ, чтобы предотвратить негативные последствия. В данной статье мы поговорим, как дать обоснованный ответ на представление прокурора.
Прокуратура как надзорный орган
На сегодняшнее время прокуратура имеет довольно широкую компетенцию в сфере контроль-надзорных функций. Так обыватели часто считают, что прокуроры учувствуют только в судебных процессах по уголовным делам, но на самом деле их деятельность гораздо шире. Так, например, прокуратура занимается проверкой законности принятия решений государственных органов, следит за их деятельностью. В прокуратуру может обратиться любой человек с жалобой на какой-либо государственный орган. Таким образом, прокуратура – достаточно большой орган с широким объёмом полномочий.
Прокуратура учувствует только за принятием решений государственных органов, организаций и физических лиц, прокуратура не занимается, например, надзором за принятием законов. Прокуратура – это централизованная система государственной власти, которая надзирает за соблюдением законодательства Российской Федерации, но не охватывает принятие самих законов.
При этом несмотря на то, что прокуратура в некотором роде по функциям похожа с некоторыми органами исполнительной власти, прокуратура не относится к данной ветви власти, как и к любой другой. Главное отличие прокуратуры от любых других органов исполнительной власти – отсутствие управленческих решений. Прокуратура не управляет государственными делами, она только надзирает за этими делами.
Что такое представление прокурора?
Представление по сути является одним из видов актов прокуратуры, который именуют актом реагирования. При этом стоит разделить такие представления на надзорные и ненадзорные. В первом случае таковыми будут являться представления, которые связаны с надзорной деятельности, другие же наоборот на связаны с такой деятельностью. Далее мы об этом еще более подробно поговорим.
Представление, которое реализуется в рамках прокурорского надзора – это акт, который был вынесен прокурором, и в котором содержатся положения о нарушении законов лицом или органом, в отношении которого было вынесено данное представление. В представлении указываются сроки и требования по устранению нарушений законодательства, а также различные основания привлечения к ответственности (зачастую дисциплинарной) лиц, которые допустили данные нарушения. Представления всегда составляются в письменной форме и носят официальный характер, неисполнения представления, как правило, приводит к серьезным конфликтам между органами.
Как мы видим представление является комплексным актом, в нем указывается сразу несколько различных предписаний. В большинстве случаев представление адресуется не на одно нарушение, а сразу на определенную группу нарушений, которые требуют устранения. Иногда случается, что оно направлено и на одно нарушение, которое было выявлено в ходе прокурорской проверки, тем не менее чаще всего предметом представления является сразу группа разнородных нарушений законов.
В представлении, как правило, указываются далеко не только сами факты правонарушений, но и различные условия, ставшие причиной совершения данного деяния, а также само требования по его устранению. В представлении могут содержаться конкретные меры, которые должны приниматься для устранения данных нарушений.
Представления является единственным актом, принимаемым прокурором, где прокурор может самостоятельно ставить вопрос о привлечении лица к ответственности. Ответственность выражается в материальной и дисциплинарной форме.
Сама комплексность является важнейшей особенностью представления, так как это одновременно решает несколько задач, направленную на реализацию конкретной цели. Данной целью является разработка мер по устранению нарушения закона, а также по контролю их реализации. После такой реализации устраняются нарушения, и нарушитель действует в установленной законом форме.
Само представление имеет закрепленную структуру, которая обязательно для каждого акта данного вида. Само представление состоит из четырех элементов:
- Вводный. Здесь указываются все необходимые реквизиты, то есть орган, к которому направляется то самое представление.
- Описательный элемент. Здесь указывается собственно сами факты нарушения законов. Здесь характеризуется сама законность деятельность объекта прокурорского надзора, причем может браться как деятельность целиком, так и определенная часть данной деятельности. Данный элемент начинается с источника получения информации, из-за которой была инициирована прокурорская проверка, далее уже излагаются сами нарушение, их тяжесть, объём вреда, время совершения данных правонарушений. Такой объём информации довольно важен, во-первых, становится понятна суть самих правонарушений, во-вторых, это оказывает тактическое воздействие на поднадзорные объекты.
- Мотивировочный элемент. Данный элемент направлен на анализ условий, ставших причинами совершения правонарушения. Причины указываются отдельно, при этом обычно описывается как их фактическая, так и юридическая часть. Кроме того, есть основные нарушения законности, то есть фактически совершенные правонарушения, а также примыкающие, где указываются условия, ставшие причинами совершения основного правонарушения.
- Заключительный элемент. Данный элемент делится на три части:
- требовательная – здесь прокурор указывает требования по устранения нарушений законодательства, и могут указываться сами меры по их устранению;
- карательная – содержатся положения о привлечении конкретных лиц к ответственности;
- распорядительная – указание на то, что представление должно быть рассмотрено в определенный срок (один месяц), в течение этого же времени устраняются нарушения закона и предупреждается совершение новых нарушений. Принятые меры должны указываться в письменном виде и быть направлены прокурору.
В конце представления имеются реквизиты с датой вынесения, данными о прокуроре проводившего проверку и выносившего представления.
Представления направляются любому лицу, которое сможет повилять на устранение данных правонарушений (это может быть, как сам орган, так и вышестоящий орган). Особенностью представления также можно считать его направленность, которая заключается в направлении не конкретному лицу, допустившему нарушению, а всему поднадзорному субъекту.
Практика незаконных решений прокуратуры
Предполагается, что судьи и прокуроры должны показывать обществу пример защиты прав человека, а это означает, что их действия должны соответствовать стандартам в области прав человека. Обязательства в отношении профессиональной честности, такие как принятие решений, основанных на применении правовых норм, через правовое обоснование и нахождение фактов, основанных на доказательствах и анализе, и выполнение своих профессиональных обязанностей без внешнего давления или вмешательства со стороны правительства или парламента, являются центральными к их работе. В 2013 году Специальный докладчик ООН по положению правозащитников, однако, предупредил, что «пространство для гражданского общества и правозащитников заметно сокращается в определенных регионах мира» из-за «применения правовых и административных положений или неправильного использования судебная система с целью криминализации и стигматизации их деятельности».
В России судьи и прокуроры все чаще участвуют в том, чтобы заставить замолчать правозащитников. Хотя равенство сторон и право на состязательный процесс являются гарантиями российской Конституции, во многих случаях обнаруживаются глубокие недостатки в системе уголовного правосудия и грубые неправомерные действия судебной власти и прокуратуры. Это включает использование сфабрикованных доказательств, принудительных признаний и безнаказанности лиц, совершивших преступления. В то же время обе профессии сознательно ориентированы на активистов. Генеральная прокуратура в 2013 году запустила общенациональную кампанию чрезвычайных и необъявленных проверок организаций гражданского общества. Кампания была направлена на то, чтобы запугать и заставить правозащитников зарегистрироваться в реестре «иностранных агентов». Генеральная прокуратура поручила прокурорам более низкого ранга провести обыск, в сотрудничестве с министерством юстиции, федеральной налоговой службой и другими правительственными учреждениями, правозащитными группами и неправительственными организациями, которые получают иностранное финансирование. Инспекции были беспрецедентными по своим масштабам и объему. В истории современной России никогда не было такой масштабной кампании против юридических лиц. По данным Генеральной прокуратуры, только за первые шесть месяцев 2013 года прокуроры обыскали около 1000 неправительственных организаций. Отчет, опубликованный «Закрытым обществом», документирующий более 300 таких проверок, показал, что они были направлены в первую очередь на российские организации гражданского общества и российские отделения иностранных правозащитных организаций.
Судьи регулярно выступают на стороне прокуроров и признают обвиняемых без переоценки доказательств. Доказательства, полученные следственными органами, обычно считаются правдивыми и последовательными, в то время как показания защиты отклоняются как ненадежные. ЕСПЧ неоднократно заявлял, что право на справедливое судебное разбирательство является одним из наиболее часто нарушаемых прав России, причем поразительное количество дел происходит с Северного Кавказа. В случае Сурена Газаряна и Евгения Витишко, членов Экологического дозора на Северном Кавказе, активисты выявили нарушения законов об охране окружающей среды в преддверии Олимпиады в Сочи, за что им было предъявлено обвинение в нанесении ущерба имуществу, и они были приговорены к трем годам в тюрьме. Их имена стали синонимами судебного преследования правозащитников и экологических активистов в России, уголовные обвинения были широко расценены как месть за их работу. Г-жа Газарян и г-н Витишко протестовали против ограды, которая была незаконно построена в лесу, и на ней были нарисованы баллончики с краской «Это наш лес». Ограда окружала резиденцию господина Ткачева, тогдашнего губернатора Краснодарского края, а ныне федерального министра сельского хозяйства. Их аргумент о том, что забор был построен незаконно, был отклонен судом как несущественный без какой-либо дальнейшей проверки. На досудебной стадии государственный обвинитель даже отрицал само существование забора в ответ на жалобу, поданную обоими активистами. Ограда окружала резиденцию господина Ткачева, тогдашнего губернатора Краснодарского края, а ныне федерального министра сельского хозяйства. Их аргумент о том, что забор был построен незаконно, был отклонен судом как несущественный без какой-либо дальнейшей проверки. На досудебной стадии государственный обвинитель даже отрицал само существование забора в ответ на жалобу, поданную обоими активистами. Ограда окружала резиденцию господина Ткачева, тогдашнего губернатора Краснодарского края, а ныне федерального министра сельского хозяйства. Их аргумент о том, что забор был построен незаконно, был отклонен судом как несущественный без какой-либо дальнейшей проверки. На досудебной стадии государственный обвинитель даже отрицал само существование забора в ответ на жалобу, поданную обоими активистами.
Обоснованный ответ на представление прокурора
После того как было получено прокурорское представление об устранении нарушений, составляется ответ в письменной форме. В нем указываются причины, являющиеся основаниями для нарушения закона.
В тех случаях, когда уполномоченное лицо считает, что представление вынесено незаконно, в ответе должно быть указано, на каком основании получатель представления с ним не согласен. Важно! Одним из вариантов реагирования на представление является оставление его без ответа. Однако следует помнить, что в этом случае при наступлении срока, указанного в полученном документе, должностное лицо будет приглашено в Прокуратуру для беседы. Альтернативой такого варианта является обращение представителя прокуратуры в суд. В этом случае должностное лицо будет приглашено в качестве ответчика. Существует несколько рекомендаций, которыми следует пользоваться при составлении ответа на представление: В начале документа необходимо указывать реквизиты представления, которое было вынесено.
Необходимость этого обоснована упрощением работы канцелярии Прокуратуры при получении письменного ответа; Если указанные прокурором нарушения в действительности имели место быть, то должностное лицо должно в кратчайшие сроки собрать объяснительные со всех лиц, которые являются виновными в нарушении законодательства. При необходимости на такие лица должны быть наложены меры ответственности, предусмотренные нормами трудового законодательства; Обратите внимание на то, что в случае пропуска срока привлечения виновных лиц к мерам ответственности их наказание не допускается. Когда в представлении указываются мелкие нарушения, которые к моменту получения документа были устранены, необходимо отразить об этом информацию в ответе. Дополнительно можно приложить документы, которые подтверждают их устранение. Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Особенности составления документа Основная рекомендация при получении от органов Прокуратуры уведомления – не стоит затягивать процедуру его рассмотрения и выполнения указанных в нем требований. Учтите, у лица есть всего месяц для осуществления перечня действий, указанных в уведомлении, составления ответа на представление, а также направления такого ответа в Прокуратуру.
При невыполнении этого алгоритма действий уполномоченное должностное лицо привлекается к установленным мерам ответственности. В случае несвоевременного направления ответа, как ранее уже было сказано, Прокуратура имеет право: вызвать лицо для проведения беседы; обратиться в суд. Первый способ – реагирование на бездействие – заключается в проведении беседы с лицом с целью выяснения того, какие меры были предприняты для устранения всех выявленных нарушений. Также необходимо узнать, в связи с чем ответ на полученное уведомление не был направлен в установленный срок.
Стоит ли обращаться к юристу при получении представления?
Тут все зависит от характера самих правоотношений. Иногда субъект вполне может устранить нарушения, указанные в представления, но далеко не всегда понимают, как это сделать.
Кроме того, важная часть отводится на то, чтобы оформить ответ на полученное представление. Здесь требуется свой подход, так как если не все устранения были устранены (по объективным причинам), то об этом также следует уведомить прокуратуру, дабы было представлено еще время на устранение данных нарушений.
Таким образом, решение всех вопросов строго формальное, а явным специалистом по формальностям является юрист. Поэтому если вы самостоятельно можете решить все проблемы, но обращение к юристу, конечно же, необязательно, тем не менее он существенно облегчит всю процедуру.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.